Методическое управление самостоятельной работой учащихся – основа профессиональной компетенции современного учителя

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белякова И. В., Кожушкова Н. В. Методическое управление самостоятельной работой учащихся – основа профессиональной компетенции современного учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №9 (Сентябрь). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12117.htm.
Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема методического управления – важнейшей составляющей профессиональной готовности современного учителя, способного гарантированно обеспечить личностно-ориентированное развитие современного процесса обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Белякова Ирина Вячеславовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорскirene37.70@mail.ru

Кожушкова Наталья Валерьевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. МагнитогорскNatalkaKozh@yandex.ru

Методическое управление самостоятельной работой учащихся –

основа профессиональной компетенции современного учителя

Аннотация. Внастоящей статье рассматривается проблема методического управления –важнейшей составляющей профессиональной готовности современного учителя, способного гарантированно обеспечить личностноориентированное развитие современного процесса обучения.Ключевые слова: методическое управление, самостоятельная работа, самостоятельность, дидактические опоры, личностноориентированное общение.

Современный учитель призван решать сложные психологопедагогические задачи обучения, обеспечивая реализацию современной педагогической концепции личностноориентированного обучения. Принципиально важным сегодня является умение учителя управлять непосредственно процессом обучения для того, чтобы эффективно решать насущные профессиональные задачи, направленные на развитие личности. Основой профессиональной компетенции учителя сегодня должно стать методическое управление, направленное на развитие личности, способной управлять своей собственной деятельностью.В научной литературе под методическим управлением понимается «системное, интегральномногоуровневое, адаптивное образование, обладающее устойчивой совокупностью ведущих признаков и занимающееся целенаправленным проектированием педагогического, психологического обеспечения учебного процесса применительно к конкретной предметной области с учетом ее качественного своеобразия в целях гарантированного достижения результата… каждого учащегося средствами изучаемого конкретного предмета»[1].Предметом методического управления является учебная познавательная деятельность учащихся.Эффективность методического управления обусловлена его функциями (прогнозирования, планирования, выработки и принятия решений, организации, учета контроля)[2],которые направлены на реализацию необходимых этапов управленческой деятельности в обучении. С другой стороны, методическое управление диктует необходимость таких видов управленческой деятельности, которые гарантированно обеспечивают эффективность обучения: деятельность по определению целей управления, учету качественного своеобразия формируемой деятельности, мотивационному обеспечению, организации обратной связи, организации контроля и самоконтроля, учету индивидуальных особенностей учащихся, организации учебного процесса по овладению объектом управления[3].Целью методического управления является развитие личности, способной самостоятельно управлять своей собственной деятельностью. В связи с этим, возникает проблема управления самостоятельнойработой учащихся и вопрос о возрастающей роли самостоятельной работы как формы организации познавательной деятельности учащихся, в условиях которой формируется и развивается важнейшее качество личности –самостоятельность. Существующее многообразие мнений о значении и роли самостоятельной работы в процессе обучения свидетельствует о том, что её потенциал до конца не раскрыт. Необходимо выявить такое функционирование самостоятельной работы, при котором бы реализовывался весь её потенциал.Эта задача, в свою очередь, инициирует вопрос о характере учебной деятельности внутри и вне самостоятельной работы.Всякая деятельность имеет следующие сущностные характеристики: мотивированность, предметность, целенаправленность, осознанность (И.М.Сеченов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Рассмотрение деятельности с этих позиций затрагивает важную сторону любой деятельности –внутреннюю активность –работу сознания субъекта деятельности. Внешняя активность является следствием внутренней активности и выражена действиями субъекта, которые и составляют собственно деятельность, представляют собой своеобразные «клеточки деятельности» [4, с.62].Следовательно, источником деятельности является сам субъект, он сам творит свою деятельность. Всякая деятельность человека исходит из него и является результатом его внутренней работы, работы его сознания. При этом деятельность возникает под влиянием внешних факторов (объектов, субъектов), которые своим содержанием воздействуют на потенциальный субъект деятельности, стимулируя возникновение внутренней потребности в этой деятельности со стороны субъекта. Принципиальноважным является и то, что уровни самостоятельности субъекта в деятельности могут быть разными в зависимости от степени внешнего воздействия: чем выше уровень самостоятельности субъекта в деятельности, тем меньше степень внешнего воздействия и наоборот. Это, в свою очередь, становится особенно важным для деятельности в процессе обучения, в которой учащийся является субъектом деятельности, а учитель, внешне воздействуя на него,формирует структуру и содержание его деятельности. Учитель, как внешний фактор в деятельности учащегося, выполняет своеобразную роль помощника, без которого невозможен процесс обучения как таковой. Опираясь на помощь учителя, учащийся всякий раз проявляет тот или иной уровень самостоятельности. Чем больше он нуждается в помощи учителя,тем он менее самостоятелен, и наоборот. В результате целенаправленного уменьшения степени обучающего воздействия со стороны учителя формируется самостоятельность учащегося от более низкого уровня к более высокому. Это непрерывный, цикличный процесс, требующий поэтапного непрерывного управления деятельностью учащегося. Поэтому самостоятельность учащегося в деятельности понимается нами не просто как способность к деятельности без непосредственной внешней помощи. Е.И.Пассов по этому поводу подчеркивал: «Самостоятельность –это не отсутствие помощника или какихлибо опор. Самостоятельность, в первую очередь и главным образом, означает самостоятельность мышления»[5, с.224], без которого процесс деятельности, в том числе учебной, не представим. Возвращаясь квопросу о характере деятельности внутри самостоятельной работы, закономерно задаемся следующим важным вопросом о характере учебной деятельности вне самостоятельной работы. Традиционно для самостоятельной работы определяются лишь некоторые участки в процессе обучения, на которых учащиеся побуждаются к собственно самостоятельной деятельности. Возможно ли в таком случае говорить о несамостоятельной деятельности? Несамостоятельным является человек, «лишенный самостоятельности, связанный в своих действиях, мыслях и т.п. чужой волей, влиянием..., зависимый» [6, с.656]. Это значит, что несамостоятельная деятельность исходит из субъекта деятельности вопреки его воле, сознанию, не совпадает с его мотивами. В такой деятельности человек проявляет столь малую степеньактивности (то есть самостоятельности), которой хватает лишь на механические действия по преодолению чужой воли. Исходя из того, что существенной характеристикой любой деятельности является активное отношение субъекта к окружающей действительности, обусловленное осознанностью, мотивированностью, предметностью, целенаправленностью, можно говорить о том, что абсолютно несамостоятельной (неактивной) деятельности не существует. Существует лишь деятельность, активность субъекта в которой минимальна. Такая деятельность не является настоятельной внутренней потребностью человека, свидетельствует о пассивности его сознания и поэтому является малопродуктивной, не способствует развитию личности, а тормозит ее.