Подготовительная работа при написании сочинения-описания по личным наблюдениям
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кобялковская
О.
А. Подготовительная работа при написании сочинения-описания по личным наблюдениям // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2011. – 1 квартал 2011. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2011/11106.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности организации подготовительной работы, предшествующей написанию сочинения-описания по личным наблюдениям в начальных классах.
Текст статьи
Кобялковская Ольга Анатольевна,учитель начальных классов первойквалификационнойкатегорииМОАУ «Лицей№21», г. Киров
Подготовительнаяработа при написании
сочиненияописания по личным наблюдениям
Аннотация.В статье раскрываются особенности организации подготовительной работы, предшествующей написанию сочиненияописания по личным наблюдениям в начальных классах.Ключевые слова: речь, сочинениеописание, личные наблюдения.
Важной задачей обучения родному языку в начальной школе является развитие речи учащихся. Речь –основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная речь ученика –показатель его умственного развития.Одним из самых сложных видов работы по развитиюречи младших школьников является обучение письму сочинений. Большое значение работы над сочинением всегда отмечалось такими виднейшими педагогами и методистами как В.А.Добромыслов, Н.И.Жинкин, Т.А.Ладыженская,М.А.Рыбникова, М.Р.Львов и др. Ими были разработаны и проверены на практике различные формы, методы и приёмы работы над сочинением.Творческий характер сочинений придаёт им эмоциональную окраску и способствует выявлению в сочинениях индивидуальных особенностей детской личности. Сочинения вызывают умственную активность учащихся. Они учат отбирать нужный материал, систематизировать его, располагать мысли в определённой последовательности, облекать их в нужную форму. От класса к классу дети учатся самостоятельно излагать собственные мысли. Тем самым работа над сочинением способствует развитию творческого мышления и совершенствованию связной речи учащихся. А это одна из главных задач обучения и воспитания в начальной школе.Но, к сожалению, практика показывает, что дети затрудняются самостоятельно выражать собственные мысли, они, как правило, пишут не по своим личным наблюдениям и впечатлениям, полученным в жизни, а о том, что запомнили из книг или рассказов окружающих. А неумелое заимствование приводит к тому, что текст не оформляется как связное целое. Отдельные предложения и отрывки, взятые из прочитанного или услышанного, не связываются с предложениями составленными детьми. Сочинения становятся «сшивкой отдельных фраз».Предупредить ошибки такого рода помогает правильно организованная работа над сочинениемописанием по материалам личных наблюдений. К этим сочинениям необходимо тщательно готовиться. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого написания. Осуществляется она на различных уроках (природоведения, чтения, русского языка, изобразительного искусства, труда, и др.) и во внеклассное время. Очень важно, чтобы школьники имели возможность несколько раз вернуться к теме сочинения до его написания.Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя. Наиболее существенный источник материала для связной речи младших школьников –это их жизненный опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры и труд, наблюдаемые предметы и явления живой и неживой природы...Очень важно, чтобы ученики, готовясь к сочинению, имелидля него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать им. Собрать, подготовить наблюдаемый материал для будущего сочинения можно во время экскурсий, прогулок, встреч с интересными людьми, организованных наблюдений и т.д.Нередко подготовительная работа заканчивается сбором материала. Однако собранный материал это только та основа, на которой строится сообщение. Важно развивать у учащихся умение систематизировать материал и строить сообщение в определённой композиционной форме. Ученики систематизируют свои знания под руководством учителя. Они готовят устные рассказы дома и выступают с ними на уроках чтения, природоведения и т.д. Ежедневно, пока изучается та или иная тема, доклады делают 1–2 ученика. Продолжительность устного рассказа –4–5 минут. Эти умения отрабатываются с целью подготовки к написанию сочинения и связываются с работой над планом.В первом классе роль плана могут выполнять вопросы учителя, во втором и третьем классе план составляется коллективно под руководством учителя, а в четвёртом классе дети учатся составлять план самостоятельно.Вначале даётся общая характеристика предмета или явления, далее уточнение общих впечатлений, конкретизация наблюдений и в заключение –вывод или передача чувств, которые вызвали описываемые явления. Последовательность описания предусматривается и предварительной беседой. Беседа проводится в той последовательности, в которой позднее составляется описание.