Специфика учебно-воспитательного процесса в Омском женском епархиальном училище в начале XX века
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воробьева
Н.
В. Специфика учебно-воспитательного процесса в Омском женском епархиальном училище в начале XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2020. – № 12 (декабрь). – С.
1–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2020/201084.htm.
Аннотация. Конфессиональное женское образование имеет ряд специфических особенностей: сословная замкнутость; строгое подчинение епархиальному архиерею, неразделимость учебного и воспитательного процессов. В отечественной историографии изучалась специфика женского образования в пореформенный период, связанная со сломом традиционной патриархальной модели понимания женского образования. В рамках исторической феминологии и гендерных исследований был поставлен вопрос о профессиональной самореализации воспитанниц епархиальных училищ. Цель исследования: во-первых, ввести в научный оборот сведения о деятельности Омского женского епархиального училища в 1906–1917 гг. Во-вторых, выявить специфику женского духовного образования в сибирской провинции. Источниками исследования послужили: делопроизводственные и иные материалы регионального характера, значительный объем которых представлен в фонде Омской духовной консистории, епархиальное периодическое издание «Омские епархиальные ведомости», где публиковались отчеты епархиального наблюдателя и ведомости епархиального училищного Совета. На основании отчетов епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в учебно-воспитательном отношении реконструируется учебно-методический процесс, преподавательский состав и состояние учебно-воспитательной работы. Омское женское епархиальное училище содержалось за счет взносов из епархиальной казны, доходов епархиального свечного завода и частных пожертвований. Учебно-воспитательный процесс был нацелен на получение образования, достаточного для преподавания в начальной школе. В отличие от тенденций к строгому регламентированию церковно-практической реализации в женском образовании, отмечаемому исследователями на примере европейской части, воспитанницы Омского женского епархиального училища несли совсем «не женские» послушания в храме, как, например, возжжение лампад, подача аналоя, вынос свечей на входах и к Евангелию, что обычно является прерогативой алтарников-пономарей. Изменения в преподавательском составе свидетельствуют о постепенном превалировании преподавателей-мужчин и повышении образовательного уровня (остепененности). Теоретическая значимость работы заключается в том, что представленный материал и выводы можно использовать при дальнейшем исследовании истории Омской епархии в XX в., а также при изучении истории духовного образования в периферийных епархиях. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в учебной работе: при подготовке специализированных курсов по истории Русской православной церкви, а также подготовке статей, докладов, сообщений на научных мероприятиях разного уровня.
Ключевые слова:
русская православная церковь, православное образование, женское духовное образование, омская епархия, омское женское епархиальное училище