Экономическая эффективность применения алгоритма обхода препятствий для малого катамарана

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гончарова Е. В., Немцова В. С. Экономическая эффективность применения алгоритма обхода препятствий для малого катамарана // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4257–4261. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971178.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрено обоснование экономической эффективности применения алгоритма для малого катамарана по обходу препятствий. Особое внимание уделяется использованию однолучевого механического сканирования профилирующего гидролокатора.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гончарова Елена Вячеславовна(научный руководитель),кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Волжского политехническогоинститута (филиал) ВолгГТУ, г.Волжскийsvumato@mail.ru

Немцова Виктория Сергеевнамагистрант2 курсаВолжского политехнического института (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский

Экономическая эффективность применения алгоритмаобхода препятствий для малого катамарана

Аннотация.В данной статье рассмотрено обоснование экономической эффективности применения алгоритма для малого катамарана по обходу препятствий. Особое вниманиеуделяется использованию однолучевого механического сканирования профилирующего гидролокатора. Ключевые слова:экономическая эффективность, обход препятствий, катамаран, сонар, гидролокатор, сканирование, инвестиционный проект.

Эффективность инвестиционного проекта рассматривается как категория, отражающая соответствие инвестиционного проекта целям и интересам его участников. Финансово реализуемый проект может в то же время быть неэффективным для его участников. Эффективность участия в проекте собственного капитала некоторого участника (или эффективность проекта для этого участника) определяется по соотношению (с учетом разновременности) его собственного капитала, вложенного в проект, и капитала, полученного им за счет реализации проекта и остающегося в его распоряжении (после компенсации собственных издержек и расплаты с другими участниками: кредиторами, государством и пр.). В самом общем виде под инвестиционным проектом понимается план вложения капитала в конкретные объекты предпринимательской деятельности с целью последующего получения прибыли, достаточной по размеру для удовлетворения требований инвестора. По своему содержанию такой план включает систему техникотехнологических, организационных, расчетнофинансовых и правовых, целенаправленно подготовленных материалов, необходимых для формирования и последующего функционирования объекта предпринимательской деятельности. С помощью инвестиционного проекта решается важная задача по выяснению и обоснованию технической возможности и экономической целесообразности создания объекта предпринимательской деятельности. Во времени инвестиционный проект охватывает период от момента зарождения идеи о создании или развитии производства, его преобразования и до завершения жизненного цикла создаваемого объекта. Этот период включает три фазы: прединвестиционную; инвестиционную; эксплуатационную.Если проект разрабатывается применительно к действующему предприятию в аспекте реализации инвестиционного решения, предусмотренного стратегией развития предприятия, то первым этапом прединвестиционной фазы следует считать выявление возможностей инвестирования. Переходить к разработке собственно проекта целесообразно после того, как определены источники финансирования, потенциально заинтересованные инвесторы и возможность их участия в проекте. 2

Подготовка инвестиционного проекта проводится чаще всего в два этапа: на первой стадии разрабатывается предварительное техникоэкономическое обоснование (ТЭО) проекта, а на второй окончательное.По концептуальному содержанию первая и вторая стадии ТЭО близки. Отличие заключается в глубине проработки проекта, последующем уточнении исходной техникоэкономической информации, информации о возможных объемах реализации, стоимости кредита и подобных сведений, которые, в конечном счете, сказываются на показателях эффективности проекта. Однако особенность второй фазы состоит в том, что затраты здесь носят необратимый характер, а так как проект не завершен, он пока не приносит доходов. На данной стадии решаются вопросы, связанные с привлечением инвестиций: кредитами, эмиссией акций, набором и подготовкой персонала.Специфика инвестиционной фазы, в отличие от прединвестиционной, состоит в том, что установленные временные рамки создания объекта предпринимательской деятельности и размер затрат, предусмотренный сметой, должны неуклонно выполняться. Превышение этих параметров может повлечь за собой весьма негативные последствия (как наихудший вариант –банкротство). Немаловажное значение имеет мониторинг всех факторов и обстоятельств, которые влияют на продолжительность и затраты, чтобы своевременно принимать меры по преодолению возникающих негативных явлений.Третья фаза инвестиционного проекта –эксплуатационная. Общая продолжительность этой фазы оказывает заметное влияние на показатели экономической эффективности проекта: чем дольше по времени будет длится эксплутационная фаза, тем больше будет размер чистого дохода. Этот период не может устанавливаться произвольно, ибо существуют экономически целесообразные границы использования элементов основного капитала, которые диктуются главным образом их моральным старением.Определение приемлемого уровня экономической эффективности инвестиций для инвестора является наиболее сложной областью экономическихрасчетов, связанной с разработкой ТЭО. Здесь необходимо объединить множество факторов различных интересов потенциальных инвесторов и кредиторов, учесть трудно предсказуемые изменения во внешней среде по отношению к проекту в условиях нестабильной экономики: инфляционное влияние, возможные изменения в системе налогообложения и т.п. Все это многократно усложняется в связи с тем, что оценка эффективности должна базироваться на соответствующей информации за весьма длительный расчетный период.Проблема оценки экономической эффективности инвестиционного проекта заключается в определении уровня его доходности в абсолютном и относительном выражении (т.е. в расчете на единицу инвестиционных затрат, капитала), что обычно характеризуется как норма дохода.Рекомендуется оценивать эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте. Эффективность проекта в целом оценивается для определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поиска источников финансирования. Показатели эффективности участия в проекте определяются как техническими, технологическими и организационными решениями проекта, так и схемой его финансирования.

