Концептуальные основы модульного учебника по физике как психодидактической системы для сельской школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коршунова О. В. Концептуальные основы модульного учебника по физике как психодидактической системы для сельской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №1 (Январь). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1201.htm.
Аннотация. В статье представлены идеи создания учебника для общеобразовательной школы, основанного на закономерностях психодидактического подхода к обучению, а также принципах уровнево-стилевой дифференциации как образовательной технологии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коршунова Ольга Витальевна,доктор педагогических наук, доцент кафедры физики и методики обучения физике ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировokorchun@mail.ru

Концептуальные основы модульного учебника по физике как психодидактической системы для сельской школы

Аннотация.В статье представлены идеи создания учебника для общеобразовательной школы, основанного на закономерностях психодидактического подхода к обучению, а также принципах уровневостилевой дифференциации как образовательной технологии.Ключевые слова: учебник, модульность, технология уровневостилевой дифференциации, психодидактика, содержание обучения

Среди проблем современного школьного образования особенно острый интерес вызывает проблема школьного учебника, который, будучи важнейшим культурным продуктом, является одним из ключевых элементов образовательного процесса. Какое место школьный учебник занимает среди других компонентов образовательной системы? Каковы его функции в условиях современной школы? Какое влияние он оказывает на социализацию обучающегося, его психическое развитие, поведение ученика и учителя, а также на качество образовательного процесса? Эти вопросы оказываются в центре внимания многих специалистов в области педагогики, психологии, методики, разных предметных дисциплин. Достаточно рассмотреть некоторые из многочисленных определений школьного учебника, представленных в работах разных авторов, чтобы убедиться ‬ясность и единство мнений в данном вопросе отсутствуют. Например, учебник ‬это: ‒книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики (Каиров, 1948); ‒форма фиксации содержания, проекция целостной деятельности обучения, в которой запрограммирована деятельность учителя и учащихся (Краевский, 1976); ‒массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей (Зуев, 1987); ‒комплексная информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы ‬цели обучения, содержание обучения, дидактические процессы, определенные организационные формы обучения, ‬и позволяющая воспроизвести их на практике (Беспалько, 1988);

