Позитивная идентификация у современного студенчества: сущность и особенности формирования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ринчинова Т. М., Жимбаева Ц. Ч. Позитивная идентификация у современного студенчества: сущность и особенности формирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №6 (Июнь). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12072.htm.
Аннотация. В статье отмечается, что сегодня формирование у современного студенчества позитивной идентификации является важной и актуальной проблемой, так как сегодняшнее юношество признается производственным и интеллектуальным потенциалом завтрашнего дня. Авторами приводится пример модели формирования позитивной идентификации у студентов в Агинском филиале Бурятского госуниверситета.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жимбаева Цыпылма Черниновна,кандидат культурологии, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Агинского филиала ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», п. Агинскоеzhimbaeva@mail.ru

Ринчинова Татьяна Мункобаировна,ассистент кафедры восточных языковАгинского филиала ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», п.Агинское rtanyam@mail.ru

Позитивная идентификация у современного студенчества: сущность и особенности формирования

Аннотация.В статье отмечается, что сегодня формирование у современного студенчества позитивной идентификации является важной и актуальной проблемой, так как сегодняшнее юношество признается производственным и интеллектуальным потенциалом завтрашнего дня. Авторами приводится пример модели формирования позитивной идентификации у студентов в Агинском филиале Бурятского госуниверситета.Ключевые слова: современное студенчество, позитивная идентификация, социокультурная среда, этническая идентичность, молодежная идентичность, полиэтнический мир.

Социокультурная среда студенчества –это многообразие культур, но, прежде всего, это молодежная субкультура, а также не менее важная культура своей этнической общности; это социокультурные отношения и общественная атмосфера, это мораль и нравственные нормы, воплотившиеся в реальном ближнем и дальнем окружении конкретного молодого человека. Динамизм происходящих в данной среде социокультурных, социальноэкономических изменений требует постоянного внимания к проблемам студенчества. Разработка программы их социальной защиты и формирования у них позитивной идентичности исходит, прежде всего, из признания юношества в качестве субъекта исторической деятельности, признания его права насобственную культуру, ибо современные молодые люди составляют производственный и интеллектуальный потенциал завтрашнего дня.В Агинском филиале Бурятского государственного университета обучается более пятисот студентов. Как же сегодня живет региональное студенчество, каковы же особенности их социокультурной идентичности? В нашей работе была сделана попытка изученияданных, на наш взгляд, очень важных для современного общества вопросов.В большинстве своем студенты филиала –это жители Агинского Бурятскогоокруга, буряты по национальности. Несомненно, этнокультурная идентичность молодежи Агинского Бурятского округа во многом предопределяются несколькими причинами. Вопервых, оно объективировано территориальной локализованностьюагинских бурят. Однако этот фактор рассматривается нами также в контексте другого, более важного основания устойчивости культуры –наличия этикоморалистических, нормативноправовых традиций, социокультурного единства агинских бурят. Устойчивость субэтнической идентичности является исторически приобретенным достижением, основанным на традициях сплоченности, которые обусловлены перипетиями этнической истории и культуры.Совокупность различных предпосылок: зависимость человека от природы, суровые природноклиматические условия –способствовали формированию специфических черт национального характера, что в дальнейшем обусловило характер формирования этнокультурной идентичности. Формирование этнокультурной идентичности в юношеском возрасте объективируется также такими факторами, как этническая социализация в семье, особенности этноконтактной среды и статусные отношения в этнической группе. В связи с этим следует отметить, что большая часть родителей агинского сообщества остается «хранителями» этнической культуры и продолжает передавать детям этнически выраженные жизненный опыт, социальные роли, обычаи и традиции народа. Характер становления этнокультурной идентичности у молодого поколения определяется гомогенностью и гетерогенностью социального окружения. Знание сущностных характеристик понятия этнокультурной идентичности: особенности ее состояния, специфика становления, формы выражения –позволит определить пути формирования позитивной идентичности у молодых представителей народа.