Искусственный интеллект в образовании: противоречия в использовании
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мантуленко
В.
В.,
Мантуленко
А.
В. Искусственный интеллект в образовании: противоречия в использовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 6 (июнь). – С.
221–237. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241092.htm.
Аннотация. Стремительное развитие цифровых технологий постоянно открывало новые возможности для образовательной системы, одновременно выстраивая и ряд новых вызовов, угроз для ее развития. Новой технологией, которая переживает сейчас активное внедрение в различные сферы жизни, является технология искусственного интеллекта (ИИ). Основной вектор, который цифровая трансформация задавала всегда, – это передача рутинных операций от человека к машине. В образовательном контексте данная функция цифровых устройств обозначалась как «повышение продуктивности и производительности». Так, например, на смену необходимости писать от руки конспекты лекций пришли возможности переводить голос преподавателя в текст посредством любого смартфона, а трудоемкая задача по написанию оригинального текста теперь легко может быть решена посредством бота на основе технологии ИИ. Однако вполне уместные опасения всегда сопровождали данный процесс изменений, поскольку в образовании, помимо продуктивности, всегда актуальной и даже более важной задачей была эффективность используемых методов, приемов и средств. Если на ранних этапах цифровизации (компьютеризации и автоматизации) образования опасения формировались вокруг возможности замены роли преподавателя компьютером, то сейчас в контексте угроз речь скорее идет именно об этических вопросах применения ИИ в учебном процессе и, как следствие, эффективности учебной деятельности и качестве получаемого образования. Целью данного исследования являлось изучение существующего опыта использования технологии ИИ студентами на примере вузов Самарской области для понимания характера данного процесса и новых задач, которые возникают в данном контексте для образовательной системы в целом. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении актуальных научных работ по проблеме использования ИИ в образовании, углубленном понимании сущности самой технологии ИИ и тех возможностей и угроз, которые возникают в связи с внедрением ИИ в образование. Практическая значимость работы определяется нахождением, с одной стороны, проблемных аспектов в использовании ИИ современной учащейся молодежью и точек роста, которые способны перевести российское образование на новый уровень развития с помощью использования современных технологических инноваций, – с другой.
Похожие статьи
- Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в условиях цифровизации образования
- Психологические ресурсы и риски развития личности обучающихся в условиях цифровизации общества
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-СЕРВИСОВ И ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТУДЕНТАМИ СВФУ
- ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МБОУ «СШ № 3» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
- Онлайн-курс как инновационная форма дистанционного обучения