Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кислицына В. В. Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №1 (Январь). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1205.htm.
Аннотация. В настоящее время возрастают требования работодателей не только к профессиональному уровню вновь приходящих в организацию сотрудников, но и к уровню их социального развития, умению отвечать за выполняемые действия и производить их оценку. Все это определяет необходимость осознанного введения молодых людей в социально-экономические отношения еще в школьном возрасте. Довольно полно данной задаче отвечает преподавание экономики. Вместе с тем, анализ учебных планов общеобразовательных школ России позволил выявить недостаточное внимание разработчиков к предмету «Экономика». В новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования «Экономика» также отнесена к профильному уровню в перечне предметов по выбору области «Общественные науки».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кислицына Валентина Васильевна,кандидат экономических наук, доцент, заведующаякафедрой коммерции и маркетингаФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировvalyaka2008@yandex.ru

Роль преподавания экономических дисциплин в социальном развитии школьников старшего возраста

Аннотация. В настоящее время возрастают требования работодателей не только к профессиональному уровню вновь приходящих в организацию сотрудников, но и к уровню их социального развития, умению отвечать за выполняемые действия и производить их оценку. Все это определяет необходимость осознанного введения молодых людей в социальноэкономические отношения еще в школьном возрасте. Довольно полно данной задаче отвечает преподавание экономики. Вместе с тем, анализ учебных планов общеобразовательных школ России позволил выявить недостаточное внимание разработчиков к предмету «Экономика». В новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования «Экономика» также отнесена к профильному уровню в перечне предметов по выбору области «Общественные науки».Ключевые слова:экономика, социальное развитие, экономическое обучение, субъект развития.

В настоящее время представители высших слоев управления организациямиразличных сфер общественного производства отмечают возросшие требования к своим сотрудникам: молодые люди должны уметь правильно воспринимать ценности компании, вести себя в соответствии с корпоративной культурой, брать на себя ответственность за свою жизнь и совершаемые действия и, соответственно, уметь производить оценку данных действий –затрат, усилий и ресурсов. Все это определяет необходимость осознанного введениямолодых людей в социальноэкономические отношения еще в школьном возрасте.Словарь по общественным наукам трактует социальное развитие как совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, развертывающихся в обществе [1]. Соответственно, социальное развитие школьника означает развитие его личности в процессе установления разнообразных социальных отношений. Данный процесс является наиболее осознанным в старшем школьном возрасте, то есть после 14–15 лет, когда физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений втруде и открывает широкие возможности для выбора своего будущего. По результатам исследований, у 84% пятнадцатилетних детей раздумья о будущем занимают большое место в их внутреннем мире. В числе наиболее действенных мотивов поведения –индивидуалистические мотивы, направленные на самореализацию себя как личности (52%); мотивы, ориентированные на нужное для людей дело и мотивы коллективисткой и групповой солидарности отметили 30 и 18% опрошенных соответственно [2].Индивидуалистические побудительные силы детей старшего школьного возраста включают индивидуальнообщественные, такие, как стремление к самопознанию, самосовершенствованию, реализации себя в общественно полезном и ценимом обществом труде (96%),и чисто индивидуалистические, ориентированные на извлечение из труда только личной выгоды (4%), а одним из наиболее важных факторов для старшеклассников при выборе будущего рода деятельности становится материальный. Таким образом, актуальной задачей воспитания старшеклассников является поиск такой социально заданной формы жизнедеятельности, которая обеспечивает каждому возможность стать реальным субъектом социальной жизни, а значит, субъектом собственного развития. Довольно полно данной задаче отвечает преподавание экономики.Экономическое обучение в общеобразовательной школе –совокупность образовательновоспитательных усилий, направленных на то, чтобы вооружить выпускников знаниями и навыками, позволяющими осмыслить экономические условия их существования на индивидуальном, производственном, региональном и других уровнях и научить экономическим действиям в настоящем и будущем [3].Ученики средней школы ежедневно сталкиваются с экономикой: сообщения о доходах, безработице, инфляции, конкурентоспособности, структурных изменениях и прочемстали частью повседневной жизни. Потенциальный и реальный выпускник школы выполняет различные функции в экономических процессах страны: потребителя, работника, собственника, предпринимателя и пр. Поэтому экономическое обучение может рассматриваться в качестве необходимого интеллектуального ресурса как для понимания, так и для активного участия в рыночных отношениях. Независимо от выбранной сферы деятельности –бизнес или наука –всегда будет существовать проблема оценки результатов своего труда и принимаемых решений не только в социальном, но и экономическом аспекте. Преподавание экономики, как одной из общественных наук, должно быть неотъемлемым элементом в общеобразовательной системе России. Необходимость экономического воспитания в школе вызвана требованием воспитания членов общества,способныхправильно оценивать экономические процессы. Многогранный характер современного общества, который является результатом структурных взаимосвязей между экономикой, обществом, техникой, политикой,природой не может быть ясен школьнику только из его повседневного опыта. Речь идет не о специальных профессиональных знаниях, а о знаниях, необходимых для понимания экономических процессов, происходящих в современном обществе.