‒средство усвоения содержания образования (Лернер, 1992); ‒проектируемая цель обучения (Товпинец, 1992); ‒развернутая во времени и пространстве содержательная программа деятельности обучения, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета с помощью дидактических средств управления познавательной деятельностью учащихся и организацией процесса усвоения (Журавлев, 1992); ‒комплексная информационнодеятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления (А.В.Хуторской);‒учебник XXIвека ‬это учебная книга нового поколения, отличающаяся высокой научномировоззренческой информативностью, четкой адресностью и адекватным жанру языком изложения, совершенным методическим справочноориентировочным аппаратом, преемственностью, коммуникативностью и координирующей функцией в системе средств обучения, высоким художественным и полиграфическим качеством (Т.С.Назарова).Анализ существующих определений свидетельствует о том, что, вопервых, единое понимание того, что есть школьный учебник, отсутствует, и, вовторых, разные определения учебника задают разные его функции и поразному раскрывают его роль в учебном процессе. Следует отметить, что сложившаяся ситуация имеет следствием недостаточную разработанность критериев современной учебной книги, которая, в свою очередь, приводит к формированию определенных стереотипных представлений относительно формы, структуры и содержания школьного учебника, мешающих разработке и внедрению учебных книг нового поколения в практику школьного обучения. Стереотипы оказывают влияние и на авторов, пишущих учебники, и на экспертов, в обязанности которых входит идентификация и оценка учебных книг с точки зрения их соответствия научному представлению о школьном учебнике, и на учителей, на которых ложится ответственная задача выбрать для своих учеников «самый хороший учебник», и на родителей, испытывающих беспокойство за своих детей при появлении в классе «непривычного» учебника. К основным из этих стереотипных представлений относятся: ‬узкая предметная направленность учебника;‬преобладание репродуктивнообъяснительного типа изложения учебного материала;‬требование лаконичности и краткости изложения учебного материала;‬выдерживание стиля школьного учебника в жанре учебнонаучной литературы без какихлибо элементов занимательности и популяризации;‬убеждение в том, что предметные знания, изложенные в учебнике, являются достаточным основанием для формирования приемов и способов учебнопознавательной деятельности;‬фиксирование в учебнике некоторого обязательного для всех учащихся учебного содержания, темп усвоения которого, его количество и уровень сложности относительно разных учащихся регулируются учителем;‬представление текста учебника как письменной монологической речи автора(ов);‬непредназначенность учебников для организации индивидуальной работы, поскольку эта функция делегирована учителю;‬представление в учебнике в минимальной степени средств контроля и самоконтроля, поскольку предполагается, что внешний контроль будет осуществлять учитель, а самоконтроль ‬сам ученик.Следовательно, преодоление обозначенных и других стереотипов по отношению к учебной книге является важным этапом в процессе выработки обоснованного с научнометодической точки зрения и учитывающего современное состояние психологопедагогических знаний представления о назначении, функциях, содержании и структуре школьного учебника и выступает одной из актуальнейших задач в теории и практике образования. Именно поэтому, как справедливо отмечает И.Я.Лернер, учебник представляет собой самостоятельный объект дидактического исследования. При этом проблема школьного учебникапо отдельному предмету, имея свою специфику, тем не менее, во многом отражает данную педагогическую проблему в целом (Лернер, 1992).В отечественной педагогике вопрос о том, каким быть школьному учебнику, активно обсуждался многими авторами. Важную роль вэтом обсуждении сыграла подготовленная проблемной группой издательства «Просвещение» серия сборников «Проблемы школьного учебника», выпуски 1‬20 (1971‬1991) под редакцией Д.Д.Зуева, в которых был сформулирован целый ряд принципиально новых позиций относительно содержания, структуры, функций и стиля такой учебной книги, как школьный учебник.В настоящее время (конец XXвека и начало XXIвека) большую работу по обсуждению проблем, связанных с созданием современной учебной книги, проводит Российская академия образования, Институт содержания и методов обучения. В частности, в сборнике научных трудов «Современный учебник: проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования» [1], вышедшей в 2004 году, рассмотрены способы проектирования учебника, учитывающие основные тенденции модернизации современного образования: личностную ориентацию, компетентностный подход, профилизацию и компьютеризацию обучения. В сборник включены проблемные статьи, а также материалы методологических семинаров, в которых приведены доклады и стенограммы дискуссий ученыхпедагогов,методистов и учителей по проблемам современного учебника.В период с 1991 по 2010 годы в России защищено девять кандидатских и одна докторская диссертация, объект исследований которых ‬школьный учебник. Следует отметить также докторскую диссертацию А.И.Архиповой, объектом исследования которой является теория учебнометодических комплектов, методики их построения и использования в учебновоспитательном процессе.Анализ идей, высказанных в диссертационных исследованиях, список которых приведен в конце статьи [2‬14], позволяет определить современные методологические, дидактические и психологические основания современного учебника физики.Философской основой учебника является современный метод научного познания ‬модельное отражение действительности, приближение знаний к истине.Содержание и методика подачи учебного материала предполагают перенесение центра тяжести с заучивания и запоминания на приобретение опыта деятельности в предметной сфере (для нас ‬в сфере физики) и сфере еѐ практического применения.Дидактический аспект учебника учитывает то, что процесс обучения идет по общей схеме научного познания.Психологический аспект заключается в том, что содержание учебника должно позволять организовывать творческую познавательную деятельность школьников. В действующих учебниках заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Основными компонентами этой системы являются следующие [15].

1. Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала. Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивнодедуктивный) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель, как правило, использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи. 2. Разграничение материала по степени его важности для овладения изучаемой темой в целом. Выделение материалов для заучивания, для самостоятельных наблюдений, для осознания и т.п. помогает учителю грамотно, методически целесообразно спланировать урок, уделить больше внимания той части нового материала, которая должна быть осознана школьниками более глубоко, правилам, определениям (характеристикам), предназначенным для заучивания. 3. Наличие материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т.п.). Избранный авторами учебников подход к изложению темы дает возможность реализовать завершающий этап ее изучения ‬обучение школьников применять теоретические знания на практике в процессе осознания всех необходимых для решения соответствующей задачи действий. Планируя изучениенового, учитель обязан включить данный этап в структуру урока. 4. Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и навыков. Задача учителя ‬осознать цель каждого задания и добиться достижения этой цели в ходе его выполнения. 5. Обеспечение регулярного повторения и систематизации пройденного материала. Задания и упражнения, связанные с повторением, не должны ускользать из поля зрения учителя. Они позволяют постоянно следить за уровнем сформированных умений и своевременно предотвратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечивается прочность усвоения материала. 6. Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала. Рисунки, схемы, таблицы, условные обозначения способствуют интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Методически целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса обучения в целом. 7. Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения. Это справочные материалы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы. Если говорить об антропоцентричной школе, где на первом плане оказываются права и интересы каждого ученика, то следует признать, что требования к подготовке учебника и учителя в этих условиях существенно меняются. Современный учитель должен уметь работать одновременно с разными детьми (с разным исходным уровнем готовности к обучению, разным складом ума, разным отношением к учебе), выстраивая особую линию обучения для конкретного ребенка с учетом его индивидуальных психологических особенностей [16]. Как помочь учителю в реализации столь сложной стратегии обучения? Один из возможных путей ‬изменить психологический статус учебника и превратить его в интеллектуальный самоучитель. Тем самым можно избавить учителя от значительной части нагрузки по подготовке урока, ибо ребенок теперь уже непосредственно будет работать с учебником, сам текст которого отвечает за усвоение соответствующего учебного материала и за формирование лежащих в основе развития интеллекта психологических механизмов. Кроме того, расширится сфера учебной деятельности ребенка, так как он будет обучаться не только на уроке, но и дома, поскольку индивидуальная работа с таким учебником также обеспечит необходимый обучающий эффект.При каких условиях школьный учебник может стать интеллектуальным самоучителем? Прежде всего, текст такого учебника должен быть построен не только с учетом особенностей учебного знания как проекции знания научного, но и с учетом реальных психологических механизмов интеллектуального развития ребенка. Это означает, что конструирование учебной информации осуществляется с учетом особенностей состава и строения ментального (умственного) опыта учащихся, а также с учетом своеобразия присущих разным ученикам индивидуальных познавательных стилей. Индивидуализация обучения предмету предполагает: 1) учет индивидуальных интеллектуальных особенностей школьниковс последующей адаптацией учебного процесса (в том числе учет индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в самостоятельном изучении тех или иных тем, выборе наиболее подходящих форм контроля, степени сложности заданий и т.д.); 2) оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его исходных психологических возможностей (в том числе создание условий для проявления присущих разным детям разных познавательных стилей, текущая учебная диагностика уровня обученности каждого школьника, формирование навыков самообучения и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что принцип индивидуализации обучения должен осуществляться одновременно спринципом развивающего обучения. Особое внимание уделяется учету и развитию индивидуальных познавательных стилей учащихся, среди которых были выделены: стили кодирования информации (словесноречевой, визуальный, предметнопрактический, чувственноэмоциональный), стили переработки информации (импульсивность ‬рефлективность, аналитичность‬синтетичность, полезависимость ‬поленезависимость и др.), стили постановки и решения проблем (исполнительский и исследовательский) и, наконец, стили познавательного отношения к миру, учитывая при этом мировоззренческие функции предметного знания (эмпирикопрактический, теоретикообобщающий, конструктивнотехнический и интуитивнометафорический). Исходя из вышесказанного, можно заключить, что:‬с учетом такого направления государственной политики в области модернизации образования как обновление учебного содержания в логике компетентностного подхода выявляется такое методологическое требование к учебнику как: ярко выраженная практическая направленность учебной книги; еѐ возрастосообразность; достижение ключевых компетентностей; использование открытой образовательной среды; развитие самостоятельности у обучающихся и умений взаимодействовать с другими [17];‬основными функциями учебника становятся ориентирование обучающихся в поле информации (поскольку учебник не является основным еѐ источником) и инструментирование управления учебной деятельностью школьника;‬формируются новые теоретические основания современного учебника, обусловливающие вариативные его разновидности: а)УФФ ‬учебник фиксированного формата, в т.ч. серии «Сфера» [18]. В данном случае определяющим является разворотный принцип, когда информация представляется на специально сконструированных разворотах ученика. Параграф размещается по определенному алгоритму и определенной схеме. При этом учебник выполняет роль навигатора, так как отсылает обучающегося к другим пособиям ‬атласам, электронным приложениям, энциклопедиям, словарям, сборникам задач. Две основные идеи, положенные в основу УФФ, ‬это реализация деятельностного подхода в образовании и связь всех ступеней предметного образования в школе (удержание учебников в едином информационном поле (в том числе в рамках УМК), включение обучающихся в данную информационную среду);б)технологический учебник‬учебная книга, реализующая формулу «информация+дидактика+компьютер». Технологический учебник ‬это единство учебной информации, дидактических инноваций, информационных технологий. В нем основной объем отведен не учебной информации, а нетрадиционным методикам и приемам еѐ активного освоения [19];

