Искусственный интеллект в школьном и вузовском преподавании: российский и зарубежный опыт
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сувирова
А.
Ю., Ананин
Д.
П., Шевелева
Н.
Н.
Искусственный интеллект в школьном и вузовском преподавании: российский и зарубежный опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 9 (сентябрь). – С.
318–330. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251190.htm.
Аннотация. Статья представляет обзор практик применения сервисов на базе искусственного интеллекта (далее – ИИ) школьными учителями и вузовскими преподавателями в своей профессиональной деятельности. Цель работы: анализ современных практик применения ИИ-инструментов российскими и зарубежными педагогами среднего и высшего образования и выявление потенциала для масштабирования передовых решений для отечественной системы образования. Для достижения поставленной цели используются систематический анализ научных публикаций, контент-анализ нормативных документов, а также компаративный анализ практических кейсов по теме исследования. Анализ российских и зарубежных практик использования ИИ в образовании фиксирует тенденцию перехода от использования монофункциональных ИИ сервисов по решению отдельных учебных задач к разработке и внедрению комплексных ИИ-систем. Их активное применение направлено на обеспечение персонализации обучения на основе анализа данных об обучении и поддержки образовательного процесса (создания учебного контента, автоматизации проверки заданий и обратной связи). На фоне этого в разных странах наблюдается асимметричное развитие цифровой образовательной среды. Авторы заключают, что причинами разной степени интенсивности использования ИИ инструментов в межстрановом разрезе являются невысокий уровень ИИ-грамотности педагогов и их недостаточная методическая поддержка. Различия между российским и зарубежным опытом внедрения ИИ инструментов заключаются также в разной тематической фокусировке: в зарубежном контексте акцентируется соблюдение пользователями этических норм, в российском – улучшение функциональности и удобства использования ИИ-сервисов. Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и оценке дидактического потенциала ИИ-инструментов. Практическая значимость состоит в том, что результаты научной работы позволяют научно-педагогическому сообществу обнаружить преимущества и отрефлексировать дефициты и риски при работе с ИИ-инструментами на учебных занятиях.
Ключевые слова:
искусственный интеллект, персонализированное обучение, цифровизация образования, образовательные практики, автоматизация оценивания, инструменты поддержки обучения и преподавания, школа и университеты
Похожие статьи
- О цифровых технологиях из арсенала современного преподавателя
- Искусственный интеллект и/или преподаватель. Какой союз выбрать?
- Использование нейросетей в обучении иностранным языкам студентов гуманитарных направлений подготовки
- Изучение готовности сельских учителей Республики Саха (Якутия) к применению технологий искусственного интеллекта
- Искусственный интеллект как инструмент адаптации аутентичных материалов в преподавании английского языка в техническом университете
А.
Ю. Сувирова