Проектирование новых видов деятельности дефектолога образовательного учреждения

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рябова Н. В., Гамаюнова А. Н. Проектирование новых видов деятельности дефектолога образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №6 (Июнь). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12071.htm.
Аннотация. В статье раскрыты теоретические основы проектирования новых видов педагогической деятельности дефектолога: деятельности по социально-бытовой ориентации и деятельности по здоровьесбережению учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рябова Наталья Владимировна,доктор педагогических наук, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальныхметодик ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институтимени М. Е. Евсевьева», г. Саранскdimsh@mail.ru

Гамаюнова Антонина Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальныхметодик ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранскgamaenova@yandex.ru

Проектирование новых видов деятельности дефектологаобразовательного учреждения

Аннотация.В статье раскрыты теоретические основы проектирования новых видов педагогической деятельности дефектолога: деятельности по социальнобытовой ориентации и деятельности по здоровьесбережению учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова:деятельность, педагогическая деятельность, деятельность по социальнобытовой ориентации учащихся, деятельность по здоровьесбережению учащихся, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, поэтому одной из приоритетных задач нашего государства является обеспечение каждому ребенку, в том числе ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), гарантированного права на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Категория детей с ОВЗ многообразна –это дети сумственной отсталостью, задержкой психического развития, нарушениями слуха, зрения, речи, опорнодвигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоциональноволевой сферы, включая РДА; комплексными нарушениями развития. Сегодня в рамках государственной политики намечена не только помощь людям с ОВЗ, но и обеспечение им, наравне с другими гражданами, возможностей вреализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных как международными правовыми актами («Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»,«Декларация о правах инвалидов»), так и Конституцией РФ.В обществе создаются условия, позволяющие каждому ребенку, подростку, юноше с ОВЗ интегрироваться и утвердиться в социуме. Решение этой задачи напрямую связано с осуществлением социализирующей функции школы, продуктивное выполнение которой напрямую зависит от квалификации и личности учителя. Только специально подготовленный педагог сможет обеспечить такому ребенку помощь и поддержку, психологопедагогическое сопровождение в его взаимодействии с обществом. Поэтому возникает необходимость выделения и теоретического обоснования инновационных видов педагогической деятельности. Таковыми мы считаем деятельности по социальнобытовой ориентации и здоровьесбережениюучащихся с ОВЗ.В философском смысле категория «деятельность» представляет специфическую форму активного отношения человека к окружающему миру, регулируемую сознаваемой целью. Роль деятельности в становлении личности человека, ее структура, компоненты представлены в трудах многих философов, психологов, педагогов (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,П.Я.Гальперин, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, А.В.Хуторской, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукина, Д.Б.Эльконин[1–12] и др.). В качестве исходного понимания деятельности мы придерживаемся учения одеятельности, разработанного А.Н.Леонтьевым. По мнению ученого, жизнь человека складывается из системы иерархически сменяющих друг друга деятельностей. Процесс деятельности выступает и как процесс активного вмешательства субъекта в мир вещей, и как процесс отражения предметного мира всознании. Деятельность –это «…система, имеющаястроение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».Элементы деятельности с заданным порядком следования образуют систему. Вначале возникает потребностьв деятельности, затем формируется мотивация(совокупность мотивов; мотив –то, ради чего совершается деятельность), определяется цель, ставятся задачи, с помощью операцийсовершаются действия по их решению. В результате возникает продуктдеятельности. Любая деятельность протекает в определенных внешнихи внутреннихусловиях, без учета которых невозможно осуществить никакой вид деятельности. Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С.Каганоми Н.Е.Щурковой, В.А.Сластенин приводит классификацию развивающих видов деятельности: познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественная, ценностноориентационная, коммуникативная[13]. Cоциальнобытовая деятельность, которую мы выделяем как особый вид деятельности, представляет собой разновидность деятельности человека, осуществляемой в социальнобытовой сфере. Она обусловливается биологическими, социальными и познавательными потребностями, мотивирована наполучение конкретного продукта. В качестве цели деятельности выступает конкретный продукт, получаемый посредством решения специфических задач, сучетом внешних и внутренних условий протекания деятельности. Для получения конечного продукта социальнобытовой деятельности человек должен выполнить конкретные бытовые процессы, основу которых составляют определенные трудовые и технологические процессы, требующие специфических знаний и умений. Ксредствам социальнобытовой деятельности относят специфические материальные, материализованные и идеальные (познавательные) объекты. Здоровьесберегающую деятельность также можно считать особым видом деятельности со своими целями, содержанием, мотивами, задачами, продуктом.Диапазон целей здоровьесберегающей деятельности широк –от генеральной (формирование специфической деятельности личности и общества, основанной на ответственном отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих, направленной на становление потребности вести здоровый образ жизни) до конкретных (оперативных) целей. Например, освоение приемов точечного массажа или ведение дневника здоровья и т.д.Мотивы деятельности по сохранению, укреплению, развитию здоровья разнообразны. Это естественнобиологические, социальные, личностные, профессиональные мотивы.Задачи также разнообразны –от анализа объекта предстоящей деятельности до анализа, самоанализа, самооценки ее результатов.Продуктом здоровьесберегающей деятельности личности являются знания, овладение способами здоровьесбережения, личностные качества, способствующие организации и ведению здорового образа жизни(подробно см.в[14]).

