Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арон
И.
С. Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №7 (Июль). – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12090.htm.
Аннотация. В работе анализируются личностные особенности одаренных детей в контексте их психологической готовности к профессиональному самоопределению. Выявляются проблемы личностного развития одаренных детей, препятствующие их успешному профессиональному самоопределению. Выводы автора основываются как на результатах теоретического изучения проблемы, так и собственных экспериментальных исследованиях.
Ключевые слова:
личность, одаренный ребенок, профессиональное самоопределение, психологическая готовность к профессиональному самоопределению
Текст статьи
~ 1~
ART 12090
УДК159.922.765
Арон Ирина Станиславовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и психологии ФГБОУ ВПО «Марийскийгосударственныйтехническийуниверситет», г.ЙошкарОлаirinast62@gmail.com
Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению
Аннотация. В работе анализируются личностные особенности одаренных детей в контексте их психологической готовности к профессиональному самоопределению. Выявляются проблемы личностного развития одаренных детей, препятствующие их успешному профессиональному самоопределению. Выводы автора основываются как на результатах теоретического изучения проблемы, так и собственных экспериментальных исследованиях.Ключевые слова: личность,одаренный ребенок,профессиональное самоопределение, психологическая готовность к профессиональному самоопределению.
Основным компонентом готовности к профессиональному самоопределению является психологическая готовность какцелостное образование личности, позволяющее самостоятельно и осознанно осуществлять стратегию формирования и реализации профессионального становления и развития. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению представляет собойсовокупность когнитивных, мотивационных, операциональных, ценностносмысловых и рефлексивных характеристик личности при ведущей роли мотивационных и ценностносмысловых составляющих как стержневых, направляющих психических образований [1]. Тенденции гуманизации и субъективизации современного образования определяют необходимость разработки адресных программ формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению с учетом общихзакономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей обучающихся, личность которых формируется в особой социальной ситуации развития.Проблема формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития ещене достаточно разработана в теоретическом и методологическом плане. Представленные в литературе исследования носят в основном практический характер и направлены на изучение отдельных аспектов проблемы.В настоящее время исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития представлены преимущественно работами по изучению профессионального самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей,а также особенностей профессионального самоопределения, обусловленных гендером. Проведены отдельные исследования, направленные на изучение профессионального самоопределения трудновоспитуемых детей. Большое количество «особых социальных ситуаций развития» в контексте формирования профессионального самоопределения остаются не изученными,в том числе не изучены проблемы профессионального самоопределения одаренных детей.Теоретическим основанием для выявления личностных особенностей одаренных детей, влияющих на их профессиональное самоопределение, могут служить работы отечественных и зарубежных психологов, таких какИ.С. Аверина, А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б.Богоявленская, В.И. Панов, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков, ~ 2~
ART 12090
УДК159.922.765
М.А. Холодная, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков, Г.Т. Шпарева, Н.Б. Шумакова, Е.С. Щеблановой, В.С.Юркевич, Дж.Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др.[2–5].Большинство исследователей отмечают, что,несмотря на индивидуальное своеобразие проявлений одаренности,существует довольно много личностных черт, характерных для большинства одаренных детей, проявляющихся в мышлении и поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми.
