Гендерные особенности амплитуды основных ритмов ЭЭГ у студентов ЧГУ при фоновой регистрации ЭЭГ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Морякина С. В., Хатуева Я. Р., Абумуслимов С. С. Гендерные особенности амплитуды основных ритмов ЭЭГ у студентов ЧГУ при фоновой регистрации ЭЭГ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4141–4145. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971155.htm.
Аннотация. В работе исследована средняя амплитуда основных ритмов электроэнцефалограммы студентов и студенток ЧГУ. Для регистрации электроэнцефалограммы использовали компьютерную программу «Нейрон-Спектр 1». Запись электроэнцефалограммы производили в 8 монополярных отведениях в фоновом режиме (глаза закрыты). Средняя амплитуда высокочастотного бета-ритма и тета-ритма в правом полушарии была достоверно выше у студентов. Средняя амплитуда альфа-ритма, низкочастотного бета-ритма и дельта-ритма не имела статистически значимых различий. Таким образом, у студентов и студенток в возрасте от 16 до 21 года существуют гендерные различия по средней амплитуде некоторых ритмов ЭЭГ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хатуева Яха Руслановна,студентка 3 курса биологохимического факультета, Чеченский государственный университет, г. Грозныйkhatueva1996@mail.ru

Абумуслимов Саидхамзат Саидмагомедович,к.б.н., доцент кафедры «Физиология и анатомия человека и животных», биологохимический факультет, Чеченский государственный университет, г. Грозныйsaidkhamzatabumuslimov@gmail.com

Морякина Светлана Васильевна,к.б.н., доцент кафедры «Физиология и анатомия человека и животных», биологохимический факультет, Чеченский государственный университет, г. Грозныйs.moriakina@yandex.ru

Гендерные особенности амплитуды основных ритмов ЭЭГ у студентов ЧГУ при фоновой регистрации ЭЭГ

Аннотация. Вработе исследована средняя амплитуда основных ритмов электроэнцефалограммы студентов и студенток ЧГУ. Для регистрации электроэнцефалограммы использовали компьютерную программу «НейронСпектр1». Запись электроэнцефалограммы производили в 8ми монополярныхотведениях в фоновом режиме (глаза закрыты). Средняя амплитуда высокочастотного бетаритма и тетаритма в правом полушарии была достоверно выше у студентов. Средняя амплитуда альфаритма, низкочастотного бетаритма и дельтаритма не имели статистически значимых различий. Таким образом, у студентов и студенток в возрасте от 16 до 21 года существуют гендерные различия по средней амплитуде некоторых ритмов ЭЭГ.Ключевые слова:ЭЭГ, средняя амплитуда, альфаритм, бетаритм, дельтаритм, тетаритм, мозг.

Исследование с помощью методов электроэнцефалографии позволяет выявить возрастные, половые различия в развитии и в работе головного мозга[2]. Дает возможность оценить функциональное состояние мозга.Показано, что свозрастом меняются почти все ритмы ЭЭГ [4,6]. Данные относительно половых различийритмов ЭЭГ неоднозначны. По одним данным [6]у женщин и мужчин в возрасте 2039 лет отсутствуют различия в индексах всех ритмов, амплитуде и частоте всех ритмов ЭЭГ. Напротив, другие авторы [4,5]отмечаютналичие незначительных отличий между полами. Вработе Каримовой с соавторами [3]исследовались особенности биоэлектрической активности мозга современных студентов. В качестве психофизиологических методов использовался метод электроэнцефалографии (ЭЭГ). Установлено превышение показателей амплитуды αритма у студентов, низкие показатели индекса αритма и выявлены патологические феномены ЭЭГ. Выявлены изменения биоэлектрической активности, отличающиеся от данных этой возрастной группы прошлого столетия. Эти изменения, как полагают авторы, характеризуют незрелость мозговых структур, которые определяют эмоциональноволевую регуляцию поведения личности. В последнее время стало возможным более детальное исследование ЭЭГ, в связи улучшением возможностей обработки ЭЭГ. Появилась возможность оценки созревание мозговых структур, что очень важно для оценки адаптации школьников и студентов к учебной нагрузке. На кафедре физиологии проводятся исследования психофизиологическихфункцийголовного мозга у студентов [1]. Исследованиеже характеристик ЭЭГранее не проводилось. Отсутствуютданные показателей амплитуд основных ритмовЭЭГ, характеризующие региональные особенности биоэлектрической активности головного мозга у студентов, юношей и девушек ЧР.Такие данные могли быть учтены в процессе учебной деятельности студентов для определения учебной нагрузки, а также в воспитательной и социальнопсихологическойработе со студентами.Таким образом, исследования показателей ЭЭГ жителей ЧР представляют практический интерес.Электроэнцефалографическое исследование проводилось на 8канальном электроэнцефалографе «НейронСпектр 1».Программа «НейронСпектр 1» проводит автоматический анализ основных параметров ЭЭГ (амплитуды, частоты, индексов и пр.).

