Информационная образовательная среда как средство интенсификации самостоятельной работы студентов-заочников в условиях дистанционного изучения иностранного языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вишневская Г. В. Информационная образовательная среда как средство интенсификации самостоятельной работы студентов-заочников в условиях дистанционного изучения иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №7 (Июль). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12089.htm.
Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования возможностей информационных технологий в образовании. Обсуждается вопрос дистанционного обучения студентов-заочников иностранному языку в информационной образовательной среде. Предлагается концептуальное обоснование интенсификации самостоятельной работы студентов заочного отделения вуза с использованием информационных технологий.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
~ 1~

ART 12089

УДК37.018.43

Вишневская Галина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г.Пензаassol@pnz.ru

Информационная образовательная среда как средство интенсификации самостоятельной работы студентовзаочников в условиях дистанционного изучения иностранного языка

Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования возможностей информационных технологий в образовании. Обсуждается вопрос дистанционного обучения студентовзаочников иностранному языку в информационной образовательной среде. Предлагается концептуальное обоснование интенсификации самостоятельной работы студентов заочного отделения вуза с использованием информационных технологий.Ключевые слова: информационная образовательная среда, самостоятельная работа студентовзаочников, дистанционное обучение.

Одной из наиболее важных задач, которая встает перед преподавателем иностранного языка в неязыковом вузе, является организация самостоятельной работы студентов заочного отделения, решение которой раскрывает большие возможности для интенсификации учебного процесса и его индивидуализации.В работах исследователей Е. В. Александровой, Г. В. Вишневской, Е. Н. Зайцевой, О. В. Ильиной, О. П. Крюковой, И. П. Павловой [1‬6], и др. показано, что современные информационные технологии обладают большим потенциалом для решения этих проблем, что позволяет рассматривать их в качестве перспективной среды обучения иностранному языку.Информатизация и медиатизация международной социокультурной среды, профессиональных сфер, образования и науки приводят к тому, что вхождение в иноязычную культуру невозможно без информатизированной практики языковой деятельности. Актуальность такого подхода обусловливается и необходимостью перехода всей системы вузовского образования к так называемому открытому образованию. Поставленные цели логично достигать с помощью компьютерных средств, логично сочетая их использование с традиционными методиками обучения иностранным языкам.

К решению задач, связанных с обучением иностранному языку, следует подходить дифференцированно, поскольку многие аспекты выработки языковой компетенции зависятот характера, содержания и направленности подготовки будущего специалиста. Несмотря на немалый опыт использования средств новых информационных технологий в образовании в целом и в обучении иностранному языку в частности, остается проблема поиска оптимальных форм применения компьютеров в учебном процессе, а также использования различных дидактических возможностей информационных технологий, отвечающих требованиям современного учебного процесса в вузе.Развернутое использование в обучении языку новых информационных технологий требует системной разработки и прогнозирования, т.к.эволюция этих технологий идет в темпе, значительно опережающем темп методического осмысления вопросов в обучении языкам. Сейчас как никогда уместно поставить вопрос о разработке на обновленной научной основе базисной психологопедагогической системы ~ 2~

ART 12089

УДК37.018.43

обучения языкам, реализующей современные идеи и тенденции,способной получить дальнейшую дифференцированную методическую реализацию в зависимости от целей, условий и форм обучения.

Ключевым, по мнению современных российских и зарубежных исследователей, является понимание того, каким образом должно происходить включение компьютера в процесс обучения, чтобы наиболее эффективным образом обеспечит вовлечение в процессы познания всей личности студента на уровне творческого, диалогического мышления и социальной активности, как это имеет место в профессиональной деятельности.

