Создание здоровьесберегающего образовательного пространства на уроках английского языка как компонент повышения качества образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Будницкая Р. С. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства на уроках английского языка как компонент повышения качества образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №2 (Февраль). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1209.htm.
Аннотация. В работе представлен опыт создания здоровьесберегающего образовательного пространства на уроках английского языка. Описаны методические находки, способствующие сохранению здоровья учащихся, проанализирована связь здоровосбережения с повышением качества образования учащихся лицея.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Будницкая Регина Семеновна,учитель английского языка высшей квалификационной категории ГБОУ «Лицей №179» Калининского района, г. СанктПетербург kag4@rambler.ru

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства на уроках английского языка как компонент повышения качества образования

Аннотация. В работе представленопыт создания здоровьесберегающего образовательного пространства на уроках английского языка. Описаны методические находки, способствующие сохранению здоровья учащихся, проанализирована связь здоровосбережения с повышением качества образования учащихся лицея.Ключевые слова:здоровьесбережение, обучениеанглийскомуязыку, индивидуализация обучения, дифференциацияобучения, игровыеметоды обучения, проектная деятельность, мотивация.

Основной целью комплексных проектов модернизации образования является его качество, под которымпонимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое и нравственное здоровье граждан, в том числеподрастающегопоколения, а именно:школьников, лицеистов, студентов. На наш взгляд,состояние здоровья подрастающего поколения –важнейший показатель благополучия общества и государства. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. По даннымисследований, проводимых школьными психологами, уровень тревожности и негативных эмоций значительно превышает норму [1]. Отсюда стремительно ухудшаются показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижаетсяихуспеваемость, ухудшается дисциплина, усиливается состояние тревожности.Всеэто обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.

Здоровьесберегающие технологии –задача особой важности для всех преподавателей, поэтому на уроках должны создаваться все условия для здорового развития детей[2].

В рамках реализации национального проекта «Здоровье нации» в лицее был разработан проект «Здоровые дети», среди прочих мероприятий которого состоялсясеминар для педагогических работников лицея, был проведен анализ федеральных и региональных программ по здоровьесбережению, разработанытехнологическиекартыуроков, даны рекомендации использования здоровьесберегающих технологий. В первом полугодии были запущены программы интегрированного курса здорового образа жизни, проведенразговор о правильном питании в 1–4хклассах, созданы волонтерские группы учащихся 5–6хи9–11хклассов, которые провели лицейские акции в поддержку профилактикиСПИДа и против наркотиков, вышлис беседами в классы, провели открытый круглый стол с приглашением учащихся лицея. Были также проведены:‒открытые исследовательские презентации, посвященные здоровому образу жизни;

Будницкая Р. С. Создание здоровьесберегающего образовательного пространствана уроках английского языкакак компонент повышения качества образования // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». –Февраль 2012, !wT 1209. –Киров, 2012 г. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/1209.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214. –ISSN 22251618.‒конкурс рисунков, газет, фотографий в рамках выполнения программы «Разговор о правильном питании»;‒конкурс презентаций натему«Мы –за здоровый образ жизни». Во втором полугодии введена программа «Полезные навыки» в 6–8хклассах. Администрацией лицея анализируются уроки с позиций эффективности использования здоровьесберегающих технологий.В лицее создаются все условия для здоровогоразвития детей[3]:‒cоблюдаются физиологические основы учебновоспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка), проводятся физкультминутки;‒производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушнотепловой, световой режим, режим и организация учебновоспитательного процесса);‒формируется здоровый образ жизни.Воздушнотепловой и световой режим во всех кабинетах полностью соблюдается. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностямзрения. Педагогииспользуют разные методывведения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо усвоили материал[4].Обязательным условием всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Учебная нагрузка соответствует санитарногигиеническим нормам, строго ограничен объем домашних заданий. Большое значение имеет организация урока, в том числе и урока английского языка. Мы стараемся строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время каждого задания, чередуя виды работ (самостоятельная работа, работа с учебником (устно или письменно), творческие задания –необходимый элемент на каждом уроке, мозговой штурм). Всеэто способствуют развитию мыслительных операций,памяти и одновременно отдыху ребят. Использование разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку, на распознавание и поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке. Учителя английского языка лицея широко используют игровые моменты во время проведения уроков.

