Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сунцова Е. В. Исследование социального самочувствия студентов с особыми потребностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №6 (Июнь). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12080.htm.
Аннотация. Социальное самочувствие достаточно сложный показатель социального мироощущения, и он не сводим исключительно к уровню дохода, к осознанию себя бедным, среднеобеспеченным или обеспеченным. Социальное самочувствие – «интегральная характеристика отношения личности к окружающей действительности, степени удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности, оценки своих возможностей».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козлова Елена Владимировна,магистрант кафедры социальной работы ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировlenakoz84@mail.ru

Исследование социального самочувствия студентов

с особыми потребностями

Аннотация. Социальное самочувствие достаточно сложный показатель социального мироощущения, и он не сводим исключительно к уровню дохода, к осознанию себя бедным, среднеобеспеченным или обеспеченным. Социальное самочувствие –«интегральная характеристика отношения личности к окружающей действительности, степени удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности, оценки своих возможностей» [1]. Ключевые слова: социальное самочувствие, студенты с особыми потребностями, интегральный индекс социального самочувствия.

Вот уже два десятилетия в нашей стране происходят существенные социальноэкономические преобразования, что закономерно приводит к значительным изменениям в жизни и общественном сознании россиян. Ученые различных отраслей научного знания прилагают серьезные усилия по поиску интегральных и объективизированных показателей, отражающих происходящие трансформации. Высокую конструктивность попыток в этом отношении демонстрирует использование понятия «социальное самочувствие» как переживания представителей конкретного общества (группы, коллектива) относительно проявления сложного соотношения между их индивидуальными и социальными ожиданиями и удовлетворенностью своим реальным статусом и положением, жизнью в целом. Социальное самочувствие отражает соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта [2].Отдельно стоит рассмотреть социальное самочувствие студентов с особыми потребностями. К этой группе можно отнести студентовсирот и детей, оставшихся без попечения родителей и студентов с ограниченными возможностями.Актуальность и важность проблемы, ее недостаточная разработанность определили направление и тему исследования –«Социальное самочувствие студентов с особыми потребностями». Эмпирическое исследование проводилось на базе Вятского государственного гуманитарного университета.В учебном заведении обучается 203 студента с особыми потребностями. Из них: 177 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 11 инвалидов II группы и 25 инвалидов III группы(рис. 1).



Рис. 1 Характеристика респондентов по принадлежностик социальной категории14,12%5,88%11,76%68,24%сиротыдети, оставшиеся без

попечения родителейинвалиды II группыинвалиды III группыВ качестве инструментов исследования были использованы:1) социологический тест «Интегральный индекс социального самочувствия» (Е.И. Головаха, Н. В. Панин, А. П. Горбачик) [3];2) анкета, позволяющая выявить характеристики социального самочувствия студенческой молодежи. Общее количество респондентов составило 127 человек (63%). Из числа опрошенных большую часть –68,24% составили студенты из числа детейсирот. В опросе приняли участие преимущественно студенты женского пола (72,86% –студенты из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 73,33% –студенты с ограниченными возможностями).Из числа респондентов студенты 1гокурсасоставили34,12%, 2гокурса–23, 53%, 3гои 4гокурсов–по 17,65% и 5гокурса –7,06%. В опросе приняли участие студенты четырехпрофилей обучения: естественного, экономического, гуманитарногои технического(рис. 2).

Рис. 2

«Интегральный индекс социального самочувствия» (ИИСС) имеет две модификации теста: 44пунктный вариант опросника (ИИСС44), предназначенный для углубленных исследований социального самочувствия, и 20пунктный вариант (ИИСС20), предназначенный для мониторинговых, сравнительных и оперативных исследований. Данная методика позволяет измерять уровень социального самочувствия населения в современных общественных условиях и оценивать эффективность социальной политики с точки зрения ее влияния на социальнопсихологическую атмосферу и массовые настроения(табл. 1, 2).Таблица 1Средние значения интегрального индекса социального самочувствия

Вариант опросникаСреднее арифметическое (в баллах)Стандартное отклонениеИИСС447912ИИСС20357