Характеристика социальнобытовой и здоровьесберегающей деятельностей служит основой при проектировании педагогической деятельности по социальнобытовой ориентации и здоровьесбережению учащихся с ОВЗ. Исследованию многогранности педагогической деятельности уделялось значительное внимание в отечественной науке, в частности в работах таких педагогов и психологов, как Ю.В.Варданян, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Н.Н.Никитина, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукина[15–22] и др. При этом ее содержание и структура рассматриваются посредством различной терминологии: через умения, качества, компоненты, функции и др.Анализ литературы позволяет констатировать, что педагогическая деятельность являетсяспецифическойпрофессиональной деятельностью, имеющейсвою структуру (цель –мотив –содержание –предметные действия–умения –результат), функциональное назначение (конструктивная, организаторская, коммуникативная, информационная, развивающая, ориентационная, мобилизационная, исследовательская и др.). Специфические свойствапедагогическойдеятельности выражаются в педагогическом действии (совокупность таких действий представляет собой педагогические умения), выступающем в форме решения педагогической задачи; законченный цикл решения задачи совпадает с компонентами педагогической деятельности, поэтому в качестве приоритетных компонентов выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные и др. Вместестем, компоненты педагогической деятельности, обеспечивая ее целостность, в то же время отражают ее многофункциональный характер, выступая в качестве самостоятельных видов деятельности.На основании характеристик исследуемых типов деятельности (социальнобытовой и педагогической) раскроем сущность педагогической деятельности по социальнобытовой ориентации учащегося с ОВЗ. Н.М.Назарова указывала на то, что профессиональная деятельность педагогадефектолога (специального педагога) выходит за рамки традиционной учительской деятельности,онатесновзаимодействуетсразличнымивидамисоциальнопедагогической, реабилитационной, консультативнодиагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами, «не учительской деятельности»[23]. Педагогическая деятельность педагога по социальнобытовой ориентации учащегося является составной частью его профессиональной деятельности, на освоение которой нацеливает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» [24]. Быть готовым к какойлибо деятельности –значит обладать качествами, знаниями и умениями, необходимыми для выполненияфункцийеесубъекта.Впедагогическойдеятельностипосоциальнобытовой ориентацииучащегосяпедагогвыступает,соднойстороны,субъектом профессиональной педагогической деятельности, а с другой –социальнобытовой деятельности. Поэтому он должен обладать качествами, присущимидляосуществления и той, и другой деятельности. Как субъекту профессиональной деятельности ему необходимо уметь разрабатывать и использовать имеющиеся в педагогической практике технологии социальнобытовой ориентации детей с ОВЗ. Как субъект социальнобытовой деятельности педагогу важно задавать образец деятельности и отношений, адекватных образцам социальнобытовой деятельности и межличностных отношений в социальнобытовой среде, которые присваивают дети.Основной цельюпедагогической деятельности по социальнобытовой ориентации учащегося является формирование у ребенка готовности к такой ориентации, предполагающее наличие когнитивного, деятельностного, личностнозначимого и эмоциональноценностного компонентов. Для достижения обозначенной цели важно представить ее в виде педагогических задач. Вопервых, в процессе педагогической деятельности дефектолог должен формировать у школьника с ОВЗ личностнозначимые качества, позволяющие успешно адаптироваться в обществе (например, устойчивое мировоззрение; социальные и нравственные убеждения; гибкость в любой социальнобытовой ситуации;способность к усвоению новой информации; самостоятельность; потребность доводить начатое дело до логического завершения; инициативность;социальная ответственность и др.). Вовторых, формировать знания и умения, позволяющие ребенку включиться в окружающую социальнобытовую среду (это предполагает формирование знаний об окружающих предметах и явлениях; олюдях, составляющих ближайшее окружение; социальных ролях; предметах и явлениях более широкого окружения; о нормах межличностного и делового общения; нормативноправовых документах, регламентирующих деятельность различных учреждений и организаций, а также формирование умений воспринимать, анализировать и сравнивать предметы, явления окружающей действительности;включать новые знания в систему уже имеющихся;прогнозировать поведение человека в соответствии с различными социальными ролями; общаться сознакомыми и незнакомыми людьми). Втретьих, формировать знания и умения, позволяющие выпускнику специальной школы овладевать основными видами социальнобытовой деятельности, а также формирование общетрудовых и социальнобытовых умений.

