Модель гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования: профилактика экстремизма
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абрамова
И.
Е.,
Шерехова
О.
М. Модель гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования: профилактика экстремизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2023. – № 7 (июль). – С.
83–97. – URL:
http://e-koncept.ru/2023/231063.htm.
Аннотация. В последнее время гражданское воспитание приобретает всё большее значение, поскольку будущее страны, ее процветание и развитие полностью зависят от ценностных ориентиров молодого поколения, его взглядов и убеждений. В сложившейся ситуации серьезную угрозу на пути становления и развития гражданского общества представляет экстремистская идеология. Сегодня образование признано одним из основных социальных институтов, который способен создать все условия для предотвращения распространения экстремизма и терроризма, а также укрепления усилий по мирному урегулированию любых конфликтов. Цель статьи – описать опыт реализации Модели гражданского воспитания студентов разных уровней высшего образования на междисциплинарной основе в рамках дисциплины «Иностранный язык» (на примере аспекта профилактики экстремизма) и проанализировать полученные результаты. Иностранный язык, будучи надпредметной дисциплиной, позволяет включать в свое содержание изучение и обсуждение разнообразных тем, в том числе вопросы предотвращения угрозы распространения экстремистской идеологии и терроризма как одну из актуальных глобальных проблем в наши дни. Апробация Модели гражданского воспитания обучающихся на разных ступенях высшего образования в рамках дисциплины «Иностранный язык» с целью профилактики предотвращения распространения идей экстремизма и терроризма в группах бакалавров, магистрантов и аспирантов позволила получить следующие результаты: повышен уровень информированности обучающихся о распространении экстремизма на территории РФ и его социальной опасности, о причинах возникновения, способах распространения и необходимости противодействия данному явлению; у обучающихся сформированы основы антиэкстремистского сознания, повышена устойчивость к любым проявлениям экстремистской идеологии за счет формирования в рамках экспериментального обучения острого неприятия экстремистской деятельности, заложены основы гражданской грамотности. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в анализе приоритетных направлений в образовании по предотвращению распространения экстремистской идеологии среди молодежи. Авторы приходят к практическому выводу, что формирование антиэкстремистской личностной позиции обучающихся в процессе проведения профилактических мероприятий по предотвращению распространения экстремистской идеологии в молодежной среде эффективно достигается средствами иностранных языков при обучении студентов гуманитарного профиля. Подобный опыт может быть рекомендован для распространения и при организации воспитательной работы среди студентов технических и естественно-научных специальностей.
Ключевые слова:
гражданское воспитание, иноязычное образование, аспиранты, профилактика экстремизма, бакалавры, магистранты, модель гражданского воспитания