Исследование уровня готовности будущих учителей начальных классов к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Демидова
Т.
Е.,
Буренкова
Н.
В.,
Сороквашина
Г.
А. Исследование уровня готовности будущих учителей начальных классов к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2018. – № 4 (апрель). – С.
22–36. – URL:
http://e-koncept.ru/2018/181019.htm.
Аннотация. Актуальность проводимого исследования обусловлена изменениями требований к подготовке учителя начальных классов. Современный учитель должен не только научить ребенка учиться, но и уметь самостоятельно и творчески решать проблемы образования. Одной из проблем современного образования является недостаточный уровень сформированности у учащихся начальной школы умения работать с информацией, объективно ее воспринимать, концентрироваться на более важных моментах, объективно оценивать свою и чужую точку зрения. Все перечисленные умения включены в требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Поиск способов подготовки учителя к развитию критического мышления у младших школьников выдвигает на одно из значимых мест в педагогической науке проблему формирования готовности будущего учителя начальных классов к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо, так как данная технология имеет в своем арсенале разнообразные формы, методы и приемы, позволяющие учителю быть максимально гибким в каждой учебной ситуации. Также следует отметить, что данная технология позволяет проводить обучение на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Главная цель исследования заключается в выявлении уровня готовности будущих учителей начальных классов к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Ведущим методом при подготовке данной статьи являлся анализ результатов диагностических методик, анкетирования и контрольных работ, проведенных среди выпускников направления подготовки «Педагогическое образование» направленности (профиля) «Начальное образование и информатика». Исследование проводилось на основе выделенных компонентов готовности к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо (мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного). Для каждого компонента был подобран комплекс методик и методов. Проведенный анализ данных показал, что большинство студентов имеет низкий уровень исследуемой готовности, что говорит об актуальности дальнейшей разработки данной проблемы. Теоретическая значимость статьи заключается в анализе подходов к определению понятий «педагогическая технология», «готовность к профессионально-педагогической деятельности», а также в определении понятия «готовность к использованию технологии развития критического мышления через чтение и письмо» и выделении ее компонентов. Практическая значимость определяется рекомендациями по формированию готовности будущих учителей начальных классов к использованию заявленной технологии. Статья может быть полезна исследователям готовности студентов к использованию технологии развития критического мышления (аспирантам, магистрам), а также преподавателям и учителям.
Ключевые слова:
готовность, рефлексивный компонент, технология развития критического мышления через чтение и письмо, когнитивный компонент, мотивационный компонент, деятельностный компонент