Международные стандарты финансовой отчетности – призыв к реализации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Науразбаева К. С., Коваленко Е. В. Международные стандарты финансовой отчетности – призыв к реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4237–4241. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971174.htm.
Аннотация. В статье рассматривается адаптация бухгалтерского учета и отчетности на современном этапе с использованием рекомендаций МСФО на базе наличия параллельных систем налогового и бухгалтерского учета. Актуальной задачей теории методологии бухгалтерского учета и отчетности на современном этапе является разработка и внедрение специфических приемов его организации, направленных на удовлетворение запросов пользователей информации по различным уровням иерархии. Особую значимость при этом имеет специально разработанный механизм, сочетающий в себе отечественный и зарубежный опыт формирования системы бухгалтерского учета и отчетности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Науразбаева Карина Сериковна,студентФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г.Омскkarinak796@mail.ru

научный руководитель:ЕленаВалентиновнаКоваленко, кандидат экономических наук, доценткафедры экономики, менеджмента и маркетингаФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омскelenachebot@mail.ru

Международные стандарты финансовой отчетности–призыв к реализации

Аннотация. В статье рассматривается адаптация бухгалтерского учета и отчетности на современном этапе с использованием рекомендаций МСФО, на базе наличия параллельных систем налогового и бухгалтерского учета.Актуальной задачей теории является методологии бухгалтерского учета и отчетности на современном этапе является разработка и внедрение специфических приемов его организации, направленных на удовлетворение запросов пользователей информации по различным уровням иерархии. Особую значимость при этом имеет специально разработанный механизм, сочетающий в себе отечественный и зарубежный опыт формирования системы бухгалтерского учета и отчетности.Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, инвестиции, инвестор, российские стандарты бухгалтерского учета.

Для начала нужно рассмотреть определение международного стандартафинансовой отчетности –это документы, раскрывающие требования к содержанию финансовой информации и методологии получения критических характеристик учета на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разработанные и опубликованные Советом по международным стандартам финансовой отчетности.Достоверная финансовая отчетность попрежнему является камнем преткновения для инвесторов в России. Кредитные организации, финансовые институты, бизнесангелы, портфельные инвесторы, доступ к IPO –есть много вариантов для привлечения инвестиций, но все они напрямую связаны с необходимостью предоставления финансовой отчетности, соответствующей требованиям инвесторов.Одной из основных целей бухгалтерского учета в России является «... формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном статусе, которая необходима внутренним пользователям финансовой отчетности менеджерам,учредителям, участникам и владельцам Собственность Организации, а также внешние инвесторы, кредиторы и другие пользователи финансовых отчетов...»[1]. Исходя из этого, я хочу надеяться, что правильное ведение бухгалтерского учета позволит пользователям финансовой отчетности сформировать адекватное мнение о реальном финансовом состоянии объекта инвестиций.Но это, к сожалению, не так. Прежде всего, виднополную незаинтересованность государства в получении достоверных бухгалтерских отчетов. Для государства бизнес это, прежде всего, налогоплательщик. Специфика российского бухгалтерского учета такова, что основное внимание уделяется налоговому учету и правильному исчислению сумм, уплаченных налогоплательщиком. Именно поэтому в бухгалтерском учете и отчетности особоевнимание уделяется налоговому учету, законодательно закрепленному,Финансовая отчетность основана на ближайшем приближении к налоговым учетным записям, которые ищет компетентный финансовый сотрудник, и несет потенциальный риск искажения реального финансового состояния объекта инвестиций, поскольку законодательные ограничения не отражают многие реальные экономические процессы.Необходимость внедрения международных стандартов финансовой отчетности в российских компаниях связана большой частью с глобализацией мировой экономики. За последние 30 лет степень глобализации и интеграции финансовых рынков значительно выросла. Именно поэтому все больше стран начинают использовать МСФО в качестве основы для составления финансовой отчетности организаций, поскольку это помогает повысить прозрачность отчетности, улучшить ее качество, увеличить поток инвестиций и снизить стоимость капитала. Международная система финансовой отчетности была утверждена в качестве ведущего инструмента реформирования системы государственного учета. Это произошло по следующим причинам:развитие рыночных отношений смещает акцент с контроля доступности и перемещения собственности, чтобы продемонстрировать реальное финансовое состояние организаций;стремление государства привлекать инвестиции в национальную экономику достигается путем создания надежной информационной среды для инвесторов посредством использования МСФО, действующего в современном мире в качестве международного делового языка;в последние годы и более 100 государств увеличили международное признание МСФО, одобренных как нормативные акты. Именно поэтому применение МСФО рассматривается как элемент интеграции изолированных государств в мировую экономику.Концепция развития бухгалтерского учета В 2004г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в качестве цели их развития на среднесрочную перспективу (2004–2010гг.). Концепция установила создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.Задача Концепции состоит в том,что ,определение оптимального характера применения МСФО в России.В документе было дано определение Международным стандартам финансовой отчетности, согласно ему,стандарты представляют собой систему принятых в общественных интересах положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Предметом международных стандартов финансовой отчетности были определены правила и требования, установленные на наднациональном уровне, к отчетной информации о финансовом положении, его показателях и изменениях финансового положения компании[5]. Концепция использоваладва направления развития системы бухгалтерского учета России:Первое –разработка правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, которые бы полностью соответствовали принципам, закрепленным в МСФО, и требованиям российского законодательства (в т.ч. нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов);Второе –переход на формирование консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО.Временные рамки Концепции были определены в основном, сроками перехода организаций на составление консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности, планировалось осуществить полный переход к 2008 г. [2].Для реализации первого направления были введены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в МСФО (начисления, непрерывности деятельности, общие требования к бухгалтерской отчетности). Закрепленные в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»принципы конкретизированы и раскрыты в положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету.Согласно авторам Концепции для реализации второго направления –поэтапному переходу к формированию консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО необходимо обеспечить прохождение и принятие подготовленного Минфином России проекта Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности».В качестве проблем перехода указывались:

переработка 12 стандартов из 35 действующих на первом этапе и на втором этапе все остальные стандарты;

организация оперативного сотрудничества с Комитетом по МСФО по переводу авторизованного текста МСФО на русский язык и его последующей систематической актуализации.Так же Концепцией была поставлена задача перейти, от заявительного (добровольного) характера формирования консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО к ее обязательному составлению и представлению публичными организациями[5]. Основным принципом МСФО является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО для правильного отражения операций или событий в отчетности следует рассмотреть вопрос, соответствует ли содержание операции или события тому, каким оно представляется на основании их юридической формы. В соответствии с РСБУ операции, как правило, учитываются строго в соответствии с их юридической формой. Например, при отсутствии надлежащей документации для списания основных средств, нет оснований для их списания с баланса, несмотря на то, что руководству известно о том, что такие объекты более не существуют. Пока документы на списание не будут оформлены, такие основные средства продолжают отражаться в качестве активов в балансе организации[7].Другим главным принципом международных стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, ведущим к возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Одно из основополагающих допущений МСФО предписывает следовать концепции соотнесения, согласно которому затраты отражаются в том же периоде, что и соответствующие доходы, а в российской системе учета затраты отражаются не раньше того, как будут выполнены определенные требования в отношении документации. Жесткая привязка к документам часто не позволяет российским предприятиям отразить все операции, относящиеся к определенному периоду, отразить все понесенные в периоде затраты. Эта разница приводит к различиям в периоде отражения операций. Рассматривая различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и РСБУ, можно сделать следующие выводы:–основными задачами бухгалтерского учета в РСБУ, согласно Закону «О бухгалтерском учете», являются формирования полной и достоверной информации в отчетности, обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением норм законодательства и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;–·в российской практике присутствуют допущение имущественной обособленности организации, допущение последовательности применения учетной политики, в качестве основополагающих допущений они не предусмотрены МСФО;–· в российской практике большинство принципов раскрыто менее подробно, чем в МСФО;· структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО (например, ограничение уместности и надежности сформулировано как требование) собственно принципы РСБУ не представлены в какомлибо одном нормативном документе и не структурированы;–присутствуют различия в терминологии. В РФ принципы бухгалтерского учета сформулированы в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г., Положениях по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008) и «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и в принятой Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике. На практике существуют значительные сложности с реализацией продекларированных принципов. Эта главная проблема, которая пока остается нерешенной до настоящего времени [7].Переход системы бухгалтерского учета на принципы, закрепленные в МСФО, потребует внесения изменений в процесс подготовки и переподготовки кадров учетных работников специалистов смежных областей экономики (аудиторов, финансистов). Для этой целинеобходимо осуществить формирование системы мониторинга содержания учебных программ, включая программы дополнительного профессионального образования.В настоящее время в Российской Федерации существуют во многом независимые для отдельных видов налогов системы бухгалтерского учета и налогового учета.