Возможен такой примерный порядок подготовительной работы.1.Сбор материала и систематическое уточнение представлений и знаний учащихся на уроках и во внеурочное время.2.Систематизация полученных сведений (обобщающая беседа по итогам наблюдений, подготавливающая к составлению связного текста).3.Определение темы сочинения. Отбор словаря по теме.4.Определение структуры сочинения, составление примерного плана.5.Работа над речевым оформлением текста в процессе составления фрагментов сочинения по плану.Практика работы по развитию речи в начальной школе показывает, что специально организованная и хорошо продуманная подготовительная работа, предшествующая написанию сочиненияописания по личным наблюдениям, помогает учащимся самостоятельно отбиратьнужный материал, систематизировать его и располагать свои мысли в определённой последовательности. Доказательством этого являются сочинения учеников, в которых они логически чётко, доказательно, образно и самостоятельно излагают свои мысли, опираясь при этом на собственные наблюдения и впечатления.На примере нескольких уроков хочу показать, как готовила своих учеников в третьем классе (система 1–4) к написанию творческой работы.1.Однажды, после выходного дня, когда выпал первый снег, дети пришли в класс очень радостные. Они с восторгом делились своими впечатлениями, рассказывая об изменениях, которые произошли в природе.И тогда на уроке русского языкая предложила подобрать слова о снеге, с помощью словосочетаний и предложений передать радость, которую испытывают дети. Более удачные слова, словосочетания и предложения дети записали в блокнот:снег –пушистый, белый;настроение –радостное, праздничное;хочется петь, смеяться, играть.На каждом последующем уроке упражнения по развитию речи проводились одновременно с формированием грамматических и орфографических понятий.Уже на следующий день работа была продолжена. На доске появилась таблица: «Подбери красочное определение». В ней содержались слова: снег, день, земля, деревья.Дети, пользуясь своими наблюдениями, составили словосочетания и предложения, лучшие записали и провели грамматический разбор.Апотом искали сравнения, отвечали на вопросы: «Какой сегодня день?», «Какой снег?», «Как он падает?», «С чем его можно сравнить?».Нашли и записали такие слова:день –удивительный, сказочный;снег –белое чудо; белый, как вата; как сахар манит; молодой; новый; падает; повалил хлопьями.На уроке чтениявспоминали стихотворение Я. Акима «Первый снег»[1]. А домашним заданиембыло записать в блокноте, как разные поэты и писатели описывают первый снег.На уроке природоведениянаписали в тетради миниатюру о погоде.Дома дети составляли устные рассказы (4–5 минут) о природе, когда она провожает осень и встречает зиму.Несколько уроков специально были посвящены систематизации полученных сведений, определению темы сочинения, отбору словаря по теме, составление плана и фрагментов сочинения по плану. 2.Приведу фрагмент обобщающей беседы.−Какой сегодня день? Какая стоит погода?−А когда пошёл снег? Какая погода была накануне?−Какой был снег? Как падал?−Что покрывал снег?−С чем можно его сравнить?−Какое настроение вызывает у вас первый снег?−Почему вы радуетесь снегу?В результате беседы была определена тема сочинения.3.С целью определения примерного содержания и отбора словаря детям были предложены задания:–мысленно вернуться к беседе и подумать, о чём следует рассказать в сочинении на тему «Первый снег»;–ответить на вопрос: «Зачем надо ввести в сочинениеописание вчерашнего дня?»;–подобрать слова, которые помогут лучше представить наши впечатления.4.Примерный план сочинения составляли коллективно, определяли последовательность в передаче содержания (о чём и в какой последовательности надо рассказать?). 5.Работа над речевым оформлением текста представляла собой коллективное составление сочиненияописания. (Учитель подсказывал первое предложение, намечал последовательность, помогал связывать в тексте два соседних предложения; учащиеся составляли устно сразу 2–3 предложения и определяли порядок слов в следующем). Этой работой дети занимались на уроке русского языка.Наконец, после такой тщательной подготовки наступил урок, когда дети должны были написать сочинениеописание по личным наблюдениям «Первый снег». Приведу фрагмент урока и детские сочинения.Тема:сочинение описание по личным наблюдениям «Первый снег».Цель:систематизировать собранный материал, развивать творческое мышление и связную речь учащихся.Оборудование:1.Таблицы «Отбор словаря» (слова даны с выделенными орфограммами).2.Таблицы с указанием о построении текста.3.Блокнот с индивидуальными записями у каждого ученика (заранее проверяет учитель).4.Памятки для проверки сочинения.Ход работы:1)Организационный момент.2)Сообщение темы и цели урока.3)Вступительное слово (стихотворение «Зима» И. Сурикова[2]).4)Почему так светло и празднично вокруг?5)Как падает снег?5.