Плачь… только слезами светлыми… (урок литературы в 7-ом классе по произведению А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маслова М. В. Плачь… только слезами светлыми… (урок литературы в 7-ом классе по произведению А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №9 (Сентябрь). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12114.htm.
Аннотация. В разработке предлагается вариант урока внеклассного чтения по произведению писателя-земляка А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно». Главное внимание уделяется работе с текстом, нахождению эпизодов, связанных с мотивом слезы в произведении.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Маслова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы первойквалификационнойкатегории МОАУ ©Лицей № 21ª, г. Киров maslova_m.w@mail.ru



Плачь…только слезами светлыми…

(урок литературы в 7омклассе по произведению А. А. Лиханова ©Мальчик, которому не больноª)

Аннотация.В разработке предлагается вариант урока внеклассного чтения по произведению писателяземляка А. А. Лиханова ©Мальчик, которому не больноª. Главное внимание уделяется работе с текстом, нахождению эпизодов, связанных с мотивом слезы в произведении.Ключевые слова:творчество А. А. Лиханова, детство, герои, боль, слеза.

Творить, засучив рукава…Б. Окуджава

Е. О. Галицких, докторпедагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО ©Вятскийгосударственныйгуманитарныйуниверситетª, на своих встречах с учителями напоминает строки известного поэта Л.Мартынова:Какие хорошие выросли дети!У них удивительно ясные лица!

И с этим нельзя не согласиться!Ребенок –это мыслитель, творец, вдохновитель. Он способен чувствовать, сопереживать. Но эти качества надо развивать. Всвязи с введением новой формы аттестации большая часть времени на уроках направлена на развитие учебных умений и навыков. А как же быть с эмоциями? Как не сделать наших детей бездушными существами? Как сохранить их ясные лица? Вэтом как раз и помогают уроки литературы.И. А. Ильин в своей статье ©О чтенииª писал: ©Одного рассудка для чтения недостаточно. Надо чувствоватьсердцем и созерцать из сердца... Каждый из нас есть то, что он читает; и все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из прочтенного,–как бы букетом собранных нами в чтении цветовª.Наверное, поэтому на уроках необходимопробуждать духовное в человеке. Главное –затронуть мир эмоций и чувств мальчишек и девчонок, уметь сопереживать героям и через чтение самим становиться лучше, добрее.Милосердие и сострадание –одна из вечных тем русской литературы. К этой темеобращался Ф.М.Достоевский (©Мальчик у Христа на ёлкеª), А.И.Куприн (©Чудесный докторª), А.Приставкин (©Ночевала тучка золотаяª) и многие другие. Особый интерес у учеников вызывают произведения А.А.Лиханова. В 5омклассе онизнакомятсяс его книгами ©Мой генералª и ©Чистые камушкиª, в 6омклассе читают произведения©Последние холодаª, ©Детская библиотекаª, ©Музей ненаглядных пособийª. А вот в 7омклассе много откликов вызываеткнига автора ©Мальчик, которому не больноª[1, 2].Представленный в данной статье материалявляется конспектом урока внеклассного чтения©Плачь… только слезами светлыми…ª (по произведению А.А.Лиханова ©Мальчик, которому не больноª) с методическими комментариями к нему.Среди целей этого урока выделим следующие:–образовательные:формировать умение определять тему, идею рассказа; характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; провести словарную работу.–развивающие:развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать устную и письменную речь учащихся, способствовать формированию художественного вкуса, развитию творческого потенциала учащихся.–воспитательные:обогащать нравственный опыт учащихся;воспитывать сострадание, милосердие.На этом уроке предполагается использование мультимедийных презентаций (1 и 2), специально подготовленных нами к нему [3]. В течение всего урока на доске находится портрет А. А. Лиханова и эпиграф:–А разве есть слезы черные?–Еще сколько!–Ну, плачь, плачь, только, чур, светлыми…

А.А.ЛихановОбратимся к ходу урока. После организационного момента звучит вступительное слово учителя: –Детство… Сколько книг посвящено этой поре в жизни человека! Вспомните, какие писатели обращались в своих произведениях к этой теме?(М.Твен, Ф.Достоевский, И.С.Тургенев, В.Катаев, А.А.Лиханов).