Таблица 2Нормативные границы уровней социального самочувствия

УровеньЗначение ИИСС44ЗначениеИИСС20Стандартизированное значение ИИССНизкий44–6520–2740Пониженный66–7128–2940–44Средний72–8630–4045–55Повышенный87–9141–4256–60Высокий92–13243–60�60Дифференциация по профилю обученияПроцедура исследования включала следующие этапы.1. Определение уровня социального самочувствия студентов с особыми потребностями, используя в качестве инструментария социологический тест «Интегральный индекс социального самочувствия» (Е. И. Головаха, Н.В.Панин, А. П. Горбачик).2. Определение и анализ структуры социального самочувствия: оценка степени распространенности той или иной потребности у респондентов исследования (интересует –не интересует), а также степень напряженности данной потребности (количество респондентов, которые испытывают потребность в данном благе, но эта потребность не удовлетворена). 3. Проведение анкетирования.Анкета содержит как открытые, так и закрытые вопросыисостоит из 9 вопросов, позволяющих получить информацию о характеристиках социального самочувствия студентов через оценку студентами:

материального положения, прогнозы относительно его изменения в ближайшие 2–3 года и факторов, влияющих на этот процесс;

преобладающих настроений и факторов на него влияющих;

ожиданий студентами помощи в решении своих проблем.Исследование проводилось методом аудиторного опроса студентов, посредством заполнения специально подготовленных анкетных бланков и теста.Все данные используются в обобщенном варианте. 4. Обработкаи анализ полученных результатов исследования.5. Построение диаграмм и таблиц, иллюстрирующих результаты исследования.6.Выводы по результатам исследования. Для определения уровня социального самочувствия студентов нами был использован опросный лист методики ИИСС20;респондентам была предложена следующая инструкция: «Внимательно прочитайте каждое суждение и ответьте на вопрос: «Чего из перечисленного ниже вам не хватает?» Обведите кружком номер соответствующего вашему мнению вариантаответа. Ответ дайте по каждому суждению».Полученные результаты исследования обрабатывались методомсуммирования баллов и определения адекватно полученной суммы уровню социального самочувствия студентов. Для удобства введем условные названия –студентов из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, назовем 1йгруппой респондентов, а студентов с ограниченными возможностями –2йгруппой(табл. 3).

Таблица 3Уровень социального самочувствия студентов–респондентов исследования

УровеньСтуденты из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителейСтуденты с особыми потребностямиНизкий10,00%13,33%Пониженный18,57%13,33%Средний52,86%20,00%Повышенный11,43%33,33%Высокий7,14%20,00%

Таким образом, у студентов из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, низкий и пониженный уровни социального самочувствия составляет 28,57%, у студентовинвалидов IIи IIIгрупп –26,66%. Высокий и повышенный у первых –18,57%, а у вторых –53,33%. Существенная разница в показателях среднего, повышенного и высокого уровней социального самочувствияу респондентов 1йи 2йгрупп исследования. У студентов 1йгруппы средний уровень на порядок выше, чем у студентов 2йгруппы. Однако повышенный и высокий уровни у студентов 2йгруппы больше по сумме показателей, чем у 1йгруппы: 53,3%. Это можно объяснить тем, что студенты второй группы чувствуют себя более защищенными в связи с сохранностью их семей. Отсутствие таковой у студентов1й группы позволяет только 18,5% респондентам определить свой уровень социального самочувствия как повышенный и высокий. Характеристика структуры социального самочувствия студентов осуществлялась на основании оценки респондентами степени распространенности той или иной ее потребности (интересует –не интересует), а также степени напряженности в связи с ее неудовлетворенностью.По результатам социологического теста «Интегральный индекс социального самочувствия» (Е. И. Головаха, Н. В. Панин, А. П. Горбачик) мы получили следующие результаты(табл. 4).Таблица 4Оценка распространенности потребностей студентов из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Характеристика потребностейНе хватаетХватаетТрудно сказатьНе интересует1.Умения жить в новых общественных условиях6,80%32,10%52,30%8,80%2.Здоровья21,40%40,90%32,30%5,40%3.Подходящей работы62,90%7,42%25,72%3,96%4.Необходимой одежды28,72%41,18%26,20%3,90%5.Хорошего жилья46,30%30,41%21,09%2,20%6. Современных экономических знаний29,10%19,60%39,00%12,30%7.Уверенности в своих силах42,50%31,80%24,90%0,80%8.Необходимой медицинской помощи28,72%41,18%26,20%3,90%9.Модной и красивой одежды32,80%35,80%19,50%11,90%10.Необходимой мебели13,70%56,20%19,60%10,50%11.Современных политических знаний18,90%23,00%31,90%26,20%12.Решительности в достижении своих целей29,50%38,80%29,80%1,90%13.Юридической помощи в защите своих прав и интересов42,40%19,70%33,00%4,90%14.Возможности полноценно проводить отпуск39,50%26,10%27,10%7,30%15.Возможности подрабатывать30,50%19,30%24,50%25,70%16.Возможности приобретать самые необходимые продукты17,80%63,20%15,70%3,30%17.Инициативы и самостоятельности в решении жизненныхпроблем12,10%59,90%25,00%3,00%18.Полноценного досуга21,20%50,80%26,30%1,70%19.Возможности трудиться с полной отдачей17,80%27,30%40,50%14,40%20.Возможности питаться в соответствии со своими вкусами26,40%46,70%23,40%3,50%

