Устойчивые ошибки при решении сюжетных математических задач в основной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кисельников И. В. Устойчивые ошибки при решении сюжетных математических задач в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 7 (июль). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251126.htm.
Аннотация. В статье исследуется актуальная проблема методики обучения математике в основной школе – выявление и анализ устойчивых ошибок учащихся при решении сюжетных математических задач. Цель статьи – изучение погрешностей учащихся при решении сюжетных задач основного государственного экзамена по математике в основной школе и на этой основе выявление устойчивых ошибок учащихся основной школы, поиск путей их предотвращения и исправления в дальнейшем обучении. Использованы теоретические и эмпирические методы: анализ, синтез, обобщение, экспертные оценки. Указано влияние успешного решения сюжетных задач на развитие аналитического мышления учащихся. Проанализирована современная научно-педагогическая литература по проблеме обучения решению сюжетных математических задач в основной школе. Приведен обзор отечественных и зарубежных источников. Охарактеризованы сюжетные задачи, представленные в контрольно-измерительных материалах основного государственного экзамена. Описан статистический инструмент, позволяющий проанализировать распределение ответов участников экзамена на различные типы задач – «веер ответов» участников экзамена, его функции, специфика построения, пример применения. Указаны основные устойчивые ошибки при решении сюжетных задач в основной школе: неправильное понимание условия задачи, неверный выбор метода решения, ошибки в вычислениях, неумение проверить правильность решения. Указаны методические особенности осуществления прикидки при решении сюжетных задач. Предложены эффективные способы преодоления ошибок в понимании условия сюжетной задачи: анализ и структурирование информации, чтение задачи вслух, запись ключевых данных, использование примеров и аналогий, пошаговый план решения, практика и повторение, обратная связь от учителя. Указаны ошибки в вычислениях как одна из самых распространенных проблем при решении сюжетных математических задач. Отражены стратегии для минимизации вычислительных ошибок: правильная организация вычислений, проверка промежуточных результатов, двойная проверка окончательного результата, использование обратных операций, практика и тренировка, концентрация и внимание, использование технологий, обучение и консультации. Отражены подходы к нахождению оптимальных методов решения задач. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии понятия «устойчивые ошибки в решении задач». Новизна исследования выражается в выделении специфических устойчивых ошибок при решении сюжетных задач и методических подходов к устранению ошибок.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.