Уровневое и структурное своеобразие родительских установок педагогов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Репринцева
Г.
А. Уровневое и структурное своеобразие родительских установок педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №9 (Сентябрь). – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12115.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования родительских установок педагогов, проведен их сравнительный и факторный анализ: сопоставлены родительские установки педагогов и непедагогов. Показано, что родительские установки педагогов обладают своеобразием, отражающим специфику их профессиональной деятельности, и выступают в качестве детерминант профессионального выбора и профессионального становления специалистов, занятых воспитанием детей.
Ключевые слова:
родительские установки, специфика родительских установок педагогов, структура родительских установок педагогов
Текст статьи
Репринцева Галина Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии ОГАОУ ДПО «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов», г. Белгородreprinzeva@gmail.com
Уровневое и структурное своеобразие родительских установок педагогов
Аннотация. В статье представлены результаты исследования родительских установок педагогов, проведен их сравнительный и факторный анализ: сопоставлены родительские установки педагогов и непедагогов. Показано, что родительские установки педагогов обладают своеобразием, отражающим специфику их профессиональной деятельности, и выступают в качестве детерминант профессионального выбора и профессионального становления специалистов, занятых воспитанием детей.Ключевые слова: родительские установки, специфика родительских установок педагогов, структура родительских установок педагогов.
Вслед за С.Л.Рубинштейном под установками личности мы понимаем «позиции личности, которые заключаются в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражаются в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление» [1, с.520]. Профессиональнопедагогические установки как фон и предпосылка профессиональнопедагогической деятельности базируются на более ранних психологических образованиях –родительских установках педагога, формирующихся задолго до профессионального образования и даже выбора профессии. Для изучения родительских установок педагогов использовался опросник «Измерения родительских установок и реакций» (PARY) Е.Шефера и Р.Белла, адаптированный Т.В.Архиреевой. Опросник PARYнаправлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания и не связан с установками на воспитание конкретного ребенка. Он позволяет изучать установки на воспитание детей вообще, в том числе и у потенциальных родителей. Именно опросник PARYрекомендован для использования в практике усыновления и создания семейных детских домов, а потому этот опросник применим и к педагогам, которые не имеют собственных детей. Нами был использован укороченный вариант опросника, включающий те шкалы, которые образуют факторы «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком –демократичность» и «Диктат в воспитании –отказ от авторитарности», т.е. те факторы, которые могут быть соотнесены с авторитарностьюдемократичностью в отношениях педагога с воспитанниками в рамках профессиональной деятельности. Фактор «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком –демократичность» составляют шкалы «Предоставление ребенку возможности высказаться», «Равенство родителей и ребенка», «Поощрение активности ребенка», «Товарищеские отношения и участие в ребенке». Фактор «Диктат в воспитании –отказ от авторитарности» образуютшкалы «Подавление воли ребенка», «Супружеские конфликты», «Строгость родителей», «Раздражительность родителей», «Мученичество родителей».Было проведено сопоставление выраженности авторитарных и демократичных родительских установок у профессиональных педагогов и женщинматерей: данные опроса женщинпедагогов соотнесены с данными опроса женщинматерей, опубликованными Т.В.Архиреевой [2]. Выборка педагогов составила 320 человек в возрасте от 20 до 68 лет. Этоучителя начальной и средней школы, социальные педагоги, учителялогопеды, воспитатели учреждений интернатного типа (женщины, средний возраст 38,5 лет). Сравнение средних значений выраженности авторитарных и демократичных родительских установок женщинпедагогов и родительских установок женщинматерей, занятых в различных профессиональных сферах, по данным Т.В.Архиреевой (выборка составила 263 респондента) позволяет выявить уровневое своеобразие родительских установок педагогов. Для проверки гипотезы об отличии выборочных средних использовался tкритерий Стьюдента для двух выборок разного размера с неравными дисперсиями(табл. 1).Таблица 1Сопоставление родительских установок педагогов и непедагогов
ЖенщиныпедагогиЖенщиныматериТтест для р0,001
Среднее значениеСтандартное отклонениеСреднее значениеСтандартное отклонениеПодавление воли13,732,0915,511,7111,28Супружеские конфликты14,382,7515,491,676,02Строгость родителей11,662,7313,551,7710,09Раздражительность родителей10,812,7014,691,8620,45«Мученичество» родителей11,712,7915,461,8519,38Равенство детей и родителей14,822,1816,321,819,06Поощрение активности ребенка16,352,2518,781,3016,34Предоставление ребенку возможности высказаться17,541,7116,991,633,968
Результаты теста свидетельствуют о том, что средние значения родительских установок женщинпедагогов и женщинматерей статистически значимо отличаются. Большая часть педагогов имеет невысокие показатели авторитарных установок. На рисунке (рис. 1)представлена диаграмма размаха значений авторитарных родительских установок педагогов: квадрат показывает среднее значение по выборке, прямоугольник обозначает диапазон среднего значения, в которое среднее значение попадает с вероятностью 0,95 (так называемую ошибку среднего), «усы» –разброс значений вокруг среднего (стандартное отклонение).
