Педагогический приём «учебный ассистент» как фактор активизации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по инженерной графике
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлова
Л.
В. Педагогический приём «учебный ассистент» как фактор активизации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по инженерной графике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №7 (Июль). – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12084.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные принципы организации учебного процесса, формирующие познавательное отношение к учебному предмету в условиях обновления системы образования. Определены приёмы активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе графической подготовки.
Ключевые слова:
активизация учебно-познавательной деятельности, педагогические технологии, педагогические приёмы, инновационные подходы в обучении графическим дисциплинам
Текст статьи
~ 1~
ART 12084
УДК 37.01:001.8
Павлова Людмила Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной графики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгородpavlova_mila@rambler.ru
Педагогический приём «учебный ассистент» как фактор активизации учебнопознавательной деятельности студентов на занятиях по инженерной графике
Аннотация.В статьерассмотрены основные принципы организации учебного процесса, формирующие познавательное отношение к учебному предмету в условиях обновления системы образования. Определены приёмы активизации учебнопознавательной деятельности студентов в процессе графической подготовки.Ключевые слова:активизация учебнопознавательной деятельности,педагогические технологии, педагогические приёмы, инновационные подходы в обучении графическим дисциплинам.
Происходящие в современном обществе изменения в значительной степениопределяют необходимость внесения преобразований в процессы обучения, воспитания и развития творчески активной личности. Проблема внедрения в современную систему обучения интенсивных технологий актуальна по нескольким причинам, одна из них состоит в том,что работодатели на сегодняшний день не только не снижают, но и повышают требования к выпускникам высших учебных заведений. Причем в настоящее время востребованы не просто документы о высшем профессиональном образовании, а их реальное подтверждение в видеконкретных компетентностей, которые включают в себя не только практические умения и навыки, но и готовность их реализовывать[1].С учетом того, что ориентиром для современного обучения является не только формирование новых, но и перестройка имеющихся знаний, возникаетнеобходимость всеми средствами стимулировать познавательную деятельность обучающихся, использовать различные формы иприёмы в обучении.В связи с этим меняется роль преподавателя. Выступая в роли организатора обучения на проблемнопоисковой и исследовательской основе, педагогпризван действовать скорее как руководитель и партнёр, чем как источник готовых знаний. Очевидно, что в этой ситуации возрастает роль самого обучаемого, который участвует не только в получении знания, но и в его поиске, развитии, а также трансформации полученных знаний в практические умения и навыки[2].Под педагогическими технологиями будем понимать специальный набор форм, методов, способов и приёмов обучения, а также воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Рассмотрим несколько основных педагогических технологий,наиболее успешно используемых в преподавании графических дисциплин:традиционное обучение;интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах, изучение и закрепление нового материала с использованием педагогического приёма «учебный ассистент»);эвристическое обучение;активное обучение (игровое проектирование или метод учебных проектов).~ 2~
ART 12084
УДК 37.01:001.8
