Многофункциональные центры как модель сетевого партнерства предоставления государственных и муниципальных услуг (на примере ЮФО 2010–2016 гг.)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зубарева Е. Г., Бабенкова Е. О. Многофункциональные центры как модель сетевого партнерства предоставления государственных и муниципальных услуг (на примере ЮФО 2010–2016 гг.) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4206–4210. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971168.htm.
Аннотация. В статье анализируются актуальные для Южного федерального округа вопросы о предоставлении муниципальных и государственных услуг населению через многофункциональный центр при участии органов государственной власти. Проведен сравнительный анализ формирования многофункциональных центров в рамках оказания социальных услуг населению. Проанализированы перспективы практической оптимизации процедуры предоставления государственных услуг населению по принципу «одного окна».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бабенкова Елизавета Олеговна,студент,ФГБОУ ВО «ДГТУ», г. РостовнаДонуbabenkovaelizaveta@gmail.com

Зубарева Елена Геннадьевна,старший преподаватель каф. «Информационные технологии», ФГБОУ ВО «ДГТУ»,г. РостовнаДонуe.zubareva2014@yandex.ru

Многофункциональные центры как модель сетевого партнерствапредоставления государственных и муниципальных услуг (на примере ЮФО20102016гг.)

Аннотация. В статье анализируютсяактуальные для Южного федерального округа вопросы о предоставлении муниципальных и государственных услуг населению через многофункциональный центрпри участии органов государственной власти. Проведен сравнительный анализ формированиямногофункциональных центров в рамках оказания социальных услуг населению. Проанализированныперспективы практической оптимизации процедуры предоставления государственных услуг населению по принципу «одного окна».Ключевые слова:многофункциональный центр, принцип «одного окна», социальные услуги, заявитель, муниципальные и государственные услуги.

Всоответствии с Концепцией развития Ростовской области до 2020 года предполагаетсяувеличениедоступности и повышения качества государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти. Данные мероприятия включают:регламентацию порядка постоянныхиздержек, затрачиваемых потребителем на их получение,введениепроцедур по оценке качествапредоставляемых услуг потребителямпредпринимателями и гражданами, развитиесети многофункциональных центров обслуживания населения и обеспечение доступа потребителей к государственным услугам в режиме онлайн в сети Интернет («электронное правительство»)[1].Проведем сравнительный анализ многофункциональных центров в Южном федеральном округе и Российской Федерации. По данным сайта profdata.ruв России насчитывается 433 МФЦ, в Южном федеральном округе27, Приволжском федеральномокруге84, Центральном федеральномокруге124,Сибирском федеральномокруге57,СевероЗападном федеральномокруге45, СевероКавказском федеральномокруге24, Дальневосточном федеральномокруге23, Уральском федеральномокруге21[4].На диаграмме представлен сравнительный анализ МФЦ ЮФО и РФ.

Рис.1 Диаграмма распределения созданных многофункциональных центров по федеральны округам Российской Федерации

МФЦпредоставления муниципальных и государственных услуг –этороссийская организация, самостоятельноот организационноправовой формы соответствующаятребованиям закона № 210ФЗ и уполномоченная на организацию предоставления таких услуг, в т.ч. в электронной форме, по принципу «одного окна». Центральным звеном во взаимодействии ведомств является система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) –соответственныйстатус определенпостановлением Правительства РФ №697 от 8 июня, 28 ноября 2011 г., 6 ноября 2013 г., 19 марта, 9 октября, 19, 24 ноября, 5 декабря 2014 г., 11 августа 2016 г[5].СМЭВ основываетсяна принципах сервисориентированной архитектуры, а главнойчастью ее компонента является сервисная шина, предназначенная для связи информационных систем различныхведомств, объединение ведомственных информационных систем индивидуальных данных неосуществим без возрастания требований к обеспечению защищенности информации.В отличие от созданнойранее Системы межведомственного электронного документооборота, снабжающейавтоматизированную обработку неструктурированных представлений между ведомствами, СМЭВ предполагает в основном автоматическое взаимодействие на базе исключительно структурированных запросов.Для того чтобы создание ответов на запросы могло совершаться(без вниманияперсонала), нужно чтобы в ведомстве, формированиемответа, былсоответственныйинформационный ресурсбаза данных, в которойимеются все нужныеданные. При этомподготовка ответа состоитв автоматическом создании наформированиипараметров, находящихсяв запросе, некоторой выработкеданных.По данным сайта gosuslugi.ruза 20142015 гг. статистика заказов федеральных, региональных и муниипальных услуг составила: 2014 годфедеральные услуги12,3млн, региональные услуги213тыс, муниципальные услуги29тыс; 2015 годфедеральные услуги24,3млн, региональные услуги799тыс, муниципальные услуги482тыс. В июне 2015 года была запущена услуга «Извещения о состоянии лицевого счета в ПФР», ей воспользовались 1,3млн. раз. На 2104 год было зарегестрированно 13млн. пользователей, на 2015 год19,8млн.На диаграмме представлен анализ заказов федеральных, региональных и федеральных услуг.