Не случайно среди названных авторов и наш земляк–А.А.Лиханов. Что вы знаете об этом писателе? Знакомясь с новой книгой писателя, мы с вами расширяем и наши сведения об авторе.Далее следует сообщение ученика по биографии А.А.Лиханова.И снова берет слово учитель: О чем рассказывает Лиханов в своих книгах? Какие герои вам запомнились?Эти вопросы позволяют перейти к этапу целеполагания урока:Сегодня мы поговорим еще об одной проблеме детства, которая волнует писателя. Одно из последних произведений писатель назвал ©Мальчик, которому не больноª. А может ли быть такое? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в ходе нашей совместной работы. Тема нашего урока ©Плачь…только слезами светлыми…ªДалее в ходе урока идет работа с текстом произведения в форме беседы:–Кто главный герой произведения? –Что нам известно о нем? Расскажите.–Каков его круг общения? Кто приходит в дом к мальчику и с какойцелью?(приходят братья Лебедевы, их приводитженщинаврач, Машутка, врачи).–Какие чувства испытывает мальчик от общения с ними? Найдите в тексте, зачитайте и прокомментируйте (Машутка–по суффиксу; Братья Лебедевы–©охватил какойто озноб, в первый разобо мне при мне говорили как об отсутствующемª. Хулиганы(глава ©Доктор с хулиганамиª).Бесконечное количество врачей–©колют мои ноги иголками, а мне не больноª).Слово учителя: –Какой вывод можем сделать? (то есть мальчик не испытывает к ним никаких чувств, эмоций–ему не больно!).–Какие синонимы к слову ©не больноªмы можем подобрать? Запишите их в тетрадь. Слова разместите друг под другом(ребята записывают слова, потом называют их).В тетрадях учащихся возникает запись:

НЕ БОЛЬНОтерпимобезболезненнонечувствительнобезразличноСлово учителя: –Что обозначают эти слова? На что они указывают? (©не больноª–речь идет об отсутствии боли физической, но и не только).–А есть ли у мальчика те, кто ему не безразличен? Назовите их(бабушка, папа, мама, паучок).Расскажите о них.–Паучок. Очень необычный герой. Что объединяет мальчика и паучка?–Как бабушка объясняет появление в комнате мальчика паучка?–От чего он его защищает?–Кто еще заинтересовал мальчика? Какие чувства по отношению к этому герою?(батюшка; поразил; не услышал, что профессор, сразу попросил покрестить, но испытывал непонятный холод от золотого креста).–Какие синонимы к слову ©больноªможноподобрать? Запишите их в тетрадь.

БОЛЬНООбидноНеприятноБолезненноМучительно

–А испытывает ли мальчик эти чувства? Когда? Найдите в тексте (бабушка стряхивает паучка–мучительно, уходит мама–обидно, погибает отец –болезненно, попадает в больницу –чернота, бабушка попадает в больницу…).Словоучителя:

–Еще один синоним к этому слову –©хоть плачь...ª. А было ли такое у мальчика, когда из его глаз катились слезы? В какой момент? Найдите.

Происходит работа с текстом, по мере нахождения эпизодов

на доскепоявляютсяцитаты из текста.–Обратите внимания на доску. Об этом диалоге вы сегодня уже говорили. Прочитайте егоеще раз. Чьи это слова?–А что значит слезы черные и слезы светлые? Подумайте и запишите свой ответ в тетрадь.

