Диагностика уровня мотивации к занятиям настольным теннисом в спортивной школе олимпийского резерва
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миронов
Е.
А.
Диагностика уровня мотивации к занятиям настольным теннисом в спортивной школе олимпийского резерва // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 4 (апрель). – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251063.htm.
Аннотация. Актуальность исследования определяется значимостью формирования у детей, начиная уже с дошкольного возраста, мотивации к занятиям спортом, поскольку физическое воспитание с юных лет должно проходить комплексно и последовательно. Спортивная школа олимпийского резерва по настольному теннису является одним из способов формирования и развития необходимого фонда умений и двигательных навыков ребенка. Цель исследования состоит в определении уровня мотивации детей к занятиям в СШОР по настольному теннису. Для достижения цели исследования были использованы системно-деятельностный подход, теоретические методы (обобщение научно-методических исследований, анализ научной литературы по теме), эмпирические методы (анкетирование и анализ его результатов). В проведенной опытно-экспериментальной работе участвовали 32 воспитанника государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы спортивной школы олимпийского резерва «Московское городское физкультурно-спортивное объединение» Департамента спорта города Москвы (ГБУ ДО «МГФСО»), на базе которого проходило исследование. В практической части работы нами выделены последовательные этапы: 1) составление анкеты с формулировкой вопросов и вариантов ответов; 2) рассылка анкеты лично действующим спортсменам СШОР по настольному теннису; 3) анализ результатов исследования и на его основе формулировка выводов по уровню мотивации занимающихся настольным теннисом в ГБУ ДО «МГФСО». Кроме того, наше исследование заключалось в диагностике уровня мотивации учащихся различных возрастов к тому, чтобы записаться в спортивную школу по настольному теннису, а также в изучении факторов, влияющих на мотивацию занимающихся. Теоретическая значимость исследования и новизна состоят: 1) в анализе факторов развития мотивации к занятиям в СШОР по настольному теннису; 2) установлении различий между мотивационной сферой, самой мотивацией и мотивами деятельности, их иерархией; 3) изучении мотивации в контексте набора воспитанников в спортшколу по данному виду спорта; 4) диагностике изменения уровня мотивации занимающихся в ходе тренировок. Практическая значимость работы состоит в разработке ряда технологий по развитию мотивации к посещению тренировок по настольному теннису в спортивной школе, которые можно применять при работе с недостаточно мотивированными воспитанниками, а именно: технологии личностно ориентированной тренировки, игровой технологии, технологии интерактивной тренировки и др.
Ключевые слова:
мотив, мотивация к занятиям, спортивная школа олимпийского резерва по настольному теннису, воспитанник спортивной школы олимпийского резерва, технологии по развитию мотивации