Таким образом, на первый план выходит концептуальное обоснование целостной системы учебной предметной познавательной деятельности с использованием информационных технологий, сохраняющей основные этапы формирования умственных действий с использованием конструктивного анализа и моделирования предметных сред.Специфическим свойством среды, в которой происходит образовательный процесс, является ее насыщенность образовательными ресурсами. Создание, обогащение и распределение таких ресурсов или, другими словами, организация развивающих возможностей среды, является ключевой педагогической задачей.Многообразие находящихся в развитии информационнообразовательных сред формирует информационнообразовательную среду отдельного вуза, группы вузов и т. д.Развитиедистанционного обучения, разработкаи реализацияконцепции открытого образовательного пространства России, объединение и развитие образовательных сред приводят к развитию образовательного пространства, суть которого составляют специальным образом организованные, структурированные и социализированные образовательные среды, выполняющие функции трансляции социального и индивидуального опыта и освоения культуры.Структура среды, ее наполнение, обучающие и развивающие функции зависят от задач, которые ставятся в процессе преподавания той или иной дисциплины. Активный образовательный процесс рассматривается как межличностное, диалогическое взаимодействие, организуемое в направлении достижения объединяющей субъектов обучения цели ‬освоения необходимых знаний, формирования теоретического и практического мышления и развития личности будущего профессионала.Особенности структуры, содержания и функций информационнообучающей среды, в которой осуществляется обучение иностранному языку студентовзаочников неязыковых специальностей, определяются целым рядом факторов, которые вытекают изсовременной дидактической, методической и психологической специфики вузовского обучения иностранному языку, а также конкретных практических задач, стоящих перед курсом иностранного языка в неязыковом вузе. Дистанционное обучение − это разновидность заочного образования, предусматривающая активный обмен информацией между учащимися и преподавателями, а также между самими учащимися, и использующая в максимальной степени современные средства новых информационных технологий.Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining) − комплексную систему, включающую планирование, распространение и управление программами обучения, использующую для этого передовые средства дальней связи.~ 3~

ART 12089

УДК37.018.43

Современные компьютерные телекоммуникации могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили,что качество и структура учебных курсов равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения.Дистанционное обучение, как дальнейшее развитие системы заочного обучения, предусматривает активный обмен информацией между учащимися и преподавателями, атакже между самими учащимися, что предопределяет его эффективность и большие перспективы для использования в системе образования.За последние десятилетия дистанционное обучение получило не только свое имя, но и выделилось из системы заочного обучения за счет технологического прорыва − использования новых коммуникационных технологий (компьютерных телекоммуникаций, спутниковой связи, аудиои видеотехнологий), позволивших обеспечить постоянное интерактивное взаимодействие между участниками обучения,невзираяна их географическую удаленность друг от друга.Организация дистанционного обучения позволит решить многим студентамзаочникам проблемы нехватки времени, финансовых затрат, поиска необходимых учебников, справочников и других пособий по иностранному языку. Правильно организованное дистанционное обучение по заочной формепредполагаетформирование у студентов критического мышления, умение работать самостоятельно и в группах, пользоваться первоисточниками, использовать в своем обучении различные информационные средства, в том числе Интернет, критически оценивать эффективность применения доступных им средств и ресурсов, а также качество предоставляемой информации.Особенностью дистанционного обучения на заочном отделении является его практическая направленность. Современные системы образования должны обеспечивать развитие компетентности обучающихся на основе использования не абстрактных теоретических задач, а реальных практических проблем, стоящих перед ними.Главное отличие дистанционного обучения от традиционного заочного, как уже отмечалось, − интерактивность, т.е. постоянное систематическое взаимодействие преподавателя и студентов между собой в учебном процессе, в том числе и на уровне учебнометодических материалов и других средств обучения, созданных преподавателем и прошедших экспертизу. Имея на руках печатные, электронные учебные пособия преподавателя, другие средства обучения, нет необходимости проводить лекционные занятия в традиционной форме. В данном случае основными носителями информации являются не преподаватели, а учебники и другие учебнометодические материалы. Целью преподавания при дистанционных формах обучения является выработка у обучающихся практических навыков оценки реальной действительности с целью формирования собственного адекватного поведения. На заочном отделении обучаются уже сложившиеся люди, обладающие своими специфическими умениями и навыками, и чаще всего это не первое получаемое студентом образование.При использовании дистанционного обучения у студентов трансформируется уже имеющаяся у них система практических и теоретических знаний, что облегчает задачу обучения, но это усложняет задачу тем, что заставляет преподавателей хорошо ориентироваться в реальных проблемах обучающихся и быть всегда на уровне ~ 4~