в)многоуровневый учебник‬учебная книга, в концептуальной основе которой заложены следующие идеи: учебник не должен ограничиваться интересами «среднего» ученика, и изложение учебного материала в учебнике должно быть выдержано с научной точки зрения; развитие материала в учебнике должно отражать современные представления ученых об изучаемом в школе материале, который в учебнике должен быть изложен доступно; учебник должен обеспечивать любой желаемый уровень глубины изложения материала; учебный материал должен быть изложен в одном учебнике для работы по разным программам; способ изложения учебного материала в учебнике, организация учебных текстов и системы упражнений должны обеспечивать достижение разных целей обучения при работе по разным программам [20];г)электронный учебник‬учебник, основанный на передовых технических решениях, предполагающих возможность работы с компактдиска на локальном компьютере ученика, в школьной сети и в глобальной сети Интернет (для обновления содержания курса, обмена методическими материалами, активной работы обучающихся с информацией). Такой учебник включает в себя, как минимум, следующие системы: ядро (управляющий модуль) курса; иллюстрированный учебносправочный комплекс; тестирующий комплекс, интегрированный с базой данных задач; поисковый комплекс; систему помощи; систему методической поддержки; систему поиска аналогичной информации в Интернет [21];д)учебник, в основу которого положен системнодеятельностный подход [22];

е)учебник, в основу которого положен модульный принцип. При модульной технологии описывающий и объясняющей материал учебника становится основным источником знаний, а предписывающий ‬определяет действия обучаемого по добыче этих знаний. К отличительным чертам модульного учебника отнесены мобильность ‬возможность добавления новых блоков в связи с развитием науки и изменениями в обществе; разноуровневость ‬возможности организации изучения предмета на разных уровнях (полном, сокращенном и углубленном) путем индивидуального подбора блоков для изучения и разделов заданий к ним; представление материала укрупненными блоками; наличие в каждом блоке точно сформулированных учебных целей; усиление аппарата организации усвоения знаний, предписывающего материала. На основе сконструированных модулей учебника возможно создание компьютерных программ, представляющих последовательность файлов, доступ к последующим из которых ограничен обязательностью освоения предыдущих. При этом каждый файл раскрывает сущность модуля на трех уровнях (сокращенном, основном и продвинутом) с возможностью их свободного выбора [23].Анализ особенностей современных УМК по физике и учебников в их составе показывает, что тенденции совершенствования учебнометодического инструментария в учебнометодическом комплекте отражают как лучшие традиции российской школы, так и инновационные педагогические идеи, которые все увереннее завоевывают позиции в ценностных убеждениях педагогов.Обозначим принципы разработки современных УМК: фундаментальность изучаемой информации, содержательного наполнения учебных книг;методологичность учебных пособий; доступность и вариативность для субъектов различного уровня обученности и обучаемости; модульность; интегративность и дифференцированность.Должен ли обладать спецификой учебник для современной сельской школы?Современные условия функционирования сельских школ России создают ситуацию поиска новых подходов к обучению, обеспечивающих переход к сильно индивидуализированной его форме, к использованию приемов обучения, которые позволяют учесть психофизиологические и личностные характеристики каждого школьника.Такая ситуация связана с резким снижением численности школьников в учебном заведении села, активным пропагандированием идей личностноориентированного и компетентностного подходов в образовательной сфере, гуманизации и гуманитаризации. Естественно, что новые концептуальные и организационные факторы настойчиво требуют изменения основ функционирования учебнометодических средств, обеспечивающих дидактический процесс. Рассматривая обозначенные выше принципы в качестве базовых, представим далее идеи по разработке двух составляющих УМК для сельской школы ‬учебника как «концентратора» и координатора всех других компонентов в системе учебнометодического обеспечения предмета и личностноориентированных дидактических материалов для учеников, стараясь при этом обозначить специфику обучения в сельской школе. Сделаем это на примере физики.Одним из путей совершенствования учебников мы видим создание учебников с опорой на конкретные образовательные концепции, каждая из которых предъявляет к ним свои требования. На наш взгляд, данный путь в наибольшей степени отвечает личностноориентированному направлению модернизации образования. Для задания методологической основы конструирования конкретного учебника необходимо ответить на вопрос: «Какой образовательной системе он будет служить»? Посмотрим, как отражаются основные принципы личностноориентированной и знаниевоориентированной образовательных систем в учебнике, реализующем ту или иную концепцию (табл. 1). Необходимо заметить, что личностноориентированный учебник не может быть эффективным без использования идей знаниевоориентированной образовательной системы: учет особенностей науки, еѐ логики и методов, отражаемых в учебном предмете, необходим в соответствии с требованием обеспечения принципа генерализации знаний, их фундаментальности, исследовательского подхода к обучению.