Несмотря на существующие противоречия традиционного обучения, есть в нём несомненные достоинства, одним из которых является возможность за короткоевремя передать большой объём информации. В то же время, если содержание традиционной методики дополнить специальными педагогическими приёмами, произойдёт интенсификация процессаобучения инженерной графике,и мы получим специальные методы обучения.1.Объяснительноиллюстративноопорный, при котором формирование понятий по основным разделам дисциплины происходит за счет стимулирования мыслительной деятельности посредством использования изобразительных и графических средствопор, а также объектов, знакомых обучающимся из повседневной жизни. 2.Репродуктивновоссоздающий,способствующий формированию знаний и умений по инженерной графике на уровне их воспроизведения при решении графических задач. 3.Проблемнокоммуникативный, направленный на формирование навыков межличностного и социального общения. При этом происходит общение обучающихся друг с другом и с преподавателем. На этой основе самостоятельно ставятся новые проблемы, обсуждаются оптимальные способы решения задач.4.Проблемнопоисковый, с помощью которого формируются поисковые навыки, развивается дискурсивное мышление. Приэтом вопросы и ответы в форме гипотезы или утверждения связывают знания по инженерной графике с другими учебными дисциплинами или видами деятельности человека.5.Исследовательскоигровой предусматривает открытую защиту индивидуального мнения о способе решения задачи в коллективе обучающихся, а также самостоятельное построение гипотезы и ее проверку. Здесь задания выполняются в виде состязания и взаимообучения, что стимулирует личную заинтересованность обучающихся в достижении высоких результатов учебнопознавательной деятельности. Последние три метода в большей степени отражают суть интерактивного обучения. «Интерактивный» происходит от английских слов «inter» между и «active» действующий, активный, то есть это формы обучения, основанные на взаимодействии. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала направлена не только на обмен знаниями и идеями, но и на развитие самой учебнопознавательной деятельности.Учебнопознавательная деятельность обладает относительной самостоятельностью, но следует отметить, что студенты технических вузов как субъекты учебнопознавательной деятельности имеют дело не с «объективной реальностью» как таковой, а с программным материалом, который и предстаёт перед студентами как объект их деятельности. Учебнопознавательная деятельность носит характер диалога. Собеседником студента могут выступать и преподаватель, и студенческая группа, и книга, и компьютер. Здесьвнешниеивнутренниеаспектывзаимодействияпобуждаютегопосмотреть на свои действия со стороны, что предполагаетпостоянный анализ собственного мышления.
Преподавание инженерной графики в силу особенностей самой дисциплины представляет собой благоприятную средудля интерактивного взаимодействия обучающихся,и эта особенность, как нельзя кстати,позволила студентам первого курса Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева по профилю обучения «Инженерное дело в медикобиологической практике» представить себя в роли преподавателя, оценить действия друг друга и своё собственное поведение и погрузиться в реальную атмосферу сотрудничества (табл.1).
~ 3~
ART 12084
УДК 37.01:001.8
Таблица 1
Интерактивное обучение
Педагогический приём «учебный ассистент»ЗНАНИЕУСВОЕНИЕ И ПОНИМАНИЕНАВЫК ИУМЕНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИПод руководством преподавателя учебный ассистент определяет тему занятия, подбирает методический материал и проводитзанятиеПреподаватель контролирует, чтобы каждый обучающийся мог задавать вопросы, возникающие в процессе объяснения нового материалаПод руководством преподавателя учебный ассистент проверяет графические работы, указывает на ошибки и выставляет предварительную оценку
Интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса позволяет выявить дополнительные компетенции: умение общаться с людьми в различных видах деятельности;готовность к проведению консультаций и обучения персонала учреждений здравоохранения
Как указывалось выше, арсенал интерактивных подходов в современной педагогике достаточно богат, среди них педагогический приём «учебный ассистент» или «ученик в роли учителя» оказался наиболее интересным в обучении графическим дисциплинам. Учебным ассистентам было поручено не только проведение занятий, но и проверка графических работ, проведение индивидуальных консультаций по рассматриваемым темам, а также подготовка методических материалов.
В соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Начертательная геометрия.Инженерная графика» во втором семестре предусмотрен зачёт, к нему учебные ассистенты подготовили широкий спектр вопросов по темам проведённых ими занятий. В конце семестра комиссия, из числа учебных ассистентов под руководством преподавателя, провела зачётные занятия, на которых студенты отвечали на вопросы, защищали свои работы, активно взаимодействовали не только с преподавателем, но и с друг другом (рис.1).Помимо практических занятий, проводимыми учебными ассистентами, на зачётных занятиях студенты учились грамотно выстраивать отношения с собеседником, учились вести диалог в различных ситуациях, так, например, при возникновении заминки при ответах на вопросы, учебные ассистенты задавали наводящие вопросы и поддерживали верное направление в ответах.Дляобъективного икорректного контроля знаний обучающихся совместно с учебными ассистентами были разработаны критерии оценок (табл.2) на основе рейтинговой системы контроля, применяемой в НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
Главной задачей педагогического приёма «учебный ассистент» являлось создание нестандартной ситуации на занятии, которая была направлена на усиление мотивации к изучению предмета, преодолениестереотипностииинертностимышления, проявление у обучающихсяпознавательной активности и самостоятельности. В этом случае, преподавателю необходимо было лишь создать условие для реализации поставленной задачи и проконтролировать этапы её выполнения.Обязательным условием для назначения учебным ассистентом из числа студентов являлось наличие оценки «отлично» (по 50балльной
шкале не
ниже 41
балла)Рис.1. Совместная работа учебных ассистентов
~ 4~
ART 12084
УДК 37.01:001.8
Таблица 2 Критерии оценок
БАЛЛОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТ4150«Отлично»Владеет программным материалом и может получить новые знания на основе изученного материала, твердо знает изученные правила и ГОСТы.Дает четкийи правильный ответ на поставленный вопрос, излагает его в логической последовательности.Самостоятельно и аккуратно выполняет чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов.Читает свободно чертежи.3140«Хорошо»Владеет программным материалом и умеет применить его к решению заданий, соответствующих обязательным результатам обучения, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения.Дает правильный ответ в логической последовательности.При выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного характера.2130«Удовлетворительно»Знает программный материал, но встречается с трудностями его использования при решении заданий.
Не уверенно отвечает на теоретические вопросы, в чертежах допускает нарушения ГОСТов.Обязательные графические работы, предусмотренные рабочей программой, выполняет небрежно. Ниже 21«Неудовлетворительно»Не подготовлен отвечать быстро и правильно на теоретические вопросы, допускает грубые ошибки при выполнении чертежей. При решении графических заданий запрашивает помощь.Обнаруживает непонимание наиболее важной части учебного материала. Обязательные графические работы не выполняет.
по дисциплине. Данное условие было выполнено по результатам предыдущего семестра, когда при изучении первой части раздела «Начертательная геометрия. Инженерная графика» проявились явные лидерские качества и твёрдые знания по дисциплине у студентов, которым и было предложено стать учебными ассистентами.Процедура раннего вовлечения наиболее перспективных студентов к преподаваниюявляется достаточно распространенной в зарубежных университетах, в то время как в России она реализуется чаще всего в рамках студенческих инициатив. Во многих российских вузах, на сегодняшний день, остро стоит проблема привлечения молодых педагогических кадров к преподавательской деятельности, тем самым вовлечение студентов в преподаваниепозволит не только решить проблему качества образования, но и даст возможность многим студентам реализовать свой профессиональный потенциал[3].Познавательный интерес к графическим дисциплинам формируется под влиянием содержанияучебного материала и от того, как построено занятие, какие цели оно преследует, как зависит качество усвоенияучебного материала и его дальнейшая реализацияв профессиональной деятельности обучающихся.Заметим, что только рациональное сочетание различных методов обучения, форм и средств обучения позволит кардинально изменить отношение к графическим дисциплинам на всех этапах обучения. Использование эффективных приёмов и методов обучения, включение обучающихся в творческий процесс это и есть оптимальный путь интенсификации учебного процесса. Сюда можно отнести и такие методы обучения, как эвристическое и активное обучение. Характерной чертой, объединяющей названные методы, является преподавание, построенное на принципах индивидуализации, гибкости, сотрудничества и практической ориентированности. При активном и эвристическом обучении обучающийся переходит из роли «объекта» обучения в роль «субъекта» обучения. Эвристическое обучение ориентирует обучающегося на достижение неизвестного им заранее результата, когда обучающийся ставит собственные цели, открывает знания и становится конструктором ~ 5~
ART 12084
УДК 37.01:001.8
своего образования.Активное обучение, прежде всего, формирует у обучающихся самодостаточность, развивает познавательную активность путём самостоятельного изучения и накопления опыта.
