Тенденции развития медиапотребления в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гущина С. С., Кий А. Ю. Тенденции развития медиапотребления в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4116–4120. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971150.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию медиасреды и медиапотребления в российском обществе. На основе анализа результатов общероссийского социологического исследования «Медиапотребление в России» показана динамика и особенность трансформации медиасреды, представлены некоторые тренды медиапотребления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гущина Светлана Сергеевнастарший преподаватель кафедры экономики предпринимательства Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г.Бийскsvetikru@list.ru

Кий Анна Юрьевнастудент кафедры экономики предпринимательства Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», г.Бийскanyuta.kij@mail.ru

Тенденции развития медиапотребления в России

Аннотация.Статья посвящена описанию медиасреды и медиапотребления в российском обществе. На основе анализа результатов общероссийского социологического исследования «Медиапотребление в России»показана динамика и особенность трансформации медиасреды, представлены некоторые тренды медиапотребления.Ключевые слова:медиапотребление, медиаактивность, медиаисточники, контент,медиасфера.

На сегодняшний день уровень развития технологий и возможностей передачи данных позволяет говорить о безграничности информационного пространства. В связи с расширением каналов коммуникаций происходят значительные изменения в формах получения, обмена, передачи и потребления информации.Расширение каналов коммуникаций, с одной стороны создает для бизнеса комфортные условия развития, обеспечивая свободный доступ к любой целевой аудитории. С другой стороны, потребитель становится более требовательным к качеству получаемой информации, и заслужить его лояльность становится все сложнее.Общий объем медиапотребления россиян в последние годы увеличился (в среднем каждый третий россиянин отмечает рост медиапотребления).Это произошло, в основном, за счет электронных носителей, так как россияне стали больше читать электронные книги и следить за новостями в Интернет. Потребление печатных изданий, телевидения и радио, наоборот, сократилось. При этом Интернет россияне считают наиболее полезным медиа, а его активные пользователи с большей лояльностью относятся к рекламе, чем люди, редко выходящие в онлайн.Изменение индекса медиаактивности за 20152016 годы представлено в таблице 1[1].Таблица 1Изменение индекса медиаактивности за 20152016 гг.

Наименование ресурса20152016ДинамикаИнтернет61%62%+1п.п.электронные книги31%31%0 п.п.радио7%4%+3 п.п.телевидение5%8%3 п.п.печатные книги9%16%7п.п.печатные СМИ17%24%7 п.п.

Индекс медиаактивности посещения Интернета самый высокий из всех прочих медиаканалов (62%), что отражает тенденцию к вытеснению интернет–потреблением остальных медиа.Результаты анализа продолжительности использования медиаисточников в 2016 году представлены в таблице 2[1].Таблица 2Продолжительность использования медиаисточников (2016 г.)

Наименование ресурсаПродолжительность использованияв рабочий деньв выходнойвремяотличие от 2015 г.времяотличие от 2015 г.телевидение2 часа 10 минут7 минут3 часа 35 минутбез измененийИнтернет3 часа 42 минуты18 минут4 часа 24 минуты7 минутрадио1 час 33 минуты3минуты1 час 25 минут2 минутыпечатные издания26 минутбез изменений35 минут1 минута

