Роль информационных ресурсов в социализации людей с ограниченными возможностями

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дьяконова Д. А. Роль информационных ресурсов в социализации людей с ограниченными возможностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4211–4215. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971169.htm.
Аннотация. Статья посвящается исследованию роли сетевых ресурсов в жизни инвалидов. Рассмотрены основные области применения Интернета для людей с ограниченными возможностями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дьяконова Дарья Александровна,студентка социальногуманитарного факультета Донского Государственного Технического Университета,г. РостованаДонуdiakonova98@rambler.ru

Рольинформационных ресурсов всоциализации людей сограниченными возможностями

Аннотация. Статья посвящается исследованию роли сетевых ресурсов вжизни людей инвалидов.Рассмотрены основные области применения Интернета для людей с ограниченными возможностями. Ключевые слова: Виртуальная реальность, Интернет, киберпространство,ОВЗ.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерацииот 24.11.1995 N 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» ,люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:обеспечение бесплатной медицинской помощью,пользованиебеспрепятственным доступом к информационным услугам,получение образования ,получение доступа к социальной инфраструктуре; обеспечение жилой площадью, право на труди т.д. Люди с инвалидностью ни в чем не должны чувствовать свою ограниченность ,они должны иметь полный доступ к коммуникационным и информационным технологиям, это такое же право людей с ОВЗ ,как и право на доступ к средствам транспорта и физической окружающей среде.Всовременномобществеиспользуютсяновейшиеинформационныетехнологии,вролисредствреабилитациилюдейинвалидов.ИнтернетоблегчаетжизньлюдямсОВЗ,которыевсилуобъективныхобстоятельствлишенывозможностипередвижения,свободногообщения,полученияточнойинформацииитрудоустройства, помогаетпреодолетьбарьер,отделяющийихотостальныхгражданстраны,делаетихжизньактивнойиполноценнойвомногихотношениях.В рамках проводимого онлайнсетевого опроса в фокусгруппе, отом знают ли пользователи о существовании социальной сети для инвалидов, нами были получены следующие результаты: 75% пользователей ответили, что являются пользователями сайтов для людей с ОВЗ , 25% пользователей ответили, что не знают о существовании специализированных сайтов.Результаты онлайнсетевого опроса представлены на диаграмме.

Рис.1 Данные о пользовании сайтов для инвалидов

Интернет подарил людям с ОВЗ новый мир, где человек чувствует себя полноценной ячейкой общества,особенно для людей, лишенных возможности свободного передвижения, да и, вообще для людей с категорическим статусом инвалида.Для них интернетэто мир, который дает им возможность быть Да25%Нет75%востребованной личностью, развивать навыки и умения, заводить новые знакомства ,получать дистанционное образование.Анализируя сайт для инвалидов«Дверь в мир», мы построилидинамикупосещаемостисайта , в рамках исследования было выяснено, что: 35% пользователей ищут работу, 30% посещают сайт с целью общения и увеличения круга друзей, 20%хотятповысить свои профессиональные навыки ,15%пользователейиспользуют сайт как информационный портал. На диаграмме представлены данные полученные в результате исследования посещаемости сайта.