433278412457452423РФЮжный федеральный округПриволжский федеральный округЦентральный федеральный округСибирский федеральный округСеверо

Западный федеральный округСеверо

Кавказский федеральный округДальневосточный федеральный округ

Рис. 2 Диаграмма статистики заказов услуг

По данным Минэкономразвития России на1 января 2016 г. на территорииРоссийской Федерации создано2 684 центра и 10130офисов государственных и муниципальныхуслуг. Значение показателяохвата населения «однимокном» составило более 94%[2].Надиаграммепредставленанализ динамики обращенийнаселения в МФЦ за2010

2015гг. (по даннымсайта gosbook.ru)

Рис.3Динамикаобращений за 20102015годы

В рамках исследованияпроведено онлайнанкетирование и анализобращенийграждан различных возрастныхкатегорий. По результатам проведенного анализа наиболее активнымипользователями МФЦ являютсягруппы от 35 до 55 лет.На диаграммепредставлена статистикаобращенийпользователей МФЦ повозрастным категориям

Рис 4Статистикаобратившихся в МФЦ

12%19%16%18%35%до 25 летот 26 до 35 лет от 36 до 45 летот 46 до 55 летстарше 55 летВ МФЦ обращаются различныевозрастные категории населения:старше 55 лет35%;от 46 до55 лет18%; от36 до 45лет16%; от 26до 35 лет19%; до 25 лет12%.Проведенное исследование показывает, что одним из методов облегчения операций приобретения государственных услуг являются центры предоставления поддержки по принципу «одного окна».За 2016 годМФЦпредоставлялосьот 50 до170 наиболее массовыхгосударственных и муниципальных услуг. Наиболее востребованнымии массовыми из нихявляются регистрация правна недвижимость и земельныеучастки, другие услугив области земельных и имущественныхотношений, услуги в областистроительства (например, постановкана государственный техническийучет объектов капитальногостроительства, в том числерегистрация документов о принадлежностиобъекта капитального строительства),оказание социальной поддержки(например, назначение и выплатаежемесячного пособия наребенка), государственные услугив сфере миграции (например,постановка на миграционныйучет иностранных гражданпо месту пребывания).Постановление ПравительстваРФ от 24.10.2011N 861 (ред. от 16.02.2015)"О федеральных государственныхинформационных системах, обеспечивающихпредоставление в электронной формегосударственных и муниципальных услуг(осуществление функций)" (вместес "Положением о федеральной государственнойинформационной системе "Федеральныйреестр государственных и муниципальныхуслуг (функций)", "Правиламиведения федеральной государственнойинформационной системы "Федеральныйреестр государственных и муниципальныхуслуг (функций)", "Положениемо федеральной государственной информационнойсистеме "Единый порталгосударственных и муниципальных услуг(функций)", "Требованиями к региональнымпорталам государственных и муниципальныхуслуг (функций)") .Этапы переходана предоставление услуг(функций) в электронном видеВ соответствии с распоряжением ПравительстваРФ от 17декабря 2009 г. N 1993р"Об утверждении Сводногоперечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 декабря 2011 г.):Таблица 1ЭтапСодержание этапаСроки реализации этапаIэтапразмещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Единомпортале государственных и муниципальныхуслуг (функций)до 1 декабря2010 г.IIэтапразмещение наЕдином портале государственныхи муниципальных услуг (функций)форм заявлений и иныхдокументов, необходимых дляполучения соответствующих услуги обеспечение доступа к нимдля копирования и заполненияв электронном видедо 1 января2011 г.IIIэтапобеспечение возможностидля заявителей в целяхполучения услуги представлятьдокументы в электронном видес до июля2012 г.