Подготовка к предстоящему сочинению:а)обсуждение возможного плана;б)рассуждения детей о встрече природой зимы, о том, какие образные выражения можно употребить в сочинении;в)упражнение в распространении текста;г)заключительная беседа (грамматическая и орфографическая подготовка).6.Коллективное составление плана.План:–описание природы до того, как выпал первый снег;–описание снега;–настроение, которое вызывает у нас первый снег (Почему рад снегу?).7.Запись сочинения учащимися.8.Чтение готовых сочинений.9.Итог урока.Проверку своих сочинений учащиеся проводили, пользуясь памятками.Памятка 1.1.Соответствует ли содержание текста теме?2.Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?3.Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, словосочетаний?4.Логично ли построен текст?5.Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?6.Выделены ли части текста красной строкой?7.Те ли слова отобраны для раскрытия темы?8.Хорошо ли построены предложения?Памятка 2.1.Проверь, не пропустил ли ты буквы.2.Правильно ли написал безударные гласные?3.Проверь слова со звонкими и глухими согласными.4.Не уверен –спроси учителя.Примеры детских сочинений на тему «Первый снег».«Осень уже подходила к концу. Деревья сбросили свою листву. Птицы улетели в тёплые края. Ещё вчера на улице была слякоть и грязь. Всё вокруг было серым, невзрачным. Но что же произошло за ночь? Земля вдруг преобразилась, как будто умылась и обновилась.Это выпал первый снег! Он на дорогах, на полях, на крышах домов. Это белое чудо укрыло весь мир! Этот день был сказочным.Настроение радостное, праздничное, хотя и нет солнышка. Я долго ещё буду помнить это первое белоснежное утро зимы» (Попова Ирина, 3в класс, 2005 г.).«Полдня шёл дождь. Погода была пасмурная. Небо низкое, серое. Потом всё стихло.И вдруг повалил снег. Снежинки летели медленно, словно кусочки ваты опускались на землю. Это был первый снег. И всё кругом стало светлым, молодым. Снег, как сахар, манил к себе. Его хотелось взять в руки и даже лизнуть.Хотелось смеяться, веселиться, петь и играть» (Носкова Екатерина, 3в класс, 2005 г.).
Ссылки на источники1.АкимЯ. Первый снег. –М.: Росмэнпресс, 2003. –6с.2.Есенин С.А., Суриков И.З., Фет А.А.Поет зима,аукает: сборник. –М.:Профпресс, 2006. –10 с.
Kobyalkovskaya Olga,primary school teacher of the first category MOAU "Lyceum № 21", KirovPreparatory workfor writingessays, descriptionson personal observationsAbstract.The article describes the characteristics of the organization tion preparatory work prior to the writing of essays, descriptions of personal Observations in primary school.Keywords: speech, writing, description, personal observations.
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»
Подготовительнаяработа при написании
сочиненияописания по личным наблюдениям
Аннотация.В статье раскрываются особенности организации подготовительной работы, предшествующей написанию сочиненияописания по личным наблюдениям в начальных классах.Ключевые слова: речь, сочинениеописание, личные наблюдения.
Важной задачей обучения родному языку в начальной школе является развитие речи учащихся. Речь –основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная речь ученика –показатель его умственного развития.Одним из самых сложных видов работы по развитиюречи младших школьников является обучение письму сочинений. Большое значение работы над сочинением всегда отмечалось такими виднейшими педагогами и методистами как В.А.Добромыслов, Н.И.Жинкин, Т.А.Ладыженская,М.А.Рыбникова, М.Р.Львов и др. Ими были разработаны и проверены на практике различные формы, методы и приёмы работы над сочинением.Творческий характер сочинений придаёт им эмоциональную окраску и способствует выявлению в сочинениях индивидуальных особенностей детской личности. Сочинения вызывают умственную активность учащихся. Они учат отбирать нужный материал, систематизировать его, располагать мысли в определённой последовательности, облекать их в нужную форму. От класса к классу дети учатся самостоятельно излагать собственные мысли. Тем самым работа над сочинением способствует развитию творческого мышления и совершенствованию связной речи учащихся. А это одна из главных задач обучения и воспитания в начальной школе.Но, к сожалению, практика показывает, что дети затрудняются самостоятельно выражать собственные мысли, они, как правило, пишут не по своим личным наблюдениям и впечатлениям, полученным в жизни, а о том, что запомнили из книг или рассказов окружающих. А неумелое заимствование приводит к тому, что текст не оформляется как связное целое. Отдельные предложения и отрывки, взятые из прочитанного или услышанного, не связываются с предложениями составленными детьми. Сочинения становятся «сшивкой отдельных фраз».