Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №1 (Январь). – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1204.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам гуманизации образования как одного из условий профессиональной подготовки сельских специалистов. Авторы показывают, что власть, бизнес и образование, сотрудничая, могут дать безграничные возможности человеку к самореализации. Это положительно влияет на социально-экономическое состояние агропредприятий, села, региона, страны
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Латышева Анна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и территориальной экономикиФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», г. Пермьlatysheva.pgsha@rambler.ru

Иванова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры методики начального обученияФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», г. Пермь

ivanova.pgpi@rambler.ru

Разумов Анатолий Иванович, соискатель ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», заместитель директора ЗАО НПП «Западуралфонд», г. Пермьnela.perm@rambler.ru

Гуманизация образовательного процесса как одно из условий

профессиональной подготовки современного специалиста для села

Аннотация. Статья посвящена вопросам гуманизации образования какодного из условийпрофессиональной подготовки сельских специалистов. Авторы показывают, что власть, бизнес и образование,сотрудничая, могут дать безграничные возможности человеку к самореализации. Это положительно влияет на социальноэкономическое состояние агропредприятий, села, региона,страны.Ключевые слова: гуманизация образования, саморазвитие личности, преемственность в обучении, агроклассы, социальная ответственность бизнеса, профессионализм.

Еще двадцать лет назад было естественно получать профессиональное образование один раз на всю жизнь. Однако после того как информационная революция пустила процесс технологических изменений буквально вскачь, сметая все на своем пути, качеством, востребованным в готовом специалисте, стала обучаемость;возникла концепция непрерывного обученияна протяжении всей жизни. Чтобы страна заняладостойное место в мировой экономике,система образованиядолжнаготовитьспециалистов, а в нашем случае–кадрыдля сельского хозяйства,–вопервых,в большомколичестве, чтобыукомплектоватьотрасли специалистами нужных уровней и, вовторых,уже сегодня готовитьшкольников истудентов к решению тех задач, которые будут поставлены завтра.Цель и смысл образования сегодня–это личность, способная к самообучениюи к самореализации. Модернизацияобразовательной системы подразумевает, что современномуобществу нужныобразованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладаютчувством ответственности за судьбу страны, ее социальноэкономическое процветание. С этих позиций основные цели профессионального образования –это подготовка квалифицированныхспециалистовсоответствующего уровня и профиля, конкурентоспособныхна рынке труда, свободно владеющихсвоей профессией и ориентирующихсяв смежных областях деятельности, способныхк эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовыхк постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.Одним из главныхусловийэффективного образования является гуманистический подход. Только в гуманистической образовательной системе можно создать условия для формирования личности, способной к самореализации и саморазвитию. Преподаватель как Прометей должен зажигать сердца своих учеников.Гуманизм –это признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. Духовная составляющая образования необходима–человек не только биосоциальное, но и духовное существо. Именно последним он отличается от животного, у которого есть только биологическое начало. В новыхстандартахобразования есть указание на духовный компонент воспитания. Однако преподаватели, особенно практики, продолжают идти по традиционному пути, занимаясь лишь обучением,игнорируявоспитание. Причина в том, что данный подход проще,по нему накоплен более богатый опыт. Для того чтобы осуществлять духовное, гуманистическое воспитание,надо владеть философскими знаниями и прежде всего такими понятиями, как истина, смысл жизни, любовь, совесть, сострадание, милосердие, великодушие и т. д. Духовное воспитание принадлежит миру идеального и не поддается естественнонаучному подходу. Профессиональнопрактический подход в образованиив современных условиях является однимиз ведущих. Но более совершенный подход –гуманистический, который помогает раскрыть не только биосоциальные качества человека, но и духовные. Однако этот подходгораздо более сложный, и преподаватели, получившие узкопредметную подготовку,не готовы к нему.Это углубляет и будет в дальнейшем углублять тот духовный кризис, в котором находиться современный мир, особенно в деревне.

