Научно-методическое сопровождение развития стратегического лидерства директора школы, работающей в сложных социальных условиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Свириденко С. А., Кузнецова А. Г. Научно-методическое сопровождение развития стратегического лидерства директора школы, работающей в сложных социальных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 9 (сентябрь). – С. 285–302. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251188.htm.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения равного доступа к качественному образованию в условиях социального неблагополучия, где ключевую роль играют школы, функционирующие в сложных социальных условиях. Эффективность их работы напрямую зависит от уровня стратегического лидерства руководителей, однако в научной и практической сфере наблюдается дефицит эффективных моделей научно-методического сопровождения, ориентированных на развитие управленческого потенциала директоров таких школ. Цель статьи – разработка и эмпирическая апробация модели научно-методического сопровождения, направленной на сопровождение развития стратегического лидерства директоров школ, функционирующих в сложных социальных условиях. В ходе теоретического анализа были использованы андрагогический, системный и синергетический подходы как основа для понимания процессов профессионального развития взрослых управленцев, управления сложными изменениями и организации непрерывного обучения. В рамках экспериментальной части исследования применялась методика OCAI (Камерона – Куинна) для оценки изменений в организационной культуре школ, а также парный t-критерий Стьюдента для статистической обработки данных. Основные результаты исследования показали, что реализация предложенной модели научно-методического сопровождения оказалась результативной в развитии стратегического лидерства руководителей школ. Это способствовало трансформации организационной культуры образовательных организаций и переходу от реактивного управления к проактивному, стратегически ориентированному подходу. Установлено, что реализация модели через три педагогических условия (цикл обучения, безопасное пространство для экспериментов, сетевые сообщества) положительно влияет на мотивацию, рефлексию и кооперацию в педагогических коллективах. Теоретическая значимость заключается в концептуализации и обосновании комплексного подхода к развитию контекстуального стратегического лидерства в условиях неопределенности. Практическая ценность выражается в создании воспроизводимой и масштабируемой модели научно-методического сопровождения, которая может быть внедрена в региональных системах образования для поддержки школ, находящихся в сложных социальных условиях. Результаты исследования могут быть использованы органами управления образованием, институтами повышения квалификации и руководителями образовательных организаций при разработке программ развития управленческих компетенций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.