ART 12089

УДК37.018.43

этих проблем. Успех дистанционного обучения при заочной формезависит от профессионализма преподавателей, качества учебнометодических пособий, использованных методов, эффективности обратной связи«студент ‬преподаватель».Сформированность готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности имеет особую значимость при изучении иностранного языка, поскольку усвоение большого объема иноязычного материала происходит дистанционно в процессе самостоятельной работы, в искусственной среде. Кроме того, иностранный язык является важным средством общения, а знание его создает условия для активного участия студентов в общественной и профессиональной деятельности. Все это обусловливает необходимость разработки новых путей и выявления условий оптимизации процесса изучения иностранного языка в высшей заочной школе на основе реализации современных инновационных образовательных технологий, способствующих эффективной подготовке активных, самостоятельных, творческих специалистов.При отборе современных образовательных технологий, направленных на подготовку студентовзаочников к самостоятельной работе в процессе изучения иностранного языка, по нашему мнению, целесообразнее не отдавать преимущество инновационным технологиям, а разумно сочетать их с традиционными, на основе комплексного интегративного подхода к обучению с учетом принципа вариативности как в содержательном, так и в организационном плане, который открывает широкие возможности сочетания различных образовательных технологий в совокупности и способствует эффективномуформированию познавательной и самостоятельной активности студентовзаочников.Таким образом, решающим условием формирования навыков компьютерноопосредованной самостоятельной работы является ориентация учебного процесса в целом, во всех его частях и на всех этапах обучения на активную самостоятельную познавательную деятельность в компьютерной среде, которая должна рассматриваться через призму отношений и потребностей личности в условиях поисковой творческой, учебнопознавательной, коммуникативной и другихвидов деятельности, в развитии внутренней потребности изучения иностранного языка, связанного с будущей профессией.

Ссылки на источники1.Александрова Е. В. Повышение качества подготовки студентов заочной формы обучения на основе инфокоммукационных технологий в техническом вузе: дис. … канд. пед. наук.‬Самара, 2005.‬180 с.2.Вишневская Г. В. Внедрение дистанционных технологий в процесс обучения иностранному языку студентовзаочников неязыковых вузов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. ‬2011.‬N24.‬С.589‬592.3.ЗайцеваЕ. Н. Информационнообучающая среда как средство развитиясамостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку: автореф. дис. …канд. пед. наук. ‬Ярославль, 2003.‬23 с.4.Ильина О. В. Оптимизация самостоятельной работы студентов по овладению иноязычной речевой деятельностью с помощью компьютерных технологий: дис. … канд. пед. наук. ‬Смоленск, 2002. ‬166 с.5.Крюкова О. П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английскогоязыка).‬М.: Логос, 1998. ‬128 с.6.Павлова И. П. Обучающие программы в самостоятельной работе по иностранному языку: автореф. дис. … дра пед. наук. ‬М., 1992. ‬43 с.~ 5~

ART 12089

УДК37.018.43

Vishnevskaya Galina,Candidate of Pedagogical Sciences, Chairman of Social Work and Psychology Department of Russian State Social University, Penza branchassol@pnz.ruThe information educational environment as a means of the intensification of independent work ofcorrespondence students in the conditions of distance learning a foreign languageAbstract. In the article the need of using possibilities of information technologies for education is considered. The question of distance learning a foreign language bycorrespondence students in the information educational environment is discussed. Conceptual justification of an intensification ofcorrespondence students‱ independent work with using information technologies is offered.

Keywords: information educational environment, independent work ofcorrespondence students, distance learning.ISSN 2304120X