На основании полученных результатов мы проранжировали потребности и степень их распространенности у респондентов первой группы исследования.На наличие потребностей указывают данные раздела таблицы «Не хватает»(табл. 5).Наиболее распространенными являются материальные потребности, выраженные в потребностяхподходящей работы, жилья, возможностяхполноценного отдыха (5 ранг), покупкахмодной и красивой одежды (6 ранг), возможностяхподработки (7 ранг).Респондентами данной группы выделяются значимые для них психологические потребности. На третьем месте по значимости стоит потребность «Уверенность в своих силах», а на седьмой –«Решительность в достижении поставленных целей», Таблица 5Ранжирование потребностей студентов из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Характеристика потребностей Не хватаетРангПодходящей работы62,90%1Хорошего жилья46,30%2Уверенности в своих силах42,50%3Юридической помощи в защите своих прав и интересов42,40%4Возможности полноценно проводить отпуск39,50%5Модной и красивой одежды32,80%6Возможности подрабатывать30,50%7Решительности в достижении своих целей29,50%8Современных экономических знаний29,10%9Необходимой одежды28,72%10Необходимой медицинской помощи28,72%11Возможности питаться в соответствии со своими вкусами26,40%12Здоровья21,40%13Полноценного досуга21,20%14Современных политических знаний18,90%15Возможности приобретать самые необходимые продукты17,80%16Возможности трудиться с полной отдачей17,80%16Необходимой мебели13,70%17Инициативы и самостоятельности в решении жизненныхпроблем12,10%18Умения жить в новыхобщественных условиях6,80%19

Таблица 6Оценка распространенности потребностей студентов с ограниченными возможностями

Характеристика потребностейНе хватаетХватаетТрудно сказатьНе интересует1.Умения жить в новых общественных условиях6,80%32,10%52,30%8,80%2.Здоровья61,20%18,10%18,40%2,30%3.Подходящей работы52,10%17,40%26,60%3,90%4.Необходимой одежды28,72%41,18%26,20%3,90%5.Хорошего жилья46,30%30,41%21,09%2,20%6.Современных экономических знаний18,90%23,00%31,90%26,20%7.Уверенности в своих силах42,50%31,80%24,90%0,80%8.Необходимой медицинской помощи38,30%25,80%34,10%1,80%9.Модной и красивой одежды32,80%35,80%19,50%11,90%10.Необходимой мебели18,10%55,50%19,60%6,80%11.Современных политических знаний18,90%23,00%31,90%26,20%12.Решительности в достижении своих целей29,50%38,80%29,80%1,90%13.Юридической помощи в защите своих прав и интересов25,40%19,70%43,00%11,90%14.Возможности полноценно проводить отпуск41,20%25,40%27,10%6,30%15.Возможности подрабатывать30,50%19,30%24,50%25,70%16.Возможности приобретать самые необходимые продукты10,50%70,50%15,70%3,30%17.Инициативы и самостоятельности в решении жизненныхпроблем12,10%59,90%25,00%3,00%18.Полноценного досуга21,20%50,80%26,30%1,70%19.Возможности трудиться с полной отдачей17,80%27,30%40,50%14,40%20.Возможности питаться в соответствии со своими вкусами26,40%46,70%23,40%3,50%характерные длявыпускников интернатных учреждений. Потребность в «юридической помощи в защите своих прав и интересов» наиболее присуща студентам с указанным статусом. С началом присвоенияданного статуса человек начинает получать информацию о своих особых правах, которые, безусловно, сохраняются и в период обучения ввузе. В десятку выделенных студентами 1йгруппы потребностей входит потребность в экономических знаниях, необходимых, в том числе, для повышения самостоятельности в управления своим бюджетом(табл. 6).На основании полученных результатов мы проранжировали потребности и степень их распространенности у респондентов второй группы.На наличие потребностей указывают данные раздела таблицы «не хватает»(табл. 7).Таблица 7Ранжирование потребностей студентов с ограниченными возможностями