Методика экспериментального исследования представляла собойпроведение стандартизированной записи в 8канальном режиме по международной системе «1020G.G. Jasper». Исследование проводилось в монополярном режиме с использованиемфункциональных проб: фоновой ЭЭГ.Запись ЭЭГ у обследуемого производили в состоянии полного расслабления и покоя. При этом испытуемый сидит на стуле с закрытыми глазами.Продолжительность регистрации ЭЭГ равнялась 2 минутам.Нижняя граница частот составляла 0,5 Г ц, а верхняя –35 Гц. Полоса пропускания –500 Гц.Исследование проводилось на базе Центра коллективного пользования (ЦКП) ЧГУ. В исследовании участвовали студенты 15курсов биологохимического факультета ЧГУ

10 студентов (5юношей, 5девушек) в возрасте 1621 лет. Сравнение средней амплитудыальфаритма у студенток и студентов показывает, что в левом и правом полушариях этотпоказательне имеет статистически значимых различий (табл.1). Эти данные согласуются с литературными[6]. Таблица 1Амплитуда альфаритма ЭЭГ у студентов и студенток в левом и правом полушариях

ГруппыЛевое полушариеПравое полушариеСредняя амплитуда, мкВСредняя амплитуда, мкВстуденты13,8±2,4813,6±2,62студентки9,8±1,7412,2±3,06Достоверностьр>0,05р>0,05

Исследование средней амплитуды низкочастотного бетаритма у студенток и студентов показывает, что она в левом и правом полушариях не имеет статистически значимых различий (таб. 2).Таблица 2Амплитуда низкочастотного бетаритма ЭЭГ у студентов и студенток

ГруппыЛевое полушариеПравое полушариеСредняя амплитуда, мкВСредняя амплитуда, мкВстуденты10,0±2,977,6±1,21студентки4,6±0,255,2±0,37Достоверностьр>0,05р>0,05

Средняя амплитуда высокочастотного бетаритма у студентов в правом полушарии достоверно выше, чем у студенток в правом полушарии(табл.3).

Таблица 3Амплитуда высокочастотного бетаритма у студентов и студенток

ГруппыЛевое полушариеПравое полушариеСредняя амплитуда, мкВСредняя амплитуда, мкВстуденты13,0±5,198,4±0,93студентки5,4±0,515,6±0,51Достоверностьр>0,05р<0,05*

Таким образом, у студентов высокочастотный ритм оказался достоверно выше в правом полушарии, чем у студенток. Это может указывать на то, что у студентов –лиц мужского пола –более активным является правое полушарие, а у студенток –оба полушария не отличаются по активности. Некоторые авторы также указывают на то, что у мужчин правое полушарие может быть более активным. Бетаритмхарактеризуетболее активноесостояниеголовного мозга. Средняя амплитуда дельтаритма у студенток и студентов в левом и правом полушариях не имела статистически значимых различий(табл.4). Дельтаритм характеризует менее активное функциональное состояниеголовного мозга.



Таблица 4Амплитуда дельтаритма ЭЭГ у студенток и студентов

ГруппыЛевое полушариеПравое полушариеСредняя амплитуда, мкВСредняя амплитуда, мкВстуденты12,2±5,5810,8±4,21студентки6,8±0,867,4±0,75Достоверностьр>0,05р>0,05

Средняя амплитуда тетаритма у студентов в правом полушарии была достоверно выше, чем у студенток(табл.5). Некоторые авторы считают, что тетаритм может увеличиваться, например, при умственной работе или может отражать влияние на кору полушарий со стороны лимбической системы.Таблица 5Амплитуда тетаритма ЭЭГ у студентов и студенток

ГруппыЛевое полушариеПравое полушариеСредняя амплитуда, мкВСредняяамплитуда, мкВстуденты9,2±2,679,3±1,25студентки5,4±0,45,8±0,49Достоверностьр>0,05р<0,05*

Таким образом, существуют половые различия в показателях средней амплитуды бетаи тетаритмов ЭЭГ у студентов и студенток. У студентов в правомполушариидостоверно выше средняя амплитуда высокочастотного бета, и тетаритма. ЗаключениеВ работе исследована средняя амплитуда основных ритмов электроэнцефалограммы студентов и студенток ЧГУ. Для регистрации электроэнцефалограммы использовали компьютерную программу «НейронСпектр 1». Запись электроэнцефалограммы производили в 8ми монополярных отведениях в фоновом режиме (глаза закрыты). Средняя амплитуда высокочастотного бетаритма и тетаритма в правом полушарии была достоверно выше у студентов. Средняя амплитуда альфаритма, низкочастотного бетаритма и дельтаритма не имели статистически значимых различий. Таким образом, у студентов и студенток в возрасте от 16 до 21 года существуют гендерные различия по средней амплитуде некоторых ритмов ЭЭГ.

Ссылки на источники1.Абумуслимов С.С. Гендерные особенности некоторых показателей произвольного внимания у студентов ЧГУ/С.С. Абумуслимов//Вестник Чеченского государственного университета, 2014. №1. –С.7174.2.Звездочкина Н.В. Исследование электрической активности головного мозга. Учебнометодическое пособие/Н.В. Звездочкина.–Казань: Казанский унт. 2014. –59 с.3.Каримова Р.Б.Электроэнцефалографическая характеристика психической деятельности современных студентов/Р.Б. Каримова, Г.И. Казахбаева, Р.А. Авдеева//Материалы XXXVII Международной научнопрактической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи». Новосибирск, 17 февраля 2014. –381 с.4.Кирой В.Н. Физиологические методы в психологии(учебное пособие)/ В.Н. Кирой.–РостовнаДону: Издво ООО «ЦВВР», 2003. –224 с.5.Лаврова О.В.Поли мозг: спектральный анализ ээг при восприятии смысла текстов/О.В. Лаврова, В.Ф Пятин//Психология, 2000,(1). –С. 2723.6.Нуретдинова З.Г. Особенности динамики биологического возраста у спортсменовлыжников. Автореферат на соискание ученой степени канд. мед. наук/З.Г. Нуретдинова.–М., 2008. –25 с.