Не будем отрицать того, что образование является важной ступенькойв развитииобщества. Современное российское образование развивается в условиях глобализациии уже сейчас в значительной мере просматривается необходимость непрерывного образования на всех его этапах. Проблема преемственности между начальным и средним звеном школы существует не первый год, и поиск путей ее реализации остается однимиз важныхвопросовв системеобразования. В современной образовательной практике вданной проблемеосновное внимание уделяют установлению необходимыхсвязейи правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Так, курс «Окружающий мир», который изучает природные и общественные явления, опирается наданные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходит большинство предметов в школе. Курс является и начальным агрообразованием. Посколькуу младших школьников преобладает нагляднообразное мышление, то формирование и развитие понятий происходит в процессе наблюдений, в результате выполнения работы по дому, в личном подсобном хозяйстве. Роль родителей в развитиии закрепленииучебного материала здесь не случайна. При этом соблюдаются условия наглядности, разностороннее рассмотрение явлений без чрезмерного подчеркивания одного какоголибо признака, систематическоевыделение и обобщение существующих признаков; повторение,применение знаний на протяжениивсей деревенской работы. При таком обучении качество усвоения географических, биологических и других понятий окружающего мира в следующем звене обучения будет выше[1].Концепцией модернизации российского образования ставится задача усиления практической направленности образования при сохранении его гуманитарности, на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Среди зарубежных технологий, имеющих отношение к практикоориентированному образованию, можно выделить следующие:‒прагматическая педагогика(Дж.Дьюи, У.Х.Килпатрик);‒«Школа свободного труда» (С.Френе);‒педагогическая концепция Я.А.Коменского.В зарубежной практике второй половины ХIXвека была популярна концепция прагматической педагогики, провозглашавшая принцип «обучение посредством делания». Реализация этой теории в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал «метод проектов», предусматривающий такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. В системе обучения и воспитания, которая получила название «Педагогика успеха и радости», С.Френе важнейшую роль в учебном процессеотдавал созданию мастерских. Онутверждал, что именно благодаря работе в мастерских ребенок осознает самого себя. Принцип наглядности был впервые теоретически обоснован известным педагогом XVII века Я.А.Коменским. Он выдвинул знаменитое «золотое правило» для учащихся: «... все, что можно, предоставлять для восприятия чувствам...», утверждая, что ученики должны непосредственно знакомиться с предметами в натуре.Следует также отдать должное тому, что отечественные педагогитакжепроявляли активный интерес к использованию практикоориентированных систем при обучении детей. Это прослеживается, например, в такихпедагогических системахкак:‒педагогическая система С.Т.Шацкого;‒педагогическая система А.С.Макаренко.Педагогическая система С.Т.Шацкого ориентирована на то, чтобы дети изучали жизнь и принимали активное участие в ней в целях ее преобразования. Связь с жизнью и окружающей средой находитсвое выражение в самых различных формах и видах деятельности.Как известно, колониии коммуны, созданные А.С.Макаренко, базировались на основе коллективной трудовойорганизации. В связи с этим для подростков в колонии организовывался не только производственный труд, а также создавались и работали технические кружки, где каждый колонист и коммунар создавал интересные и оригинальные объекты, вещи; каждый имел свое увлечение и был занят какимто полезным делом.Внедрениеновых образовательных стандартов в старшей школе предусматривает сначала «предпрофиль», потом профилизацию, чтобы ученик сразу готовился к поступлению в вуз, в нашем случае по сельскохозяйственному направлению. При поддержке Министерства сельского хозяйства и Министерства образования Пермского края были созданы профильные агроклассы. Цель этого проекта –содействиеувеличениюдоли квалифицированных кадров с инновационным мышлением и бизнес подходом к сельскохозяйственному производству на основе развития системы непрерывного агрообразования. Преимущества для школьников очевидны. Это осознанныйвыбор будущего: агробизнес, учеба в сельскохозяйственном вузе, будущаяпрофессия. Здесь есть все условия к самореализации. Агроклассы впитали в себя все лучшие традиции практикоориентированного обучения[2].