Характеристика потребностей Не хватаетРангЗдоровья61,20%1Подходящей работы52,10%2Хорошего жилья46,30%3Уверенности в своих силах42,50%4Возможности полноценно проводить отпуск41,20%5Необходимой медицинской помощи38,30%6Модной и красивой одежды32,80%7Возможности подрабатывать30,50%8Решительности в достижении своих целей29,50%9Современных экономических знаний29,10%10Необходимой одежды28,72%11Возможности питаться в соответствии со своими вкусами26,40%12Юридической помощив защите своих прав и интересов25,40%13Полноценного досуга21,20%14Современных политических знаний18,90%15Необходимой мебели18,10%16Возможности трудиться с полной отдачей17,80%16Инициативы и самостоятельности в решении жизненныхпроблем12,10%17Возможности приобретать самые необходимые продукты10,50%18Умения жить в новых общественных условиях6,80%19

У студентов с ограниченными возможностями ключевой потребностью является потребность в здоровье. Она актуальна для 61,2% студентов данной группы. Материальные потребности, выраженные в необходимости постоянной работы, жилья, возможности полноценно проводить отпуск, подрабатывать, модно и красиво одеваться, также свойственны студентам второй группы. Однако среди материальных потребностей есть и такая как необходимость получения медицинской помощи, получение которой определяется материальными возможностями студентов. В список первоочередных потребностей студентов второй группы входят психологические потребности, такие как «уверенность в своих силах» и «решительность в достижении целей». Потребность в современных экономических знаниях актуальная для 29,1% студентов(табл. 8, 9).Анализ ранжирования удовлетворенных потребностей позволяет сделать вывод, что у студентов обеих групп есть возможность приобретать самые необходимые продукты питания: в первой группе на такую возможность указывают 63,2%, во второй группе –70,5%. На втором месте по возможности удовлетворения отмечена потребность проявления «инициативы и самостоятельности в решениижизненныхпроблем». 59,9% студентов обеих групп отмечают данную потребность. Следующие 4 потребности также совпадают в рангах значимости для студентов обеих групп. Таблица 8Ранжирование удовлетворенных потребностейстудентов из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Характеристика потребностей ХватаетРангВозможности приобретать самые необходимые продукты63,20%1Инициативы и самостоятельности в решении жизненныхпроблем59,90%2Необходимой мебели56,20%3Полноценного досуга50,80%4Возможности питаться в соответствии со своими вкусами46,70%5Необходимой одежды41,18%6Здоровья40,90%7Необходимой медицинской помощи40,50%8Решительности в достижении своих целей38,80%9Модной и красивой одежды35,80%10Умения жить в новых общественных условиях32,10%11Уверенности в своих силах31,80%12Хорошего жилья30,41%13Возможности трудиться с полной отдачей27,30%14Возможности полноценно проводить отпуск26,10%15Современных политических знаний23,00%16Юридической помощи в защите своих прав и интересов19,70%17Современных экономических знаний19,60%18Возможности подрабатывать19,30%19Подходящей работы7,42%20

