Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мырзабергенова Ж. Р. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3711–3715. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971069.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема административных правонарушений в области общественного порядка. Анализируются особенности административной ответственности за совершение данных правонарушений. Обозначен перечень составов административных правонарушений, который можно отнести исключительно к общественному порядку. Выделены характерные черты и особенности признаков и свойств, определяющие специфику объекта, субъекта и объективной стороны.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мырзабергенова Жанара Русбаевна,студент 1 курса, юридического факультета, Оренбургского Государственного Университета, очной формой обучения, г.Оренбургzmyrzabergenova@inbox.ru

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок

Аннотация.В статье рассматривается проблема административных правонарушений в области общественного порядка. Анализируются особенности административной ответственности за совершение данных правонарушений. Обозначен перечень составов административных правонарушений, который можно отнести исключительно к общественному порядку.Выделены характерные черты и отличительные особенности признаков и свойств определяющие специфику объекта, субъекта и объективной стороны.Ключевые слова:административное правонарушение, кодекс об административных правонарушениях, субъект, объективная сторона, объект,административный штраф, административная ответственность.

В данной статье рассматривается проблема административных правонарушений в области общественного порядка и административной ответственности за их совершение. На протяжении длительного времени она разрабатывается в отечественной юридической науке, а также тема продолжает оставаться актуальной и сегодня.Важность темы заключается в том, что административная деликтность представляет собой серьезную угрозу правопорядку в Российской Федерации. Административные правонарушения были и остаются наиболее массовыми видами противоправных деяний. Значительная часть из них выявляется органами внутренних дел . Изучение и рассмотрение практики деятельности полиции показывает, что в большинстве случаев совершение таких правонарушений, как мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения, вызывает общественный резонанс, обусловливая тем самым необходимостьоперативной и адекватной реакции со стороны сотрудников ОВД. В свою очередь, происходит законное вмешательство государства в сферу общественного порядка и общественной безопасности. Конституция РФ закрепила демократический и правовой характер государства,признав в качестве высшей ценности права и свободы человека и гражданина и закрепив обязанность государства признавать, соблюдать и защищать их. Таким образом, необходимость регулирования сферы общественного порядка очевидна: данная область требует повышенной стабильности и защиты со стороны государства. Кроме того, такое регулирование, как правило, осуществляется в форме охраны от посягательств различного рода правонарушений. Именно поэтому, законодатель в Кодексе об административных правонарушениях РФ в ст. 2.1, где перечислил задачи законодательства об административных правонарушениях, закрепив тем самым объекты административноправовой охраны, на одном из приоритетных мест указал защиту общественного порядка.Таким образом, мы раскрываем характер административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.Согласно Конституции РФ, существует 4 вида ответственности: уголовная, гражданская, дисциплинарная и административная. Привлечение лица к ответственности предполагает нарушение им предписаний, установленных нормой права.Административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок –это применение в установленном законом порядке уполномоченными органами либо их должностными лицами, установленных административноправовыми нормами главы 20 КоАП РФ санкций к лицу, совершившему административное правонарушение в данной сфере, с целью наказания и пресечения подобных проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами.Говоря об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок, следует подчеркнуть следующее:1)она является одним из элементов общего административноправового регулирования и используется в случаях нарушения или ненадлежащего исполнения общеобязательныхправил поведения, устанавливаемых действующим законодательством и подзаконными административноправовыми нормами;2)административная ответственность распространяется на всех физических и юридических лиц, действующих в регулируемой правилами области. При этом не имеет значения форма собственности, ведомственная или иная форма подчиненности субъектов правонарушения. Следовательно, меры данной ответственности не могут применяться руководителями органов исполнительной власти, государственных предприятий и учреждений в отношении подчиненных им работников;3) меры административной ответственности применяются в случаях правонарушений не всеми органами и должностными лицами, представляющими в общественных отношениях, регулируемых административным правом, исполнительную власть. Действующее законодательство определяет специальных субъектов применения административной ответственности. Как правило, это органы либо должностные лица, в управленческой компетенции которых преобладают правоохранительные функции и полномочия по применению административнопринудительных мер. Такими органами являются суды, а также разнообразные контрольнонадзорные органы и их должностные лица.Основанием административной ответственности является особый вид правонарушения административное правонарушение (гл.2 КоАП РФ).