Изучение в ходе исследования однородных по этническому составу студенческих группировок показывает, что молодые люди в них (уже вне семьи) пополняют комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. Прежде всего было выявлено, что главная функция в исследуемых студенческих группировках (как и у всех молодых представителей) –коммуникативная. Причем студенческое общение дает информацию, которую по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Студенты в своих группировках осознают групповую принадлежность, солидарность, необходимость товарищескойвзаимопомощи. Они достаточно толерантны по отношению к другим, что дает им чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Но вместе с тем у части студентов наблюдаются застенчивость, малая степень самораскрытия, пониженный уровень экстраверсии, некоторая тревожность и склонность к невротизму. Это является следствием воспитания «культуры стыда» и принципов: «Будь как все», «Не выскакивай вперед», –характерных для воспитания в большинстве бурятских семей. Здесь можно отметить, что в поведении молодых бурят наблюдаются именно особенности стиля мышления и поведения, связанные с этнокультурным воспитанием. Группы не имеют антисоциальной направленности и вырабатывают у своих членов необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Таким образом, участвуя в жизнедеятельности группы сверстников, каждый из которых является носителем определенной информации об истории и культуре своего народа и о современном состоянии бурятского общества, молодой человек как бы продолжает приобретение культурных ценностей своего этноса. Принадлежность среде сверстников позволяет удовлетворить многие потребности молодого человека. Большое значение для юноши имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; для него очень важны верность, честность, отзывчивость, сопереживание его чувствам, мыслям, идеям. Все это обеспечивает эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных личностных проблем, связанных с возрастным развитием. Немаловажным фактором, влияющим сегодня на развитие молодежной идентичности, является современная культура бурят. А молодежная идентичность, будучи одним из сложных социокультурныхобразований, играет противоречивую роль в жизнедеятельности студентов и молодежи. С одной стороны, она обусловливает социальное и экономическое отчуждение культуры молодежи от культуры общества. С другой стороны, она способствует усложнению самой структуры идентичности молодежной субкультуры. Полиморфность современной бурятской культуры (этнический, традиционный субстрат, обновленные слои, русская культура, культура российского общества) детерминировала полиидентичность молодежной субкультуры бурят.Несомненно, культура бурятского народа постоянно находилась в развитии, утрачивая при этом определенные черты и приобретая новые, поэтому комплекс ее этнокультурных черт постоянно модифицировался. Некоторые традиции, обычаи и нормы, присущие бурятам в начале века, в конце столетия утрачены безвозвратно или приобрели новые формы и качества, но другая их часть сохранилась, продолжает культивироваться в настоящее время и будет транслироваться в будущее.Анализ состояния современной бурятской культуры в трудах отечественных и зарубежных исследователей (Т. М. Михайлова, Т. Д. Скрынниковой, Е. А. Строгановой, К. Хэмфри и других) сводится к тому, что в данной культуре присутствуют два ярко выраженных направления культурного творчества. С одной стороны, современная бурятская культура обращена вовнутрь, сосредоточивает свое внимание на бурятской истории в пространстве обитания, идеализирует ценности прошлого. С другой стороны, бурятская культура обращена вовне, усваивает глобализирующийся мир и ищет свое место в культуре человечества. В рамках новой глобалистской ориентации бурятская культура интегрирует экологические и моральные принципы традиционной культуры и ценностные системы культуры российского общества, всего человечества. Действительно, за период советской властипроизошли значительные изменения внутри бурятского этноса, его внутриобщинный коллективизм и самоуправление были заменены коллективизмом иного порядка, подчиненного государству, способствовавшего внутриэтнической разобщенности. Это сказалось на способности этноса сохранять, культивировать свою самобытность и противостоять процессам аккультурации и ассимиляции. В новых формах деятельности, урбанизации образа жизни и ментальности, в языковой ситуации, изменившейся полиэтничности для бурят открывался новый социокультурный горизонт, радикально отличающийся от прежнего, ограниченного идеалом традиционности и идеей автономного этнического существования.К. Хэмфри отметила, что «самоидентификация бурят в эти годы была связана с двумя религиями –буддизмом и шаманизмом; в случае осознанной принадлежности лишь к одной из них какоголибо неприятия другой религии не отмечалось. Обе религии неразрывно связаны друг с другом и образуют единую этнокультурную традицию, которой, за небольшим исключением, в той или иной степени придерживаются практически все буряты» [1].Т. М. Михайлов считает, что «биосоциальная сущность и экзистенция бурятского этноса включают в себя почвенность, «чувство места», малой родины –одну из глубинных потребностей человеческого сознания. Обладая «чувством места», люди прикрепляются, коренизируются в своей среде –социальной, пространственной, духовной и этнической. Эта среда –единственная, реальная точка стояния. Буряты, хотя и живут в разных регионах страны (бывшего СССР), все же не ударились в бега, не превратились в странников века, в большинстве своем остались на земле предков, сохранили свой Дом» [2].