И эвристическое, и активное обучение направлено на активизацию учебнопознавательной деятельности студентов,в которой реализуются такие возможности и резервы личности, которые в обычных условиях не всегда проявляются.Важная роль в этом процессе отводится педагогу и тому, как он выстраивает процесс преподавания и стимулирует развитие у студентов таких способностей, как воображение, ассоциативность мышления, способность к самоанализу и самоуправлению в учебнопознавательной деятельности.Итак,выделение факторов активизации учебнопознавательной деятельности, позволяет сформулировать следующие выводы:активизацию учебнопознавательной деятельностиследует рассматривать как процесс, направленный на совместную деятельность педагога и обучающегося;активизация учебнопознавательной деятельности зависит от оптимального сочетания фронтальных, групповых, индивидуальных форм организации обучения, характер которых определен содержанием, методами, приемами, средствами обучения;в центре логики процесса обучения создание целостной, индивидуализированной модели содержания образования, способствующей активизации учебнопознавательной деятельности на основе усиления внутренней мотивации и востребованностивнутреннего потенциала обучающихся;активизация учебнопознавательной деятельности направлена на повышение эффективности процесса профессиональной подготовки обучающихся, в том числе, способствует накоплению такого уровня профессиональных знаний, который позволит будущим специалистам не только самостоятельно их совершенствовать, но и творчески применять в работе.
Ссылки на источники1.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М.:Академия, 2009. 192 с.2.ПавловаЛ.В. Активизация учебнопознавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике: автореф. дисс…. канд пед. наук. М.,2003. 16 с.3.Груздев И.А. Учебные ассистенты: история, современная организация, основные проблемы для обсуждения//Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Мониторингуниверситета: Информационныйбюллетень№ 7, 2011. С.79.
Pavlova Lyudmila,PhD., Associate professor ofthe department of Engineering Graphics of the Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseeva, Nizhny Novgorod pavlova_mila@rambler.ruTeachersreceive"trainingassistant"interactive teaching methodsAbstract.The articledescribes the mainprinciples of the organizationof the educational process,forming acognitiveattitude towarda studying subjectinterms of updating the current educational system. Methods ofenhancinglearning and cognitiveactivity of studentsin theprocess of the preparation ofgraphics are defined in the article.Keywords: Enhancinglearning and cognitive activity,educational technology, teaching methods, innovativeapproaches towardsteachinggraphicdisciplines.
ISSN 2304120X
ART 12084
УДК 37.01:001.8
Павлова Людмила Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной графики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгородpavlova_mila@rambler.ru
Педагогический приём «учебный ассистент» как фактор активизации учебнопознавательной деятельности студентов на занятиях по инженерной графике
Аннотация.В статьерассмотрены основные принципы организации учебного процесса, формирующие познавательное отношение к учебному предмету в условиях обновления системы образования. Определены приёмы активизации учебнопознавательной деятельности студентов в процессе графической подготовки.Ключевые слова:активизация учебнопознавательной деятельности,педагогические технологии, педагогические приёмы, инновационные подходы в обучении графическим дисциплинам.