Реализация содержаниявозможна при наличии сформированности у будущего педагога следующей системы общекультурных, социокультурных, человековедческих знаний: философские и нравственноэтические основы специальной педагогики; медицинские основы дефектологии; социальноэкономические и правовые основы специального образования; психологопедагогические особенности ребенка с ОВЗ; основы управления специальным образованием; основы организации коррекционнообразовательной деятельности в специальных образовательных учреждениях; методические основы организации и проведения коррекционнообразовательного процесса в системе социальнобытовой ориентации. Реализация этих знаний осуществляется в ходе урочной и внеурочной деятельности, а также в работе с родителями учащихся.В специальной школе эту деятельность осуществляют такие педагогические работники, как учителя, воспитатели, психологи, социальные работники, логопеды и др. Нами определена система педагогических действийпедагога, осуществляющего прогностическую, проектировочную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную и рефлексивные функции в структуре педагогической деятельности по социальнобытовой ориентации учащегося.Выделенные нами действия сгруппированы в систему умений:конструктивные, организаторские,специальные (обеспечивающие реализацию в деятельности педагогакоррекционных задач, специфичных для специальных образовательных учреждений).Результаты деятельности педагога по социальнобытовой ориентации учащегося могут быть представлены следующим образом: –позитивные изменения, происходящие в личности учащегося; –изменения личности самого педагога, что происходит посредством приобретения новых предметных и методических знаний, практикоориентированных умений; –создание средств педагогической деятельности; –создание предметов потребления для пользования в педагогическом процессе; –собственный профессиональный рост педагога; –продукт конкретной социальнобытовойдеятельности.Реализация педагогом педагогической деятельности по социальнобытовой ориентации учащегосяс ОВЗ будет успешной при соблюдении следующих условий:при наличии комфортной среды, позволяющей эффективно формировать готовность школьника к включению вокружающий социум. Комфортная среда, окружающая детей, представляет собой совокупность всех условий жизнедеятельности, где проявляются особенности поведения, формируется эмоциональное отношение к практической деятельности, своей жизни и лицам, принимающим в ней участие; при целенаправленной организации деятельности всего педагогического коллектива (психолог, логопед, социальный педагог, учителяпредметники).Педагогический коллектив реализует образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, создает единую педагогическую среду, окружающую детей в специальной школе, обеспечивает атмосферу доброжелательности на всем педагогическом пространстве, мотивирует деятельность детей, организует ее и стимулирует их активность;втретьих, припривлечении родителей к работе по социальнобытовой ориентации своих детей.Основные направления работы педагога с родителями воспитанников могут быть представлены следующим образом: психологопедагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, индивидуальных бесед; изучение семейной атмосферы, формы общения с ребенком, взаимоотношений в семье, с соседями; оказание методической помощи в организации и совместном проведении родителями свободного времени с детьми; защита интересов и прав ребенка «в трудных семьях». При проектировании педагогической деятельности по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни учащихся (ЗОЖ) с ОВЗ основой является здоровьесберегающая деятельность.Ученыедефектологи, рассматривая профессиональную деятельность учителей специальных школ, отмечают ее многоаспектность и полифункциональность. Учитель выступает какгосударственный служащий,как социальный работник, как педагогдефектолог и реабилитолог и как социальный педагог (А.Д.Гонеев)[25].Педагогическая деятельность дефектолога по здоровьесбережению учащихся специальных (коррекционных) школ является частью его профессиональной деятельности, регламентируемой Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»[26]. Блок медицинских дисциплин дает студентам знания о человеке, его функциональных системах в норме и патологии, основ гигиены, профилактике и лечениинаиболее распространенных заболеваний. Педагог должен обладать качествами, знаниями и умениями как субъект профессиональной педагогической деятельности, так и субъект здоровьесберегающей деятельности. Как будущий профессионал, студент должен уметь разрабатывать и использовать имеющиеся в педагогической практике здоровьесберегающие технологии (комплекс средств и мероприятий, направленный на укрепление психофизического здоровья детей). Как субъект и объект здоровьесберегающей деятельности студент должен владеть определенными способами здоровьесберегающей деятельности, приобрести и развить необходимые качества, способствующие организации и ведению ЗОЖ, отношений, адекватных тем, которые присваиваютдети, включенные вобразовательную здоровьесберегающую среду.