Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Холопова Л. А. Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №8 (Август). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12105.htm.
Аннотация. В статье речь идёт о важности составляющих той среды, где развивается личность и получает первые социальные опыты, которые должны ей помочь определиться в жизни во всех положительных смыслах и стать достойным гражданином страны, уметь противостоять негативным вызовам среды. В связи с этим предлагается, как один из путей, гражданское образование, цель которого развитие гражданского и духовного самосознания личности в учебно-воспитательном процессе.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Холопова Любовь Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинскоготехнологическогоинститута(филиала) ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга Кемеровской областиkholopova_53@mail.ru

Современная социальная среда и её роль в самоопределении личностиигражданском становлении

Аннотация. В статье речь идёт о важностисоставляющих той среды, где развивается личность и получает первые социальные опыты, которыедолжны ей помочьопределитьсяв жизни во всех положительных смыслах и стать достойным гражданином страны, уметь противостоять негативным вызовам среды. Всвязи с этим предлагается, как один из путей, гражданское образование, цель которого развитие гражданского и духовного самосознания личности в учебновоспитательном процессе.Ключевые слова: социальная среда, личность и государство,социальное взаимодействие, первичная и вторичная социализация, десоциализация, адаптация, образовательная среда, гражданское образование, структурная модель гражданского образования.

Главная ценность современной гуманистической концепции–признание уникальной целостности личности в процессе её самовыражения. Поэтому личностноориентированная среда должна быть наполнена таким содержанием, которое позволяло бы развивать творческую и социальную активность молодого человека с учётом индивидуальной направленности. Безусловно, эта среда должна быть нравственной.Однако, как верно замечено классиком, « жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», поэтому большую роль играет тот факт, как общество на государственном уровне оказывает влияние на личностноориентированную образовательную среду.В современном мире сталкиваются два воззрения, касающиеся взаимоотношений между личностью и государством: подданническое и гражданственное. Первое предполагает слепое повиновение государству и безусловное превосходство обязанностей перед правами. Во втором –приоритет отдан партнерским отношениям между государством и гражданином, в рамках которых обе стороны имеют взаимные обязательства, а гражданин имеет права, которые гарантированы не только Конституцией, но и международными стандартами в области прав человека. В том и другом случае «личность усваивает образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, навыки, знания, позволяющие ей успешно функционировать в обществе» [1, с. 60], тоесть социализироваться. Ни для кого не секрет, что сегодня государство не проявило достаточной заинтересованности в воспитании дееспособных участников социального взаимодействия, поэтому современная российская молодёжь социализируется в сложных условиях.Об этом студенты пишут и в своих анкетах. Так, отвечая на вопрос«С оптимизмом или нет вы смотрите в будущее?», многие отмечают, что мало внимания уделяется проблемам молодёжи, не работают законы, слабо развивается производство, сложно решить жилищный вопрос.Социальнополитическое положение молодёжи во многом зависит от направленности общественного развития, политической системы общества. С помощью политики молодёжь решает задачи, стоящие перед ней. «За годы становления рыночной экономики в России в динамике ценностных ориентаций и процессе адаптации молодёжи проявился ряд противоречий. Как показывают социальные исследования, часть молодёжи считает, что появилось больше возможностей использовать свои способности и знания. В то же время многие недооценивают важность такого качества, как профессионализм» [2, с. 66].Объясняется это и тем, что разрушены связи вузов с предприятиями, отсутствует система распределения, статус молодого специалиста ничем не подкреплён. Оговорюсь –не везде и не все специальности. Но всётаки большинство выпускников, получив дипломы, отправляются «в никуда». Казалось бы, хорошо –свобода выбора, чего не было в советской системе образования. Но выбор предполагает наличие выбора, то есть возможности выбирать из чегото. А такой возможности нет. В то же время не хватает специалистов инженерных и технических специальностей, проблема с квалифицированными рабочими. Сегодня уже проблема с врачами, воспитателями детских садов, обозначилась невозможность полноценного преподавания отдельных предметовизза нехватки учителей, несмотря на повышение заработной платы. С другой стороны, бывают ситуации, когда выпускники неохотно идут или отказываются совсем работать по специальности в связи с низкой заработной платой, невозможностью решить жилищный вопрос, непорядочностью работодателей, которые лишают будущего работника официальной заработной платы, тем самым и должных отчислений в пенсионный фонд, скрываясь от налогов и обманывая государство.