Междисциплинарные исследования в педагогических вузах: обоснование актуальности и целесообразности проведения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Косикова
С.
В.,
Жолобова
Ю.
Г. Междисциплинарные исследования в педагогических вузах: обоснование актуальности и целесообразности проведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 12 (декабрь). – С.
150–168. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241207.htm.
Аннотация. Актуальность исследования определяется потребностью общества и государства в реформировании системы подготовки студентов педагогических вузов в аспекте формирования у них готовности к реализации междисциплинарного содержания общего образования в будущей профессиональной деятельности. Цель статьи – обосновать актуальность проведения междисциплинарных исследований студентами педагогических вузов как одного из способов их подготовки к реализации междисциплинарного содержания на уровне общего образования. При написании статьи в теоретической части проведен аналитический обзор литературы с результатами исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме реализации содержания высшего образования на междисциплинарной основе, в соответствии с которыми приведен теоретический анализ понятия «междисциплинарность» и определено значение «горизонтальной» и «вертикальной» межпредметной интеграции как взаимодополняющих способов организации междисциплинарных исследований. В практической части для решения исследовательской задачи был использован метод анкетирования с использованием электронной формы сбора данных. В период с 05 сентября по 20 сентября 2024 года сотрудниками ФГБОУ ВО «ПГГПУ» были опрошены 126 преподавателей, 1117 студентов педагогических вузов и 636 педагогических работников образовательных организаций общего образования. Результаты анкетирования свидетельствуют о наличии в педагогических вузах ряда проблем, среди них: недостаточная готовность педагогов и студентов к реализации междисциплинарных исследований; непонимание всеми группами респондентов сущности вертикальной межпредметной интеграции и ее значения в становлении личности будущего учителя и, как следствие, недооценивание студентами и преподавателями целесообразности проведения междисциплинарных исследований в педагогических вузах. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что междисциплинарные исследования авторы статьи рассматривают в качестве одной из форм подготовки выпускников педагогических вузов к решению профессиональных задач в будущей педагогической деятельности. Положения статьи могут быть использованы для обоснования реформирования и дальнейшего проектирования системы подготовки студентов педагогических вузов в аспекте формирования у них готовности к реализации междисциплинарного содержания общего образования в будущей профессиональной деятельности посредством участия в междисциплинарных исследованиях.
Ключевые слова:
межпредметная интеграция, высшее образование, профессиональная деятельность, педагогические вузы, междисциплинарные исследования
Финансирование
Статья написана в рамках выполнения государственного задания от Министерства Просвещения РФ (соглашение № 073-03-2024-005/2 от 27 августа 2024 г. по теме «Методологические подходы к проведению междисциплинарных исследований в педагогических вуза» (OTGE-2024-0026, Регистрационный номер темы: 1024032800035-6-5.3.1))