В гл. 4 КоАП РФ закреплены основные правила привлечении к административной ответственности и назначения административных наказаний. Анализ санкций статей гл. 20 КоАП РФ показывает, что мерами административной ответственности за административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок, являются:предупреждение мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица;административный штраф денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей;возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения их принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей;административный арест содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, которая устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток;административное приостановление деятельности временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за совершение административного правонарушения.В качестве субъектов административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок, КоАП РФ выделяет: физических лиц (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), достигших 16 лет и являющихся вменяемыми, юридических лиц и в качестве специальных субъектов выделяет должностных лиц, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, собственников (владельцев) транспортных средств, несовершеннолетних лиц в возрасте от 16 до 18 лет.Таким образом, административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок, можно позиционировать как часть общей административной ответственности. Однако, далее будет показано, что данные административные проступки являются специфическим проявлением посягательств правонарушителей на общественный порядок и общественную безопасность. Вследствие этого со всей уверенностью можно говорить, что данный вид административной ответственности обладает одновременно признаками, характерными как для административной ответственности в целом, так и специфическими, присущими только ей.Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков необходимо определить и юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.Объектом административных правонарушений является: права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарноэпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.Объективная сторона правонарушения это действие либо бездействие, причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства. В составах конкретных правонарушений закреплены различные признаки, но обязательным является действие либо бездействие. Большинство правонарушений выражается в виде действий. Другие признаки могут быть также указаны в конкретной норме. Так, например, с объективной стороны мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение физические и юридические лица. В рамках общего субъекта физического лица КоАП определяет и специальных субъектов. К ним относятся несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч.2 ст.2.3), должностные лица (ст.2.4), военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5), иностранные граждане и лица безгражданства (ст.2.6). Выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности, который определяется КоАП и специальными нормативными актами.РФ Возбуждение дела об административном правонарушении производится по правилам, предусмотренным ст. 28.128.5 Кодекса, соответствующим должностным лицом или прокурором. Это могут быть должностные лица органов внутренних дел; органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления; таможенных органов; прокурор. После возбуждения дела и составления протокола об административном правонарушении дело по правонарушению передаются в арбитражный суд (ст. 28.8 Кодекса) с заявлением соответствующего органа, должностного лица, в котором содержится требование о привлечении лица к административной ответственности. После поступления заявления вместе с протоколом судья выносит определение о принятии дела об административном правонарушении к производству и подготовке его к рассмотрению.По результатам рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление по делу об административном правонарушении, принятое судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, вступает в законную силу.В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушенииили на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу.Таким образом, в заключении хочется сказать, что в результате проведенного исследования на данную тему определено место и роль уполномоченных государственных органов в регулировании области общественного порядка путем анализа действующего законодательства, охарактеризована административная ответственность в области общественного порядка с помощью анализа работ теоретиков и практиков в области административного права, рассмотрены конкретные составы правонарушений,посягающих на общественный порядок посредством использования теоретических знаний науки административного права, проанализированы общие вопросы и некоторые особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок, ведь общественная безопасность это состояние реальной действительности, исключающее возможность причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу и живой природе, поскольку оно контролируется разумной волей человека, руководствующегося в своих действиях соответствующими правилами и нормами.ЗаконодательствоРФ об административных правонарушениях исходит из определенных постулатов, средикоторых основополагающим является постулат равенства перед законом физических и юридических лиц, согласно которому физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Ссылки на источники1.КонституцияРоссийскойФедерации:(принятанавсенародномголосовании12дек.1993г.)//Собр.законодательстваРос.Федерации.

1994.

№1.

Ст.1;2.КодексРоссийскойФедерацииобадминистративныхправонарушениях[от30декабря2001г.N195ФЗ]//СобраниезаконодательстваРоссийскойФедерации.

2002..N1.

Ст.13.Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. —9е изд., перераб. и доп. —М.: Издательство Юрайт, 2016. —937 с. Зеленцов А. Б.4.Административное право России: учебник. —2е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. –М.: Проспект, 2015. –560 с.5.Административнопроцессуальное право России: учебник / А. Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А. И. Стахов. —М.: Издательство Юрайт, 2016. —341 с.