Рис.1. Диаграмма размаха авторитарных родительских установок педагогов (женская выборка)Обозначения: ПВ –подавление воли, СК –супружеские конфликты, Стр –строгость родителей, Раз –раздражительность родителей, Муч –«мученичество» родителей
Факторный анализ родительских установок педагоговпроведен на общей недифференцированной1выборке: 400 педагогов в возрасте от 20 до 68 лет, из них 88% –женщины и 12% –мужчины[3].Данные факторного анализа родительских установок педагогов приведены ниже(табл. 2, 3). Таблица 2Фактор 1
Название шкалыФакторная нагрузкаПодавление воли ребенка–0,612265Супружеские конфликты–0,585188Строгость родителей–0,541367Раздражительность родителей–0,746113«Мученичество» родителей–0,707284Поощрение активности ребенка–0,497022
Таблица 3Фактор 2
Название шкалыФакторная нагрузкаРавенство детей и родителей0,661628Товарищеские отношения между родителями и детьми0,726607Предоставление ребенку возможности высказаться0,653291
Внутригрупповые различия связаныс гендерными особенностями и специализацией педагогов. Гендерные особенности родительских установок, выявленные Т.В.Архиреевой [4] и Е.И. Роговым [5] при сопоставлении женской и мужской выборок, сохраняются и у педагогов: у педагоговмужчин показатели выраженности авторитарных родительских установок несколько выше. Таблица 4Сопоставление родительских установок педагоговженщин и педагоговмужчин
ЖенщиныМужчиныТтестрСреднее значениеСтандартное отклонениеСреднее значениеСтандартное отклонениеПодавление воли ребенка14,322,0914,982,41–1,56570,1201Супружеские конфликты14,432,6514,002,330,38950,6976Строгость родителей12,652,6714,972,74–1,85700,0658Раздражительность родителей10,842,6712,272,64–2,79280,0061«Мученичество» родителей11,342,6812,592,94–2,34730,0206Поощрение активности ребенка16,842,0316,772,010,16260,8710Равенство детей и родителей14,761,9814,182,441,41840,1587Товарищеские отношения между родителями и детьми16,831,3718,361,500,78090,4364Предоставление ребенку возможности высказаться17,671,6816,791,872,62550,0098 1Из общей выборки педагогов можно выделить группу, имеющих гармоничные родительские установки. Для выборки учителей начальных классов (278 респондентов) доля педагогов этой группы составила около 30% выборки.В нашем исследовании на выборке учителейпредметников (44 мужчины и 73 женщины) статистически значимые отличия выявлены по выраженности родительских установок строгости (на уровне тенденции), раздражительности и предоставления ребенку возможности высказаться(табл. 4).Сравнение родительских установок педагогов, работающих с разными категориями учащихся, позволяет выявить отличие родительских установок учителей начальных классов от родительскихустановок учителейпредметников, работающих в среднем звене школы. Статистически значимые различия родительских установок приведены ниже(табл. 5).Таблица 5Сопоставление родительских установок учителей начальной и средней школы (женская выборка)
Учителя начальной школы (100 жен.)Учителя средней школы (73 жен.)ТтестрСреднее значениеСтандартное отклонениеСреднее значениеСтандартное отклонениеПодавление воли14,352,090613,342,04113,16040,0019Строгость родителей12,652,691411,582,78592,52680,0124
Родительские установки социальных педагогов, воспитателей интернатных учреждений и учителейпредметников статистически значимо не различаются.Обсуждение результатов исследования. Авторитарные установки подавления воли ребенка,супружеских конфликтов, строгости, раздражительности и «мученичества» родителей у женщинпедагогов менее выражены, чем у женщинматерей, занятых в различных профессиональных сферах. Наибольшие различия имеют значения эмоционально насыщенных установок раздражительности и «мученичества», т.е. педагогическую профессию выбирают женщины менее склонные негативным эмоциональным реакциям во взаимодействии с детьми, не рассматривающие родительские обязанности и воспитание детей как обузу. Родительские установки предоставления ребенку возможности высказаться, равенства родителей и ребенка и поощрения активности детей у педагогов отличаются по уровню выраженности от родительских установок матерей (общая женская выборка). У профессиональных педагогов значения по родительским установкам равенства и поощрения активности в среднем ниже, чем у женщинматерей, а по предоставлению возможности высказаться –в среднем выше. Это кажущееся противоречие становится объяснимым, если рассмотреть структуру родительских установок педагогов.