Разработка адаптивных педагогических инструментов как средства индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузьмичева
Т.
В.,
Афонькина
Ю.
А. Разработка адаптивных педагогических инструментов как средства индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2022. – № 12 (декабрь). – С.
35–46. – URL:
http://e-koncept.ru/2022/221084.htm.
Аннотация. Развитие теории и практики инклюзивного образования актуализировало проблему адаптации компонентов образовательного процесса как задачу профессиональной деятельности педагога. Ее решение позволит преодолеть противоречие между фронтальными форматами образовательной деятельности и реализацией индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Цель представленного в статье исследования состоит в обосновании и операционализации действий педагога по разработке адаптивных образовательных инструментов включения ребенка с ОВЗ в ситуацию фронтального урока, обеспечивающего его успешность в достижении общих с остальными обучающимися образовательных результатов. Для достижения поставленной исследовательской цели ведущей теоретической идеей выступило научное представление об особых образовательных потребностях, обусловленных особенностями индивидуального психосоциального развития обучающихся с ОВЗ, как динамическом феномене, определяющем специальные условия, необходимые для достижения планируемых образовательных результатов. Основным результатом исследования, представленного в статье, выступает разработка алгоритма уровневой адаптации фронтального урока к особенностям обучающегося с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, который раскрывает операционализацию действий педагога по разработке адаптивных педагогических инструментов. Анализ внедрения данного алгоритма в профессиональную деятельность педагогов начального общего и основного общего образования демонстрирует значительный положительный эффект в отношении индивидуализации деятельности ребенка с ОВЗ в рамках фронтального урока. В то же время выявлена недостаточность сформированности у педагогов прогностических и рефлексивных умений. Теоретическая значимость исследования определяется развитием понятийного поля инклюзивного образования, научных представлений о педагогических механизмах адаптации образовательной среды к потребностям обучающихся. Его практическая значимость отражается в создании алгоритма разработки адаптивных педагогических инструментов, что поможет педагогу-практику достичь индивидуализации образовательного процесса, без чего невозможно обеспечить качество инклюзивного образования.
Ключевые слова:
индивидуализация, инклюзивное образование, особые образовательные потребности, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, особенности индивидуального психосоциального развития, адаптация образовательного процесса
Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №20-013-00811 «Индивидуализация образовательной среды как фактор развития инклюзивных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих на городских и сельских территориях»
Похожие статьи
- Новая парадигма повышения квалификации педагогов: индивидуализация в инклюзивном образовании
- ОСОБЫЙ РЕБЕНОК И ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
- СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
- Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ВОПРОСАМ ВХОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОВЗ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)