Формирование нравственных чувств у обучающихся в начальной школе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Котряхов
Н.
В. Формирование нравственных чувств у обучающихся в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2019. – № 10 (октябрь). – С.
16–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2019/191062.htm.
Аннотация. Актуальность и значимость настоящего исследования обусловлены изменениями социально-политической и экономической ориентации России на возвращение к демократическим ценностям и рыночным отношениям. Они привели к смене приоритетов в иерархии нравственных ценностей общества, резко изменили цели и ценности образовательного процесса на современном этапе. Отметим, что федеральные государственные образовательные стандарты одним из наиболее значимых элементов воспитания, развития и обучения в современной начальной школе обозначают активную и целенаправленную воспитательную работу педагога с учащимися. Этот вид работы направлен прежде всего на формирование нравственности и ценностных ориентаций обучающихся в младшем школьном возрасте. В психолого-педагогических исследованиях обосновывается значимость целенаправленного формирования нравственности личности с более раннего возраста. Анализ трактовок нравственности показывает разночтение в наборе нравственных чувств, лежащих в основе формирования нравственности личности. Данное разночтение приводит к размытию целостной системы формирования нравственных чувств личности, что определяет проблему исследования. Соответственно, целью статьи является выделение базового набора нравственных чувств, лежащих в основе формирования нравственности у детей младшего школьного возраста. Ведущим подходом при этом выступает субъектно-развивающий подход. Подход объясняет развитие личности достижением ею уровня субъекта через целостность внешнего, внутреннего и времени. В результате проведенного исследования автором статьи выделяется три основных нравственных чувства, которые следует приоритетно развивать у детей младшего школьного возраста в доступном для них понимании (доброта, красота, любовь). Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку научных представлений о нравственных чувствах личности, формируемых с учетом возрастных предпосылок. Практическое использование результатов исследования позволяет выстроить эффективную работу по формированию нравственности у обучающихся в начальной школе.
Похожие статьи