Факторный анализ родительских установок педагогов показывает, что структура родительских установок педагогов отличается от структуры родительских установок непедагогов. Суть этого отличия в том, что у педагогов установка поощрения активности ребенка встраивается в фактор «Диктата в воспитании –отказа от авторитарности», а не в фактор «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком –демократичность», как на выборках родителей младших школьников (по данным Т.В.Архиреевой) и подростков (по данным Е.И.Рогова). Взаимосвязь авторитарных установок педагогов с установкой поощрения активности ребенка на общей выборке педагогов отражает, по нашему мнению, специфику педагогической профессии: для педагога важно стимулировать активность детей в соответствие с педагогическими (дидактическими) целями и задачами, такое узконаправленное понимание поощрения активности характерно для преобладающей среди педагогов учебнодисциплинарной модели взаимодействия. Ориентация 60–70% педагогов на знаниевую (учебнодисциплинарную) модель выявлена и в масштабном исследовании, проведенном авторским коллективом под руководством В.Г.Маралова [6].Кроме того авторитарные установки качественно отличаются от демократичных преобладанием эмоционального (аффективного) компонента: фактор 1 «авторитарность в воспитании –дисциплинирующее воздействие» включает конфликтность, раздражительность, «мученичество», связанные с эмоциональными реакциями, тогда как фактор 2 «демократичность в воспитании» связан с убеждениями личности и детерминирует осознанные поступки (как действия, так и рефлексию).Сравнение родительских установок педагогов, имеющих различную специализацию, обнаруживает отличие выраженности родительских установок у педагогов, работающих с разными возрастными категориями учащихся (воспитанников), что еще раз подтверждает вывод о родительских установках как детерминантах профессионального выбора и профессионального становления педагогов. Выводы. Родительские установки педагогов отличаются от родительских установок непедагогов по уровню выраженности и по структуре, обладают своеобразием, отражающим особенности профессионального труда педагогов.
Ссылки на источники1.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 2007. –713 с.2.АрхирееваТ. В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии. –2002. –№ 5. –С. 144–153.3.Репринцева Г. А. Новый взгляд на проблему педагогической направленности // Высшее образование сегодня. –2007. –№ 10. –С. 43–45.4.Архиреева Т. В. Указ.соч.5.Рогов Е. И. Методика измерения родительских установок и реакций // Настольная книга практического психолога. В2 кн. –М.: ВЛАДОС, 1999. –Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. –С.161–172.6.Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В. Г. Маралов, И. А. Бучилова, Е. Ю. Клепцова и др.; под ред. В. Г. Маралова. –М.: Академ. проект;Парадигма, 2005. –288 с.
ReprintsevaGalina, candidateofpsychologicalsciences, associateProfessoroftheDepartmentofcorrectionalpedagogyandpsychology of the Belgorod Institute of training and retraining specialists, Belgorodreprinzeva@gmail.comLevel and structural peculiarity of parental installations of teachersAbstract.The research results of the parentalinstallations ofteachers are presented. Thecomparative and factorial analysis of the parental installations ofteachers are carried out: the parental installations ofteachers and not teachers ones are compared. It is shown that the parental installations ofteachers have the originality, reflecting the specificity of their professional activities, and act as determinants of professional selection and professional development ofspecialists engaged in education of children.Keywords:the parental installations, the specificity of the parental installations ofteachers, the structure of the parental installations ofteachers.