В истории культуры была предпринята попытка создания специальной науки для изучения особенностей выдающихся людей–историометрики.Ееавтор Ф.Вудз предложил дляобнаружениязакономерностей и взаимосвязи в становлении и развитии выдающихся людей прослеживать их жизнь от детских лет до зрелости. И хотя историометрика не была признана как самостоятельная отрасль знаний, описания специфических личностных характеристик, свойственных выдающимся людям, в психологии одаренности и творчества получили широкое распространение.Большинство исследователей, изучавших биографии выдающихся творцов (Леонардо да Винчи, Рембранта, Галилея, ПетраI, Менделеева, Ньютона, Гегеля, Наполеона, Ломоносова, Дарвина, Павловаи др.), пришли к выводам о том, что в детстве этих людей чаще всего характеризовали как высокоинтеллектуальных, любознательных (90%); волевых с ярко выраженным стремлением к высоким достижениям (90%); нравственных, критичных, честных, серьезных (75%); усердных тружеников, хорошо переносящих одиночество,отличающихся твердостью характера (75%). Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опытуи фантазиям.Гилфорд сформировал собственный список психических качеств, характерных для выдающихся людей, который включает следующие характеристики:беглость и гибкость мышления, оригинальность, зоркость в поисках проблем, находчивость, реактивность ума,остроумие, способность к достраиванию, принципиальное допущение известной неопределенности, нестрогости, стремление к конвергентному мышлению, способность к дивергентному мышлению, желание не быть похожим, осознанный вызов традиции, высокая самодисциплина, стремление к совершенству, готовность идти на риск.Однако наряду с личностными качествами, имеющими позитивное психологическое содержание,исследователи выделяют и проблемы личностного развития, которые присущи многим одаренным детям и не позволяют им достичь высоких результатов в будущей профессиональной деятельности и жизни в целом. Лишь небольшая часть одаренных детей (по разным исследованиям от 2 до 3%) , вырастая, реализуют свои способности на соответствующем их возможностям уровне. Так, В.С.Юркевич и Е.В.Лаутова отмечают, что познавательная деятельность одаренных детей обычно происходит в условиях комфорта и не требует преодоления трудностей, у них возникает проблема недостаточно развитой волевой регуляции. Одаренные дети очень рано настраиваются на получение и накопление знаний, что позитивно оценивается и поддерживается учителями.Однаковследствиеэтого такиедети нередкоиспытывают трудности при необходимости проявлениянестандартного, творческогоподхода, креативности в процессе решения задачи. Это в дальнейшемприводит к проблемам профессионального самоопределения и самореализации. Одаренные дети нередко испытывают трудности общения со сверстниками, они не достаточно включены в социальные нормы и требования коллектива, социально дезадаптированы. Многие имеют проблемы в эмоциональной сфере, которые выражаются в чрезмерной чувствительности к окружающей среде, повышенной эмоциональной открытости, уязвимости, обостренном восприятии своих достижений и неудач.~ 3~
ART 12090
УДК159.922.765
Трудности в общении и специфика эмоциональной сферы одаренных детей нередко приводят к неустойчивости их самооценки и формированию неадекватной «Яконцепции». По мнению В.С.Юркевич, у многих одаренных детей не достаточно развита способность к самоактуализации, что связано с несоответствием высоких целей, которые ставят перед собой одаренные дети,и уровнем сформированности у них необходимых для достижения высоких целей личностных качеств, в первую очередь, волевых и эмоциональных.Недостаточная способность к самореализации одаренных детей, согласно В.С.Юркевич,проявляется в несформированности навыков действовать в ситуации неопределенности, отсутствия обратной связи и гарантии безусловного успеха познавательной деятельности (что характерно для творческой ситуации);неумении справляться с различными кризисными и стрессовымиситуациями; невозможности преодоления стереотипа преимущественного обучения, усвоения сравнительно с требованиями продуктивной творческой деятельности. Таким образом, исследователи выделяют как позитивные, так и негативные личностные особенности одаренных детей, влияющие на их личностное и профессиональное самоопределение и самореализацию.Наиболее полное и системное представление о личностном развитии одаренных детей, в котором объединяются различные исследования о развитии личности одаренного ребенка, содержится в Рабочей концепции одаренности.Авторы концепции (Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шадриков, А.В.Брушлинский, В.Н.Дружинин, В.С.Юркевич) предлагают различать одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.В Концепции подробно освещена проблема особенностей личности одаренных детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, качеств личности детей и неравномерность их психического развития, взаимоотношения со сверстниками и педагогами, роль семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка.Одаренность с гармоничным типом развития авторы называют «счастливым» вариантом жизни ребенка. Их высокие достижения в определенной предметной области сочетаются с высоким уровнем личностного развития. К особенностям личности одаренных детей с гармоничным типом развития относятся стремление к творчеству, отказ от традиционных методов решения; высокая самостоятельность и инициативность в процессе обучения; высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями;независимость, автономность, отсутствие склонности думать и поступать в соответствии с мнением большинства. Вцелом эта группа одаренных детей характеризуется высокой адаптацией к школе и коллективу сверстников, эмоциональной и физической зрелостью.Как правило, именно эта категорияодаренных детей добивается во взрослой жизни высокихуспехов в выбранной ими профессиональной сфере.Конечно, у этих детей могут возникать проблемы личностного развития. Обычно в том случае, когдане учитываются их повышенные возможности и обучение является для них слишком легким, а также при неправильном воспитании и отношении со стороны родителей и учителей.Процесс становления одаренности детей с дисгармоничным типом развития личности сопровождается различными психологическими, психосоматическими и даже психопатологическими проблемами, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».У данной категории одаренных детей часто отмечается ярко выра~ 4~