.Рис.2. Цель посещения сайта

Дистанционное обучение играет очень большую роль в жизни людей с ОВЗ. Благодаря современным средствам коммуникации появляется возможность организовыватьучебный процесс, не выходя из дома, что является несомненным плюсом для людей инвалидов. Но особенно это важно для детей с ограниченными возможностями ,благодаря дистанционному обучению ребёнок избегает стеснения сверстников, не испытывает трудностей физического перемещения из кабинета в кабинет , чувства психологического дискомфорта.ВРоссиисуществует форма инклюзивного образования,предполагающая обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычном учебном заведении.Но на данный момент этот проект является экспериментальным ,и не все школы располагают нужными ресурсами для внедрения инклюзивного образования в жизнь.На базе Южного Федерального Университета г.Ростова –наДону существует «Центр инклюзивного образования», главной задачей которого являетсяизучение инклюзивных процессов в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы.Помимо этого, существуют традиционные учебные заведения длядетей с ограниченными возможностями, один из нихэто Новочеркасский техникумдля инвалидов.Техникум предоставляетбесплатное обучение, лечение, проживание в общежитии, питание, сохранение на период учебы всех имеющихся льгот.Инновации в техникуме –это использование новейших педагогических и информационных технологий.В период обучения в техникуме студенты проходят практику на производстве, где в дальнейшем им помогают с трудоустройством , в период обучения студентов ждетинтересная студенческая жизнь, развитие организаторских и творческих способностей, физическое развитие и занятия спортом.Людям с ограниченными возможностями оченьхочется быть полезным обществу и знать, что в них нуждаются.Виртуальная реальность подарила им такую возможность. В России существуют специальные Интернетпорталы, занимающиеся ОбщениеРаботаОбразованиеПолучение информации0%10%20%30%40%Цель посещения сайтатрудоустройством людей инвалидов. Один из таких серверов «Работа инвалидам»–с конкретной информациейо вакантных местах.. На диаграмме представлена статистика трудоустройства инвалидов в России за20112016г.(по данным портала Neverdikt.ru). Анализ данных показывает,что в 2011г. было трудоустроено 562 тыс. людей с инвалидностью, в 2013 г. 672 тыс., в 2015г. 773 тыс., в 2016 820 тыс.человек. Динамика роста увеличивается,и большую роль в повышении количестватрудоустройства людей с ОВЗ значат сетевые ресурсы.

Рис.3 Трудоустройство людей инвалидов с 20112016 гг.

Активными пользователями инвалидамисозданблаготворительный фонд поддержки людей с инвалидностью «Действуй», гдеони сами выполняют функции модераторов. Данный портал

представляет сразу несколько интереснейших проектов:, «Открытый микрофон», «Шаг в профессию», «Международное инклюзивное общение» «Мотивационный фильм об успешных людях с инвалидностью», в которых авторыпозиционируют свою миссию, как развитие социальной активности у людей с ОВЗ.

В социальных сетях созданыгруппы для инвалидов, в которых онизнакомятся, заводят друзей ,делятся историями своих болезней, обсуждаютновые методы лечения ; многие имеют возможность делиться своими успехами и победами, размещая в предназначенных для этого разделах фотографии под названием “Я встала на ноги!” или “Мой сахарный диабет, прощай!”.В рамках проводимого исследования, самой популярной социальной сети Интернетадля конкретного контингента пользователей, мы провели онлайнопрос.На диаграмме представлены результаты : наиболее популярной сетьюопроса стала социальная сеть «Вконтакте»100%, «Одноклассники»70%, «Твиттер»20%,» Инстаграм»10%

2011201320152016562672773820

Рис.2 популярность социальных сетей

Иззамногих нерешенных проблем программы«Доступнаясреда» люди с инвалидностьюмогут оказатьсяоднисо своими проблемами:инвалиды с нарушениями опорнодвигательного аппарата не имеют физической возможности выбраться на улицу и вынуждены проводить всё своё время в четырех стенах,они часто становятся полностью зависимыми от родственников, друзей, социальных структур.На основе использования коммуникационных инструментов сети Интернетсайт для людей с ограниченными возможностями "Дверь в мир» способствуетсоциальной адаптации, получению профессионального образования, трудоустройству, самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья. На данномсайте можно получитьбесплатную юридическую помощь, узнать про дистанционное обучение, найти нужную и полезную информацию. Главный девиз сайта, таков «До тех пор, пока мы воспринимаем нашуинвалидность как трагедию, нас будут жалеть. До тех пор, пока к нам будут относиться с состраданием, нами будут управлять. До тех пор, пока мы будемстыдиться своей инвалидности, нас будут называть нежизнеспособными. Чтобы преуспеть, мы сперва должны поверить в то, что мы на это способны!»

Вразделе « Знакомства» зарегистрировано 400 человек, из них60%мужчин и 40% женщин.Исследовав ресурсы сайта, нами были получены следующие результаты, которые представлены нарис.4: большинство пользователей интересует«Дружба и общение» более 90%, «Переписка80%», «Отношения50%», «Брак63%».

