Особенности применения онлайн-генераторов облака тегов в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грибков
Д.
Н. Особенности применения онлайн-генераторов облака тегов в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 10 (октябрь). – С.
13–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241152.htm.
Аннотация. Модернизация высшего образования открывает перспективы использования сервисов генерации различного контента (текста, ключевых слов, изображений) для повышения качества обучения специалистов в области библиотечно-информационного обслуживания. Кроме того, приоритетными задачами программ подготовки являются наполнение содержания учебных дисциплин когнитивным компонентом культуры межнационального общения, формирование коммуникативной и цифровой компетентностей. Автором исследуется проблема обоснования эффективности применения сервисов генерации облаков слов в обучении специалистов по библиотечному делу. Цель исследования – изучить особенности применения онлайн-генераторов облака тегов в обучении студентов направления подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. Научная новизна: обосновывается потенциал онлайн-генераторов облака тегов для подготовки востребованных специалистов библиотечного дела. Теоретическая значимость: выявленные особенности информационного взаимодействия при создании и использовании облаков тегов уточняются применительно к подготовке библиотекарей будущего. Разработка облаков тегов происходит на занятиях по дисциплине «Современные информационные технологии». Платформа AhaSlides и инструмент Live Word Cloud Generator используются для организации информационно-коммуникационной деятельности студентов. Задействовано 80 бакалавров, профиль подготовки – «Цифровизация информационных ресурсов и процессов». Все обучающиеся – студенты второго-третьего курса. Автором описана система работы с сервисами генерации облаков тегов, включающая этапы: анализ имеющихся цифровых инструментов и выбор оптимального, изучение функциональных возможностей, применение их для решения учебных задач и поддержки библиотечно-информационного обслуживания. В заключении сформулированы особенности использования сервисов: признание ценности каждой предлагаемой идеи, соблюдение объективности при анализе и интерпретации текста и полученного облака тегов, поддержка совместной деятельности в виртуальной среде и при выделении набора ключевых слов, пропедевтика работы с технологией искусственного интеллекта. Практическая значимость: выявлены факторы, влияющие на эффективность применения онлайн-генераторов облака тегов в обучении библиотекарей для повышения качества их подготовки: усиление влияния искусственного интеллекта и робототехники на рынок труда, круг читательских интересов, цифровая грамотность. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования программ системы профессиональной и дополнительной профессиональной подготовки специалистов библиотечного дела.
Ключевые слова:
ключевые слова, информационное взаимодействие, интерпретация текста, цифровая компетентность, библиотечное образование, инструмент для генерации контента