Методика проведения и тайм-менеджмент интерактивной дискретной лекции
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исаева
Т.
Е. Методика проведения и тайм-менеджмент интерактивной дискретной лекции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 6 (июнь). – С.
70–87. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241083.htm.
Аннотация. Необходимость модернизации дизайна и методики изложения лекции как основной организационной формы обучения признается подавляющим большинством отечественных и зарубежных ученых. Однако, ориентируя академическое сообщество на внедрение интерактивных лекций, в ходе которых планируется использовать различные задания для активизации познавательной деятельности обучающихся и формирования у них критического мышления, большинство исследователей ограничиваются рассмотрением теоретической составляющей данной проблемы, не предлагая каких-либо методических решений. Те же публикации, которые содержат описание ряда методических приемов, не могут претендовать на системное решение обозначенной проблемы. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью научно-педагогических кадров вузов в получении научно обоснованных и экспериментально апробированных методических рекомендаций по организации интерактивных дискретных лекций. Цель исследования заключается в разработке методики проведения интерактивной дискретной лекции на основе использования современных цифровых технологий и принципов тайм-менеджмента. Анализ научно-педагогической литературы убедил в том, что на сегодняшний день у многих ученых имеется определенный опыт использования таких технологий, как «перевернутый класс», «проблемное обучение» и другие, а также различных цифровых программ, обеспечивающих формирующий контроль и обратную связь со слушателями в ходе чтения лекции. Однако этот материал нуждается в систематизации и трансформации в методически обоснованную и экспериментально апробированную систему разработки и проведения интерактивной лекции в современных условиях университета. Сформулированные в данной статье рекомендации по дизайну структуры дискретной лекции, а также использованию цифровых и проблемных методов в ходе изложения учебной информации опираются на результаты опытно-экспериментального исследования, благодаря которому удалось определить причины редкого использования интерактивных заданий в ходе лекций, отношение лекторов к данной проблеме, а также наиболее эффективные формы активизации мыслительной работы слушателей, позволяющие повысить внимание обучающихся, что не замедлило сказаться на запоминаемости и применении полученных знаний в решении практических задач. Методические рекомендации затрагивают такие вопросы, как тайм-менеджмент лекционного занятия, требования к составлению электронной презентации, использование специализированных цифровых программ для организации формирующего контроля, приемы проблемного обучения в ходе лекции и др.
Ключевые слова:
высшее образование, интерактивное обучение, интерактивные методы обучения, университет, лекция, модульная структура, организационные формы обучения, дискретная лекция, цифровые технологии обучения, методика разработки и проведения лекции, тайм-менеджмент преподавателя
Похожие статьи
- Интерактивная дискретная лекция: методологические вопросы структурно-методической организации
- Наставничество как метапрактика поддержки гуманистического вектора в развитии высшего образования
- МАРКЕТИНГ УНИВЕРСИТЕТА
- Совершенствование подготовки кадров в условиях модернизации общества
- Положение преподавателя-гуманитария в отечественном вузе: тенденции и особенности