Таблица 2Рейтинг субъектовЦФО РФпоуровню внедрения «Электронногоправительства»[3]

Субъект федерацииБаллы



ВсегоГос. услугиМуниц. услугиПроч. услугиТех. обеспечениеСервисыЮФО



Республика Адыгея19,502,00

7,500,0010,000,00Республика Калмыкия21,003,00

3,005,0010,000,00Краснодарский край67,009,00

6,0027,0020,005,00Астраханская область43,5021,00

1,500,0016,005,00Волгоградская область42,5010,00

7,500,0018,007,00Ростовская область82,0029,00

6,0015,0022,0010,00

Ростовская областьв рейтинге субъектов Россиипо формированиюМФЦ,который предоставило Минэкономразвитиястраны, находится на второеместо. При оценкеучитывались объем предоставляемыхуслуг, отзывы заявителей,наличие сформированнойинфраструктуры.2016 годстал годом измененияконфигурации услуг донскихМФЦ. Доля предоставляемыхфедеральных услуг превысиладолю областных, преждевсего, за счетуслуг Реестра и кадастровойпалаты. Всего в 2016году было предоставлено3 миллиона 600 тысячуслуг и консультаций. Всего внашемрегионе 80 центральныхофисов, 354 обособленныхподразделений, 1483 окнаобслуживания. Для удобствазаявителей была внедренавозможность предварительной записина прием черезпортал госуслуг. На сегодняшнийдень в МФЦ можноподать документы наполучение 132 услугдля бизнеса. В РостовенаДонуоткрыто 3 специализированных бизнесофиса МФЦ. В кажом районе города есть многофункциональный центр:вПервомайском районе4; в Кировском районе2; в Пролетарском районе2; в Советском районе2; в Октябрьском районе1; в Ворошиловском районе1; в Железнодорожномрайоне1.

использованиемЕдиного порталагосударственных и муниципальных услуг(функций)IV этапобеспечение возможности длязаявителей реализовывать с использованиемЕдиного портала государственныхимуниципальных услуг (функций)мониторинг движения предоставленияуслуги (исполнения функции)до 1 января 2013г.V этапобеспечение возможностиполучения итогов предоставленияуслуги в электронном видена Едином порталегосударственных и муниципальных услуг(функций), если этоне запрещается федеральнымзакономдо 1 января2014 г.

Рис.5 Диаграмма количества МФЦ в районах города РостованаДону.

В целяхоказания услуг населениюпредоставляется услуга электронныйгражданин.Структура электроннойочереди и телефонного центра

Модуль "Электронная очередь"дает возможность вести записькак в день приема,так и предварительную записьпри личном посещении,через телефон илиинтернет

При этомИС МФЦ сохраняетархив консультаций,имеетсявозможность контролясроков, полноты и достоверности ответов

ИС позволяет предоставлять консультационные услуги следующими способами:

при личном посещении;

по телефону;

посредством сети ИнтернетВ рамках проведенного исследования было проведено сетевое анкетирование в фокусгруппах. По итогам проведенного сетевого анкетирования с помощью сайта www.survio.com нами получены данные, представленные на диаграммах.Район проживания пользователей МФЦ: 95,3%город,4,7%в сельская местность

Рис.6. Анализ пользователей МФЦпо возрастным категориям: 16,3%17+; 44,2%20+; 18,6%45+;20,9%60+.

