Воспитательные ситуации, актуальные для классных руководителей: взгляд из школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мирошниченко А. А., Иванова Н. П., Баженова В. В. Воспитательные ситуации, актуальные для классных руководителей: взгляд из школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 9 (сентябрь). – С. 77–95. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241139.htm.
Аннотация. Одной из актуальных проблем в области воспитания является подготовка классных руководителей к разрешению воспитательных ситуаций. Актуальность данной проблемы объясняется изменениями, происходящими в системе воспитания, такими как введение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»; возвращение общественно полезного труда в школах; создание общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» и др. Введение указанных преобразований способствует росту новых для педагогов воспитательных ситуаций. Отдельного внимания требует вопрос определения перечня воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя. Цель исследования – формирование банка воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя и требующих подготовки для их разрешения. Процесс формирования банка воспитательных ситуаций включал решение следующих задач: 1. Конкретизировать роль воспитательной ситуации в обеспечении результативности воспитательной работы в общеобразовательной организации. 2. Разработать инструмент, позволяющий в диалоге с общеобразовательными организациями определить банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций. 3. Сформировать банк воспитательных ситуаций, актуальных для классного руководителя, и провести его анализ. В статье приведены эмпирические данные анкетирования педагогов с целью определения актуальных для них воспитательных ситуаций. Представленный анализ результатов ранжирования предложенных воспитательных ситуаций позволил выявить наиболее проблемные ситуации, требующие отдельного внимания и дополнительной подготовки классных руководителей. Теоретическая значимость статьи заключается в обосновании возможности применить метод групповых экспертных оценок для разработки инструмента, позволившего сформировать банк актуальных для классного руководителя воспитательных ситуаций; в выявленном распределении воспитательных ситуаций по группам, внутри группы, по респондентам, проживающим в населенных пунктах различной величины. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применить результаты исследования при проектировании и анализе рабочих программ воспитания общеобразовательных организаций, для повышения квалификации классных руководителей. Статья будет полезна педагогам и специалистам, занимающимся вопросами воспитательной работы, подготовки классных руководителей, будущих учителей к воспитательной работе.
Финансирование
Исследование выполнено по проекту «Имитационное моделирование разрешения воспитательных ситуаций классными руководителями в вузовском технопарке», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания (дополнительное соглашение Министерства просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Глазовский государственный инженерно-педагогический университет имени В. Г. Короленко» № 073-03-2024-058/1 от 13.02.2024 к соглашению № 073-03-2024-058 от 19.01.2024, регистрационный № НИОКТР 1023082200017-6-5.3.1.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.