На протяжении многих десятилетий происходило разрушение большой патриархальной семьи. В результате снизился общий уровень демографической активности бурятского населения, уменьшилось количество детей в семьях. Увеличивается процент неполных семей. Это также сказывается и на жизнедеятельности современных студентов.Наше исследование отразило социальный состав родителей студентов, групповую дифференциацию, степень участия студентов в спортивных секциях, кружках и культурнодосуговых мероприятиях, а также значимость, направленность содержания указанных форм вовлечения студентов в социальные и индивидуальные виды активной деятельности. Для содержательного изучения особенностей идентичности у студентов было опрошено 300 человек. Приведем некоторые результаты этого опроса. На вопрос о причинах, которые могли бы привести в молодежную группировку, были получены следующие ответы. На первом месте –одиночество (26%) и непонимание со стороны родителей (15%). Сюда относятся и конфликты между родителями, на которые указали 12% опрошенных. Для агинских студентов характерно (в разной степени выраженности) формирование групп по месту жительства. В настоящее время в силу пропаганды определенного образа «сильного», «полукриминального героясовременника», активно развиваемого средствами массовой информации, современным кинематографом и литературой, вокруг подобного типа героев создан комплиментарный социокультурный контекст. Это дает некоторую социальную санкцию девиантному поведению молодежи. Так, например, респонденты выделяют черты характера, которые нравятся им в окружающих молодых людях и которым они хотели бы подражать –умение постоять за себя (59%), смелость (48%), независимость (36%). Отметим, что указанные качества у некоторых членов неформальных асоциальных группировок принимают радикальные формы: смелость и независимость утверждаются наплевательским отношением к другим людям, к их мнению, достоинству, унижением другого человека. Изучение показателей самооценки показало следующее: на вопрос, как они оценивают себя по сравнению с другими людьми, которых знают, 54% студентов ответили, что считают себя хорошими или средними –«как все». У 56% опрошенных идеал воплощает положительные моральные качества и достоинства интеллектуального характера. Однако у 15% идеал воплощает или нейтральные в моральном отношении качества и отрицательные у 7%, или вовсе отсутствует (12%). Значительные изменения происходят в сознании молодых людей, в их жизненных ориентирах и в выборе ценностей. При изучении жизненных ценностей студентов использовалась методика Е.Б. Фанталовой, позволяющая определить социокультурный статус современных студентов [3]. Исследование обозначило проблемныезоны –несформированность таких ценностей, как «активная деятельная жизнь» (27%), «творчество» (21%) и «красота природы и искусства» (16%). Это свидетельствует о недооценке студентами роли активности, о недостаточной ответственности и нежелании брать на себя эту ответственность. Отвержение ценностей творчества усиливает стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложившейся ситуации.Выявлено, что ведущими ориентационными ценностями студентов являются «счастливая семейная жизнь» (83%), «наличие хороших и верных друзей» (81%), «материально обеспеченная жизнь» (72%) и «здоровье» (65%). В рамках темы исследования произведено изучение особенностей этнокультурной идентичности студентов. Представления о своем этносе студенты получают, знакомясь с традиционнобытовым укладом жизнедеятельности этноса, в ходе воспитательного воздействия семьи и окружающего сообщества. При изучении значимости факторов, формирующих этнокультурное самосознание, получены следующие данные. Высока значимость таких факторов: «общая культура, искусство, литература» (86%), «традиция предков» (84%), «единство языка» (70%). Вместе с тем низки роли таких (возможно, не столь важных) факторов, как «схожий внешний вид» (27%), «общая территория проживания» (22%), «единство темпераментов, характеров» (18%). Следовательно, можно констатировать достаточно осознанный подход студентов к выбору ценностных приоритетов.При исследовании особенностей когнитивного и ментального выражения этнокультурного своеобразия было выявлено, что молодые люди несколько скрытны, сдержанны, осторожны, ориентируются на общепринятые нормы, но вместе с тем они рассудительны, добросовестны и отзывчивы. Таким образом, наличествуют многообразные качества сознания и поведения. Ведь в большинстве случаев традиции семейного воспитания в регионе остаются неизменными. Неизменными остаются и любознательность, саморазвитие, стремление к постижению нового, неизвестного, уважительное отношение к этническим и религиозным обрядам. Все это в некоторой степени продолжает благотворно воздействовать на современных молодых представителей народа.