Эффект от создания профильных классоввиден в следующем:‒увеличение количества вновь созданных личных подсобных хозяйств и индивидуальных предпринимателей,крестьянскофермерских хозяйствв сфере агробизнеса в муниципальных районах Пермского края;‒увеличение доли выпускников школ, поступивших в сельскохозяйственные вузы и ссузы;‒увеличение доли выпускников, трудоустроившихся вагропромышленном комплексе;‒рост укомплектованностисельскохозяйственных товаропроизводителей высококвалифицированными кадрами;‒снижение социальной напряженности в муниципальных районах;‒у сельской молодежи появился смысл жизни, перспективы, ответственность за себя и за родной край.Впедагогической системе А.С.Макаренко ярко выраженагуманизация образовательного процессав рамках профессиональной подготовки:уважение к личности, развитие еетворческого потенциала через труд и технические кружки. Это дало поразительный результат.Педагогноваторсмог создать условия для раскрытия творческих талантов воспитанниковчерез профессиональную деятельность. Инновационный концептуальный подходв образовательном процессе прослеживается в проекте«Агропрофи»[3].В нем сохранилисьлучшие традиции практикоориентированныхпедагогическихсистем ипрактически осуществлена основная суть концепции модернизации образования.Остался принцип гуманизма –уважение к подрастающему поколению, воспитание и образование через труд.Проект уже сейчас помогает обеспечиватьподготовкуквалифицированных кадров для аграрногосектора экономикиПермского края,совершенствоватьагрообразование. Благодаряпроекту возникли устойчивыесвязимежду агробизнесом,учебными заведениями и властью. Это дало возможность как к самореализации сельской молодежи черезсозданиеагрохозяйств,производящихэкопродукт, так и к разработкеи внедрениюв экономикуэкологически чистого сельскохозяйственного продукта. В современныхусловияхпрактикоориентированнаясистемаобразования эффективно реализуется вагротехникумахи училищах, которыецеленаправленно работают со студентами с активной жизненной позицией, будущими специалистами промышленного производства агроэкопродукции или предпринимателями–организаторами своего дела. Механизм реализации проекта «Агропрофи»следующий. В ссузах и профучилищахчитаются лекции и проводятся круглые столыпо вопросам проекта; там же целенаправленно отбираются будущие участники проекта. С ними работают специально отобранные преподаватели–суппотеры. Для студентов проводятся видеоконференции, осуществляется рассказо проекте «Агропрофи», о преимуществах и возможностях агрогрупп, об организации взаимодействия с предприятиями края, тестирование студентов на наличие бизнесмышления.Эти проекты имеют огромный гуманистический эффект. Они развивают в студентахих лучшие человеческие качества, обучают самостоятельной деятельности, воспитывают лидеров. Агрогруппы –это группы студентовс активной жизненной позицией, стремящиеся к получению дополнительных знаний и навыков или готовые в будущем организовать свое дело. Контроль качестваобразовательного процессаагрогруппы проводится через рейтинг, который позволяет осуществить отсев незаинтересованныхслушателей, провести прием новых; проводится экспертная оценка Министерством сельского хозяйстваи предприятиями, а такжеи через конкурсыбизнеспланов «Агропрофи»[3]. Сегодня, чтобы шагать в ногу со временем,образовательные структуры, представители власти и бизнессообщества должны активно сотрудничать. Только ленивый работодатель все это время не корилсистему образования: «Специалисты, которых выпускают, никому не нужны: нам приходиться по году, по дваих переучивать». Сейчас вместе с работодателями разрабатываются стандарты и программы дляпрофессионального образования. Только так высшее профессиональное образование сможет полностью соответствовать тенденциям современного глобального мира. Только так выпускник сможет стать настоящим профессионалом бизнеса, способным вывести экономику России, экономику села на качественно новый уровень, сохранить продовольственную безопасность страны.Сейчас каждый понимает: качественное образование –это гарантия успешного будущего, фундамент роста в обществе, основа,на которой строится дальнейшая жизнь,и формируются интересы. Чем образованнее человек, тем красочнее его карта жизни. Сейчас нужно именно такое сотрудничество:развивающее творческий потенциал каждого студента,снимающее внутренние ограничения, готовящее настоящих лидеров бизнеса, инициативных и в тоже время высококультурных.Студенты при этом не просто получают необходимые качественные знания, но и воспитываются как гармоничные, цельные, разносторонне развитыеличности, сознающие свою ответственность перед обществом. А это реальный и важный вклад в развитие социальной сферы нашей страны[4].Гуманитарная подготовка в вузах во внеучебное время осуществляется за счет объединения усилий инициативных преподавателей, научных центров, молодежных общественных организаций и различных творческих лабораторий. Технология инновационной деятельности обрабатывается на тренингах в научныхлабораториях высших учебных заведений, выполнения задания под заказ сельхозпредприятий. Масштабное анкетирование студентов, например,о внутреннем этикете, заставляет их задуматься и переосмыслить многие духовные ценности. Творческий коллектив лабораторий активно занимается исследовательской деятельностью. Здесь наиболее полно раскрываются индивидуальные способности и таланты молодежи. Достаточно результативным в этом плане оказался опыт использования в методической работе образовательной технологии «дебаты». Дебаты –это особая форма дискуссии, интеллектуальная игра, учебнотренировочная техника. Суть дебатов –убедить нейтральную сторону в том, что ваши аргументы весомее, чем аргументы оппонента, доказать, что ваш подход к решению проблемы правилен. Данная технология позволяет организовать переговорные площадки и обсуждать острые вопросы, генерация новых идей, новых разработок, и даже не всегда конкретных на первых шагах. Но шаг сделан, а дорогу осилит идущий[5].ВоспитанникиМакаренко создализнаменитый в нашей стране фотоаппарат ФЭД. Это былинновационный прорыв.Каждая советская семья моглаприобрестифотоаппарат за доступную цену.Великий педагог смог создать творческий коллектив,который способен решать любые задачи. «... В 1932 году было сказано в коммуне:«Будем делать лейку!» ... Коммунары в эти моменты не волновались: «Лейки? Конечно, будем делатьлейки!». И началась новая борьба... В этой борьбе тысячи разных дыханий, полетов мысли, полетов на советских самолетах, чертежей, опытов, лабораторной молчаливой литургии, строительной кирпичной пыли и ... атак повторных, еще раз повторных атак, отчаянно упорных ударов коммунарских рядов в цехах, потрясенных прорывом. А вокруг те же вздохи сомнения, те же прищуренные стекла очков... Развернулся в коммуне блестящий, красивый завод ФЭДов, окруженный цветами, асфальтом, фонтанами. На днях коммунарыположили на стол наркома десятитысячный «ФЭД», безгрешную изящную машинку...» [6].