Основную цель педагогической деятельности по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся специальных школ мы определяем как обучение каждого учащегося способам, поддержания и сохранения здоровья, его воспитание и развитие на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, а также эмоциональноценностных отношений к своему здоровью издоровью других людей, что будет способствовать основной цели обучения и воспитания –достижения им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.Педагогические задачи:коррекционнообразовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социоприродных условиях, факторах здоровья и здорового образа жизни;коррекционноразвивающиесвязаны с коррекцией и развитием у школьников познавательных процессов –восприятия, внимания, мышления, памяти –на основе установления взаимосвязи организма человека с окружающей средой; обогащением эмоциональной сферы; развитии воли при принятии компонентов здорового образа жизни;коррекционновоспитательные задачизаключаются в формировании личности, адаптированной к природным и социоприродным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей окружающей среды.Для реализации содержательнойстороны деятельности по формированию ЗОЖ у педагогадефектолога должна быть сформирована система знаний–метазнания, фундаментальные, общепрофессиональные, специальные,интегрированные предметные, методические знания, реализуемые как в ходе учебной, так и внеучебной деятельности (игры, тренировки, соревнования, кружки, занятия изобразительным искусством и т.д.). Умения как способ действия необходимые дефектологу нами сгруппированы в систему по ведущему признаку деятельности. Это: здоровьесберегающие умения и навыки (умение позитивно относиться к своему здоровью и заботиться о нем; владение современными доступными способами диагностики уровня здоровья, физического и психического развития организма; знание и применение оздоровительных методик совершенствования основных физических качеств, коррекции опорнодвигательного аппарата, психотехники, включающей резервные возможности психики; владение умениями и навыками ЗОЖ в области личной гигиены, питания, обеспечения личной безопасности жизни и жизни своих воспитанников, профилактике заболеваний и оказания первой медицинской помощи; владение народными способами оздоровления; наличие элементов половой культуры и поведения;владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержанияздоровья; умение ставить педагогические задачи с учетом индивидуальных особенностей семьи, проектировать индивидуальные траектории развития и совершенствования способов сохранения здоровья;владение основами управления здоровьесберегающей образовательной средой). Кроме того, это организационные, аналитические, проектировочные, прогностические, коммуникативные, регулировочнокоррекционные и оценочные умения. Результаты деятельности дефектологапо формированию ценностейздоровья и ЗОЖ можно оценить по ряду признаков–изменение внешнего вида детей (опрятность, манера поведения, осанка, пластика движений и т. д.);–мониторинг динамики интеллектуального, физического, психического развития детей (интерес к компонентам ЗОЖ, осознанный выбор ценностных ориентаций, отказ от вредных привычек, освоение доступных форм снятия и предупреждения стресса, стабилизация эмоционального состояния и т. д.);–изменение личности самого педагога (приобретение новых предметных и методическихзнаний, улучшение показателей здоровья, форм общения с детьми);–изменения в сфере общения, расширение межличностных контактов, сферы общения, характера взаимодействия, в социометрическом статусе группы);–изменения в оценке самого себя, в динамике Яконцепции, способности к рефлексии и самосовершенствованию.–Реализация дефектологом педагогической деятельности по формированию ценностей здоровья и ЗОЖ у учащихся с ОВЗ будет успешной при соблюдении следующих условий.1.Осуществление деятельности на основе системного личностноориентированного, эмоциональноценностного, культурологического, регионального, подходов.2.Создание в школе здоровьесберегающей среды, т. е. среды, не провоцирующей ухудшение здоровья каждого из участников педагогического процесса, а по мере возможности укрепляющего и развивающего его, активизация всех ресурсов по поддержанию ЗОЖ, грамотное управление ими.3.Систематическое и системное изучение здоровьесберегающей деятельности всех участниковобразовательного процесса, слежение за промежуточными и конечными результатами по физическим и психологическим показателям (валеопсихологический мониторинг).4.Ориентирование учащихся наЗОЖ, формирование готовности к такой ориентации, которая включает когнитивный, деятельностный, личностнозначимый и эмоциональноценностный компоненты.Таким образом, исследование педагогической деятельности по социальнобытовой ориентации и здоровьесбережению учащегося осуществляется нами врамках теории деятельности. С учетом положений психологической и педагогической наук нами рассмотрено психологическое строение деятельности, изучена ее модель, служащая основой для проектирования педагогической деятельности по социальнобытовой ориентации и здоровьесбережению учащегося. Системный подход позволил нам, с одной стороны, рассмотреть деятельность как систему, выделив основные структурные элементы и функциональные компоненты; с другой стороны –рассмотреть педагогическую деятельность как интегративную, основу которой составляютсоциальнобытовая, здоровьесберегающая и педагогическая деятельности.