Таблица 1Отражение основных принципов образовательных систем в учебнике

Личностноориентированная образовательная система Знаниевоориентированная образовательная системаВ содержании и форме учебникаУчет личностных и индивидуальных качеств каждого ученикаУчет особенностей науки, отраженной в данной учебной дисциплине, еѐ логики и методовВ структурировании элементов учебникаЭлементы учебника структурируются в логике деятельности учащихсяЭлементы учебника структурируются в логике науки, соответствующей изучаемому предмету и соответствующим способам деятельностиОпределяющая (системообразующая) цель учебника«Выращивание» личностных образовательных смыслов учащихсяУсвоение информации в соответствии с логикой науки, отраженной в данной учебной дисциплинеУчитывая (пока декларативные) ориентиры современного образования; состояние сельской школы в России;факторы, определяющие жизнедеятельность образовательных учреждений села в условиях рыночных отношений в экономике, изменившихся социальных и моральнонравственных ценностей общества, предполагается учебник для сельской школы создать на основе интегративнодифференцированного подхода, учитывающего основные тенденции (интеграцию и дифференциацию) развития современного образования и призванного обеспечить оптимальное сочетание внутренних и внешних образовательных ресурсов сельских учебных заведений.Интегративнодифференцированный подход, с одной стороны, отражает интегративные процессы в жизнедеятельности сельских школ, с другой ‬неразрывно связанные с ними процессы дифференциации, являющиеся обратной «стороной медали» интеграционных явлений.В технологическом плане интегративнодифференцированный подход в сельской школе реализуется через интеграцию элементов трех образовательных технологий: уровневой дифференциации, модульного обучения и индивидуализации на основе учета когнитивного стиля (особенностей восприятия и переработки информации) ученика[24]. В соответствии с идеями интегративнодифференцированного подхода основными методологическими ориентирами создания учебника для сельской школы рассматриваются: а)гуманистическая парадигма образования, системный, интегративнодифференцированный, личностнодеятельностный и комплексный психологометодический подходы (последний отражает явление психологизации всего образовательного процесса); б)концепция интегративнодифференцированного подхода в сельской школе (основная идея ‬единство интеграции и дифференциации в обучении); г)нормативные документы: Стратегия модернизации российского образования до 2010г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС2, Концепция профильного обучения; д)психологопедагогические и методические основы создания учебнометодического комплекта (УМК) по предмету (для физики эти основы разработаны А.И.Архиповой); е)психодидактические основы интеллектуального развития школьников (идеиЭ.Г.Гельфман, М.А.Холодной).Нами разрабатывается УМК для сельской школы по физике: программы по физике [25], учебное пособие для учителейэкспериментаторов [26], курс лекций для учителей по проблеме интегративнодиффференцированного подхода [27], лабораторный практикум интегрированного характера [28], монография [29], учебные пособия [30]. Данный УМК необходимо дополнить системообразующим и интегрирующим элементом ‬учебником.Разрабатываемый учебник для сельской школы опирается на следующие базовые идеи:‒учет двух полярностей когнитивных стратегий: интегральностьдифференциальность (в системе технологии индивидуализации на основе учета когнитивного стиля ученика);‒реализация дифференцированного подхода (в системе технологии уровневой дифференциации);‒реализация модульного подходав обучении (40% учебного времени ‬совместная деятельность, 60% ‬индивидуальная (индивидуализированная) самостоятельная работа школьника). Использование модульного подхода в построении учебника обеспечит «гибкость» его системы, динамичность использования.Структура учебника ‬это единство инвариантной и вариативной частей. Инвариантную часть представляют фундаментальные образовательные объекты, основные технологии деятельности: это содержание отражает основные элементы образовательных стандартов. Вариативную часть можно назвать индивидуальным содержанием образования (по А.В.Хуторскому). В нашем случае его образуют а)различная логика презентирования учебной информации для разных полярностей когнитивных стилей; б)различныйдеятельностный инструментарий взависимости от психологических особенностей; в)задания и упражнения различных видов и уровней сложности (уровневая и профильная дифференциация) (табл.2).

Таблица 2Индивидуальное содержание образования

Интегральная познавательная стратегияДифференциальная познавательная стратегияПриоритетные методы обучения (методы учебного познания)Преимущественно дедуктивные методы обучения Преимущественно индуктивные методы обучения Вид обучения по способу накопления информацииПаутинное обучениеЛинейное обучениеСпецифические формулировки задачОт вопроса к частностям и фрагментам учебной ситуацииОт частностей и фрагментов заданной задачной ситуации к вопросу задачиВиды презентирования учебной информацииВыделение сущности, представление целостного образа ситуации, объекта, явления, лишь затем ‬переход к обсуждению и выявлению фрагментов и частностейВыделение деталей, элементов, частей ситуации, объекта, явления, лишь затем ‬переход к обсуждению и выявлению целостного представления об информацииРазличные виды кодирования информацииОпорнологические схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и т.д.Преимущественно текст или рисунки с выделением (акцентированием) деталей

