Влияние искусственного интеллекта на успеваемость, познавательную активность и качество обучения студентов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мантуленко
В.
В.
Влияние искусственного интеллекта на успеваемость, познавательную активность и качество обучения студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 6 (июнь). – С.
251–272. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251117.htm.
Аннотация. Проблематика влияния искусственного интеллекта на успеваемость и качество обучения студентов приобрела особую актуальность в последние годы в связи с быстрым развитием данной технологии и ее широким использованием. Сегодня активно изучаются как положительные эффекты интеграции искусственного интеллекта в учебный процесс, так и возможные негативные последствия, включая снижение мотивации обучающихся и ухудшение качества усвоения знаний. Тем не менее среди исследователей и педагогов сохраняются разногласия относительно природы и последствий воздействия технологий на базе искусственного интеллекта на образовательный процесс. Основная цель данной работы – провести анализ ключевых аспектов влияния генеративного искусственного интеллекта на успеваемость, познавательную активность и качество обучения студентов. В задачи работы входили оценка текущего состояния использования искусственного интеллекта в образовании, выявление возможного влияния данной технологии на эффективность учебной работы и познавательной активности студентов и разработка рекомендаций относительно способов использования генеративного искусственного интеллекта в образовании. Работа основана на системном, компетентностном, аксиологическом и деятельностном подходах. К основным результатам данной работы можно отнести рекомендации по внедрению технологии генеративного искусственного интеллекта в образовательный процесс на основе анализа актуальных исследований по теме за последние пять лет, а также собственного эмпирического исследования. Полученные результаты показывают неоднозначность восприятия роли цифровых технологий последнего поколения в обучении, отсутствие единых критериев оценки воздействия искусственного интеллекта на учебный процесс и необходимость дальнейших научных и практических разработок в данной области. Теоретическая значимость работы заключается в выявлении противоречий, касающихся использования генеративного искусственного интеллекта в образовательных учреждениях. Практическая значимость исследования выражается в предложенных мерах по оптимизации учебного процесса с учетом особенностей взаимодействия студентов с нейросетями, направленных на повышение качества образования и устранение потенциальных рисков.
Ключевые слова:
образование, познавательная активность, искусственный интеллект, успеваемость, качество обучения, обучение в вузе, цифровизация
Похожие статьи
- Искусственный интеллект в образовании: противоречия в использовании
- Аспекты педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи
- Психологические ресурсы и риски развития личности обучающихся в условиях цифровизации общества
- Онлайн-курс как инновационная форма дистанционного обучения
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-СЕРВИСОВ И ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТУДЕНТАМИ СВФУ
В.
В. Мантуленко