Предупредить ошибки такого рода помогает правильно организованная работа над сочинениемописанием по материалам личных наблюдений. К этим сочинениям необходимо тщательно готовиться. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого написания. Осуществляется она на различных уроках (природоведения, чтения, русского языка, изобразительного искусства, труда, и др.) и во внеклассное время. Очень важно, чтобы школьники имели возможность несколько раз вернуться к теме сочинения до его написания.Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя. Наиболее существенный источник материала для связной речи младших школьников –это их жизненный опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры и труд, наблюдаемые предметы и явления живой и неживой природы...Очень важно, чтобы ученики, готовясь к сочинению, имелидля него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать им. Собрать, подготовить наблюдаемый материал для будущего сочинения можно во время экскурсий, прогулок, встреч с интересными людьми, организованных наблюдений и т.д.Нередко подготовительная работа заканчивается сбором материала. Однако собранный материал это только та основа, на которой строится сообщение. Важно развивать у учащихся умение систематизировать материал и строить сообщение в определённой композиционной форме. Ученики систематизируют свои знания под руководством учителя. Они готовят устные рассказы дома и выступают с ними на уроках чтения, природоведения и т.д. Ежедневно, пока изучается та или иная тема, доклады делают 1–2 ученика. Продолжительность устного рассказа –4–5 минут. Эти умения отрабатываются с целью подготовки к написанию сочинения и связываются с работой над планом.В первом классе роль плана могут выполнять вопросы учителя, во втором и третьем классе план составляется коллективно под руководством учителя, а в четвёртом классе дети учатся составлять план самостоятельно.Вначале даётся общая характеристика предмета или явления, далее уточнение общих впечатлений, конкретизация наблюдений и в заключение –вывод или передача чувств, которые вызвали описываемые явления. Последовательность описания предусматривается и предварительной беседой. Беседа проводится в той последовательности, в которой позднее составляется описание.Возможен такой примерный порядок подготовительной работы.1.Сбор материала и систематическое уточнение представлений и знаний учащихся на уроках и во внеурочное время.2.Систематизация полученных сведений (обобщающая беседа по итогам наблюдений, подготавливающая к составлению связного текста).3.Определение темы сочинения. Отбор словаря по теме.4.Определение структуры сочинения, составление примерного плана.5.Работа над речевым оформлением текста в процессе составления фрагментов сочинения по плану.Практика работы по развитию речи в начальной школе показывает, что специально организованная и хорошо продуманная подготовительная работа, предшествующая написанию сочиненияописания по личным наблюдениям, помогает учащимся самостоятельно отбиратьнужный материал, систематизировать его и располагать свои мысли в определённой последовательности. Доказательством этого являются сочинения учеников, в которых они логически чётко, доказательно, образно и самостоятельно излагают свои мысли, опираясь при этом на собственные наблюдения и впечатления.На примере нескольких уроков хочу показать, как готовила своих учеников в третьем классе (система 1–4) к написанию творческой работы.1.Однажды, после выходного дня, когда выпал первый снег, дети пришли в класс очень радостные. Они с восторгом делились своими впечатлениями, рассказывая об изменениях, которые произошли в природе.И тогда на уроке русского языкая предложила подобрать слова о снеге, с помощью словосочетаний и предложений передать радость, которую испытывают дети. Более удачные слова, словосочетания и предложения дети записали в блокнот:снег –пушистый, белый;настроение –радостное, праздничное;хочется петь, смеяться, играть.На каждом последующем уроке упражнения по развитию речи проводились одновременно с формированием грамматических и орфографических понятий.Уже на следующий день работа была продолжена. На доске появилась таблица: «Подбери красочное определение». В ней содержались слова: снег, день, земля, деревья.Дети, пользуясь своими наблюдениями, составили словосочетания и предложения, лучшие записали и провели грамматический разбор.Апотом искали сравнения, отвечали на вопросы: «Какой сегодня день?», «Какой снег?», «Как он падает?», «С чем его можно сравнить?».Нашли и записали такие слова:день –удивительный, сказочный;снег –белое чудо; белый, как вата; как сахар манит; молодой; новый; падает; повалил хлопьями.На уроке чтениявспоминали стихотворение Я. Акима «Первый снег»[1]. А домашним заданиембыло записать в блокноте, как разные поэты и писатели описывают первый снег.На уроке природоведениянаписали в тетради миниатюру о погоде.Дома дети составляли устные рассказы (4–5 минут) о природе, когда она провожает осень и встречает зиму.