Именно благодаря вариативной части учебник обретает свойство адресованности не «среднему», а каждому школьнику, решает задачи его психического развития за счет того, что конструируется с учетом возможности выбора учащимся психологически комфортного режима деятельности в зависимости от особенностей персонального познавательного стиля. Заметим, что под последним мы понимаем, как и М.А.Холодная, взаимодействующее единство стилей кодирования и переработки информации, постановки и решения проблем (мышления), познавательного отношения к миру, присущее какомулибо отдельному ученику.Таким образом, учебник для сельской школы ‬это учебная книга, главной функцией которой является интеграция информационного и инструментального (деятельностного) компонентов учения школьника. Учебник для сельской школы, кроме этого, обязательно должен обеспечивать формирование эмоциональноценностного компонента содержания образования и создавать условия для осмысления и выработки личного отношения ученика к проблемам сельскохозяйственного производства, экологии родного края, состоянию природных ресурсов, краеведческим вопросам. Следовательно, в предметное содержание должны быть введены соответствующие учебные элементы, а также элементы, связанные с крестьянскими традициями и ценностными установками тружеников на земле.Основываясь на приведенных выше принципах, возможно сконструировать новое поколение дидактических материалов для учащихся, поддерживающих учебник. Принцип модульности проявляется в том, что дидактические материалы представляют собой модули, сохраняющие при этом все свойства и требования кним, определенные в технологии модульного обучения (И.П.Третьяков). Отличие предлагаемых модулей заключается несколько в иной их структуре, обусловленной необходимостью концентрации в модуле содержания и управляющей информации для школьников с различными типами когнитивных стилей. Это одновременно является отражением психодидактического подхода к построению учебных материалов. При этом нами используется классификация когнитивных стилей, предложенная Г.А.Берулава и М.Н.Берулавой. Данные авторы выделяют два полюса стилей: интегральный и дифференциальный. Каждый из полюсов характеризуется, в свою очередь, различной интенсивностью выраженности обобщенности воспринимаемого образа мира, эмоциональности и динамичности (действенности) воспринимаемой информации. Поэтому всего в типологии Берулава выделяют 6 типов когнитивного стиля: интегральнотеоретический (ИТ), интегральноэмоциональный (ИЭ), интегральнодеятельностный (ИД, дифференциальнотеоретический (ДТ), дифференциальноэмоциональный (ДЭ), дифференциальнодеятельностный (ДД). В связи с этим модуль устроен так, что у обучающегося появляется возможность с учетом индивидуальноличностных особенностей процесса восприятия, переработки и понимания учебной информации выполнить то или иное действие (или систему действий) для успешного достижения учебной цели. Одна из возможных форм таблицы представлена ниже в статье (табл.3, стр. 11). Для организации разноуровневого обучения, когда уровни соответствуют гуманитарному, универсальному и физикоматематическому профилям, можно составлять различные модули для каждого уровня, либо концентрировать информацию для всех трех уровней в одном модуле, делая для этого соответствующие пометки или выделяя информацию штриховкой, другим цветом и т.д. В настоящее время в процессеразработки модулей на основе интегративнодифференцированного подхода ‬нового поколения дидактических материалов для учащихся ‬принимает участие целая команда педагогов и учителей сельских школ не только Кировской области, но и всей России, так как технология разработки нового методического инструментария представлена в виде дистанционных курсов в Педагогическом университете «Первое сентября» с 2006 г.Образмодель современного учебника физики для сельской школы с учетом всего сказанного выше представлена на рисунке (стр. 12).Таким образом, для соответствия вызовам времени учебник должен представлять собой модульную многофункциональную психодидактическую систему.

Ссылки на источники1.Современный учебник: проблемы проектирования учебной книги в условиях модернизации школьного образования: сб. науч. тр. /Под ред. А.В.Хуторского. ‬М.: ИСМО РАО, 2004. ‬300с.2.Архипова А. И. Теоретические основы учебнометодического комплекса по физике: дис. ...докт. пед. наук: 13.00.02.‬М., 1998.3.АлиеваЕ.И. Учебная книга как средство развития самообразовательных умений младших школьников: дис.…канд. пед. наук: 13.00.01. ‬М., 1999. 4.Жужа Е.Н.Интеграция дидактических и компьютерных технологий в школьном учебнике физики: дис. … канд. пед. наук:13.00.02.‬Краснодар, 2003. 5.Ионова И.В. Доступность учебного материала как фактор совершенствования умственного развития школьников: дис. …канд. пед.наук: 13.00.01. ‬Чебоксары, 1999. 6.Козырева О.А. Самостоятельная работа школьников с использованием компьютеризированного учебника «Культура самостоятельной работы»: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. ‬Новосибирск, 1998. Таблица 3№модуля (М1, М2, ….). Тема модуля. Уровень дифференциации(1йуровень ‬минимальный, 2йуровень ‬общий, 3йуровень ‬повышенный)Учебный материал с указанием заданийКогнитивный стильИНТЕГРАЛЬНЫЙКогнитивный стиль ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙРуководствопо усвоениюучебного содержанияСодержание учебного материалаИТ ИЭ ИДСодержание учебного материалаДТ ДЭ ДД