Таблица 9Ранжирование удовлетворенных потребностей

студентов с ограниченными возможностями

Характеристика потребностей ХватаетРангВозможности приобретать самые необходимые продукты70,50%1Инициативы и самостоятельности в решении жизненныхпроблем59,90%2Необходимой мебели55,50%3Полноценного досуга50,80%4Возможности питаться в соответствии со своими вкусами46,70%5Необходимой одежды41,18%6Решительности в достижении своих целей38,80%7Модной и красивой одежды35,80%8Умения жить в новых общественных условиях32,10%9Уверенности в своих силах31,80%10Хорошего жилья30,41%11Возможности трудиться с полной отдачей27,30%12Необходимой медицинской помощи25,80%13Возможности полноценно проводить отпуск25,40%14Современных политических знаний23,00%15Юридической помощи в защите своих прав и интересов19,70%16Современных экономических знаний19,60%17Возможности подрабатывать19,30%18Здоровья18,10%19Подходящей работы17,40%20

Чуть более 40% студентов первой группы считают удовлетворенными потребность в здоровье и необходимой медицинской помощи. У студентов второй группы удовлетворенными потребностями считаются «решительность в достижении своих целей» (38,8%) и потребность в модной и красивой одежде (35,8%).Десятку удовлетворенных потребностей студентов первой группы составляют «решительность в достижении своих целей» (38,8%) и потребность в модной и красивой одежде (35,8%), а для студентов второй группы таковыми являются умение жить в новых общественных условиях (32,1%) и уверенность в своих силах (31,8%).Преобладание материальных потребностей в социальном самочувствии студентов подтверждается результатами анкетирования(табл. 10). Таблица 10Оценка студентами своего материального положения

Варианты ответаСтуденты из числа детейсирот и детей,оставшихся без попечения родителейСтуденты с особыми потребностямиВполне удовлетворен17,44%24,9%Скорее удовлетворен21,5%38,7%Скорее неудовлетворен34,06%18,4%Неудовлетворен27%18%

Из полученных результатов видно, что только 17,44% респондентов из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 24,9% респондентов из числа студентов с ограниченными возможностями, удовлетворены своим материальным положением. 21,5% респондентов (детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) и 38,7% респондентов (студенты с ограниченными возможностями) выбрали позицию «скорее удовлетворен». 34,06% респондентов первой группы и 18,4% респондентов второй группы скорее неудовлетворены своим материальным положениям. 27% и 18% респондентов соответственно указали на неудовлетворительное материальное положение. Таким образом, удовлетворенность своим материальным положением выше у студентов с ограниченными возможностями в 1,5 раза выше, чем устудентов первой группы(табл. 11). Таблица 11Оценка студентами изменения своего материального положения за последние 2–3 года

Варианты ответаСтуденты из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителейСтуденты с ограниченными возможностямиУлучшилось38,57%26,67%Осталось без изменения25,71%33,33%Ухудшилось21,43%13,33%Затрудняюсь ответить14,29%26,67%

Большинство (38,57%) респондентов первой группы считают, что их материальное положение за последние 23 года улучшилось. Во второй группе такую оценку изменения своего материального положения дают только 26,67% студентов. 33,3% студентов с ограниченными возможностями считают, что их материальное положение осталось без изменения. В первой группе материальное положение осталось без изменения у 25,71% студентов.Изменение материального положения в сторону ухудшение отмечают 21,4% студентов первой группы и 13,3% студентов второй группы. Дать реальную оценку динамики своего материального положения испытали затруднения 14,2% студентов первой группы и 26,6% студентов второй группы. Среди причин возможного улучшения своего материального положения, студенты назвали следующее:наличие рабочих мест (26,1% –студенты первой группы, 16,9% –студенты второй группы);настойчивость и желание (23,6 % –студенты первой группы, 15,1% –студентывторой группы); образование (диплом) (22,3% –студенты первой группы, 26,2 % –студенты второй группы);личные связи родителей рассчитывают 6,1% студентов с ограниченными возможностями и 0,4% детей, оставшихся без попечения родителей, видят возможность улучшения своего материального положения через личные связи опекунов(табл. 12).

Таблица 12Распределение ответов на вопрос: «В улучшении Вашего материального положения Вам поможет?»

