Формирование глобальной межкультурной компетентности обучающихся в системе «школа – колледж – вуз»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вылегжанина
И.
А. Формирование глобальной межкультурной компетентности обучающихся в системе «школа – колледж – вуз» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2023. – № 1 (январь). – С.
82–99. – URL:
http://e-koncept.ru/2023/231006.htm.
Аннотация. Сейчас миру необходимы глобально компетентные люди – способные разбираться в глобальных проблемах, понимающие и принимающие культурные различия, готовые и способные к взаимодействию. Актуальность исследования обусловлена необходимостью непрерывного формирования глобальной межкультурной компетентности на всех ступенях образования. Если для школы структура глобальной межкультурной компетентности и содержание образования определены, то для среднего профессионального и высшего образования нет: некоторые компоненты глобальной межкультурной компетентности формируются на дисциплинах, связанных с изучением иностранного языка. Системного обучения по формированию глобальной межкультурной компетентности в колледжах и вузах, как правило, не проводится. Цель статьи – обосновать необходимость целенаправленного формирования глобальной межкультурной компетентности обучающихся, определить ее структуру на этапе общего и профессионального образования, представить содержание обучения на каждом этапе системы «школа – колледж – вуз». При исследовании проблемы использовались системный и компетентностный подходы. Ключевой метод исследования – моделирование. Проанализированы категории «глобальная компетентность», «межкультурная компетентность», «глобальная межкультурная компетентность». Доказана необходимость целенаправленного формирования глобальной межкультурной компетентности на уровнях «школа», «колледж», «вуз». Теоретическая значимость статьи: дано определение термина «глобальная межкультурная компетентность», определена структура глобальной межкультурной компетентности на уровнях «школа», «колледж», «вуз» с учетом исследования PISA и требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования. Практическая значимость статьи: представлено содержание образования по формированию глобальной межкультурной компетентности в системе «школа – колледж – вуз»; разработаны курсы «Основы межкультурной коммуникации» для специальностей среднего профессионального образования и «Теория межкультурной коммуникации» для программ высшего образования; определены разделы и темы в рамках содержательных компонентов «Глобальные проблемы», «Межкультурное взаимодействие» для общего, среднего профессионального, высшего образования.
Ключевые слова:
содержание образования, функциональная грамотность, глобальные компетенции, глобальная межкультурная компетентность
Похожие статьи
- РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОРТНОСТИ В РАМКАХ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 80-ЛЕТИЮ ПРОРЫВА БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
- КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5–7-х КЛАССОВ ПО ТЕМЕ «ГРАНИТ»
- ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПЛАТФОРМЫ МЭО
- МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5–7-Х КЛАССОВ В ТЕМАТИКЕ «НОВЫЙ ГОД»
- КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ «ВЕПССКИЙ ЛЕС»