Сравнительный анализ содержания математической подготовки абитуриентов России и Китая при поступлении в вуз
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Квашко
Л.
П. Сравнительный анализ содержания математической подготовки абитуриентов России и Китая при поступлении в вуз // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2022. – № 6 (июнь). – С.
91–106. – URL:
http://e-koncept.ru/2022/221046.htm.
Аннотация. Актуальность исследования связана с выстраиванием взаимовыгодного сотрудничества России и Китая. Такое сотрудничество может проходить по многим направлениям и во многих областях, но нас интересовали проблемы педагогики, затрагивающие вопросы возможного сотрудничества российских и китайских преподавателей в области дидактики и методики обучения математике при подготовке к поступлению в высшие учебные заведения. В представленном исследовании дана описательная сравнительная характеристика математического содержания дисциплины и её структурирования при подготовке абитуриентов к сдаче вступительного экзамена по математике в вузы КНР и России. Предметом исследования было определено содержание учебного материала только трёх тем: теория множеств; функции, их свойства и графики; тригонометрические функции. Ограничение в тематике связано с ограниченными рамками статьи. Эти темы традиционно изучаются в наших школах, а также выносятся на контроль при сдаче вступительного испытания в вузы. Цель исследования – установить сходство и различие между российской и китайской дидактикой математического образования, отражённой в учебнике для подготовки абитуриентов к поступлению в вузы Китая и российскими учебниками и учебными пособиями. В статье приведён анализ содержания и дидактических особенностей математического контента, необходимого для подготовки абитуриентов к поступлению в вузы Китая, в сравнении с российскими математическими образовательными традициями. Основным подходом к исследованию явился сравнительный анализ, проводимый по следующим критериям: содержание учебного материала по математике и его дидактические особенности. В результате исследования получен вывод о том, что содержание математического образования и его дидактические особенности во многом сходны и практически совпадают с дидактикой школьной математики в России. Это сходство может обеспечить преемственность при переходе от обучения в школах России к обучению в вузах Китая и наоборот. Установленные различия могут взаимно обогащать не только дидактику, но и методику обучения в обеих странах. Теоретическая значимость исследования состоит в постановке вопроса о возможностях взаимодействия китайских и российских преподавателей вузов в области дидактики и методики обучения математике в учреждениях высшего образования. Дальнейшие исследования могут расшириться и обеспечить реальное сотрудничество двух соседних стран в области математического образования.