ART 12090
УДК159.922.765
женная неравномерность психического развития (диссинхрония), когда одна сфера (обычно интеллектуальная) значительно опережает другие сферы развития (эмоциональную, социальную и физическую). В ряду особенностей личностного развития данной группы детей наиболее выраженными являются: перфекционизм (чрезмерное стремление добиться совершенства) нередко не соответствующий реальным возможностям; эмоциональные проблемы, повышенная впечатлительность, чувствительность, чувство вины, депрессивность, склонность к аффективному поведению; недостаточная развитостьнавыков саморегуляции, настойчивости, самостоятельности, трудности в проявлении волевых усилий; недостаточная креативность, трудности при решении проблем, требующих проявления творчества. У одаренного ребенка, развивающегося по дисгармоничному типу, обычно нарушены взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Такие дети проявляют неконформностьв общении, редко становятся лидерами в группе сверстников, обычно занимают социальную позицию изолированного или отвергаемого члена группы.Негативные личностные особенности одаренных детей с дисгармоничным типом развития, особенно индивидуализм и отсутствие дистанции со взрослыми,могут вызвать неприятие их учителями, что усугубляет проблемы личностного развития,негативно сказывается на эмоциональном состоянии и здоровье одаренных детей.Таким образом, группа одаренных детей неоднородна по личностным особенностям, влияющим на их личностное и профессиональное самоопределение. Нарядус личностными особенностями, характерными для многих одаренных детей, можно выделить и индивидуальные личностные особенности, обусловленные спецификой социальной ситуации развития одаренного ребенка. Знание данных особенностей позволит педагогам определить направления психологопедагогической коррекции личностного развития одаренныхдетей, разработать адресные программы личностного развития одаренных детей и предупредить возникновение у них трудностей в профессиональномразвитии и личной жизни.Для изучения индивидуальноличностных особенностей эстетически одаренных детей, влияющие на успешность их профессионального самоопределения, мы провели психологическую диагностику одаренных детей, обучающихся в ГОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школаинтернат», г.ЙошкарОла (И.С.Арон, О. Е. Николаева) по методикам: тестопросник Г. Айзенка EPI в адаптированном варианте А.Г. Шмелева имногофакторныйличностный опросникР.Б. Кеттела.Согласно результатамисследования по методике Г.Айзенка у эстетически одаренных детей прослеживается явное преобладание холерического и сангвинического темперамента.Что свидетельствует о высоком уровне психической активности, энергичности, работоспособностииспытуемых. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции преимущественно положительные быстро возникают и быстро сменяются. У части испытуемых проявилось преобладание меланхолического темперамента, т.е. у них отмечаются такие качества как высокая эмоциональная чувствительность к происходящимс ними событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, а также повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.Среди исследуемых одаренных детеймало флегматиков, которыехарактеризуются спокойствием, отсутствием ярких эмоциональных реакций на происходящие вокруг события.Сильные стороны наиболее выраженных у исследуемых детей темперамен~ 5~
ART 12090
УДК159.922.765
тов (холерического и сангвинического):высокая активность, энергичность, решительность,высокая адаптивность, общительность, жизнерадостность –будут способствовать формированию готовности подростков к профессиональному самоопределению.Для изучения личностных свойств эстетически одаренных подростков, влияющих на результаты их профессионального и личностного самоопределения, был использован многофакторный личностныйопросник Р. Б.Кеттела.По данным методики Р.Б.Кеттела,у эстетическиодаренных детей наиболее выраженными оказались, с одной стороны,такие качества, как беспечность,беззаботность, импульсивность, веселость и разговорчивость. При этом выявились такие негативные личностные особенности как внутренняя напряженность, возбужденность, подозрительность, раздражительность,излишнее самомнение. Недостаточно развиты, согласно методике Кеттела, у эстетически одаренных детей такие качества как смелость, радикализм, самоконтроль, самостоятельность. В целом анализ индивидуальноличностных особенностей эстетически одаренных детей позволяет сделать вывод о том, что если типологические, природно обусловленные характеристикиисследуемых детей (свойства нервной системы, темперамент) способствуют успешности их профессионального самоопределения, то содержание ряда личностных характеристик свидетельствует о недостаточной психологической готовности эстетически одаренных детей к профессиональному самоопределению и требует психологопедагогической коррекции.