050100в городев деревне/селе

Рис.7. Анализ обращенийв многофункциональный центр показалследующие результаты: Обращались79,1%, обращаются регулярно2,3%, не обращаются18,6%; Консультировались потелефону37,2%, не консультировалисьпо телефону62,8%; нарушениесроков14%, без нарушениясроков86%.

Рис.8. Анализ удовлетворенностипользователей МФЦ качествомпредоставления услуг

Рис.9. Анализ наиболеепопулярных услуг,наоснове проведенного анкетированияв фокусгруппе от 18до 20 лет. 100% респондентовот 18 до20 лет знаюто существовании МФЦ.

0102030405060Насколько вы удовлетворены территориальной доступностью МФЦ?Насколько удовлетворяет вас организация очереди?Насколько вы удовлетворены уровнем обслуживания со стороны специалистов МФЦ?12345

0102030405060708090Обращались ли вы в МФЦ?Консультировались ли вы по телефону?Нарушались ли сроки выполнения услуг?ДаНетЗатруднаюсь ответить0510152025303540455017+20+45+60+Возраст клиентов МФЦ%

Рис.10.

В ходеопроса было выявлено,что в категории 18+наиболее популярными являютсяследующие услуги:справка о составесемьиполучение загранпаспортасправка о несудимостиполучение паспортарфВ рамках проведенногоисследования отмечены следующиенедостатки в работы МФЦ:отсутствие услуги оформленияИННсложность процедурырегистрации на сайтегосуслуг, после прохождениявсех необходимых задач,человек должен личноявиться и подтвердить своюличность. Это отнимаетмного временинедостаточность механизмовценообразования на услуги,нужныедля предоставлениягосударственных услугнеограниченность оснований,по которым заявительможет быть направленза приобретениемуслугив подведомственное учреждениемонопольное положениеподведомстенных учреждений нарынке оказания услуг,нужныхдля предоставлениягосударственных услуг

Развитие МФЦявляется необходимым условиемдля развитияинформационногообщества, так какони должны нетолько предоставлять доступк порталам муниципальных и государственныхуслуг, но и содействоватьувеличениюуровня правовойи компьютерной грамотноти населения,преодолению «цифрового неравенства». Многофункциональный центрявляетсясвободной точкой доступанаселения к муниципальным и электроннымуслугам.Выравнивания возможностейнаселения субъектов РФв получении качественных и доступныхмуниципальных и государственных услугнеобходимосоздать в каждомгороде, муниципалном районеи городском округе.Информационные системыподдержки деятельности всехфункционирующихна территорииРФ МФЦ должныбыть объеденены в единуюобщероссийскую информационную системуподдержки деятельности многофункциональныхцентров. Эта системабудет решать следующиезадачи:Интеграции с автоматизированнымисистемами органов государственнойвласти, органов местногосамоуправления и организаций, задействованныхв процессе предоставления мунициальныхи государственных услугИнтеграция автоматизированнызсистем поддержки деятельностиМФЦ с информационными ресурсами,в том числе с Единымпарталом государственных услуги Сводным реестром.

02468101214Знаете ли вы о существовании портала госуслугПользовались ли вы госуслугами?Пользовались ли вы МФЦ услугами?181920Ссылки на источники1.Бурьянова Н.В., Зубарева С.С. Специфика потребительского поведения поколения Y в условиях глобализации // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 26. С. 226230.2.Зубарева Е. Г. Особенности обучения современных студентов // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 26. –С. 151–155. –URL: http://ekoncept.ru/2016/46431.htm. 3.Зубарева С.С. Социовитальные ценности поколения Y в социокультурном пространстве современности: состояние, динамика, направленность // Ценности и смыслы. 2017. № 1. С. 112120.4.Zubareva S. Integrated safety problems of “Y” generation in Black sea region // НаучныйальманахстранПричерноморья. 2016. № 4 (8). С. 1520.5.Zubareva S.S., Zubareva E.G. Russian millennials in modern consumer society: recent trends, perspectives and future prospects // Modern European Researches. 2017. № 2. С. 160167.