Варианты ответаСтуденты из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителейСтуденты с ограниченными возможностямиМоё образование (диплом)22,3%26,2%Мой опыт13,5%19,7%Наличие рабочих мест26,1%16,9%Настойчивость и желание, трудоспособность 23,6%15,1%Моё умение находить работу

2,6%10,3%Моё портфолио (мои резюме и рекомендации) 1,8%2,3%Личные связи моих родителей

0,4%6,1%Выгодный брак

9,7%3,4%

Среди причин возможно ухудшения материального положения можно выделить следующие:у студентов 1йгруппы преобладает опасение не найти работу по специальности –34,7%;у студентов 2йгруппы на первом месте ухудшение состояния здоровья –36,1%;студенты 1йгруппы обучаются бесплатно, поэтому пункт «увеличение оплаты за обучение» никто из них не выбрал; при этом, студенты 2йгруппытакой вариант не исключают –11,8%;30,1% респондентов 1йгруппы видят ухудшение своего материального положения по причине невозможности найти дополнительный заработок; для 2йгруппы респондентов такой ответ был характерен только для 17,3% студентов;у студентов 2йгруппы наибольшее опасение вызывает ситуация ухудшения состояния здоровья, что повлечет за собой и ухудшение материального положения –36,1%; из числа респондентов 1йгруппы такой вариант ответа выбрали всего лишь 5,2%(табл. 13).

Таблица 13Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что может быть причиной ухудшения Вашего материального положения?»

Варианты ответаСтуденты из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителейСтуденты с ограниченными возможностямиПотеря родителями (родителем: мама, папа; опекуном) работы 2,1%9,5%Не найду работу по специальности34,7%18,2%Увеличение оплаты за обучение

0%11,8%Не найду дополнительный заработок

30,1%17,3%Финансовый кризис

27,9%7,1%Ухудшение здоровья

5,2%36,1%

Характеристики социального самочувствия студентов с особыми потребностями напрямую связаны с настроением, которое у них преобладает. Здесь для студентов 1йгруппы характерен ответ «Самое лучшее –жить сегодняшним днем, не забивая себе голову» –39,3%. Это указывает на пассивность студентов данной группы. При этом, у респондентов 2йгруппы более оптимистичный настрой, так как 22,8% из них считаю, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему. Так же считают и 22,4% студентов из числа респондентов 1 группы.Обе группы респондентов не согласны с тем, что «улучшения возможны лишь при возврате к прежним порядкам»: 0,4% и 1,1% –соответственно(табл. 14).

Таблица 14Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Какие настроения, ожидания у Вас преобладают?»

Варианты ответаСтуденты из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителейСтуденты с ограниченными возможностямиВерю, что улучшения произойдут, но не очень скоро 22,4%18,6%Надеюсь, что ближайшее время ситуация в стране улучшится21,4%22,8%Самое лучшее –жить сегодняшним днём, не забивать себе голову39,3%10,6%Особых изменений не предвижу 6,1%14,4%Устали ждать перемен

2,1%8,7%Устали от несбывшихся надежд

1,3%7,1%Жизнь и дальше будет только ухудшаться

1,8%2,9%В быстрые перемены не верю 4,1%11,7%Ещё немного можно потерпеть 1,1%2,1%Улучшения возможны лишь при возврате к прежним порядкам0,4%1,1%

Ответы на вопрос «Что вас не устраивает в вашей жизни сейчас?» распределились следующим образом:материальное положение не устраивает 37,8% студентов1йгруппы и 19,6% 2йгруппы респондентов;для студентов 2йгруппы закономерно на первый план выходит ответ «Состояние моего здоровья» –28,5%, тогда как для 1йгруппы этот показатель –5,6%;зависимость от родителей или опекунов не устраивает 5,2% респондентов 2йгруппы и 1,2%1йгруппы;плохое качество жилищных условий отмечают 18,4% студентов 1йгруппы и всего 8,5% –2йгруппы;одинаковые показатели у исследуемых групп по таким позициям, как «Учеба без стипендии»–0,3%, отсутствие работы –13,2%, личная неустроенность –15,6%(табл. 15). Ответы респондентов на вопрос анкеты «Какие из ваших достижений Вы считаете наиболее важными?»уточняют источники настроения студенческой молодежи. Здесь были получены следующиерезультаты:34,3% студентов 1йгруппы и 32,1% студентов 2йгруппы в качестве важного достижения определяют престижностью вуза;30,5% и 28,7% респондентов соответственно отмечают наличиемножества хороших друзей;наличие достижений в спорте: 7,2% респондентов 1йгруппы и всего 2,1% респондентов 2йгруппы. Это объяснятся ограниченностью физических возможностей студентов 2йгруппы;при этом для 2йгруппы респондентов 7,9% имеют достижения в научной деятельности и определяют это важным для себя и всего 2,8% студентов 2йгруппы выбрали данный вариант ответа(табл. 16).