Несколько уроков специально были посвящены систематизации полученных сведений, определению темы сочинения, отбору словаря по теме, составление плана и фрагментов сочинения по плану. 2.Приведу фрагмент обобщающей беседы.−Какой сегодня день? Какая стоит погода?−А когда пошёл снег? Какая погода была накануне?−Какой был снег? Как падал?−Что покрывал снег?−С чем можно его сравнить?−Какое настроение вызывает у вас первый снег?−Почему вы радуетесь снегу?В результате беседы была определена тема сочинения.3.С целью определения примерного содержания и отбора словаря детям были предложены задания:–мысленно вернуться к беседе и подумать, о чём следует рассказать в сочинении на тему «Первый снег»;–ответить на вопрос: «Зачем надо ввести в сочинениеописание вчерашнего дня?»;–подобрать слова, которые помогут лучше представить наши впечатления.4.Примерный план сочинения составляли коллективно, определяли последовательность в передаче содержания (о чём и в какой последовательности надо рассказать?). 5.Работа над речевым оформлением текста представляла собой коллективное составление сочиненияописания. (Учитель подсказывал первое предложение, намечал последовательность, помогал связывать в тексте два соседних предложения; учащиеся составляли устно сразу 2–3 предложения и определяли порядок слов в следующем). Этой работой дети занимались на уроке русского языка.Наконец, после такой тщательной подготовки наступил урок, когда дети должны были написать сочинениеописание по личным наблюдениям «Первый снег». Приведу фрагмент урока и детские сочинения.Тема:сочинение описание по личным наблюдениям «Первый снег».Цель:систематизировать собранный материал, развивать творческое мышление и связную речь учащихся.Оборудование:1.Таблицы «Отбор словаря» (слова даны с выделенными орфограммами).2.Таблицы с указанием о построении текста.3.Блокнот с индивидуальными записями у каждого ученика (заранее проверяет учитель).4.Памятки для проверки сочинения.Ход работы:1)Организационный момент.2)Сообщение темы и цели урока.3)Вступительное слово (стихотворение «Зима» И. Сурикова[2]).4)Почему так светло и празднично вокруг?5)Как падает снег?5.Подготовка к предстоящему сочинению:а)обсуждение возможного плана;б)рассуждения детей о встрече природой зимы, о том, какие образные выражения можно употребить в сочинении;в)упражнение в распространении текста;г)заключительная беседа (грамматическая и орфографическая подготовка).6.Коллективное составление плана.План:–описание природы до того, как выпал первый снег;–описание снега;–настроение, которое вызывает у нас первый снег (Почему рад снегу?).7.Запись сочинения учащимися.8.Чтение готовых сочинений.9.Итог урока.Проверку своих сочинений учащиеся проводили, пользуясь памятками.Памятка 1.1.Соответствует ли содержание текста теме?2.Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?3.Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, словосочетаний?4.Логично ли построен текст?5.Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?6.Выделены ли части текста красной строкой?7.Те ли слова отобраны для раскрытия темы?8.Хорошо ли построены предложения?Памятка 2.1.Проверь, не пропустил ли ты буквы.2.Правильно ли написал безударные гласные?3.Проверь слова со звонкими и глухими согласными.4.Не уверен –спроси учителя.Примеры детских сочинений на тему «Первый снег».«Осень уже подходила к концу. Деревья сбросили свою листву. Птицы улетели в тёплые края. Ещё вчера на улице была слякоть и грязь. Всё вокруг было серым, невзрачным. Но что же произошло за ночь? Земля вдруг преобразилась, как будто умылась и обновилась.Это выпал первый снег! Он на дорогах, на полях, на крышах домов. Это белое чудо укрыло весь мир! Этот день был сказочным.Настроение радостное, праздничное, хотя и нет солнышка. Я долго ещё буду помнить это первое белоснежное утро зимы» (Попова Ирина, 3в класс, 2005 г.).«Полдня шёл дождь. Погода была пасмурная. Небо низкое, серое. Потом всё стихло.И вдруг повалил снег. Снежинки летели медленно, словно кусочки ваты опускались на землю. Это был первый снег. И всё кругом стало светлым, молодым. Снег, как сахар, манил к себе. Его хотелось взять в руки и даже лизнуть.Хотелось смеяться, веселиться, петь и играть» (Носкова Екатерина, 3в класс, 2005 г.).
Ссылки на источники1.АкимЯ. Первый снег. –М.: Росмэнпресс, 2003. –6с.2.Есенин С.А., Суриков И.З., Фет А.А.Поет зима,аукает: сборник. –М.:Профпресс, 2006. –10 с.
Kobyalkovskaya Olga,primary school teacher of the first category MOAU "Lyceum № 21", KirovPreparatory workfor writingessays, descriptionson personal observationsAbstract.The article describes the characteristics of the organization tion preparatory work prior to the writing of essays, descriptions of personal Observations in primary school.Keywords: speech, writing, description, personal observations.
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»