Особенностью культуры современных бурят является синтез традиционной, этнической культуры с культурой европейской или, точнее, с современной общемировой урбанистической моделью культуры. В то же время студенческомолодежная субкультура представляет собой противоречивое, диалектическое единство с культурой общества. Уместно выразить, что происходящие социокультурные изменения в культуре общества оказывают большое влияние на субкультуру молодежи. Это позволяет сделать вывод, что современная субкультура агинских студентов детерминирована следующими особенностями: состоянием современной бурятской культуры; воздействием повседневной культуры народа; традиционной педагогической культурой народа; влиянием западной молодежной субкультуры.Сложившаяся в современном обществе ситуация несогласованности действий социальных учреждений, институтов и непроработанность принятых программ и стратегий, касающихся молодежи, усугубляютсяимеющими место кризисными тенденциями в социокультурной жизнедеятельности страны и ее регионов. В Агинском Бурятском округе отражается вся совокупность социальноэкономических, политических проблем, характерных для России в целом. Неблагоприятные демографические процессы отражаются на самочувствии, процессах идентичности студентов, сопровождаются социальным и психокультурным дискомфортом. В студенческой среде получает некоторое распространение асоциальное поведение, алкоголизм. Эти радикальные проявления, возможно, не типичны, но вместе с тем и они отражают самочувствие молодежи в современном обществе. Значимость мероприятий по разрешению данных проблем определяется особой напряженностью процесса идентичности в юношестве и тем, что идентификационные противоречия затем сказываются в течение всей жизни человека. Эта проблема требует от общества безотлагательных мер по формированию социально положительной, позитивной идентичности у современного студенчества.Действительно, динамизм происходящих социальноэкономических изменений в обществе требует постоянного внимания к вытекающим из данной ситуации проблемам студентов. Внимание государства к молодежной политике, актуализация проблем студенчества должны реализовываться в стратегических направлениях политики, основанных на принципах гуманизации процессов образования, воспитания, социализации подрастающего поколения. Это обусловливает необходимость проектирования и моделирования социокультурной деятельности институтов социализации по развитию у студенческой молодежи позитивной культурной идентичности.Модель культуротворческой деятельности по формированию у студентов позитивной идентичности понимается как проект поликультурной конвенции субъектов деятельности. Анализ культурного пространства проекта деятельности учитывает следующие моменты: социокультурный контекст, в котором моделируется идентичность студентов; совместную деятельность институтов и структур, моделирующих идентичность; особенности социокультурного пространства в проектировании. Поскольку культурное пространство проекта сформировано нормами, ценностями культуры, то идея интеграции интерсубъектного взаимодействия носит проектируемый характер.При консолидации усилий социальных институтов на базе высшего образовательного учреждения трудности начинаются не в процессе постановки проблемы, с которой соглашаются теоретики и практики. Они начинаются в процессе практических действий профессорскопреподавательских коллективов вузов по преодолению равнодушного отношения к проблемным студентам. Усложняются они по мере реализации совместных усилий вуза и общественности по наполнению жизнедеятельности студентов реальными, социально и личностно значимыми для них делами. Интересная модель функционирует в Агинском филиале Бурятского государственного университета. Согласно данному проекту вуз преследует цель формирования всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в быстро меняющемся полиэтническом мире, способной к саморазвитию, самореализации и позитивной идентификации. Практика показывает,что воспитательный процесс эффективен тогда, когда учебное заведение, общественность и родители организуют его, используя лучшие традиции народа, его передовые педагогические идеи. Обращаясь к педагогической культуре народа, можно найти много ценного, полезного, что еще не полностью востребованосовременной практикой, технологиями обучения и воспитания; рациональное использование этого наследия, несомненно, поднимет высшую школу на новую ступень. С целью наполнения позитивным содержанием жизнедеятельностистудентов и формирования у них адекватной этнокультурной идентичности в план работы вуза введены мероприятия, содержащие региональный материал по традиционной народной культуре: организация студенческого ансамбля «Сансара», ежегодные конкурсы, посвященные празднику Нового года по лунному календарю («Красавица Белого месяца», «Самый смекалистый» и др.) и празднику всебурятского народа «Алтаргана», спортивные состязания по народным видам спорта и другие.В свободное от учебы время студенты живут увлекательной, насыщенной разными событиями жизнью: проводят викторины, конкурсы, студенческие капустники. Серьезные достижения показывают студенты в спорте. Группа студентов –борцов вольного стиля и стрелков из лука –постоянно и успешно выступают на соревнованиях различного уровня и в разных регионах России.