Руководствопо усвоениюучебного содержанияУЭ№1. (вид учебного элемента). Частная дидактическая цель (ЧДЦ): … (формулировка ЧДЦ)

ИТ ИЭ ИД…ДТ ДЭ ДД….

ИТ….ДТ…

ИЭ….ДЭ…

ИД…ДД…

УЭ№2. (вид учебного элемента). Частная дидактическая цель (ЧДЦ): … (формулировка ЧДЦ)

ИТИЭ ИД…ДТ ДЭ ДД….

ИТ….ДТ…

ИЭ...ДЭ…

ИД…ДД…

УЭ№N. (вид учебного элемента). Частная дидактическая цель (ЧДЦ): … (формулировка ЧДЦ)

ИТ ИЭ ИД…ДТ ДЭ ДД….

ИТ….ДТ…

ИЭ….ДЭ…

ИД…ДД…

УЭ№N+1. Подведение итогов. ЧДЦ: Заполнение листа контроля. Оценка знанийИТ, ИЭ, ИД.ДТ, ДД, ДЭЗаполнение листа контроля. Оценка знанийУчебный элемент, заданиеВопросыИтого баллов12345УЭ1. Задание



УЭ2. Задание



…Задание



УЭN. Задание



Оценка

ИТ, ИЭ, ИДДТ, ДД, ДЭ

Рекомендации по оценке знаний и уменийУЭ№N+2. Домашнее заданиеОценка. Дифференцированное домашнее задание: …Запишите домашнее задание в дневник в соответствии с результатом своей работы на уроке





























Единство трех технологийМетодологическаяоснова:Психодидактическая основа:Методическая основа:Технологическая основа (оболочка учебника):Гуманистическая парадигма образования; интегративнодифференцированный, компетентностнодеятельностный, комплексный психологометодический подходКонцепция интеллектуального развития школьников

(Э.Г.Гельфман, М.А.Холодная); психодидактический подход (А. Н.Крутский, А.З.Рахимов)Психологопедагогические и методические основы создания УМК по физике А.И.Архиповой; одновременное отражение в учебнике личностноориентированной и знаниевоориентированной образовательных систем; рассмотрение содержания школьного курса физики как системы фундаментальных физических теорий, адаптированных для школьного возраста и метода научного познания (В.Г.Разумовский, В.В.Мултановский)Уровневая дифференциацияСтилевая дифференциацияМодульное обучение3 уровня усвоения физики, реализация идеи профильности6 типов когнитивных стилей, как следствие, учет индивидуальных особенностейМодульная организация учебников, решение проблемы объема учебной книгиМодель учебника физики для сельской школыVAR

INV

Фундамен

тальные образова



тельные



объекты,





основные



технологии







деятель













ностиОсновные элементы образовательных стандартов

Индивидуаль ное содержа ние образо ванияУчет особенностейсельской школыИсточникучебной информацииСредствообучения, осуществляющее организацию

образовательного процессаУЧЕБНИК ФИЗИКИДЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ7.Крючкова Е.А. Становление школьных учебников истории нового поколения в современной России (90ые гг. ХХ ‬начало ХХIв.):дис. … канд. пед.наук:13.00.01.‬М., 2005. 8.ЛежепековаО.Л.Сравнительный анализ использования современных учебников физики в основной школе: дис. … канд. пед.наук: 13.00.02. ‬Киров, 2009.9.ЛосьМ.В. Школьный учебник и новые информационные технологии обучения (на примере учеб.математики): дис. …канд. пед. наук: 13.00.01.‬Владикавказ, 1999. 10.Панферова Н.Н. Учебник как средство формирования учебных умений школьников при изучении пропедевтического курса истории: дис. …канд.пед.наук: 13.00.02.‬М., 1998. 11.Садыкова Г.А. Дидактическое обоснование методики определения доступности школьного учебника (на материале учеб.языкового цикла): дис. … канд.пед.наук: 13.00.01.‬М., 1993. 12.Суматохин С.В. Научнометодические основы школьного учебника биологии: дис. …докт.пед. наук: 13.00.02. ‬М., 2005. 13.ФоменкоА.В.Цели, содержание и методы работы по рус.языку в школьных учебниках посл.трети 18в.: дис. … канд.пед.наук: 13.00.02. ‬М., 2000. 14.Шестакова Л.Г. Взаимосвязь содержательных и процессуальных аспектов обучения в школьном учебнике (в условиях дифференц.обучения): дис. … канд.пед.наук: 13.00.01. ‬М., 1996.15.