Таблица 15Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Что Вас не устраивает в Вашей жизни сейчас?»

Варианты ответаСтуденты из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителейСтуденты с ограниченными возможностямиМатериальное положение

37,8%19,6%Зависимость от родителей 1,2%5,2%Учеба без стипендии

0,3%0,3%Плохое качество жилищных условий

18,4%8,5%Отсутствие работы

13,2%13,2%Личная неустроенность (нет друга, подруги)

15,6%15,6%Состояние моего здоровья

5,6%28,5%Взаимоотношение в коллективе (группе и т.д.)

7,9%9,1%

Таблица 16Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие из Ваших достижений Вы считаете наиболее важными для себя?»

Варианты ответаСтуденты из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителейСтуденты с ограниченными возможностямиЯвляюсь студентом престижного вуза34,3%32,1%Подрабатываю на интересной и высокооплачиваемой работе2,1%4,6%Имею множество хороших друзей30,5%28,7%Имею семью («спутника жизни»)10,1%12,3%Имею достижения в спорте (победа в соревнованиях, звания мастера спорта и др.)7,2%2,1%Имею достижения в научной деятельности (статьи, выступления на конференциях и др.)2,8%7,9%Имею достижения в культурномассовой деятельности (выступление на сцене, КВН и др.)10,4%11,2%Не имею никаких достижений2,6%1,1%

Восьмой вопрос анкеты позволяет установить, какиепроблемы общества вызывают наибольшее опасение у студентов, волнуют их в большей степени, какое отношение к ним показывают студенты с особыми потребностями. После ранжирования ответов по данному вопросу, были получены следующие данные:и для 1йгруппы, и для студентов 2йгруппы на первом месте стоит проблема ухудшения материального положения многих людей –59,5% и 32,1% соответственно;особенностью для студентов из 1йгруппы респондентов является популярность указания проблемы «кризис семьи и спад рождаемости, сокращение численности населения» –52,69% против 18,40% по тому же пункту для респондентов 2йгруппы; это объясняется отсутствием полноценных семей для респондентов 1йгруппы;расслоение общества на бедных и богатых выделяют 53,2% 1йгруппы и 26,1%2йгруппы;низкое качество образования молодежи в большей степени волнует студентов 1йгруппы –28,6%, чем 2й–19,8%;плохие условия для полноценного отдыха и досуга отмечают 47,31% респондентов 1йгруппы и 15,80% –2йгруппы,что почти в 3 раза меньше(табл. 17, 18).В заключение респондентам предлагалось ответить на вопрос«От кого вы ждёте помощи в решении своих проблем?» Ответы респондентов распределились следующим образом:студенты 1йгруппы в первую очередь

рассчитывают на органыТаблица 17Ранжирование проблем, волнующих респондентов исследования из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей

РангПроблема%1Ухудшение материального положения многих людей59,502Безответственность и неуважение к закону 53,203Расслоение общества на бедных и богатых 52,694Ограничение свободы слова, демократии 47,315Культ насилия, наркомании в молодежной среде 43,806Непониманиемежду молодыми и старшими 41,407Рост преступности и угроза личной безопасности32,808Низкое качество образования молодежи28,609Ухудшение экологической обстановки28,4010Кризис семьи и спад рождаемости, сокращение численности населения 27,2011Плохие условия для полноценного отдыха, досуга21,8012Экономический кризис и спад производства20,2013Межнациональные конфликты, угроза распада России13,8014Духовнонравственный кризис, утрата идеалов10,1015Опасение войны7,1016Возможность гражданской войны1,30