ISSN 2304120X
Уровневое и структурное своеобразие родительских установок педагогов
Аннотация. В статье представлены результаты исследования родительских установок педагогов, проведен их сравнительный и факторный анализ: сопоставлены родительские установки педагогов и непедагогов. Показано, что родительские установки педагогов обладают своеобразием, отражающим специфику их профессиональной деятельности, и выступают в качестве детерминант профессионального выбора и профессионального становления специалистов, занятых воспитанием детей.Ключевые слова: родительские установки, специфика родительских установок педагогов, структура родительских установок педагогов.
Вслед за С.Л.Рубинштейном под установками личности мы понимаем «позиции личности, которые заключаются в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражаются в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление» [1, с.520]. Профессиональнопедагогические установки как фон и предпосылка профессиональнопедагогической деятельности базируются на более ранних психологических образованиях –родительских установках педагога, формирующихся задолго до профессионального образования и даже выбора профессии. Для изучения родительских установок педагогов использовался опросник «Измерения родительских установок и реакций» (PARY) Е.Шефера и Р.Белла, адаптированный Т.В.Архиреевой. Опросник PARYнаправлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания и не связан с установками на воспитание конкретного ребенка. Он позволяет изучать установки на воспитание детей вообще, в том числе и у потенциальных родителей. Именно опросник PARYрекомендован для использования в практике усыновления и создания семейных детских домов, а потому этот опросник применим и к педагогам, которые не имеют собственных детей. Нами был использован укороченный вариант опросника, включающий те шкалы, которые образуют факторы «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком –демократичность» и «Диктат в воспитании –отказ от авторитарности», т.е. те факторы, которые могут быть соотнесены с авторитарностьюдемократичностью в отношениях педагога с воспитанниками в рамках профессиональной деятельности. Фактор «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком –демократичность» составляют шкалы «Предоставление ребенку возможности высказаться», «Равенство родителей и ребенка», «Поощрение активности ребенка», «Товарищеские отношения и участие в ребенке». Фактор «Диктат в воспитании –отказ от авторитарности» образуютшкалы «Подавление воли ребенка», «Супружеские конфликты», «Строгость родителей», «Раздражительность родителей», «Мученичество родителей».Было проведено сопоставление выраженности авторитарных и демократичных родительских установок у профессиональных педагогов и женщинматерей: данные опроса женщинпедагогов соотнесены с данными опроса женщинматерей, опубликованными Т.В.Архиреевой [2]. Выборка педагогов составила 320 человек в возрасте от 20 до 68 лет. Этоучителя начальной и средней школы, социальные педагоги, учителялогопеды, воспитатели учреждений интернатного типа (женщины, средний возраст 38,5 лет). Сравнение средних значений выраженности авторитарных и демократичных родительских установок женщинпедагогов и родительских установок женщинматерей, занятых в различных профессиональных сферах, по данным Т.В.Архиреевой (выборка составила 263 респондента) позволяет выявить уровневое своеобразие родительских установок педагогов. Для проверки гипотезы об отличии выборочных средних использовался tкритерий Стьюдента для двух выборок разного размера с неравными дисперсиями(табл. 1).Таблица 1Сопоставление родительских установок педагогов и непедагогов
ЖенщиныпедагогиЖенщиныматериТтест для р0,001
Среднее значениеСтандартное отклонениеСреднее значениеСтандартное отклонениеПодавление воли13,732,0915,511,7111,28Супружеские конфликты14,382,7515,491,676,02Строгость родителей11,662,7313,551,7710,09Раздражительность родителей10,812,7014,691,8620,45«Мученичество» родителей11,712,7915,461,8519,38Равенство детей и родителей14,822,1816,321,819,06Поощрение активности ребенка16,352,2518,781,3016,34Предоставление ребенку возможности высказаться17,541,7116,991,633,968
Результаты теста свидетельствуют о том, что средние значения родительских установок женщинпедагогов и женщинматерей статистически значимо отличаются. Большая часть педагогов имеет невысокие показатели авторитарных установок. На рисунке (рис. 1)представлена диаграмма размаха значений авторитарных родительских установок педагогов: квадрат показывает среднее значение по выборке, прямоугольник обозначает диапазон среднего значения, в которое среднее значение попадает с вероятностью 0,95 (так называемую ошибку среднего), «усы» –разброс значений вокруг среднего (стандартное отклонение).