Студенты филиала всегда уверены, что их талант не пропадет зря и обязательно найдет поддержку. Примером тому служат их участие в различных творческих форумах. К примеру, студенты становились победителями Республиканского фестиваля «Студенческая весна–2009» среди вузов в номинации «Авторская песня», победителями ежегодного конкурса исполнителей эстрадной песни «Звездный дождь» (УланУдэ), обладателями специального приза «Ассоциации Молодежи» за лучшую авторскую композицию на «Республиканском молодежном фестивале» и т. д. Одним словом, студентам филиала не приходится скучать, в стенах учебного заведения бьется пульс настоящей студенческой молодежной жизни.Немаловажное значение имеет эмпатическая сторона взаимодействия профессорскопреподавательского состава вуза со студентами, положительно влияющая не только на их обучение, но и на самооценку, самоидентификацию. Вся проводимая работа возбуждает у студентов интерес к общественнополезным делам, способствует их личностному развитию, воспитывает чувство гордости и ответственности за свои дела. Важно отметить, что поведенческая культура бурятского этноса, формируемая через этническую идентификацию, призывает избегать конфликтов, негативных состояний духа, сохранять душевное равновесие, быть терпимыми, не злословить, спокойно и стойко переносить жизненные невзгоды, остается неизменной в разных поликультурных обществах, обуславливает терпимость народа к различным социальнополитическим ситуациям и доброжелательное отношение к народам, проживающим по соседству. Важнейшим условием устойчивого мира в современном обществе является развитие у подрастающего поколения культуры межэтнического диалога и сотрудничества, основанныхна ценностях гражданского согласия, признания и уважения плюрализма идентичностей и культур. Это обеспечит конструктивное регулирование государственной политики интеграции общества и эффективное предупреждение этнических конфликтов.Безусловно, взрослое сообщество должно предоставить растущим людям широкие возможности для их максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности. В этих целях необходимо обеспечить организацию многоплановой деятельности в системе различных молодежных объединений –клубов, студий, обществ, отрядов, но обязательно на принципах подлинной самостоятельности и самоуправления. Вместе с тем преодоление формализма в работе со студентами предполагает ориентацию взрослых на развитие и всемерное использование стихийно найденных самими молодыми людьми положительных форм объединений. Для этих объединений должна быть открыта возможность широко обогащаться идеями, ценностями мира взрослых, что позволит сломать ту стену, которую молодежь искусственно выстраивают вокруг своей субкультуры. Именно взрослые призваны определить значимые для молодежи условия организации, не препятствующие, а способствующие развитию самодеятельных начал. При этом следует установить, насколько соответствует характер официально существующих молодежных объединений интересам современного молодого человека, как преодолеть их псевдодеятельность, как перестроить их с тем, чтобы они стали притягательными для растущих людей. Подводя итог, можно утверждать, что студенчество как совокупность развивающихся личностей –самая динамическая, энергичная и критически мыслящая часть сообщества. Оно обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способно активно влиять на процессы обновления социальноэкономических отношений, происходящих в обществе. Итак, в консолидирующей деятельности по формированию позитивной социокультурной идентичности у студентов наибольшее значение имеют институты, которые содействуют формированию общественно позитивной идентичности у молодых людей, такие как семья, социально и личностно значимые для юноши неформальные и формальные образования, система образования, государственные органы власти, общественные организации. Интеграция их деятельности отвечает потребностям саморегуляции социальной жизни общества, обеспечивая необходимый баланс культуры и её субкультур, гармонизируя социальные и культурные ценности и цели, значимые для формирующейся личности.Ссылки на источники1.Хэмфри К. Буряты: поиск национальной идентичности // Восток. –1991.–№ 5.–С. 32–37.2.Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. –Новосибирск: Наука, 1987. –288 с.3.Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. –1992. –Т. 13. –№1.–С. 107–117.

ZhimbaevaTsypylma,candidateofculturalscience, associateprofessorofageandpedagogicalpsychologyofAginskybranchof the Buryat state universityzhimbaeva@mail.ruRinchinova Tatyana,assistantto chair of east languages Aginsky branch of the Buryat state universityrtanyam@mail.ruPositive identification at modern students: essence and features of formationAbstract. In article it is noted that today formation at modern students of positive identification is an important and actual problem as the today's youth admits production and intellectual potential of tomorrow.By authors it is given an example models of formation of positive identification at students in Aginsky branch of the Buryat state university.Keywords: modern students, positive identification, sociocultural environment, ethnic identity, youth identity, polyethnic world.

ISSN 2304120X