Происходящие в современном обществе изменения в значительной степениопределяют необходимость внесения преобразований в процессы обучения, воспитания и развития творчески активной личности. Проблема внедрения в современную систему обучения интенсивных технологий актуальна по нескольким причинам, одна из них состоит в том,что работодатели на сегодняшний день не только не снижают, но и повышают требования к выпускникам высших учебных заведений. Причем в настоящее время востребованы не просто документы о высшем профессиональном образовании, а их реальное подтверждение в видеконкретных компетентностей, которые включают в себя не только практические умения и навыки, но и готовность их реализовывать[1].С учетом того, что ориентиром для современного обучения является не только формирование новых, но и перестройка имеющихся знаний, возникаетнеобходимость всеми средствами стимулировать познавательную деятельность обучающихся, использовать различные формы иприёмы в обучении.В связи с этим меняется роль преподавателя. Выступая в роли организатора обучения на проблемнопоисковой и исследовательской основе, педагогпризван действовать скорее как руководитель и партнёр, чем как источник готовых знаний. Очевидно, что в этой ситуации возрастает роль самого обучаемого, который участвует не только в получении знания, но и в его поиске, развитии, а также трансформации полученных знаний в практические умения и навыки[2].Под педагогическими технологиями будем понимать специальный набор форм, методов, способов и приёмов обучения, а также воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Рассмотрим несколько основных педагогических технологий,наиболее успешно используемых в преподавании графических дисциплин:традиционное обучение;интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах, изучение и закрепление нового материала с использованием педагогического приёма «учебный ассистент»);эвристическое обучение;активное обучение (игровое проектирование или метод учебных проектов).~ 2~
ART 12084
УДК 37.01:001.8
Несмотря на существующие противоречия традиционного обучения, есть в нём несомненные достоинства, одним из которых является возможность за короткоевремя передать большой объём информации. В то же время, если содержание традиционной методики дополнить специальными педагогическими приёмами, произойдёт интенсификация процессаобучения инженерной графике,и мы получим специальные методы обучения.1.Объяснительноиллюстративноопорный, при котором формирование понятий по основным разделам дисциплины происходит за счет стимулирования мыслительной деятельности посредством использования изобразительных и графических средствопор, а также объектов, знакомых обучающимся из повседневной жизни. 2.Репродуктивновоссоздающий,способствующий формированию знаний и умений по инженерной графике на уровне их воспроизведения при решении графических задач. 3.Проблемнокоммуникативный, направленный на формирование навыков межличностного и социального общения. При этом происходит общение обучающихся друг с другом и с преподавателем. На этой основе самостоятельно ставятся новые проблемы, обсуждаются оптимальные способы решения задач.4.Проблемнопоисковый, с помощью которого формируются поисковые навыки, развивается дискурсивное мышление. Приэтом вопросы и ответы в форме гипотезы или утверждения связывают знания по инженерной графике с другими учебными дисциплинами или видами деятельности человека.5.Исследовательскоигровой предусматривает открытую защиту индивидуального мнения о способе решения задачи в коллективе обучающихся, а также самостоятельное построение гипотезы и ее проверку. Здесь задания выполняются в виде состязания и взаимообучения, что стимулирует личную заинтересованность обучающихся в достижении высоких результатов учебнопознавательной деятельности. Последние три метода в большей степени отражают суть интерактивного обучения. «Интерактивный» происходит от английских слов «inter» между и «active» действующий, активный, то есть это формы обучения, основанные на взаимодействии. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала направлена не только на обмен знаниями и идеями, но и на развитие самой учебнопознавательной деятельности.Учебнопознавательная деятельность обладает относительной самостоятельностью, но следует отметить, что студенты технических вузов как субъекты учебнопознавательной деятельности имеют дело не с «объективной реальностью» как таковой, а с программным материалом, который и предстаёт перед студентами как объект их деятельности. Учебнопознавательная деятельность носит характер диалога. Собеседником студента могут выступать и преподаватель, и студенческая группа, и книга, и компьютер. Здесьвнешниеивнутренниеаспектывзаимодействияпобуждаютегопосмотреть на свои действия со стороны, что предполагаетпостоянный анализ собственного мышления.
Преподавание инженерной графики в силу особенностей самой дисциплины представляет собой благоприятную средудля интерактивного взаимодействия обучающихся,и эта особенность, как нельзя кстати,позволила студентам первого курса Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева по профилю обучения «Инженерное дело в медикобиологической практике» представить себя в роли преподавателя, оценить действия друг друга и своё собственное поведение и погрузиться в реальную атмосферу сотрудничества (табл.1).