В договоре указывают минимальную оплату труда. Всё это является результатом разрыва между первичной и вторичной социализацией, правовой и социализацией нравственного поведения.В семье, скажем, воспитывают у ребёнка ответственность и порядочность, честность, а на уровне больших групп, организаций и официальных учреждений выпускник сталкивается с обманом и подлостью. Его индивидуальный социальный опыт не соотносится с законами, чаще –беззаконием, и опытом социальной среды, которая диктует своим гражданам динамику преступного сознания и поведения. Диктат идёт и со стороны средств массовой информации –разгул беспринципности, вседозволенности, безответственности, подкреплённый устрашающим ростом наркомании, алкоголизма и проституции. В результате у нас всё больше становится родителей, которым не нужны их дети. Разрушается важнейший институт первичной социализации –семья. Страшная цифра: ежегодно мы теряем по разным причинам около 10 тыс.(!)детей, «цветов жизни». «Главным для большинства молодых людей стала не семья, а деньги и карьера. Про детей забыли, ими некогда заниматься. У некоторых граждан просто атрофировались родительские инстинкты».Мамы, отказывающиеся от своих детей в роддоме! Каждый год несколько десятков тысячотказных детей. Матери объясняют такой поступок материальными причинами. Но как показывает практика (эксперимент в Курске), даже в случае предложения им денег, работы и жилья, всё равно отказываются»[3, с. 63]. В настоящее время широко распространена «критическая теория социализации» [4, с. 403], которая принадлежит немецкому философу и социологу Ю. Хабермесу. Социализация в теории этого философа имеет своей целью самоутверждение личности, что предполагает и воспитание критического отношения к элементам социальной среды. Индивидуальная жизнь личности, поиски своего «Я» –факторы постоянного её развития. Адаптация означает стремление индивида найти в своем внутреннем мире те черты, которые помогают приспособиться к другим людям. А если родителей нет, нет ихподдержки и любви, и ребёнок входит в число тех самых отказников? Вырастетли человек способным критически оценивать социальную среду?Вряд ли!Он не только не сможет критически оценить социальную среду, но и свои возможности и способности. Адаптируясь в общество, не способное жить по нравственным законам и, конечно, не проповедующее эти законы, юная личность начнёт воспроизводить нормы и установки, которые приобрела, происходит процесс десоциализации. Сегодня особенностью школьной среды является подготовка учащихся к ЕГЭ.Можно не знать истории своей страны, не восприниматьшедевры русской и международной культуры, но научиться выполнять ЕГЭ. Хотя в сущности, ЕГЭ –это некий стандарт. А стандарт и не предполагает развития индивидуальности. В связи с этим не происходит развития активной личности, способной сделать правильный выбор, осознавая реально свои возможности и способности. Наоборот, создаётся иллюзия, что достаточно «натаскивания» по ЕГЭ, и все дороги открыты. Можно поступить в любой вуз. Не поэтому ли уже сейчас мы говорим о том,преподавая на первом курсе, что многостудентов, слабо усвоившихшкольную программу. Таким студентам трудно учиться, и происходит отсев. Таким образом, будущий специалист не нашёл себя.

Как же изменить ситуацию? Возможно один из путей –это развитие гражданских качеств личности (мы много рассуждаем по поводу гражданского общества и гражданского самосознания, а думается, нужно создавать личностноориентированную среду, наполненную гражданским содержанием) на всех уровнях обучения, сохраняя преемственность средней и высшей школы. Изменить систему образования в школе, уйти от формализма и бездумного подражательства, от тотального обучения всех без учёта врождённых способностей, изменить пространственновременные рамки школьной среды. Предложенная далее модель показывает один из путей гражданского образования в учебновоспитательном процессе образовательного учреждения. Гражданское образование, на наш взгляд, –это многосторонний процесс, в результате которого на основе обучения и воспитания происходит развитие гражданских качеств и компетенцийличности для реализации себя в социальной роли гражданина страны[5, с.3–4]. Оно будет эффективным, если в основе созданной модели лежит взаимодействие всех уровней деятельности –аудиторной, внеаудиторной и внеучебной.Надо отметить, что под «уровнем организации гражданского образования» понимается уровень организации деятельности обучающихся, поскольку сущность современного образования, на наш взгляд, должна иметь деятельностный характер [6,с.3–4].Аудиторный уровень гражданского образованиянаиболее эффективно ориентирован на формирование соответствующих понятий и на их основе –убеждений, складывающихся в гражданское мировоззрение.Аудиторные средства являются системообразующими для двух следующих моделей организации гражданского образования –предметнотематической и надпредметной.В основе предметнотематическоймоделилежат те или иные учебные курсы. Однако освоение граждановедческой тематики в рамках и в контексте собственно учебного текста по устанавливаемым этим текстом правилам способно свести на нет важнейший компонент гражданской компетентности –личное отношение студента к темам граждановедения.