Обход препятствий является фундаментальной и широко изученной темой в области робототехники. Много различныхподходов существует для решения3

проблемы, некоторые часто используют подходы векторного поля Гистограмма (VFH), подход в размещении сетки и методы динамического окна.Для автономных рабочих поверхностей транспортных средств, ASVs, наиболее часто используются датчики для обхода препятствий при помощи лазерных дальномеров и камеры.Для автономного наземного транспорта обнаружение препятствий и проблема обхода обычно фокусируется на поверхности выше препятствий. В некоторых средах, например, воды с рифами или озёра с мелкими банками появляется необходимость подповерхностных препятствий. Так как большинство выше поверхности препятствия имею присутствие геологической среды, а также поверхность зондирования, которая может послужить чувствительностью поверхности. Посравнению с видением на базе методов, сонар может работать в любых условиях освещения, в то время как камеры не могут. Некоторые погодные условия (дождь, снег) ухудшают работу лазерного дальномера на основе камеры.Для AUVs, избежание препятствий в основном осуществляется с помощью гидролокатора. Проблема решается и для поверхности транспортного средства, однако есть некоторые важные различия. На AVS сонар смотрит прямо под границей раздела воздухвода, но это может быть проблематичным. Температурные градиенты, которые делают гидроакустического зондирования, часто присутствуют близко к поверхности. ASV подвергается прокатке при действии волн на поверхности. Это приводит к тому, что луч сонара будет направлен вверх по направлению к границе раздела водавоздух или вниз по направлению к нижней части. Гидролокаторы обычно возвращают данные в виде вектора, где каждый элемент соответствует эхосиле возврата длязаданного временного интервала, что соответствует расстоянию на основе времени пролета эхосигнала. Интервалы равномернывдоль заданного диапазона сонара.Диапазон гидролокатора может изменяться путем изменения частоты и длительности импульсов сонара наряду с некоторыми параметрами обработки сигналов.

Рассмотримтипичный возврат данных от гидролокатора.Конкретныйиз них имеет 500 бункеров, распределенных по 30 м, а каждый бункер может принимать значение от 0 до 127.Чем больше значение, тем сильнее эхо было получено от этого расстояния. Можно видеть, что очень сильные отголоски были получены от объектов на расстоянии 12 м и 22 м.Обработка возврата сонара выглядит следующим образом.Вопервых, сегмент возвращения в значении с низкой и высокой прочностью. Аналогично тому, как это делается, когда сегментация изображения, создаётсясглаженная гистограмма. Существует значительный режим в низкой прочности отраженного эха. Если объекты находятся в лучегидролокатора, то, как правило, несколько. Находим второй по величине в режим данных и выбрать порог между начальным режимом и второй. Если есть только один режим в данных, мы ищем первого плато и использовать его местоположение в качестве нашего порога. (Первое неотрицательное значение разности). Используя выбранное значение, мы порог сонара возвращает данные. После этого мы находим локальные максимумы, разделенные некоторым минимальным расстоянием.Для того, чтобы убедиться, что мы не получаем спорадические высокие эхосигналы, например, изза бурной воды, мы проводим сравнение с предыдущим возвращением гидролокатора. Для каждого локального максимума, мы применили метрики подобия к оконным расположениям обоих возвратов, а также весь возврат. Мы используем отношение метрик подобия в качестве метрики доверия для обнаруженного препятствия. Если максимум был спорадический эффект, это не 4