Далее происходит обмен мнениями учащихся.Слово учителя: –Все вы сошлись в одном, что слезы светлые –это слезы от счастья, от радости, черные–скорби, печали, обиды, горя. –Как завершает свое произведение Альберт Анатольевич? Послушайте.На фоне музыки Вивальди читается последняя глава[4].–Вот мы и подошли к ответу на вопрос: ©А бывает ли так, чтоб человеку было не больно?ª–Нет!Существует боль физическая и душевная. Но преодолевая все это,черные слезы обязательно сменяются светлыми…Так пусть и у вас не будет боли, а будет только радость ислезы только от радости…

На этапе рефлексии учащимся предлагается в тетрадях продолжитьфразу:©Сегодня на уроке я…ª. После этого тетради сдаются. В качестве домашнегозадания предлагается сочинениерассуждение (одно на выбор):–О каких еще проблемах говорит Лиханов в своем произведении? Почему вы так считаете?–Почему жанр своего произведения Лиханов определяет как ©не сказка для не взрослыхª?–Как вы поняли финал произведения?В заключение приведем высказывания учащихся после прочтения произведения:

–Книгаочень интересная и поучительная. Когда её читаешь, то хочется плакать, ведь очень жалко мальчика. В конце он остается совсем один, без семьи. Его увозят в интернат к детям, которые плачут по своим родителям. Но счастье–ему больно! Он кричит от радости, это значит, что к нему возвращается чувствительность ног.Никита Владимиров

–Прочитав не сказку для не взрослых, я радовалась за мальчика. У него получилось преодолеть жизненные препятствия…Чувства были разные… Но боль, конечно, сжимала мое сердце.Анна Забазнова

–Я не могу выразить своих чувств…Первое мое впечатлениеодновременно жалость, и радость, и боль….Это произведение открывает глаза на мир, на то, о чем боятся говорить…Я ценю книги А. Лиханова.Надежда Гущина

–В этом произведении поднимается такая проблема, как одиночество человека среди других людей. Эта книга меня, в каком –то смысле, вылечила.Юлия Котельникова

–Меня растрогала эта история. Почему мальчик одинок? Разве можно быть одиноким и среди людей? Почему все несчастья выпали именно на этого мальчика? Одни вопросы.Ирина Федорова

–Мне очень понравилось это произведение. Оно многому учит и о многом заставляет задуматься. Я бы посоветовала прочитать книгу не только детям, но и взрослым.Оксана Грехнёва

Читая и обсуждая произведения вместе с ребятами, педагог начинаетподругому смотреть на современных детей, понимать их проблемы, видеть их ©ясные лицаª.И вспоминается стихотворение Б.Окуджавы:

В нашей жизни, прекрасной и странной,И короткой, как росчерк пера,Над дымящейся свежею ранойПризадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,Поразмыслить, покуда живой,Что там кроется в сумерках сердца,В самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,Но пора научиться, пораНе вымаливать жалкие крохиМилосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,Что посвоему тоже права,Не выжуливать жалкие крохи,А творить, засучив рукава.

Так будем творить вместе с детьми!А самое главное –будем становиться добрее, сердечнее, лучше.

Ссылки на источники1.ЛихановА.Солнечное затмение. Свечушка. Мальчик, которому не больно. Девочка, которой все равно.–М:Издательский, образовательный и культурный центр ©Детство.Отрочество.Юностьª, 2010.–334 с.2.Лиханов А. Мальчик, которому не больно. –URL: http://www.kostyor.ru/archives/1009/nouvel.php.3.Презентации к уроку ©Плачь… только слезами светлыми…ª. –URL: https://sites.google.com/site/ucitelskoescaste/dlaurokovliteratury.4.Презентация к уроку ©Плачь… только слезами светлыми…ª. –URL: http://youtu.be/IbE7_FpVgMw.

Maslova Marina,teacherof the first category of Russian Language and Literature of Lyceum № 21, Kirovmaslova_m.w@mail.ruThe lesson of literature in the 7th grade on "Weep tears of light ... just ..." (According to the product of A. A.Likhanova "Boy, that does not hurt")Abstract.In developing the proposed version of the lesson home reading on a work of the writer countryman A. A. Likhanova "Boy, that does not hurt." The focus is on working with text, finding the episodes associated with the motif of tears in the product.

Keywords:childhood, heroes, pain, tears.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала ©КонцептªISSN 2304120X