Процесс обучения, направленный на развитие личности, невозможен без погружения учащихся в мотивированную осознанную деятельность. Поэтому закономерен вывод о том, что в обучении не должно быть места несамостоятельной деятельности. Учебная деятельность должна быть самостоятельной (активной). Условия для формирования и развития самостоятельности в деятельности, следовательно, самостоятельности мышления учащегося, как уже указывалось, создает самостоятельная работа. Самостоятельная работа в этой связи понимается нами не как отдельная форма организации познавательной деятельности учащихся наряду с другими, а как сущностная характеристика процесса обучения, единственный способ существования учебной познавательной деятельности учащихся. Максимальное погружение учащихся в самостоятельную работу становится сегодня настоятельной потребностью и залогом качественного и успешного процесса обучения. Обеспечить это призвано методическое управление самостоятельной работой учащихся. Обучение с помощью управления самостоятельной работой меняет взгляд на самостоятельную работу как на одну из форм познавательной деятельности наряду с парной, групповой, индивидуальной. Самостоятельная работа становится ведущей формой организации познавательной деятельности. Она означает «самостоятельная» не потому, что образована от слова «сам», следовательно, выполняется без помощи учителя с целью контроля учебной деятельности, а как раз наоборот: «самостоятельная», так как призвана развивать одно из важнейших личностных качеств –самостоятельность, и поэтому обязательно выполняется с помощью учителя иявляется управляемой. Это становится возможным во многомпотому, что обучение происходит в условиях управления системой самостоятельных работ, включающей разные виды самостоятельных работ от воспроизводящей к полутворческой, творческой [7]. Управление системой самостоятельных работ обеспечивает процесс от формирования учебных навыков к развитию учебных умений и пронизывает весь процесс обучения. Это непрерывный цикличный процесс, развитие которого обеспечивается методическим управлением разных видов (жестким, полужестким, гибким) в зависимости от вида самостоятельной работы, ее целей, задач и уровня самостоятельности учащегося [8]. Управленческая деятельность учителя постепенно преобразуется в деятельность учащегося, становится достоянием его сознания, является результатом его способности мыслить и генерировать мысль, становится, как следствие, самостоятельным в этой деятельности.Учение в условиях методического управления самостоятельной работой учащихся на уроке является посильным, так как носит личностноориентированный, дифференцированный, индивидуализированный характер. Это становится возможным благодаря решению важного стратегического вопроса о средствах управления учебной деятельностью учащихся, которыми являются: личностноориентированное общение [9]идидактические опоры [10, 11].Личностноориентированное общение реализует положения личностноориентированного подхода к обучению и означает, что центром современного обучения является сам ученик, а обучение осуществляется, исходя из неповторимости его психологического склада[12].Воздействуя на личностную сферу учащегося, личностноориентированное общение запускает мощный механизм мотивации к учебной деятельности. Учение приобретает личностный смысл, учащийся становится активным участником процесса овладения знаниями и умениями, растёт уровень его познавательной самостоятельности, что свидетельствует об успешности управленческой деятельности учителя. Организация личностноориентированного общения обеспечивается использованием дидактических опор, с помощью которых и обеспечивается личностная направленность общения с одной стороны, эффективное методическое управление учебной деятельностью учащихся с другой стороны.Основная функция опор в управлении состоит в формировании у учащихсямотивации к учению за счет снятия трудностей в соответствии с уровнем их самостоятельности. Это обеспечивает посильное, осознанное, значит, успешное учение. Опоры, другими словами, выступают в функции помощников в процессе, когда у учащихся формируются необходимые навыки и уменияпредметной деятельности.Использование тех или иных опор диктуется определенным видом самостоятельной работы и определяет тот или иной вид методического управления. Так, воспроизводящий вид самостоятельной работы, ответственный за формирование образца деятельности, требует жесткого управления учебной деятельностью учащихся и осуществляется с помощью подробных, содержательных опор. Управление в условиях самостоятельной работы полутворческого вида, цель которой –перенос умений новой деятельности на другие, но подобные ситуации, является полужестким, и осуществляется с помощью менее детальных смысловых опор. Управление самостоятельной работой творческого вида, ответственного за развитие умений творческой деятельности, является гибким, и осуществляется без опор, за счет развитых умений самоконтроля самого учащегося.Методическое управление развитием самостоятельной учебной деятельности учащихся создает еще очень важное условие, без которого успех учения не представим. Учитель обеспечивается возможностью развивать самостоятельность учащихся не только за счет погружения их в самостоятельную работу разных видов по целям и задачам, но и во многом за счет погружения учащихся в самостоятельную работу разных видов по количеству участников (индивидуальную, парную, групповую). Другими словами, каждый учащийся получает на уроке возможность стать обязательным участником как индивидуальной, так и парной и групповой самостоятельной работы на уроке.Качественное своеобразие методического управления самостоятельной работой учащихся на уроке заключается в том, что в его процессе учащиеся могут выступать как в качестве объектов управления (так как на них направлено управленческое воздействие учителя), так и в качестве субъектов управления (так как они являются субъектами своей деятельности); весь управленческий процесс организуется через призму личности учащихся. Ученик со своими индивидуальными возможностями и потребностями являет собой задачу, которую в процессе управления решает учитель, организуя и направляя свою деятельность сучетом личностных особенностей учащихся. Создавая условия для индивидуализированного, следовательно, посильного и осознанного учения, управление самостоятельной работой учащихся на уроке гарантированно обеспечивает успешность развития учебной самостоятельности учащихся, значит, и обучения в целом. Ценным при этом является то, что, управляя самостоятельной работой учащихся, учитель учит их учиться и формирует методику учения в той или иной предметной области. Учащиеся научаются быть управленцами своей собственной деятельности. Это, несомненно, является залогом их дальнейшего успешного самообразования и развития. Таким образом, развивающая направленность методического управления самостоятельнойработой учащихся для процесса обучения заключается в том, что, с одной стороны, оно обеспечивает активную познавательную деятельность учащегося, способствует его переходу с позиции исполнителя, объекта управления, в позицию субъекта своей собственной деятельности, то есть становится полноценным субъектом управления. Сдругой стороны, методическое управление держит в профессиональном «тонусе» самого учителя, требует от него новых, нестандартных методических решений, обеспечивающих успех его обучающей управленческой деятельности, который всецело и напрямую зависит от того, какие условия и средства управления он разработал как для каждого отдельного учащегося, так и для всей учебной группы. Методическое управление самостоятельной работой учащихся становится сегодня основополагающей составляющей профессиональной компетентности современного учителя, стимулирующей его постоянный профессиональный рост, его развитие как учителяуправленца и обеспечивающей успешный результативный процесс обучения и развития.