Рис.1. Диаграмма размаха авторитарных родительских установок педагогов (женская выборка)Обозначения: ПВ –подавление воли, СК –супружеские конфликты, Стр –строгость родителей, Раз –раздражительность родителей, Муч –«мученичество» родителей
Факторный анализ родительских установок педагоговпроведен на общей недифференцированной1выборке: 400 педагогов в возрасте от 20 до 68 лет, из них 88% –женщины и 12% –мужчины[3].Данные факторного анализа родительских установок педагогов приведены ниже(табл. 2, 3). Таблица 2Фактор 1
Название шкалыФакторная нагрузкаПодавление воли ребенка–0,612265Супружеские конфликты–0,585188Строгость родителей–0,541367Раздражительность родителей–0,746113«Мученичество» родителей–0,707284Поощрение активности ребенка–0,497022
Таблица 3Фактор 2
Название шкалыФакторная нагрузкаРавенство детей и родителей0,661628Товарищеские отношения между родителями и детьми0,726607Предоставление ребенку возможности высказаться0,653291
Внутригрупповые различия связаныс гендерными особенностями и специализацией педагогов. Гендерные особенности родительских установок, выявленные Т.В.Архиреевой [4] и Е.И. Роговым [5] при сопоставлении женской и мужской выборок, сохраняются и у педагогов: у педагоговмужчин показатели выраженности авторитарных родительских установок несколько выше. Таблица 4Сопоставление родительских установок педагоговженщин и педагоговмужчин
ЖенщиныМужчиныТтестрСреднее значениеСтандартное отклонениеСреднее значениеСтандартное отклонениеПодавление воли ребенка14,322,0914,982,41–1,56570,1201Супружеские конфликты14,432,6514,002,330,38950,6976Строгость родителей12,652,6714,972,74–1,85700,0658Раздражительность родителей10,842,6712,272,64–2,79280,0061«Мученичество» родителей11,342,6812,592,94–2,34730,0206Поощрение активности ребенка16,842,0316,772,010,16260,8710Равенство детей и родителей14,761,9814,182,441,41840,1587Товарищеские отношения между родителями и детьми16,831,3718,361,500,78090,4364Предоставление ребенку возможности высказаться17,671,6816,791,872,62550,0098 1Из общей выборки педагогов можно выделить группу, имеющих гармоничные родительские установки. Для выборки учителей начальных классов (278 респондентов) доля педагогов этой группы составила около 30% выборки.В нашем исследовании на выборке учителейпредметников (44 мужчины и 73 женщины) статистически значимые отличия выявлены по выраженности родительских установок строгости (на уровне тенденции), раздражительности и предоставления ребенку возможности высказаться(табл. 4).Сравнение родительских установок педагогов, работающих с разными категориями учащихся, позволяет выявить отличие родительских установок учителей начальных классов от родительскихустановок учителейпредметников, работающих в среднем звене школы. Статистически значимые различия родительских установок приведены ниже(табл. 5).Таблица 5Сопоставление родительских установок учителей начальной и средней школы (женская выборка)
Учителя начальной школы (100 жен.)Учителя средней школы (73 жен.)ТтестрСреднее значениеСтандартное отклонениеСреднее значениеСтандартное отклонениеПодавление воли14,352,090613,342,04113,16040,0019Строгость родителей12,652,691411,582,78592,52680,0124
Родительские установки социальных педагогов, воспитателей интернатных учреждений и учителейпредметников статистически значимо не различаются.Обсуждение результатов исследования. Авторитарные установки подавления воли ребенка,супружеских конфликтов, строгости, раздражительности и «мученичества» родителей у женщинпедагогов менее выражены, чем у женщинматерей, занятых в различных профессиональных сферах. Наибольшие различия имеют значения эмоционально насыщенных установок раздражительности и «мученичества», т.е. педагогическую профессию выбирают женщины менее склонные негативным эмоциональным реакциям во взаимодействии с детьми, не рассматривающие родительские обязанности и воспитание детей как обузу. Родительские установки предоставления ребенку возможности высказаться, равенства родителей и ребенка и поощрения активности детей у педагогов отличаются по уровню выраженности от родительских установок матерей (общая женская выборка). У профессиональных педагогов значения по родительским установкам равенства и поощрения активности в среднем ниже, чем у женщинматерей, а по предоставлению возможности высказаться –в среднем выше. Это кажущееся противоречие становится объяснимым, если рассмотреть структуру родительских установок педагогов.