Таблица 18Ранжирование проблем, волнующих респондентов исследования из числа студентов с ограниченными возможностями

РангПроблема%1Ухудшение материального положения многих людей32,102Безответственность и неуважение к закону 28,403Расслоение общества на бедных и богатых 26,104Ограничение свободы слова, демократии 25,805Культ насилия, наркомании в молодежной среде 24,606Непониманиемежду молодыми и старшими 21,807Рост преступности и угроза личной безопасности20,208Низкое качество образования молодежи19,809Ухудшение экологической обстановки19,7010Кризис семьи и спад рождаемости, сокращение численности населения 18,4011Плохие условия для полноценного отдыха, досуга15,8012Экономический кризис и спад производства14,5013Межнациональные конфликты, угроза распада России13,8014Духовнонравственный кризис, утрата идеалов10,1015Опасение войны4,2016Возможность гражданской войны1,20

федеральной власти–42,5%, тогда как для студентов 2йгруппы это показатель составляет всего 19,8%;студенты 2йгруппы возлагают надежду на своих родителей –21,3% и 2,5% респондентов 1йгруппы –на опекунов;то, что им не от кого ждать помощи в решении проблем считают 9,5% респондентов 1йгруппы и 5,9% –2йгруппы (табл. 19).Организация, процедура и результаты проведения эмпирического исследования позволила нам сделать следующие выводы:1.У студентов из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобладает средний уровень социального самочувствия –52,86%. Для студентов с ограниченными возможностями характерен повышенный уровень социального самочувствия –33,33%.Таблица 19Распределение ответов на вопрос:«От кого Вы ждёте помощи в решении своих проблем?»

2.Инструментарий исследования позволил выделить основные характеристики социальных потребностей, значимой среди которыхявляется потребность в дополнительном заработке.3.Для студентов из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерен ответ «Самое лучшее –жить сегодняшним днем, не забивая себе голову». Это указывает на пассивность студентов данной группы. При этом, у студентов с ограниченными возможностями более оптимистичный настрой, так как 22,8% из них считают, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему.4. Проблемы, которые волнуют студентов из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связаны с решением материальных проблем: ухудшение материального положение, расслоение общества на богатых и бедных, кризис семьи и др. Для студентов с ограниченными возможностями эти проблемы следуют только после актуальной для нихпроблемы ухудшения собственного здоровья.5. Стоить отметить, что студенты из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь рассчитывают на органы федеральной власти (42,5%), тогда как студенты с ограниченными возможностями возлагают надежду на своих родителей (21,3%) и только потом (19,8%) на федеральные власти. При этом студенты с особыми потребностями считают, что помощи им ждать не от кого.

Ссылки на источники1.Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. –М.: Академия, 1996.–196 с.2.КрупецЯ. Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования.–2003. –№ 4.–С. 143–144.3.Головаха Е. И.,ПанинаН.В., Горбачик А. П.Измерение социального самочувствия: тест ИИСС // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). –1998.– № 10.–С. 45–72.





Варианты ответаСтуденты из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителейСтуденты с ограниченными возможностямиОт родителей2,5%21,3%Комитетов по делам молодежи3,1%3,5%Студенческого совета2,1%1,9%Студенческого профкома4,6%4,5%Федеральных органов власти42,5%19,8%Социальных служб для молодежи3,9%9,8%Каждый молодой человек должен решать свои проблемы сам19,5%20%До молодежныхпроблем никому нет дела8,7%9,2%Проблемы молодежи не так актуальны, как у других групп населения3,6%4,1%Не от кого9,5%5,9%Kozlova Elena,Graduate student Department of Social Work Vyatka State University of Humanities, Kirovlenakoz84@mail.ruThe study of social wellbeing of students with special needsAbstract.Social wellbeing rather complicated figure socially attitude, and it is not only to reduce the level of income, to an awareness of NIJ itself to the poor, middle secured or secured. Social samochuvconsequence "an integral characteristic of the relationship of personality to carounding the reality, the degree of satifation with various aspects of life, assess their capabilities".Keywords:social wellbeing, students with special needs, the integral index of social wellbeing.

Рецензент:Бородатая Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» ISSN 2304120X