должно происходить в обоих возвратов и, следовательно, будет иметь низкое сходство.Метрика диапазон до препятствия затем вычисляется на основе количества возврата бен и вышеупомянутых параметров гидроакустических волн, которые влияют на диапазон. И, наконец, координаты препятствия в глобальной системе координат находятся с помощью позиции GPS в ASV вместе с несущими информацию из ИДУ и угла головки гидролокатора, когда препятствие было обнаружено.Обоснование экономической эффективности исследования строится на соотношении показателей предполагаемого годового экономического эффекта или годовой прибыли от внедрения новых технических решений по проекту, размера инвестиций (капитальных затрат) –на осуществление проекта (общая стоимость проекта), себестоимости продукции действующего производства и по проекту, рентабельности и сроков окупаемости инвестиций по проекту. Для эффективного применения инструментов продвижения продукции компании должны постоянно взаимодействовать с существующими и потенциальными заинтересованными группами и общественностью. Для большинства компаний проблема коммуникаций заключена не вопросе их осуществления, а в том, какую информацию необходимо доносить, каким именно потребительским группам и как часто. Существовать на рынке на современном этапе развития экономики сложнее, т.к. большинство компаний стремится завладеть все более рассеивающимся вниманием потребителей [1].Эффективность проекта в целом оценивается для презентации проекта и определения в связи с этим привлекательности проекта для потенциальных инвесторов.Общественная эффективность характеризует социальноэкономические последствия осуществления проекта для общества в целом, т.е. она учитывает не только непосредственные результаты и затраты проекта, но и внешние по отношению к проекту затраты и результатыв смежных секторах экономики, экономические, социальные и иные внеэкономические эффекты.Общественную эффективность оценивают лишь для социально значимых инвестиционных проектов, затрагивающих интересы не одной страны, а нескольких.Эффективность проекта в целом оценивается для презентации проекта и определения в связи с этим привлекательности проекта для потенциальных инвесторов.Общественная эффективность характеризует социальноэкономические последствия осуществления проекта для общества в целом, т.е. она учитывает не только непосредственные результаты и затраты проекта, но и внешние по отношению к проекту затраты и результаты в смежных секторах экономики, экономические, социальные и иные внеэкономические эффекты.Коммерческая эффективность проекта характеризует экономические последствия его осуществления для инициатора, исходя из весьма условного предположения, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами. Коммерческую эффективность иногда трактуют как эффективность проекта в целом. Считается, что коммерческая эффективность характеризует с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.Наиболее значимым является определение эффективности участия в проекте. Ее определяют с целью проверки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех его участников. Эффективность участия оценивают прежде всего для предприятия проектоустроителя (или потенциальных 5

акционеров). Этот вид эффективности называют также эффективностью для собственного (акционерного) капитала по проекту.Эффективность участия в проекте включает и такие виды, как эффективность участия в проекте структур более высокого уровня (финансовопромышленных групп, холдинговых структур), бюджетная эффективность инвестиционного проекта (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).Система показателей, определяемая для оценки перечисленных видов эффективности, и методологические принципы их расчета едины. Отличия заключаются в тех исходных параметрах, которые формируют потоки реальных денежных средств по проекту применительно к каждому виду эффективности. Иными словами, единая и взаимосвязанная система параметров проекта находит воплощение в единых по экономической природе показателях эффективности в зависимости от области их применения в той экономической среде, которую они должны охарактеризовать. Некоторое исключение составляют показатели общественной эффективности. Внешние эффекты невсегда представляется возможным учитывать в стоимостном выражении. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, но не представляется возможным их оценить, неизбежна лишь качественная оценка их влияния.Оценка предстоящих затрат и результатовпри определении эффективности инвестиционного проекта осуществляется в пределах расчетного периода (горизонт расчета).Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета.Шагом расчета при определении показателей эффективности в пределах расчетного периода могут быть месяц, квартал или год.Затраты, осуществляемые участниками, подразделяются на первоначальные, текущие и ликвидационные, которые осуществляются соответственно на стадиях строительной, функционирования и ликвидационной.Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые и расчетные цены.Под базисными понимаются цены, сложившиеся в народном хозяйстве на определенный момент времени tб. Базисная цена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в течение всего расчетного периода.Измерение экономической эффективности проекта в базисных ценах производится на стадии техникоэкономических исследований инвестиционных возможностей.На стадии техникоэкономического обоснования (ТЭО) инвестиционного проекта обязательным является расчет экономической эффективности в прогнозных и расчетных ценах. Одновременно рекомендуется осуществлять расчеты в базисных и мировых ценах.Критериям эффективности продвижения товаров для предприятийявляются:

степень технической оснащенности и использования производственных мощностей;

при взаимодействии с вузами: функционирование научноисследовательских структур, студенческих научнотехнических объединений;–уровень маркетинговых коммуникаций;–показатели эффективности использования оборудования [2].

Ссылки на источники:1.Гончарова Е. В.Способы продвижения продукции промышленных предприятий в условиях реализации стратегии импортозамещения / Е.В. Гончарова, Г. И. Баханова // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 11. –С. 3326–3330. –URL: http://ekoncept.ru/2016/86702.htm6

2.Гончарова Е.В. Эффективность продвижения научнотехнических разработок // Наука и образование в жизни современного общества, сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 14 томах. 2015. С. 4748.