Аспекты педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мантуленко
В.
В. Аспекты педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 7 (июль). – С.
309–331. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241121.htm.
Аннотация. Вопросы цифровой зависимости стали чрезвычайно актуальны в последнее десятилетие, в том числе в контексте образования, в связи со стремительным развитием технологий, активным внедрением искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности. В научной среде исследуются аспекты негативного влияния цифровизации, риски и последствия чрезмерного медиапользования. Однако до сих пор существуют различные, часто довольно противоречивые, мнения относительно сущности и показателей самого явления цифровой зависимости. Цель данной работы – определение ключевых аспектов педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи на основе анализа и обобщения мирового опыта изучения данного феномена и собственного диагностического исследования. В задачи работы входило: анализ существующих подходов к изучению явления цифровой зависимости, проведение диагностического исследования, направленного на выявление риска формирования цифровой зависимости молодежи в процессе применения цифровых устройств для выполнения учебных задач, выделение актуальных аспектов совершенствования педагогической работы в вузе по предотвращению формирования цифровой зависимости студентов. Основные выводы, к которым приходит автор в данной работе, касаются неоднозначности трактовок термина «цифровая зависимость», компонентов и критериев данного феномена, отсутствия уровня медиаграмотности поколения «цифровых аборигенов», достаточного для того, чтобы противостоять риску возникновения цифровой зависимости. В результате было конкретизировано понятие цифровой зависимости на основе анализа и сопоставления различных подходов к его интерпретации, в том числе как педагогическая проблема, выявлены некоторые противоречия, существующие в сфере вузовского обучения и способствующие формированию цифровой зависимости молодежи, из чего складывается теоретическая значимость данной работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что автором были сформулированы некоторые аспекты, требующие учета при планировании и организации педагогической работы в вузе по устранению негативных эффектов медиапользования и снижению риска формирования и развития цифровой зависимости молодежи.
Ключевые слова:
образование, информационная безопасность, обучение в вузе, цифровизация, цифровая зависимость, медиапользование детей и молодежи
Похожие статьи
- Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в условиях цифровизации образования
- Психологические ресурсы и риски развития личности обучающихся в условиях цифровизации общества
- ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-СЕРВИСОВ И ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТУДЕНТАМИ СВФУ
- Онлайн-курс как инновационная форма дистанционного обучения