~ 3~
ART 12084
УДК 37.01:001.8
Таблица 1
Интерактивное обучение
Педагогический приём «учебный ассистент»ЗНАНИЕУСВОЕНИЕ И ПОНИМАНИЕНАВЫК ИУМЕНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИПод руководством преподавателя учебный ассистент определяет тему занятия, подбирает методический материал и проводитзанятиеПреподаватель контролирует, чтобы каждый обучающийся мог задавать вопросы, возникающие в процессе объяснения нового материалаПод руководством преподавателя учебный ассистент проверяет графические работы, указывает на ошибки и выставляет предварительную оценку
Интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса позволяет выявить дополнительные компетенции: умение общаться с людьми в различных видах деятельности;готовность к проведению консультаций и обучения персонала учреждений здравоохранения
Как указывалось выше, арсенал интерактивных подходов в современной педагогике достаточно богат, среди них педагогический приём «учебный ассистент» или «ученик в роли учителя» оказался наиболее интересным в обучении графическим дисциплинам. Учебным ассистентам было поручено не только проведение занятий, но и проверка графических работ, проведение индивидуальных консультаций по рассматриваемым темам, а также подготовка методических материалов.
В соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Начертательная геометрия.Инженерная графика» во втором семестре предусмотрен зачёт, к нему учебные ассистенты подготовили широкий спектр вопросов по темам проведённых ими занятий. В конце семестра комиссия, из числа учебных ассистентов под руководством преподавателя, провела зачётные занятия, на которых студенты отвечали на вопросы, защищали свои работы, активно взаимодействовали не только с преподавателем, но и с друг другом (рис.1).Помимо практических занятий, проводимыми учебными ассистентами, на зачётных занятиях студенты учились грамотно выстраивать отношения с собеседником, учились вести диалог в различных ситуациях, так, например, при возникновении заминки при ответах на вопросы, учебные ассистенты задавали наводящие вопросы и поддерживали верное направление в ответах.Дляобъективного икорректного контроля знаний обучающихся совместно с учебными ассистентами были разработаны критерии оценок (табл.2) на основе рейтинговой системы контроля, применяемой в НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
Главной задачей педагогического приёма «учебный ассистент» являлось создание нестандартной ситуации на занятии, которая была направлена на усиление мотивации к изучению предмета, преодолениестереотипностииинертностимышления, проявление у обучающихсяпознавательной активности и самостоятельности. В этом случае, преподавателю необходимо было лишь создать условие для реализации поставленной задачи и проконтролировать этапы её выполнения.Обязательным условием для назначения учебным ассистентом из числа студентов являлось наличие оценки «отлично» (по 50балльной
шкале не
ниже 41
балла)Рис.1. Совместная работа учебных ассистентов
~ 4~
ART 12084
УДК 37.01:001.8
Таблица 2 Критерии оценок
БАЛЛОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТ4150«Отлично»Владеет программным материалом и может получить новые знания на основе изученного материала, твердо знает изученные правила и ГОСТы.Дает четкийи правильный ответ на поставленный вопрос, излагает его в логической последовательности.Самостоятельно и аккуратно выполняет чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов.Читает свободно чертежи.3140«Хорошо»Владеет программным материалом и умеет применить его к решению заданий, соответствующих обязательным результатам обучения, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения.Дает правильный ответ в логической последовательности.При выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного характера.2130«Удовлетворительно»Знает программный материал, но встречается с трудностями его использования при решении заданий.
Не уверенно отвечает на теоретические вопросы, в чертежах допускает нарушения ГОСТов.Обязательные графические работы, предусмотренные рабочей программой, выполняет небрежно. Ниже 21«Неудовлетворительно»Не подготовлен отвечать быстро и правильно на теоретические вопросы, допускает грубые ошибки при выполнении чертежей. При решении графических заданий запрашивает помощь.Обнаруживает непонимание наиболее важной части учебного материала. Обязательные графические работы не выполняет.