Ссылки на источники1–3. ЕсиповичК.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе.–М.: Просвещение,1988. –190с.4.Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. –М.: Госполитиздат, 1974. –390 с.5.Пассов Е.И. Современный урок иностранного языка. –Липецк, 1983.6.Словарь русского языка в четырех томах. Том II/ Под ред. Г.П. Князькова, Т.Н. Поповцевой, М.Н. Судопластовой.–М., 1958. –656с.7–8. Пассов Е.И.Указ.соч.9.КитайгородскаяИ.А.Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам.–М.: Издво МГУ, 1986. –176с.10.Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. –1957. –№ 6. –С. 58–69.11.ШатиловС.Ф.Методика обучения немецкому языку.–М.: Просвещение, 1988. –223с.12.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. –1997.–№4. –220с.

Belyakova Irinа,PhD., associate professorof the Chair of Foreign Languages, Magnitogorskirene37.70 @ mail.ruKozhushkova Natalya,Candidate of philological sciences, associate professor of the Chair of Russian Language and Literature and their teaching methods, MagnitogorskNatalkaKozh@yandex.ruMethodical administration independent workof students –the basis of the professional competence of the modern teacherAnnotation.The article deals with theproblem of methodical management,the most important component of the modern teacher`sprofessional readiness to provide personal development in the teaching process.Keywords:methodical management, independent work, independence, didactic cards, personalityoriented communication.ISSN 2304120X