Приемы стимулирования мотивации учащихся к выбору будущей профессии в рамках профориентационной работы в школе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мамонтова
Т.
С.,
Батурин
Н.
Н.,
Брызгалов
А.
А. Приемы стимулирования мотивации учащихся к выбору будущей профессии в рамках профориентационной работы в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 7 (июль). – С.
44–58. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241104.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме поиска эффективных приемов стимулирования мотивации учащихся к выбору будущей профессии в рамках профориентационной работы в школе. Цель проведенного исследования состояла в выявлении и систематизации таких приемов в соответствии с основными направлениями совершенствования профессионального самоопределения школьников. В ходе проделанной работы использовались теоретические методы исследования: анализ подходов к определению основных понятий рассматриваемой проблемы, анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме профориентации школьников, обобщение собственного опыта организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся старших классов к выбору будущей профессии и систематизация выявленных приемов. Анализ понятия «профориентационная работа в школе» носил системный характер, поскольку данный феномен исследовался именно как совокупность направлений совершенствования профессионального самоопределения школьников, образующих систему современной профориентационной работы в образовательном учреждении. Основным результатом статьи стала систематизация приемов стимулирования мотивации старшеклассников к выбору будущей профессии в рамках профессиональной работы в школе. К этапам профориентационной работы были отнесены: а) начальный этап предпрофильной подготовки (начальная профессиональная ориентация); б) основной этап профессионального самоопределения; в) этап профильной подготовки (обучение по профилю с предметно-ориентированными и профессиональными пробами); г) этап психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников. Теоретическая значимость исследования заключается в представлении профориентационной работы в школе как специально организованного процесса, основанного на использовании приемов стимулирования мотивации учащихся к осознанному и уверенному выбору будущей профессии. Полученные авторами статьи результаты могут быть положены в основу внутришкольной систематической профориентационной работы с любыми категориями учащихся.
Ключевые слова:
профессиональная ориентация, профориентационная работа в школе, мотивация к выбору профессии, основная и старшая школа