по дисциплине. Данное условие было выполнено по результатам предыдущего семестра, когда при изучении первой части раздела «Начертательная геометрия. Инженерная графика» проявились явные лидерские качества и твёрдые знания по дисциплине у студентов, которым и было предложено стать учебными ассистентами.Процедура раннего вовлечения наиболее перспективных студентов к преподаваниюявляется достаточно распространенной в зарубежных университетах, в то время как в России она реализуется чаще всего в рамках студенческих инициатив. Во многих российских вузах, на сегодняшний день, остро стоит проблема привлечения молодых педагогических кадров к преподавательской деятельности, тем самым вовлечение студентов в преподаваниепозволит не только решить проблему качества образования, но и даст возможность многим студентам реализовать свой профессиональный потенциал[3].Познавательный интерес к графическим дисциплинам формируется под влиянием содержанияучебного материала и от того, как построено занятие, какие цели оно преследует, как зависит качество усвоенияучебного материала и его дальнейшая реализацияв профессиональной деятельности обучающихся.Заметим, что только рациональное сочетание различных методов обучения, форм и средств обучения позволит кардинально изменить отношение к графическим дисциплинам на всех этапах обучения. Использование эффективных приёмов и методов обучения, включение обучающихся в творческий процесс это и есть оптимальный путь интенсификации учебного процесса. Сюда можно отнести и такие методы обучения, как эвристическое и активное обучение. Характерной чертой, объединяющей названные методы, является преподавание, построенное на принципах индивидуализации, гибкости, сотрудничества и практической ориентированности. При активном и эвристическом обучении обучающийся переходит из роли «объекта» обучения в роль «субъекта» обучения. Эвристическое обучение ориентирует обучающегося на достижение неизвестного им заранее результата, когда обучающийся ставит собственные цели, открывает знания и становится конструктором ~ 5~
ART 12084
УДК 37.01:001.8
своего образования.Активное обучение, прежде всего, формирует у обучающихся самодостаточность, развивает познавательную активность путём самостоятельного изучения и накопления опыта.
И эвристическое, и активное обучение направлено на активизацию учебнопознавательной деятельности студентов,в которой реализуются такие возможности и резервы личности, которые в обычных условиях не всегда проявляются.Важная роль в этом процессе отводится педагогу и тому, как он выстраивает процесс преподавания и стимулирует развитие у студентов таких способностей, как воображение, ассоциативность мышления, способность к самоанализу и самоуправлению в учебнопознавательной деятельности.Итак,выделение факторов активизации учебнопознавательной деятельности, позволяет сформулировать следующие выводы:активизацию учебнопознавательной деятельностиследует рассматривать как процесс, направленный на совместную деятельность педагога и обучающегося;активизация учебнопознавательной деятельности зависит от оптимального сочетания фронтальных, групповых, индивидуальных форм организации обучения, характер которых определен содержанием, методами, приемами, средствами обучения;в центре логики процесса обучения создание целостной, индивидуализированной модели содержания образования, способствующей активизации учебнопознавательной деятельности на основе усиления внутренней мотивации и востребованностивнутреннего потенциала обучающихся;активизация учебнопознавательной деятельности направлена на повышение эффективности процесса профессиональной подготовки обучающихся, в том числе, способствует накоплению такого уровня профессиональных знаний, который позволит будущим специалистам не только самостоятельно их совершенствовать, но и творчески применять в работе.
Ссылки на источники1.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М.:Академия, 2009. 192 с.2.ПавловаЛ.В. Активизация учебнопознавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике: автореф. дисс…. канд пед. наук. М.,2003. 16 с.3.Груздев И.А. Учебные ассистенты: история, современная организация, основные проблемы для обсуждения//Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Мониторингуниверситета: Информационныйбюллетень№ 7, 2011. С.79.
Pavlova Lyudmila,PhD., Associate professor ofthe department of Engineering Graphics of the Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseeva, Nizhny Novgorod pavlova_mila@rambler.ruTeachersreceive"trainingassistant"interactive teaching methodsAbstract.The articledescribes the mainprinciples of the organizationof the educational process,forming acognitiveattitude towarda studying subjectinterms of updating the current educational system. Methods ofenhancinglearning and cognitiveactivity of studentsin theprocess of the preparation ofgraphics are defined in the article.Keywords: Enhancinglearning and cognitive activity,educational technology, teaching methods, innovativeapproaches towardsteachinggraphicdisciplines.
ISSN 2304120X