Ссылки на источники1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В2 т. Т.1.–М.: Педагогика, 1980. –232 с.2.Выготский Л.С. Собрание сочинений. В6 т.Т.4. М.: Педагогика, 1983. –340 с.3.Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения. –М.: Академия, 2004. –288 с.

4.Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды. –М.:Институт практической психологии, 2000. –480 с. 5.Зимняя И.А. Педагогическая психология. –М.: Логос, 2002.–384с. 6.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М.: Смысл; Академия, 2005. –352 с. 7.ЛомовБ.Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии. –М.:Наука, 1999. –349 с.8.РубинштейнС.Л. Основы общейпсихологии. –СПб.: Питер, 2002. –688 с. 9.ХуторскойА.В.Современная дидактика. –М.: Высш.шк., 2007. –639 с. 10.ШадриковВ.Д. Психология деятельности и способности человека. –М.:Логос, 1996. –320 с. 11.Щукина Г.И. Деятельность –основа педагогического процесса // Сов. педагогика. –1982. –№ 8. –С.74–77. 12.ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. –М.: Просвещение, 1989. –302 с. 13.Сластенин В. А.,Исаев И. Ф.,Шиянов Е. Н. Педагогика. –М.: Академия, 2007. –576с.14.Рябова, Н.В.,ГамаюноваА.Н.Проектирование педагогической деятельности дефектолога: теоретические аспекты: монография.–Саранск:Мордов. гос. пед. инт, 2010. –99с.15.ВарданянЮ.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога.–М.: ИздвоМПГУ, 1998. –180 с. 16.Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. –Л: Издво Ленингр. унта, 1967. –184 с.17.Маркова А.К. Психология труда учителя.–М.:Просвещение, 1993. –192 с. 18.Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. –М.:Академия, 2004. –320 с. 19.Никитина Н.Н.,Кислинская Н.В.Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. –М.: Академия, 2004.–224с. 20.Сластенин В. А. Указ. соч.21.ШадриковВ.Д. Указ. соч.22.Щукина Г.И. Указ. соч.23.Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. –М.: НПЦ Коррекция, 1992. –163 с. 24.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования/Специальность 001700 Олигофренопедагогика. –М.:Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005. –26 с. 25.Гонеев А. Д.,Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В.Основы коррекционной педагогики. –М.: Академия, 1999. –280 с.26.Государственныйобразовательныйстандарт.Указ. соч.

RyabovаNatalia,doctor of pedagogical sciences, manager of chair of the Correctional Pedagogics and Special Techniques of the Mordovian State Pedagogical Institute after M.E.Evseviev(MordGPI), Saranskdimsh@mail.ruGamayunova Antonina,candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Correctional Pedagogics and Special Techniques Department of the Mordovian State Pedagogical Institute after M.E.Evseviev (MordGPI), Saranskgamaenova@yandex.ruDesign of new kinds of activity of defectologistof educational institutionAbstract. In article theoretical bases of design of new types of pedagogical activity of teacherdefectologist are opened: activities for social orientation and health care activities of pupils with limited possibilities of health.Keywords: activity, pedagogical activity, activities for social orientation of pupils, health care activities of pupils, pupils with limited possibilities of health.

ISSN 2304120X