Оценивание процесса освоения педагогами инноваций в условиях олимпиады профессионального мастерства
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Темняткина
О.
В. Оценивание процесса освоения педагогами инноваций в условиях олимпиады профессионального мастерства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2018. – № 3 (март). – С.
25–36. – URL:
http://e-koncept.ru/2018/181012.htm.
Аннотация. Статья посвящена подходам к организации процесса оценки освоения педагогами среднего профессионального образования инноваций в условиях олимпиады профессионального мастерства. Актуальность представленных материалов объясняется интересом, который проявляется учеными к оценке компетентностных результатов педагогической деятельности. Большее количество исследований проводится зарубежными учеными в направлении формирующего оценивания, которое позволяет оценивать сам процесс деятельности педагога в условиях освоения инноваций. Такой процесс сопровождения инновационной деятельности педагогов был организован для команд разработчиков олимпиадных заданий в рамках областного этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся среднего профессионального образования в течение 2013–2016 годов. В качестве методической основы инновационных средств оценки образовательных результатов обучающихся, а также процесса оценивания овладения ведущими преподавателями и мастерами производственного обучения деятельности по освоению инновационных компетентностных средств оценки использована концепция компонентов деятельности. Автором выделены компоненты деятельности: эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствования. Гармоничное развитие данных компонентов учебной деятельности у обучающихся и профессиональной деятельности у педагогов позволяет оценить процесс освоения ими инноваций и нововведений. В результате формирующей оценки процесса освоения педагогами инноваций в условиях олимпиады профессионального мастерства получены следующие данные: наличие мотивации к проектированию компетентностно ориентированных оценочных средств выявилось у 85% команд разработчиков, однако творческий компонент оказался на самом низком уровне. Даже ведущим преподавателям и мастерам производственного обучения оказалось трудно перестроиться на использование нестандартных творческих заданий для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций у обучающихся – участников областного тура олимпиады. Представленная методика формирующей оценки процесса освоения педагогами инноваций позволила выявить проблемы в развитии профессиональной компетентности ведущих преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций Свердловской области и определить перспективы корректировки данной деятельности.