Ссылки на источники1.Арон И.С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте.–ЙошкарОла: Марийский институт образования, 2010. –356 с.2.Лаутова Е.В. Проблема профессиональноличностного самоопределения одаренных детей// Материалы Международной научнопрактич. конференции«Диалог одаренных детей в Открытом обществе».–Оренбург: РИ КГО УОГУ, 2002.–С.94–96.3.Личностное развитие и профессиональное самоопределение одаренного ребенка в этнокультурном образовательном пространстве школы/Авт.сост. И.С.Арон. –ЙошкарОла: Марийский институт образования, 2011. –136 с.4.Рабочая концепция одаренности/Под ред. Д.Б.Богоявленской, В.Д.Шадрикова, А.В.Брушлинского, В.Н.Дружинина, В.С.Юркевич –М., 2003. –94 с.5.Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. –М.: Просвещение, 1996. –136 с.
Aron Irina,Сandidateof Psychological Sciences, associate professor, chair of history and psychology Mari State Technical University, YoshkarOlairinast62@gmail.comPersonality characteristics of a gifted child in the structure of psychological readiness for professional selfdeterminationAbstract.The work analyzes the personality characteristics of gifted children in the context of their psychological readiness for professional selfdetermination. Identifies the problems of personal development of gifted children, to their successful professional selfdetermination. The conclusions of the author are based both on the results of the theoretical study of the problem and its own experimental studies.Keywords:personality, a gifted child, professional selfdetermination, the psychological readiness for professional selfdetermination.
ISSN 2304120X
ART 12090
УДК159.922.765
Арон Ирина Станиславовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры истории и психологии ФГБОУ ВПО «Марийскийгосударственныйтехническийуниверситет», г.ЙошкарОлаirinast62@gmail.com
Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению
Аннотация. В работе анализируются личностные особенности одаренных детей в контексте их психологической готовности к профессиональному самоопределению. Выявляются проблемы личностного развития одаренных детей, препятствующие их успешному профессиональному самоопределению. Выводы автора основываются как на результатах теоретического изучения проблемы, так и собственных экспериментальных исследованиях.Ключевые слова: личность,одаренный ребенок,профессиональное самоопределение, психологическая готовность к профессиональному самоопределению.
Основным компонентом готовности к профессиональному самоопределению является психологическая готовность какцелостное образование личности, позволяющее самостоятельно и осознанно осуществлять стратегию формирования и реализации профессионального становления и развития. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению представляет собойсовокупность когнитивных, мотивационных, операциональных, ценностносмысловых и рефлексивных характеристик личности при ведущей роли мотивационных и ценностносмысловых составляющих как стержневых, направляющих психических образований [1]. Тенденции гуманизации и субъективизации современного образования определяют необходимость разработки адресных программ формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению с учетом общихзакономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей обучающихся, личность которых формируется в особой социальной ситуации развития.Проблема формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития ещене достаточно разработана в теоретическом и методологическом плане. Представленные в литературе исследования носят в основном практический характер и направлены на изучение отдельных аспектов проблемы.В настоящее время исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития представлены преимущественно работами по изучению профессионального самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей,а также особенностей профессионального самоопределения, обусловленных гендером. Проведены отдельные исследования, направленные на изучение профессионального самоопределения трудновоспитуемых детей. Большое количество «особых социальных ситуаций развития» в контексте формирования профессионального самоопределения остаются не изученными,в том числе не изучены проблемы профессионального самоопределения одаренных детей.Теоретическим основанием для выявления личностных особенностей одаренных детей, влияющих на их профессиональное самоопределение, могут служить работы отечественных и зарубежных психологов, таких какИ.С. Аверина, А.Г. Асмолов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б.Богоявленская, В.И. Панов, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков, ~ 2~
ART 12090
УДК159.922.765
М.А. Холодная, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков, Г.Т. Шпарева, Н.Б. Шумакова, Е.С. Щеблановой, В.С.Юркевич, Дж.Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др.[2–5].Большинство исследователей отмечают, что,несмотря на индивидуальное своеобразие проявлений одаренности,существует довольно много личностных черт, характерных для большинства одаренных детей, проявляющихся в мышлении и поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми.