Продолжая славные традиции отечественныхталантливыхпедагогов,молодые ученыетворческой межвузовской лаборатории экономики в сотрудничествесвысококвалифицированнымипреподавателямиразработалии внедрилив производство сельского хозяйства «зеленую» экономику,основанную на экологически безопасном сельскохозяйственном продукте с применением озонотехнологий.Этот проект осуществлялсяв тесном сотрудничестве соспециалистамипрактиками птицефабрики «Пермская», и имеет конкретный результат у нас на столе. Сплав творческой сельской молодежи, опытных специалистов и добрая воля администрации краяпозволяет создавать и реализовывать поистине уникальныепрограммы, отвечающиемеждународным стандартам качества и удовлетворяющие реальные потребности рынка, сельской экономики, региона.Пусть даже это носит пока еще не конкретный, не масштабный характер, но делать это интересно.Будущее –за экопродуктом,за«зеленой» экономикой, за гуманистическим сельским обществом.Проект призван готовить думающих, увлеченных людей, ориентирующихсяна достижение результата, то есть готовить успешных, а успех –это сплав знаний и умения их использовать. Задачи проекта нами видятся в следующем: настроить студента на успех, привить ему«вкус» успеха, «вкус» победы.В программе предусмотрено больше общения с успешными людьми, лидерами агробизнеса, преодолевшимифинансовый кризис и сохранившимисоциальную ответственность. Сегодня ценятся не только компетентность специалистов, но и их порядочность, которая не покупается и не продается. Категории нравственности, долга, ответственности становятся важнейшимисоставляющимиобразовательного процесса. Это «известь», цементирующая знания, без нее они–«груда» камней.Усиливая профессиональное направлениеобучения молодежи,агропроектыпроникнутылюбовью и уважением к Человеку, верой в Человека, таланты которого раскрепощены свободным трудом, асодействиевластейпреобразованию сельского хозяйстварегиона из глубоко дотационной отрасли в агробизнесбудет способствовать повышению эффективности бюджетных инвестиций и росту качества жизни на селе. Базой для достижения этой цели могут стать конкурентоспособные предприятия, в которых уже трудятся наши студенты.Определенный опыт гуманизации образования сельской молодежи уже накоплен. Теперь стоит задача придать этой работе еще более системный и продуктивный характер. Нами постоянно ищутсяновые формы взаимодействия, развития и сотрудничества.

Ссылкина источники1.ИвановаЕ.В. Преемственность в формировании и развитии географических понятий у учащихся начальной и средней школы/ Сборник статей по материалам III Международной научнопрактической конференции (г. Пермь, 2–3 марта 2010 г .)–Пермь: ПГПУ,2010.–С. 133–136.2.Пьянкова К.В. Проект МСХ ПК «Агроклассы». –URL: http://agro.perm.ru [Дата обращения 25.12.2011].3.ГеташвилиИ.Т. Проект МСХ ПК «Агрогруппы». –URL: http://www.agro.perm.ru [Дата обращения 25.12.2011].4.Огородов И.П. Проект МСХ ПК «Повышение эффективности бюджетных инвестиций в агропромышленный кластер».–URL: http://agro.perm.ru [Дата обращения 25.12.2011].5.Латышева А.И. Регионалистика: учебное пособие для вузов.–Пермь: ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2010.–194с.6.Макаренко А.С. Педагогическая поэма.–М.:Детгиз,1955. –550с.LatyshevaAnna,Ph.D., assistant professor of industrial and territorial economic Perm State Agricultural Acadеmiаto them. Academician Pryanishnikov, Permlatysheva.pgsha @ rambler.ruIvanovaElena,Ph.D., senior lecturer in methodology of the initial training Perm State Pedagogical universities, Permivanova.pgpi @ rambler.ruRazumovAnatoly,applicant Perm State Agricultural Academiya them. Academician Pryanishnikov, Deputy Director of "Zapaduralfond", JSC, Permnela.perm @ rambler.ruHumanization of the educational process as one of the conditionsmodern specialist training for villageAbstract. Article is devoted to humane education as a condition of training for rural professionals. The authors show that government, business and education, working together can provide unlimited opportunities STIperson selfrealization. This has a positive effect on socioeconomic condition of agricultural enterprises, village, region or country.Keywords:humanization of education, selfdevelopment of personality continuity in training, agroklassy, social responsibility, professionalis.