Методы работы с разными категориями детей в инклюзивной среде муниципального образования сельской территории
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терещенко
О.
В. Методы работы с разными категориями детей в инклюзивной среде муниципального образования сельской территории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 10 (октябрь). – С.
50–63. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241154.htm.
Аннотация. Данная тема является особо актуальной в период ведения специальной военной операции и в сложившейся социально-политической обстановке. Опыт применения методов педагогической работы с разными категориями детей в сельской местности на примере работы образовательных организаций Неклиновского района Ростовской области стал практическим материалом для коллег с вновь присоединенных территорий, сотрудничающих с районной системой образования. Сельский район является площадкой для обеспечения равных воспитательных возможностей не только для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ), но также и для детей из семей группы риска, в которую входят дети, вынужденно покинувшие территории ведения специальной военной операции, проживающие в пунктах временного размещения на территории приграничного района. Целью данного исследования является изучение применения методов в системе сельского муниципального образования «Неклиновский район» для обеспечения равных возможностей для детей с ОВЗ, детей из семей группы риска (детей, вынужденно покинувших территории ведения специальной военной операции). Задачи исследования: рассмотреть преимущества использования методов в системе сельского муниципального образования «Неклиновский район»; проанализировать особенности применения методов в сельской местности и рассмотреть примеры успешной практики. В данном исследовании используются индивидуальный подход с учетом потребностей каждого ребенка при создании условий для его участия в общественной жизни и коллективный подход как сотрудничество и взаимодействие между различными группами детей, педагогов, родителей, местным сообществом и участие всех заинтересованных сторон. Результатом работы является описанный опыт системы образования и практика приема пострадавшего населения приграничных территорий в 2014 и 2022 годах, который может быть использован в деятельности сельских общеобразовательных организаций. В ходе исследования достигнуты поставленные цель и задачи, изучены публикации и исследования известных педагогов и психологов, проведено анонимное анкетирование педагогов, рассмотрены анкеты, проанализированы особенности применения методов в сельских школах на территории приграничного муниципального района. Данная тема изучена, несет теоретическую значимость расширения и дополнения анализа научных характеристик применяемых методов в инклюзивной среде и практическую значимость: описанный практический опыт может рассматриваться как программа мероприятия для муниципальной образовательной системы в сельской местности, направленная на формирование доступной образовательной среды не только для детей с ОВЗ, но также и для детей из семей группы риска, в которую входят дети, вынужденно покинувшие территории ведения специальной военной операции, с участием административных, культурных и иных сотрудников для достижения общей цели включения прибывших детей в местное общество. Научная новизна исследования заключается в проведении сравнительного анализа опыта педагогов Неклиновского района, расширении количества и категорий участников форума «Шаг в будущее», увеличении количества положительных отзывов детей, родителей, приглашенных гостей в ходе взаимодействия.
Ключевые слова:
методы, дети, муниципальное образование, дети с овз, сельская территория, дети из семей группы риска, вынужденно покинувшие территории ведения специальной военной операции