В истории культуры была предпринята попытка создания специальной науки для изучения особенностей выдающихся людей–историометрики.Ееавтор Ф.Вудз предложил дляобнаружениязакономерностей и взаимосвязи в становлении и развитии выдающихся людей прослеживать их жизнь от детских лет до зрелости. И хотя историометрика не была признана как самостоятельная отрасль знаний, описания специфических личностных характеристик, свойственных выдающимся людям, в психологии одаренности и творчества получили широкое распространение.Большинство исследователей, изучавших биографии выдающихся творцов (Леонардо да Винчи, Рембранта, Галилея, ПетраI, Менделеева, Ньютона, Гегеля, Наполеона, Ломоносова, Дарвина, Павловаи др.), пришли к выводам о том, что в детстве этих людей чаще всего характеризовали как высокоинтеллектуальных, любознательных (90%); волевых с ярко выраженным стремлением к высоким достижениям (90%); нравственных, критичных, честных, серьезных (75%); усердных тружеников, хорошо переносящих одиночество,отличающихся твердостью характера (75%). Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опытуи фантазиям.Гилфорд сформировал собственный список психических качеств, характерных для выдающихся людей, который включает следующие характеристики:беглость и гибкость мышления, оригинальность, зоркость в поисках проблем, находчивость, реактивность ума,остроумие, способность к достраиванию, принципиальное допущение известной неопределенности, нестрогости, стремление к конвергентному мышлению, способность к дивергентному мышлению, желание не быть похожим, осознанный вызов традиции, высокая самодисциплина, стремление к совершенству, готовность идти на риск.Однако наряду с личностными качествами, имеющими позитивное психологическое содержание,исследователи выделяют и проблемы личностного развития, которые присущи многим одаренным детям и не позволяют им достичь высоких результатов в будущей профессиональной деятельности и жизни в целом. Лишь небольшая часть одаренных детей (по разным исследованиям от 2 до 3%) , вырастая, реализуют свои способности на соответствующем их возможностям уровне. Так, В.С.Юркевич и Е.В.Лаутова отмечают, что познавательная деятельность одаренных детей обычно происходит в условиях комфорта и не требует преодоления трудностей, у них возникает проблема недостаточно развитой волевой регуляции. Одаренные дети очень рано настраиваются на получение и накопление знаний, что позитивно оценивается и поддерживается учителями.Однаковследствиеэтого такиедети нередкоиспытывают трудности при необходимости проявлениянестандартного, творческогоподхода, креативности в процессе решения задачи. Это в дальнейшемприводит к проблемам профессионального самоопределения и самореализации. Одаренные дети нередко испытывают трудности общения со сверстниками, они не достаточно включены в социальные нормы и требования коллектива, социально дезадаптированы. Многие имеют проблемы в эмоциональной сфере, которые выражаются в чрезмерной чувствительности к окружающей среде, повышенной эмоциональной открытости, уязвимости, обостренном восприятии своих достижений и неудач.~ 3~
ART 12090
УДК159.922.765
Трудности в общении и специфика эмоциональной сферы одаренных детей нередко приводят к неустойчивости их самооценки и формированию неадекватной «Яконцепции». По мнению В.С.Юркевич, у многих одаренных детей не достаточно развита способность к самоактуализации, что связано с несоответствием высоких целей, которые ставят перед собой одаренные дети,и уровнем сформированности у них необходимых для достижения высоких целей личностных качеств, в первую очередь, волевых и эмоциональных.Недостаточная способность к самореализации одаренных детей, согласно В.С.Юркевич,проявляется в несформированности навыков действовать в ситуации неопределенности, отсутствия обратной связи и гарантии безусловного успеха познавательной деятельности (что характерно для творческой ситуации);неумении справляться с различными кризисными и стрессовымиситуациями; невозможности преодоления стереотипа преимущественного обучения, усвоения сравнительно с требованиями продуктивной творческой деятельности. Таким образом, исследователи выделяют как позитивные, так и негативные личностные особенности одаренных детей, влияющие на их личностное и профессиональное самоопределение и самореализацию.