Рис.4 Статистика популярности разделов сайта

0%50%100%ВконтактеТвиттерОдноклассникиИнстаграм100%20%70%10%020406080100Дружба и общениеПерепискаОтношенияБрак и создание семьиЛюди с инвалидностью могут обратиться к законодателю за юридической поддержкой, профессиональные консультанты аппарата рассмотрят каждое обращение и ответят всем, такую возможность людям предоставляет сайт Dislife.ru.На сайте Inva.ruлюди могут найти новости, видеосюжеты и информацию о людяхс ограниченными возможностями , проектом руководит Депутат Государственной Думы , который располагает электронной приемной.Проанализировав Интернет –ресурсы мы составили рейтинг самых известных сайтов для людей с ОВЗ.Таблица 1

1. Disability.ru5.Границнет.ру2. Dislife.ru6.Доступная среда 3.Про инвалидов.ру 7.InvaLife 4. Дверь в мир

Как правило, дети с нарушениями физического и сенсорного здоровья лишены многого полноценного общего образования, общения со сверстниками, активного познавательного досуга.Все это уменьшает их шансы на успех в будущей жизни.Виртуальная реальность

это окно в мир для детей с ослабленным здоровьем и детейинвалидов,дающий им возможность самореализации , получения образования,завести друзей иэффективновключитьсяв социальную, экономическую, научную сферы жизни. Внедрение в практику Интернет технологий обучения способствуетустойчивому развитию их способностей иповышению качества их образования.Теперь дети с ограниченными возможностями здоровьямогут бесплатно принимать участие в конкурсах, с получением сертификата или диплома, на следующих сайтах "Поколение Индиго", "Магистр" "Творческие конкурсы", "Радуга", "Олимпиады онлайн","Матрица интеллекта","Весёлое детство", "Школьник. ру". Дети не чувствуют себя одинокими, они не страдают от скуки и одиночества, а занимаются интересным и полезным делом.Говоря о преимуществах интернета, нельзя оставить без внимания отрицательное влияние, которое может оказывать виртуальная реальность.И в первую очередь это чрезмерная виртуализация мира, полное «погружение» в информационный поток, замена Интернета реальности.Интернетзависимость проявилась в том, что люди предпочитают жить в Интернете, фактически отказываясь от реальной жизни, проводя большую часть дня в виртуальной реальности. Тем самым человек избегает решения проблемы «здесь и сейчас», а выбирает более комфортное психологическое состояние, откладывая имеющиеся проблемы «на потом», тем самым становясь социальным инвалидом.Люди с ограниченными возможностями попадают в первую группу риска,ведь изза отсутствия активности или одиночестваони вынуждены искать развлечения на просторах Интернета, где стираются границы и ты можешь почувствовать себя полноценным человеком . Уход в вымышленный мир является в настоящее время одним из самых простых, а следовательно, самых распространенных способов поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях.Подводя итоги,можно сказать, что Интернет –это одно из самыхэффективных средств реализации творческих и профессиональных плановлюдей с ограниченными возможностями, который многим из них дает вполне реальный шанс перестать быть инвалидом в традиционном смысле этого слова, и обеспечить себе достойный уровень жизни, быть востребованным обществом и знать что в тебе нуждаются .Искусственные миры могут быть свободны от смерти, боли, раздражителей, но в то же время нужно уметь с пользой воспользоваться Интернетом, не став жертвой виртуализации. Ссылки на источники1.Зубарева Е.Г., СивковаА.А., Трифонов Д.А. Технология webquest как форма активизации научного и проектного мышления обучающихся//Научный альманах. 2016. № 123(26). С. 7174.2.Зубарева С.С. Инкультурация личности в современном киберпространстве//Научный альманах. 2015. № 7 (9).С. 13831385.3.Зубарева С.С. Ценностные ориентации современной молодежи в контексте теории поколений//Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. № 10 (55). С. 6163.