Чтобы избежать перегрузки учащихся, соблюдается объем всех видов тестов, а контрольные работы проводятся строго по календарнотематическому планированию.

Для снятия умственного напряжения и утомления вводятся эмоциональные разрядки: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка. Одним из важных здоровьесберегающих действий является создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Мы стремимся вызвать положительное отношение кпредмету. Доброжелательный тон педагога–важный момент здоровьесберегающих технологий. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мыпроводим физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорнодвигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.На уроках мы используем методы позитивной психологической поддержки ученика, учитывая индивидуальные особенности учащегося и дифференцированный подход кдетям с разными возможностями, поддержания познавательного интереса к изучению английского языка, а также принцип двигательной активности на уроке.1. Урок –зона психологического комфорта[5].

В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке.С этой целью мы используем методы эмоциональной раскачки, медитативнорелаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, танцы, игрысоревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сказок.Например, мы используем упражнение «Комплименты», когда дети друг другу говорят добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников или упражнения«Поделись радостью», «Нарисуй своенастроение».

Очень эффективны упражнения на релаксацию и визуализацию: расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина;мы на английском языке просим детей представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.д.

Для достижения высоких результатов в изучении иностранного языка, очень важно чтобы у детей не появилось чувство страха, боязни пред предметом. Мы внушаем им, что они ничего не должны бояться, должны быть раскрепощенными, тогда им будет легче усваивать новый материал.Считаем, что в средних и старших классах аутогенная тренировка обязательна в начале урока или вегоконце. Вот пример комплексной релаксации. Продолжительность 3 минуты. (Звучит тихая спокойная музыка для релаксации).

Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. You are relaxing. Your troubles float away. You love your relatives, your school, and your friends. They love you too. You are in good spirits. Open your eyes. How do you feel?

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на нашвзгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: “Well done!”, “How clever you are!”, “Good boy, girl!” и невербальной: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты.Похвалу учителя можно выразить в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чьесолнышко ярче. На уроках мыдостаточно часто практикуемсамооценивание и взаимооценку. Например, учащиеся оценивают свою работу на уроке как good(хорошо), ok(нормально),try again!(попробуй еще).2. Важной основой здоровьесберегающих технологий является индивидуальный и дифференцированный подходы, которыена наших уроках осуществляются через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания.

Будницкая Р. С. Создание здоровьесберегающего образовательного пространствана уроках английского языкакак компонент повышения качества образования // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». –Февраль 2012, !wT 1209. –Киров, 2012 г. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/1209.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214. –ISSN 22251618.Дополнительный языковой материал подбираетсяс учетом увлечений ученика. Организуя виды взаимодействия, нами учитывается уровень экстравертности/интровертности учащихся.Например, для выполнения определенных заданий на наших уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы.Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме[6].3. Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.Отличительной особенностью многих упражнений на уроке является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами на себе. Здесь, на нашвзгляд, срабатывает ещеи другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц».Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1–2 физкультминутки по2–3 минуты продолжительностью через 15–20 минут после начала урока.На вопрос:«Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения оздоровительных минуток?» учащиеся отвечают таким образом:‒перестали ждать перемену –25%;‒уроки проходят быстрее–20%;‒уроки стали интереснее –27%;‒повысилась активность на уроке –10%;‒изменились взаимоотношения с учителем –6%;‒улучшились учебные результаты –14%.4.Поддержание интереса к изучению английского языка также является важным компонентом здоровьесбережения.Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения[7].Нами используются игровыеметодыособенно широко на младшем и среднем этапах обучения. При этом чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.Например, завершая изучение темы «Одежда», детям было предложенопровести игру «Парад моделей». Дети подготовили маленькие проектные работы о модели,созданной своими руками. Они выбирали самостоятельно имя модели, подбирали костюмы,изображали модель на рисунке, а затем проводили презентацию своей работы в виде рассказа. Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе подходит метод проектов[8]. Это метод нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица: «Скажи мне –и я забуду, покажи мне–и я запомню, вовлеки меня –и я научусь».