Наибольшее количество времени россияне тратятна Интернет.Характер Интернетактивности зависит от устройства, через которое пользователи подключаются к Интернету. Так, через стационарный компьютер и ноутбук большинство населения выходит в сеть часто и на продолжительное время.Проведенные исследования позволили выявить ТОП3 наиболее популярных рубрик в каждом медиаисточнике:–телевидение:1)новостная информация;2)кино;3)сериалы;–Интернет:1)поисковые системы;2)новости, просматриваемые через личный профиль в социальных сетях;3)неформальное общение (электронная почта, форумы, блоги, социальные сети –с концентрацией общения в мессенджерах);–радио:1)новостная информация общего характера;2)русская музыка;3)зарубежная музыка;–печатные СМИ:1)новостная информация общего характера;2)общественнополитическая информация;3)научнопознавательная информация.Таким образом, самымпопулярным контентом медиапотребления являются новости. Это связано с нестабильностью экономической и политической ситуации в стране и мире. В рамках проведенного исследовательским центром «Делойт»комплексного исследования было установлено, сколько в среднем времени проводят россияне, читая или слушая новости:1) телевидение:–среднее количество просмотров –4,7 раза в неделю;–средняя продолжительность просмотра –1 час 9 минут;2) Интернет:–среднее количество просмотров –4,3 раза в неделю;–средняя продолжительность просмотра –3 часа 34 минуты;3) радио:–среднее количество просмотров –2,4раза в неделю;–средняя продолжительность просмотра –37минут;4) печатные СМИ:–среднее количество просмотров –3,5раза в неделю;–средняя продолжительность просмотра –37 минут[2].Главным источником новостей о событиях в стране для большинства наших сограждан попрежнему остается телевидение, однако его популярность снижается (62% в 2015 г., 57% в 2016 г.)Несмотря на снижение интереса, телепередачи центральных каналов остаются в лидерах рейтинга доверия средствам массовой информации: три четверти россиян (75%) им верят. Показатель региональных ТВ ниже (65%). Другие же СМИ вызывают доверие менее чем у половины опрошенных [3].Несмотря на то, что телевидение пока остается основным и наиболее авторитетным источником информации, новые медиа (в частности Интернет) имеют широкие перспективы.Интернет –это, безусловно, тренд. И задача медиа –идти туда, где есть потребитель. По мнению аналитиков в Интернете люди ищут тот же самый контент, те же самые ТВканалы, люди посещают теже самые сайты газетных изданий, что и оффлайн, поэтому говорить о том, что люди отказались от традиционных медиа и ушли в Интернет, не совсем верно. Во многом это те же самые медиа, но уже в цифровой среде. В результате это вызывает перераспределение медийных инвестиций из традиционных СМИ в Интернет [4]. Основным источником дохода СМИ в России сегодня (да и в мире в целом) является рекламная деятельность.На апрель 2017годалидирующие позиции в рекламной деятельности занимает телевидение (около 46% в общем объеме). На втором месте находится Интернетреклама (на ее долю приходится около 36%). Третье место отводится наружной рекламе (9% от общего объема). На четвертой позиции находятся печатные СМИ (5% от общего объема). Радиореклама заняла пятую позицию в общем рейтинге (около 4% в общем объеме).Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС составил363,6млрд.руб. Телевидение остается доминирующим медиа исоставляет 165,4 млрд.руб., а Интернет продолжает динамичный рост (128,2 млрд.руб.), при котором он находится на втором месте по объему.По исследованию InternetAdvertising Bureau, рекламу в Интернетодобряют почти 60% потребителей, около 30% против нее не возражают и лишь порядка 10% не приемлют.На сегодня реклама в традиционных изданиях становится менее востребованнойрекламодателями. Это изза того, что объем аудитории современных печатных газет в большинстве своем превышает объем аудитории электронных изданий. В свою очередь, важным для рекламодателей является и наличие большого опыта по продвижению товаров и услуг с помощью традиционной прессы, а реклама в электронных изданиях еще только осваивается. Однако в современных условиях, по мере увеличения аудитории, повышение спроса на электронную прессу и накопления опыта работы с ней, весьма вероятно изменение соотношения использования печатных и электронных изданий для эффективной деятельности рекламы.Фонд «Медиастандарт» опубликовал рейтинг 85 российских регионов по уровню развития института массовой информации, так называемый«Индекс развития медиасферы».Для расчета Индекса было использовано в общей сложности 50 различных индикаторов, разделенных на 5 подиндексов:1)состояние инфраструктуры и среды для работы СМИ (10 индикаторов);2)влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу СМИ (10 индикаторов); 3)уровень доступа к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию (11 индикаторов);4)состояние самих СМИ (11 индикаторов);5)состояние медиаконтента (8 индикаторов).Индикаторы рассчитывались на основе публичной региональной и федеральной статистики, и специально собранных для этого исследования статистических данных различных организаций, экспертных оценок и массового социологического опроса во всех регионах страны (всего опросили 34 тыс. человек).По значению индекса развития медиасферы в Российской Федерации регионы были распределены на четыре группы:А –положительный уровень. Как правило, регион характеризуется следующим состоянием: в нем развита инфраструктура, власть и бизнес активны во взаимодействиис обществом через СМИ, в регионе есть большой запрос на качественную информацию.В –удовлетворительный уровень. Как правило, регион характеризуется следующим состоянием: он обладает необходимой инфраструктурой, бизнес и власть в разной степени активны вовзаимодействии с обществом через СМИ, у аудитории снижен спрос на качественную информацию, а независимые СМИ испытывают ограничения.С –неудовлетворительный уровень. Как правило, регион характеризуется следующим состоянием: он обладает слабой инфраструктурой, бизнес и власть неактивны во взаимодействии с обществом через СМИ, в регионе существует низкий спрос на качественную информацию, независимые СМИ функционируют плохо или подавляются.D–критический уровень. Как правило, характеризуется следующим состоянием: регион обладает слабой инфраструктурой для функционирования института СМИ, организации пассивны во взаимодействии с обществом через СМИ, независимые СМИ подавляются, в регионе не зафиксирован запрос от аудитории на качественную информацию [3].Рейтинг «А» получили восемь регионов с положительным состоянием института массовой информации, рейтинг «B» получил 31 регион с удовлетворительным уровнем института массовой информации, рейтинг «C» пришлось присвоить 37 регионам с неудовлетворительным состоянием института массовой информации (в данную группу попал Алтайский край), рейтинг D исследователи присвоили 9 регионам с критическим уровнем состояния института массовой информации.Исследование показало, что только в 39 регионах страны наблюдается достаточный уровень для полноценного функционирования института массовой информации, тогда как в остальных 46 в лучшем случае развиты отдельные аспекты этого института.

Ссылки на источники1.Медиапотребление в России: ключевые тенденции (2016 год). –[электронный ресурс] // Режим доступа: http://marketologi.forumbook.ru/t489topic. –[Дата обращения 30.04.2017]2.Медиапотребление в России: ключевые тенденции(2015 год). –[электронный ресурс] // Режим доступа:https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technologymediatelecommunications/ru_media_consumption_in_Russia_2015_ru.pdf. –[Дата обращения 30.04.2017]3.Медиапотребление сегодня: пять основных фактов. –[электронный ресурс] // Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116026. –[Дата обращения 30.04.2017]4.Рынок печатных и электронных СМИ России 2017: проблемы, перспективы, антикризисные решения. –[электронный ресурс] // Режим доступа: http://planetasmi.ru/izdatelskijbiznes/47319rynokpechatnykhielektronnykhsmirossii2017problemyperspektivyantikrizisnyeresheniyadokladprezidentaarppdmitriyamartynova. –[Дата обращения 30.04.2017]5.Отраслевой доклад «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2016». –[электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.unkniga.ru/images/docs/2016/dokladrosperiodpechat2016.pdf. –[Дата обращения 30.04.2017]