Надпредметная модель организации гражданского образования (ценностная) ориентирована на создание ценностного граждановедческого контекста, идентификацию и трансляцию гражданских ценностей в процессе преподавания любых учебных предметов, независимо от их содержания. Но надо учитывать отсутствие в российском образовании ряда необходимых для реализации данной модели традиций. Это традиции свободного обсуждения, «проговаривания» моральных и этических понятий с обучающимися; традиции бережной передачи преподавателем знаний и ценностей, относящихся к правам человека, этике социальной ответственности, установкам толерантности и плюрализма мнений; традиции демократичных отношений между обучающими и обучающимися. Третьим уровнем организации гражданского образования является внеучебный.Гражданское образование на внеучебном уровне нацелено на решение задач по включению студентов в абсолютно реальную, «не адаптированную» социальную практику[7, с.4].Данному уровню организации гражданского образования в наибольшей степени соответствует социальнопроективная модель, предполагающая участие ОУ в различных социальных проектах как международного, так и местного значения, связанных не только с тематикой гражданского образования.Данная структурная модель призвана объединить все уровни учебновоспитательной деятельности. Кроме этого, она должна включать следующие компоненты: цель, задачи, принципы, уровни, формы и методы организации гражданского образования, а также его критерии и результат, что наглядно представлено в предложенной нами модели (рис. 1).Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что исчерпанность модели «Общество –социальная машина» заставляетпоновому увидеть проблему гуманизма: резервы развития экономики, технологии, науки следует искать в самих людях, –без учёта и использования личностных ресурсов дальнейшее усовершенствование различных подсистем общества оказывается невозможным. Человечество начинает открывать истинную ответственность каждого человека независимо от расовой, национальной, религиозной и политической принадлежности за происходящее на земле. Наступает время, когда выбор человека становится в зависимость от самого себя. Поэтомуобразовательная среда должна, бесспорно, быть ориентирована на личность, должна создавать условия для выявления всех потенциальных, позитивных возможностей личности с последующей реализациейсебя в социальной роли гражданина страны, жителя Земли.



Рис. 1. Структурная модель гражданского образования вучебновоспитательном процессе

Ссылки на источники1–3. Рахимов Р. Молодёжная политика и социальное развитие студентов//Высшее образование в России. –2005. –№ 2. –С. 60–66.4.Хьелл Л., Зинглер Д. Теория личности (Основные положения исследования и применения).–СПб.: Питер Ком, 1998.–608 с.5–7. ХолоповаЛ. А., КучерявенкоС.В. Гражданское образование как система менеджмента. //Среднее профессиональное образование.–2011. –№ 8. –С.3–4. Holopova Ljubov,The candidate of pedagogical sciences Jurginsky technological institute of Tomsk polytechnical university, Jurga of the Kemerovo region, RussiaThe modern social environment and its role in selfdetermination of the person, in civil formationThe summary. In article it is a question of importance of components of that environment where the person develops and receives the first social experiences which should it help to be defined in life in all positive senses and to become the worthy citizen of the country, to be able to resist to negative calls of environment. In this connection it is offered, as one of ways, the secular education, which purpose development of civil and spiritual consciousness of the person in teaching and educational process.Keywords: the social environment, the person and the state social interaction, primary and secondary socialisation, десоциализация, adaptation, the educational environment, secular education, structural model of secular education.