Педсовет «Учебник ‬неизменная основа для различных вариантов урока».‬URL: http://lingvoslovo.ucoz.ru/load/pedsovet_quot_uchebnik_neizmennaja_osnova_dlja_razlichnykh_variantov_uroka_quot/11021.16.Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. ‬СПб.: Питер,2006. ‬384 с.‬URL:http://psichology.vuzlib.net/book_o304_page_36.html.17.ДаниэльянЯ.В.Современные концепции школьного учебника. ‬URL:ftp://lib.herzen.spb.ru/text/danieljyan_15_39_278_281.pdf.18.Академический школьный учебник: совместный проект «РАНРАОИП ‬российской школе».‬URL:http://www.prosv.ru/Fttachment.aspx?Id=3684.19.Архипова А.И., БрегедаИ.Д., ЖужжаЕ.Н. Проблемы школьного учебника и его новая модель: всеросс. науч.практ. конф.‬Краснодар, 2002.20.Там же.21.СоболеваН., ГомулинаН., БрагинВ., МамонтовД., КасьяновО. Электронный учебник нового поколения для современной российской школы.‬URL: http://center.fio.metod/resources/filippovma/202/pedsovet202/physicon.doc.22.Образовательная система «Школа 2000». ‬URL:http://www.sсh2000.ru.23.ЛосьМ.В. Школьный учебник и новые информационные технологии обучения.24.КоршуноваО.В. Обучение в сельской школе на основе интегративнодифференцированного подхода: монография. ‬Киров: Издво ВятГГУ, 2008. ‬507с.25.Тематическое и поурочное планирование: учебное издание / В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова // Программы общеобразоват.учрежд.: Физика: 1011 классы. ‬М.: Просвещение, 2005. ‬С.7‬84.; Программа по физике для 1011 классов общеобразоват.учрежд.(базовый и профильный уровни) / В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова // Программы общеобразоват.учрежд.: Физика: 1011классы: учеб. издание.‬М.: Просвещение, 2007. ‬С.59‬121.26.КоршуноваО.В. Интегративнодифференцированный подход к обучению физике в сельской школе: материалы по организации эксперимент.обучения физике для учителейисследователей общеобразоват.учрежд.: учеб.пособие/Под ред.В.С.Данюшенкова. ‬Киров: Издво ВятГГУ, 2005. ‬135с.27.КоршуноваО.В. Учет особенностей мышления при обучении физике: интегративнодифференцированный подход: лекции 1‬4: учеб.метод. пособие.‬М.: Пед. университет «Первое сентября»,2006.‬60с.; лекции 5‬8. ‬90 с.28.ДанюшенковВ.С.,Коршунова О.В., Христолюбова Г.Н.Интегрированный лабораторный практикум естественнонаучного направления для сельской школы: метод.пособие для учителей общеобразоват.учрежд.‬Киров: Издво ВятГГУ, 2004. ‬53с.29.КоршуноваО.В. Обучение в сельской школе на основе интегративнодифференцированного подхода.30.ДанюшенковВ.С., Коршунова О. В.Домашний эксперимент по физике в условиях развивающего обучения: учеб.пособие. ‬Киров: Издво ВГПУ, 2000. ‬112с.; ДанюшенковВ.С., КоршуноваО.В.Технология разноуровневого обучения физике для сельской школы: 7‬9классы: учеб.пособие. ‬М.: Издво БИНОМ: Лабораториязнаний, 2007. ‬388с.; ДанюшенковВ.С., КоршуноваО.В.Технология разноуровневого обучения физике для сельской школы: 10‬11классы: учеб.пособие. ‬М.: Издво БИНОМ: Лаборатория знаний, 2007. ‬500с.

Korshunova Olga,Doctor of Pedagogical Sciences,Associate Professor of Vyatka State University of Humanities, Kirovokorchun@mail.ruConceptual fundamentals of modular textbook on Physics as a psychodidactic system for village schoolAbstract. The article represents the ideas of developing of a textbook for a comprehensive school. This textbook is based on the objective laws of a psychodidactic approach to teaching and the principles of a levelstyle differentiation as educational techniques.Keywords:textbook, modularity, techniques of a levelstyle differentiation, psychodidactics, the content of education.