Формирование социокультурной компетенции студентов вуза через активизацию смыслообразования в проектной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Муравьева Н. Г., Землянова М. П., Мелихова А. А. Формирование социокультурной компетенции студентов вуза через активизацию смыслообразования в проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 8 (август). – С. 57–70. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201057.htm.
Аннотация. Актуальность проблемы формирования социокультурной компетенции студентов вуза определяется возрастающим в настоящее время спросом на квалифицированных специалистов, способных осмысленно использовать и развивать информацию применительно к различным социокультурным контекстам. Проектная деятельность, которая требует активного взаимодействия с информацией в ходе решения проблем, является одним из эффективных средств формирования социокультурной компетенции. Однако, чтобы перенести акцент с «потребления» информации на ее осмысление и развитие, проектная деятельность должна быть дополнена механизмом смыслообразования. Цель статьи – описать возможность формирования социокультурной компетенции через активизацию смыслообразования на основе социокультурных задач, интегрированных в проектную деятельность, и разработать типологию и содержание социокультурных задач посредством герменевтических, ролево-игровых и проблемных методов. Методической базой проведенного исследования является анализ современной научно-методической и психолого-педагогической литературы зарубежных и российских ученых. На основе психолого-педагогических закономерностей смыслообразования авторами статьи уточнено содержание понятий «социокультурная компетенция» и «социокультурная задача», что способствует упорядочиванию терминологической системы современной педагогики. Дополнены представления о способах организации проектной деятельности с использованием механизма смыслообразования и герменевтических методов, благодаря чему достигается высокий уровень личностно-смысловой вовлеченности обучающихся, активизация процессов понимания, интерпретации и осмысленного использования информации. Выделены основные принципы активизации смыслообразования в проектной деятельности: субъектности, интеграции, самостоятельности, индивидуальной направленности, личной направленности, диалогичности и контекстности. Ключевым результатом исследования является разработанная авторами типология социокультурных задач как смыслообразующего ком понента проектной деятельности. Типология социокультурных задач включает в себя мотивационные, смыслоактуализирующие, коммуникативно-деятельностные и рефлексивные задачи, которые встраиваются в разные типы проектов и способствуют личностно значимому осмыслению, развитию и использованию информации в разных социокультурных контекстах.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.