Будницкая Р. С. Создание здоровьесберегающего образовательного пространствана уроках английского языкакак компонент повышения качества образования // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». –Февраль 2012, !wT 1209. –Киров, 2012 г. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/1209.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7746214. –ISSN 22251618.С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей:расширить словарный запасдетей, закрепить изученный лексикограмматический материал, создать на уроке атмосферу праздника (элемент здоровьесбережения) и украсить кабинет иностранного языка работами детей.Кроме того, дети охотно работают на компьютере с использованием интерактивной доски. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое –то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Портрет писателя», «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая такие простейшиепроектыкак «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Школа будущего или «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты» и другие (5–6еклассы).У детейдолжно создастсявпечатление, что английский язык–это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.Презентация проекта по теме «Животный мир планеты» в4мклассе стала полной неожиданностью для нас.Получилось настоящее театрализованное представление. С нашей точки зрения данный урок ценен не только своим наполнением, но и тем, что соблюдены принципы здоровьесберегающих технологий: комфортная атмосфера, разные виды учебной деятельности, физкультминутка, использование разных видов преподавания. Данный урок интегрирует знания двух предметов –окружающий мир и английский язык, а интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Обобщающей темой двух предметов стала тема«Рождение детенышей».На уроке дети делились на несколько творческих групп в зависимости от той проблемы, которую они изучили. Урок начался с задания «Поделись своим радостным настроением». Затем в виде театрализованного представления в костюмах каждая группа разыгрывала сценки о разных видах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах. Выступления явились помощью в выполнении заданий в рабочих тетрадях учащихся. После выполнения задания детей ожидал автобус с гидом, сопровождающимв Лондонский зоопарк. Все надели фуражки и приготовились к путешествию. Во время поездки дети исполнили задорную, шутливую песню о том, как живут животные в зоопарке и о смотрителе зоопарка Эрни, что явилось хорошим видом релаксациипосле выполнения задания в рабочих тетрадях. Во время урока учащиеся выступают в роли персонажей учебника и разыгрывают диалоги, презентуют свои проекты о животных и их детенышах, отгадывают загадки, угадывают голоса животных, учатся быстро и правильно произносить скороговорки о животных на английском языке, помогают смотрителю зоопарка навести порядок. Элементы театрализации на уроке являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения, а разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль–ученики всех возрастовзанимаются этим видом деятельности с удовольствием.Урок сопровождаетмультимедийная презентация, которая создает атмосферу присутствия в настоящем зоопарке. Финал урока –поездка обратно и исполнение веселой, задорной песни.Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечиваетактивный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок болееэмоциональным и продуктивным[9].Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с распорядкомсвоих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарногигиенических правил для профилактики болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты»,дети знакомятся с правильным режимом питания, назначениямиразных блюд, правиламигигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д. Так, в 6мклассе были проведены нетрадиционные уроки с дегустацией английской кухни. Детям такие уроки особенно нравятся.Через год работы по формированию адаптивной среды на уроках английского языка путемиспользованияздоровьесберегающих технологий, у учащихся был зафиксирован более высокий уровень настроения, оптимизма и более низкий уровень фоновой тревожности.По результатам промежуточной диагностики, проведенной в декабре 2010 года, мы можем утверждать, что процесс формирования адаптивной среды идет успешно и, как следствие этого, повышается качество знаний учащихся.

Ссылки на источники1.Пассов Е. И. Методическое мастерство учителя иноязычной культуры // Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. –М.: Просвещение, 1993. –С.3–25.2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат.–М.: Академия, 2003.–272 с.3.Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка// Персональный сайт преподавателя английского и немецкого языков Чебоксарского педагогического колледжа им. Н.В. Никольского Фоминой Наталии Николаевны. –URL: http://teachenglish.ucoz.ru/publ.4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.5.Девять способов предотвратить стресс.–URL:http://www.pacient.ru/pats.6.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: АРКТИ, 2005. –80 с.7.Рабинович Ф. М. Ролевая игра –эффективный прием обучения говорению // Иностранный язык в школе. –1983.–№6.–С.68–74.8.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.9.Там же.

Budnitсkaja Regina,English teacher of the highest qualification category "Lyceum № 179" Kalinin Region, St. Petersburgkag4@rambler.ruCreating a healtheducation space in English lessons as a component of the quality of education Abstract. The paper presents experience in creating healthformationtional space for English lessons. Describes the methodological findings ofsafeguarding the health of students, analyzed zdorovosberezheniya connection with improvement of quality education to students of the Lyceum.Keywords:health care, English language training, individualized instruction, differentiation training, play training methods, the project activity, motivation.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»