Актуальность и необходимость этого подтверждается результатами ежегодного фестиваля «Открытый урок»[4]. Если в 2003–2004 учебном году на фестиваль было представлено 28 образовательныхавторских программ и уроков раздела «Преподавание экономики», то в 2010–2011 году их число составило 75единиц(табл. 1).

Таблица 1Динамика изменения количества образовательных авторских программ и уроков раздела «Преподавание экономики» ежегодного российского фестиваля «Открытый урок»

ГодыКоличество программ и уроков2003–2004282004–2005272005–2006282006–2007562007–20081012008–20091062009–2010982010–201175Следует отметить изменение в тематике курсов (табл. 2). Если в 2003–2004учебном году упор делался на основы экономических знаний и общие темы (удельный вескоторых составлял 60%–70%), то в 2010–2011 году налицо тенденция углубления и специализации в преподавании экономики.

Таблица 2Тематика отдельных авторских программ в 2003–2004 и 2010–2011 учебных годах

2003–2004 учебный год2010–2011 учебный годОсновы потребительских знанийЗаработная плата и ее виды. Расчеты заработной платы с помощью MS ExcelОсновы рыночной экономикиКакие налоги должно платить малое предприятиеВнешние экономические связиМаркетинг и его основные элементыЭкономическое устройство России Основные фонды предприятияОсновы экономики Анализ экономического развития страныОсновы экономической культуры и т.д.Издержки фирм и их влияние на себестоимость продукции в условиях рыночной экономики и т.д.

Вместе стем, анализ учебных планов общеобразовательных школ России позволил выявить недостаточное внимание разработчиков к предмету «Экономика». В большинстве случаев «Экономика» наряду с «Правом» рассматривается в составе обязательного предмета «Обществознание»,на которое отводится от 1 до 2 часов в неделю в зависимости от года обучения, что составляет от 3 до 5% от общего количества занятий в неделю. В основном данная дисциплина преподается в старших классах и, к сожалению, вопрос организации экономического образования школьников решается согласно с материальными, кадровыми и другими возможностями образовательного учреждения. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования «Экономика» также отнесена к профильному уровню в перечне предметов по выбору области «Общественные науки». Ситуацию отражают результаты представления работ в раздел «Преподавание экономики» на фестиваль «Открытый урок». Удельный вес программ данного раздела составляет 0,84% от 132 835работ накопленным итогом (табл. 3). Меньший удельный вес занимают только разделы «Преподавание ОБЖ» –0,49% и «Преподавание астрономии» –0,1%.Одной из проблем экономического образования в школе является то, что практически повсеместно наблюдается чисто теоретический подход к преподаванию экономических дисциплин: очень слабой остается связка «учебный материал –практическая деятельность». Слишком много внимания уделяется макроэкономическим вопросам. Отсутствует понимание того, что экономические знания –это оперативный инструментарий, позволяющий человеку принимать быстрые и правильные решения в разнообразных ситуациях предпринимательской деятельности.До сих пор остается нерешенным вопрос о том, с какого возраста может (должен) получать ребенок экономические знания. Положительным примером является учебный план муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 17» г.Кемерово, где изучение экономики идет непрерывным курсом со 2 по 11 класс. Начальный курс экономики ставит своей целью формирование экономического мышления и восприятия культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников. При проведении исследования «Мое отношение к учению» у выпускников



Таблица 3 Удельный вес учебных программ и тематических уроков по разделам

№ п/пНазвание программи тематических уроковКоличество, ед.Удельный вес, %1Преподавание в начальной школе2359817,762Внеклассная работа1481211,153Преподавание математики108848,194Преподавание иностранных языков88986,705Работа с дошкольниками82386,206Преподавание литературы65414,927Преподавание русского языка58824,438Преподавание информатики48223,639Преподавание истории и обществознания46233,4810Преподавание биологии42453,2011Презентация к уроку39722,9912Преподавание физики39442,9713Классное руководство33012,4914Общепедагогические технологии31342,3615Преподавание химии30622,3116Преподавание географии30412,2917Преподавание технологии26772,0218Преподавание МХК и ИЗО22411,6919Школьная психологическая служба22231,6720Спорт в школе и здоровье детей20981,5821Администрирование школы19321,4522Работа с родителями17781,3423Преподавание музыки16701,2624Преподавание экономики11170,8425Логопедия10930,8226Социальная педагогика7610,5727Преподавание ОБЖ6450,4928Коррекционная педагогика5530,4229Преподавание экологии5320,4030Организация школьной библиотеки3820,2931Преподавание астрономии1360,10