Факторный анализ родительских установок педагогов показывает, что структура родительских установок педагогов отличается от структуры родительских установок непедагогов. Суть этого отличия в том, что у педагогов установка поощрения активности ребенка встраивается в фактор «Диктата в воспитании –отказа от авторитарности», а не в фактор «Отсутствие демократичности в отношениях с ребенком –демократичность», как на выборках родителей младших школьников (по данным Т.В.Архиреевой) и подростков (по данным Е.И.Рогова). Взаимосвязь авторитарных установок педагогов с установкой поощрения активности ребенка на общей выборке педагогов отражает, по нашему мнению, специфику педагогической профессии: для педагога важно стимулировать активность детей в соответствие с педагогическими (дидактическими) целями и задачами, такое узконаправленное понимание поощрения активности характерно для преобладающей среди педагогов учебнодисциплинарной модели взаимодействия. Ориентация 60–70% педагогов на знаниевую (учебнодисциплинарную) модель выявлена и в масштабном исследовании, проведенном авторским коллективом под руководством В.Г.Маралова [6].Кроме того авторитарные установки качественно отличаются от демократичных преобладанием эмоционального (аффективного) компонента: фактор 1 «авторитарность в воспитании –дисциплинирующее воздействие» включает конфликтность, раздражительность, «мученичество», связанные с эмоциональными реакциями, тогда как фактор 2 «демократичность в воспитании» связан с убеждениями личности и детерминирует осознанные поступки (как действия, так и рефлексию).Сравнение родительских установок педагогов, имеющих различную специализацию, обнаруживает отличие выраженности родительских установок у педагогов, работающих с разными возрастными категориями учащихся (воспитанников), что еще раз подтверждает вывод о родительских установках как детерминантах профессионального выбора и профессионального становления педагогов. Выводы. Родительские установки педагогов отличаются от родительских установок непедагогов по уровню выраженности и по структуре, обладают своеобразием, отражающим особенности профессионального труда педагогов.
Ссылки на источники1.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 2007. –713 с.2.АрхирееваТ. В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии. –2002. –№ 5. –С. 144–153.3.Репринцева Г. А. Новый взгляд на проблему педагогической направленности // Высшее образование сегодня. –2007. –№ 10. –С. 43–45.4.Архиреева Т. В. Указ.соч.5.Рогов Е. И. Методика измерения родительских установок и реакций // Настольная книга практического психолога. В2 кн. –М.: ВЛАДОС, 1999. –Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. –С.161–172.6.Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В. Г. Маралов, И. А. Бучилова, Е. Ю. Клепцова и др.; под ред. В. Г. Маралова. –М.: Академ. проект;Парадигма, 2005. –288 с.
ReprintsevaGalina, candidateofpsychologicalsciences, associateProfessoroftheDepartmentofcorrectionalpedagogyandpsychology of the Belgorod Institute of training and retraining specialists, Belgorodreprinzeva@gmail.comLevel and structural peculiarity of parental installations of teachersAbstract.The research results of the parentalinstallations ofteachers are presented. Thecomparative and factorial analysis of the parental installations ofteachers are carried out: the parental installations ofteachers and not teachers ones are compared. It is shown that the parental installations ofteachers have the originality, reflecting the specificity of their professional activities, and act as determinants of professional selection and professional development ofspecialists engaged in education of children.Keywords:the parental installations, the specificity of the parental installations ofteachers, the structure of the parental installations ofteachers.
ISSN 2304120X