Такое положение значительно усложняет структуруэкономических служб в организациях, которые вынуждают вести параллельно два учета. Прежде всего, это относится к нормам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой закреплен порядок исчисления налога на прибыль. Необходимость ведения двойного учета связана с тем, что для целей определения налоговой базы данной главой предусматриваются отличный от правил бухгалтерского учета порядок определения стоимостной оценки активов и обязательств, деления расходов на прямые и косвенные и способы их списания, свои методы определения стоимости незавершенного производства и готовой продукции. Имеются и другие принципиальные различия. Безусловно, при таком подходе увеличиваются трудовые и материальные затраты организаций на содержание экономических служб, снижается качество определения налогооблагаемой базы. Следует отметить, что налоговый учет представляет собой уже не просто процедуры влияния корректировок или ведение специальных регистров (таких как книги покупок и продаж для исчисления НДС), а в значительной мере автономную систему учета для целей расчета налога на прибыль организаций. Причем в целях ведения налогового учета законодатель вводит обособленный понятийный аппарат, позаимствовав практически все термины из других отраслей законодательства (в частности, термины бухгалтерского учета), придав им новое значение и смысл, введя свою классификацию видов доходов и расходов в целях расчета налога на прибыль[2].Россия, являетсячастью мировой экономической системы, объективнона использование МСФО. По этой причине все большую актуальность приобретает вопрос составления финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами в связи с началом формированиярыночной экономики и выходом российских предприятий на международный рынок. Возникла необходимость представления иностранным партнерам и инвесторам в понятной им форме информации о финансовом состоянии предприятия.Одним из наиболее существенных базовых кирпичиков устойчивой финансовой инфраструктуры является четкая, понятная и общепризнанная система бухгалтерского учета и отчетности, принципы которой можно интерпретировать и применять достаточно жестко и постоянно, что будет выгодно всем основным субъектам на рынке: правительству, предприятиям, кредиторам и инвесторам.Таким образом, построение системы бухгалтерского учета и отчетности, отвечающей международным стандартам финансовой отчетности и потребностям реформируемой рыночной экономики предопределяет необходимость переосмысления критериев формирования учетной и отчетной информации, более четкоопределитьэлементыфинансовой отчетности, порядка их признания и оценки, а также установления взаимосвязи между элементами финансовой отчетности[1; 8].Данная проблема актуальна и потому, что в период функционирования плановорегулируемой экономики подлинное содержание элементов финансовой отчетности было трансформировано и, по существу, не было востребовано. Отчетность, несмотря на декларируемое требование открытости, была недоступна внешнему пользователю. Изменение в России экономических отношений, а также гражданскоправовой среды, появление под воздействием рынка новых заинтересованных пользователей и их требований к качеству отчетности вызвало необходимость насыщения ее элементов содержанием в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.Многие российские компании стремятся сейчас предоставлять финансовую отчётность в соответствии с МСФО для того, чтобы получать доступ к международным рынкам капитала, а также,чтобы иметь объективную оценку своего бизнеса. К тому же, очевидно, что работа по переходу на МСФО еще далека от своего завершения.Таким образом, на современном этапе реформирование российского бухгалтерского учёта и отчётности –это одна из самых актуальных задач, неотъемлемая составляющая широкого комплекса экономических преобразований.

Ссылки на источники1.Галузина С.М., Пупшис Т.Ф. Международный учет и аудит. –М: Издательство "Питер", 2009, С. 272.2.ЧаяВ.Т. «Концептуальные основы адаптации МСФО в России» Электронный ресурс. Режим доступа: http://gaap.ru/articles/48827 (дата обращения 28.02.2012)3.Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России(Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 года) Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/basics/programs.4.

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283) Электронный ресурс. Режим доступа: http://jurist.nm.ru/doc_government(дата обращения 27.02.2012)5.Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу 20042010г (Одобрена приказом Министра 2004г.6.

Соответствие Российских правил ведения учета и составления отчетности и МСФО // МСФО ФМ Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.msfofm.ru/pbuvsmsfo(дата обращения 28.02.2012)7.Различия МСФО и ПБУ. Основные различия между МСФО и российской системой учета // ALLMSFO.RU

Электронный ресурс. Режим доступа:

http://allmsfo.ru/osnovnierazlichiya.html(дата обращения 28.02.2012)8.Василенко М.Е. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие. –Владивосток: Издво ВГУЭС, 2006.120с.