Наиболее полное и системное представление о личностном развитии одаренных детей, в котором объединяются различные исследования о развитии личности одаренного ребенка, содержится в Рабочей концепции одаренности.Авторы концепции (Д.Б.Богоявленская, В.Д.Шадриков, А.В.Брушлинский, В.Н.Дружинин, В.С.Юркевич) предлагают различать одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.В Концепции подробно освещена проблема особенностей личности одаренных детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, качеств личности детей и неравномерность их психического развития, взаимоотношения со сверстниками и педагогами, роль семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка.Одаренность с гармоничным типом развития авторы называют «счастливым» вариантом жизни ребенка. Их высокие достижения в определенной предметной области сочетаются с высоким уровнем личностного развития. К особенностям личности одаренных детей с гармоничным типом развития относятся стремление к творчеству, отказ от традиционных методов решения; высокая самостоятельность и инициативность в процессе обучения; высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями;независимость, автономность, отсутствие склонности думать и поступать в соответствии с мнением большинства. Вцелом эта группа одаренных детей характеризуется высокой адаптацией к школе и коллективу сверстников, эмоциональной и физической зрелостью.Как правило, именно эта категорияодаренных детей добивается во взрослой жизни высокихуспехов в выбранной ими профессиональной сфере.Конечно, у этих детей могут возникать проблемы личностного развития. Обычно в том случае, когдане учитываются их повышенные возможности и обучение является для них слишком легким, а также при неправильном воспитании и отношении со стороны родителей и учителей.Процесс становления одаренности детей с дисгармоничным типом развития личности сопровождается различными психологическими, психосоматическими и даже психопатологическими проблемами, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».У данной категории одаренных детей часто отмечается ярко выра~ 4~
ART 12090
УДК159.922.765
женная неравномерность психического развития (диссинхрония), когда одна сфера (обычно интеллектуальная) значительно опережает другие сферы развития (эмоциональную, социальную и физическую). В ряду особенностей личностного развития данной группы детей наиболее выраженными являются: перфекционизм (чрезмерное стремление добиться совершенства) нередко не соответствующий реальным возможностям; эмоциональные проблемы, повышенная впечатлительность, чувствительность, чувство вины, депрессивность, склонность к аффективному поведению; недостаточная развитостьнавыков саморегуляции, настойчивости, самостоятельности, трудности в проявлении волевых усилий; недостаточная креативность, трудности при решении проблем, требующих проявления творчества. У одаренного ребенка, развивающегося по дисгармоничному типу, обычно нарушены взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Такие дети проявляют неконформностьв общении, редко становятся лидерами в группе сверстников, обычно занимают социальную позицию изолированного или отвергаемого члена группы.Негативные личностные особенности одаренных детей с дисгармоничным типом развития, особенно индивидуализм и отсутствие дистанции со взрослыми,могут вызвать неприятие их учителями, что усугубляет проблемы личностного развития,негативно сказывается на эмоциональном состоянии и здоровье одаренных детей.Таким образом, группа одаренных детей неоднородна по личностным особенностям, влияющим на их личностное и профессиональное самоопределение. Нарядус личностными особенностями, характерными для многих одаренных детей, можно выделить и индивидуальные личностные особенности, обусловленные спецификой социальной ситуации развития одаренного ребенка. Знание данных особенностей позволит педагогам определить направления психологопедагогической коррекции личностного развития одаренныхдетей, разработать адресные программы личностного развития одаренных детей и предупредить возникновение у них трудностей в профессиональномразвитии и личной жизни.Для изучения индивидуальноличностных особенностей эстетически одаренных детей, влияющие на успешность их профессионального самоопределения, мы провели психологическую диагностику одаренных детей, обучающихся в ГОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школаинтернат», г.