Всего:132835

начальной школы выяснилось, что отрицательного отношения к данному предмету нет ни у одного ученика. У всех обучающихся активноположительное или положительное отношение к предмету. Качественная успеваемость составила 87%–100%.При этом следует избежать ошибки выбора неверного подхода к преподаванию экономики. В настоящее время довольно четко проявились следующие подходы:‒не включать экономику в учебные планы (что практически встречается крайне редко). Использование данного подхода лишает школьника возможности адекватно воспринимать условия жизни в стране, развивающейся по принципам рыночной экономики, не позволяет формировать личную экономическую культуру, необходимую для нормального развития и становления личности; ‒растворение основ экономических знаний в других учебных дисциплинах(как было отмечено ранее);‒академический подход, активно принимаемый органами управления школьным образованием, о чем свидетельствует содержание «официальных» учебников, в рамках которого происходит подмена экономического воспитания заучиванием экономической терминологии в больших объемах, так что изучение дисциплины больше походит на знакомство с экономическим словарем. Проблема заключается в том, что школьники, поступающие далее в вузы экономического профиля, теряют интерес к получению знаний, уверенные в том, что «уже все это знают». Кроме того, в процессе обучения в школе экономика воспринимается как некий абстрактный материал, далекий от реальной жизни; ‒профессиональноориентированный подход, предполагающий выработку навыков поведения в хозяйственной жизни и часто представляющий своего рода систематизацию полезных советов. Эти советы не всегда работают применительно к российской экономике, поэтому у школьников часто складывается мнение об абстрактности такогоподхода и ненужности получаемых знаний. При использовании данного подхода часто делается акцент на преподавании прикладных бизнесориентированных дисциплин, что чревато излишним насыщением рынка труда в будущем менеджерами и экономистами [5]. Специалисты отмечают, что некая преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого ученика предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решение очень трудной задачи воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического бизнес воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, подчас более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств.Наиболее приемлемым является культурнофункциональный подход, главными задачами которого являются формирование общей экономической культуры; привитие функциональной экономической грамотности; формирование способности к развитию,системы ценностейи развитие индивидуальности; выработка практических навыков хозяйственной деятельности с использованием принципов сквозного экономического образования.

Также необходимо расширить перечень изучаемых тем в рамках предмета «Экономика». При существующей ориентации на «Основы экономической теории» и «Экономики организации» необходимо достаточное внимание уделять вопросам менеджмента, что позволит выпускнику грамотно строить процесс управления как личной деятельностью, так и взаимоотношениями с окружающими, и маркетинга, что является необходимым в условиях рыночных отношений. Таким образом, социальноэкономическая направленность школы синтезирует базовые инвариативные характеристики социальногуманитарного, информационнотехнологического, физикоматематического профилей и предполагает формирование у учащихся качеств и характеристик, значимых для представителей практически всех профессий: способность к саморазвитию, социальная активность, независимость убеждений, креативность, способность к самоанализу, информационнуюкультуру, коммуникабельность, эстетический вкус, умение принимать нестандартные решения. В заключение хотелось бы сказать, что независимо от преподаваемой дисциплины, главным является то, чтобы процесс обучения был интересным для учащихся, ставил перед ним конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

Ссылки на источники1.Словарь по общественным наукам. –URL:http://www.businessvoc.ru.2.Социальная ситуация развития. –URL:http://www.rusmedserver.ru.3.Методика преподавания экономических знаний. –URL:http://econom.nsc.ru/jep/books/001/2.pdf.4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–URL:http://festival.1september.ru/articles.5.Берман Л.Э. О перспективах и проблемах преподавания экономики в школе.–URL:http://vmoisto.narod.ru/ber.htm.

Kislitsyna Valentina,сandidate of economic sciences, associate professor, chief of the commerce and marketing chairFederal public budgetary educational institution of higher professional education of Vyatka State Humanitarian University, valyaka2008@yandex.ruA role of economic disciplines’ teaching in social development of schoolchildren in senior ageAbstract. Presently the requirements of employers increase not only to the professional level of again coming in organization employees but also to the level of their social development, ability to be responsible for executable actions and produce their estimation. All of it determines the necessity of the realized introduction of young people for socioeconomic relations as early as school age. Full enough this task is answered by teaching of economy. At the same time, the analysis of curricula of general schools of Russia allowed to educe insufficient attention of developers to the object «Economy». In the new Federal state educational standard of secondary general education «Economy»is also attributed to the profile level in the list of objects on the choice of area «Social sciences».Keywords:economy, social development, economic educating, subject of development.