ЙошкарОла (И.С.Арон, О. Е. Николаева) по методикам: тестопросник Г. Айзенка EPI в адаптированном варианте А.Г. Шмелева имногофакторныйличностный опросникР.Б. Кеттела.Согласно результатамисследования по методике Г.Айзенка у эстетически одаренных детей прослеживается явное преобладание холерического и сангвинического темперамента.Что свидетельствует о высоком уровне психической активности, энергичности, работоспособностииспытуемых. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции преимущественно положительные быстро возникают и быстро сменяются. У части испытуемых проявилось преобладание меланхолического темперамента, т.е. у них отмечаются такие качества как высокая эмоциональная чувствительность к происходящимс ними событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, а также повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.Среди исследуемых одаренных детеймало флегматиков, которыехарактеризуются спокойствием, отсутствием ярких эмоциональных реакций на происходящие вокруг события.Сильные стороны наиболее выраженных у исследуемых детей темперамен~ 5~
ART 12090
УДК159.922.765
тов (холерического и сангвинического):высокая активность, энергичность, решительность,высокая адаптивность, общительность, жизнерадостность –будут способствовать формированию готовности подростков к профессиональному самоопределению.Для изучения личностных свойств эстетически одаренных подростков, влияющих на результаты их профессионального и личностного самоопределения, был использован многофакторный личностныйопросник Р. Б.Кеттела.По данным методики Р.Б.Кеттела,у эстетическиодаренных детей наиболее выраженными оказались, с одной стороны,такие качества, как беспечность,беззаботность, импульсивность, веселость и разговорчивость. При этом выявились такие негативные личностные особенности как внутренняя напряженность, возбужденность, подозрительность, раздражительность,излишнее самомнение. Недостаточно развиты, согласно методике Кеттела, у эстетически одаренных детей такие качества как смелость, радикализм, самоконтроль, самостоятельность. В целом анализ индивидуальноличностных особенностей эстетически одаренных детей позволяет сделать вывод о том, что если типологические, природно обусловленные характеристикиисследуемых детей (свойства нервной системы, темперамент) способствуют успешности их профессионального самоопределения, то содержание ряда личностных характеристик свидетельствует о недостаточной психологической готовности эстетически одаренных детей к профессиональному самоопределению и требует психологопедагогической коррекции.
Ссылки на источники1.Арон И.С. Формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению в детском возрасте.–ЙошкарОла: Марийский институт образования, 2010. –356 с.2.Лаутова Е.В. Проблема профессиональноличностного самоопределения одаренных детей// Материалы Международной научнопрактич. конференции«Диалог одаренных детей в Открытом обществе».–Оренбург: РИ КГО УОГУ, 2002.–С.94–96.3.Личностное развитие и профессиональное самоопределение одаренного ребенка в этнокультурном образовательном пространстве школы/Авт.сост. И.С.Арон. –ЙошкарОла: Марийский институт образования, 2011. –136 с.4.Рабочая концепция одаренности/Под ред. Д.Б.Богоявленской, В.Д.Шадрикова, А.В.Брушлинского, В.Н.Дружинина, В.С.Юркевич –М., 2003. –94 с.5.Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. –М.: Просвещение, 1996. –136 с.
Aron Irina,Сandidateof Psychological Sciences, associate professor, chair of history and psychology Mari State Technical University, YoshkarOlairinast62@gmail.comPersonality characteristics of a gifted child in the structure of psychological readiness for professional selfdeterminationAbstract.The work analyzes the personality characteristics of gifted children in the context of their psychological readiness for professional selfdetermination. Identifies the problems of personal development of gifted children, to their successful professional selfdetermination. The conclusions of the author are based both on the results of the theoretical study of the problem and its own experimental studies.Keywords:personality, a gifted child, professional selfdetermination, the psychological readiness for professional selfdetermination.
ISSN 2304120X