Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №9 (Сентябрь). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12127.htm.
Аннотация. В статье раскрыты принципы организации процесса профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов. Раскрыта логистическая модель проведения выездных производственных практик во всероссийском масштабе. Показана тематика выездной производственной практики студентов и стажировки преподавателя.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хрунков Сергей Николаевич,кандидат технических наук, декан факультета морской и авиационной техники ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева», г. Нижний Новгородkhrunkov@mail.ru

Пудалова Елена Игоревна,руководитель направления по взаимодействию с учебными заведениями департамента управления персоналом ОАО«Объединенная авиастроительная корпорация», г. Москваe.pudalova@uacrussia.ru

Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов

Аннотация. В статье раскрыты принципы организации процесса профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов.Раскрыта логистическая модель проведения выездных производственных практик во всероссийском масштабе. Показана тематика выездной производственной практики студентов и стажировки преподавателя.Ключевые слова: авиастроение, самолетостроение, выездная производственная практика, стажировка, профессиональные компетенции.

Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») создано в соответствии с указом Президента РФ№140от 20 февраля 2006г. Регистрация Корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006г. Общество учреждено Российской Федерацией путем внесения в его уставный капитал государственных пакетов акций авиационных предприятий (согласно Приложению 1 к Указу Президента РФ №140 от 20 февраля 2006г.), а также частными акционерами ОАО «Корпорация «Иркут»». Корпорация создана в целях сохранения и развития научнопроизводственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники.Приоритетными направлениями деятельности ОАО «ОАК» и входящих в Корпорацию компаний, являются разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения. В настоящее время в состав ОАО «ОАК» входят следующие дочерние и зависимые акционерные общества:

ОАО«Авиационная холдинговая компания «Сухой»;ОАО«Опытноконструкторское бюро им. П.О. Сухого»;ЗАО«Гражданские самолёты Сухого»;ОАО«КомсомольскоенаАмуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина»;ОАО«Новосибирское авиационное производственное объединение им.В.П.Чкалова»;ОАО«Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»;ОАО«ОАК –Транспортные самолёты»;ОАО«Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина»;ОАО«Воронежское акционерное самолётостроительное общество»;ОАО«Ильюшин Финанс Ко.»;ОАО«Туполев»;ОАО«Казанское авиационное производственное объединение им.С.П.Горбунова»;ЗАО«АвиастарСП»;ОАО«Научнопроизводственная корпорация «Иркут»;ОАО«Опытноконструкторское бюро им. А.С. Яковлева»;ОАО«Таганрогский авиационный научнотехнический комплекс им.Г.М.Бериева»;ОАО«Финансовая Лизинговая Компания»;ОАО«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»;ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им.В.М.Мясищева».Структура ОАО «ОАК»с указанием доли участия Российской Федерации в ее дочерних и зависимых акционерных обществахприведена на рисунке (рис. 1).

Рис. 1. Структура ОАО «ОАК»

Развитие бизнеса ОАО «ОАК» происходит в трех основных сегментах –гражданской, военной и военнотранспортной авиации. Для каждого из сегментов определены стратегические ориентиры, достижение которых обеспечивает реализацию глобальной цели ОАО «ОАК» –выхода на лидирующие позиции в мировом авиастроении. ОАО «ОАК» обеспечивает концентрацию имеющихся материальнотехнических, финансовых и интеллектуальных ресурсов на нишах с ограниченной конкурентной напряженностью с постепенным переходом к конкуренции на сегментах массового спроса. Комплекс предусмотренных мер обеспечивает динамичное развитие ОАО «ОАК» и связанных с Корпорацией предприятий российской промышленности на основе современных рыночных принципов и механизмов корпоративного управления.Переход на современный технологический уровень требует глубокой технологической и организационной реструктуризации путем внедрения индустриальной модели, основанной на системе центров компетенций и специализированных производств. В совокупности с другими мерами организационного характера, технологическая реструктуризация обеспечивает конкурентоспособный уровень издержек и прибыльности основных программ Корпорации. Важнейшим элементом развития ОАО «ОАК» является организация научных работ в обеспечение модернизации выпускаемых и разработки перспективных воздушных судов. При этом необходимо развитие фундаментальных исследований и поисковых работ, реализуемых и координируемых научным сообществом, объединенным в единый авиационный научный центр. Для минимизации затрат, исключения дублирования работ и соблюдения требуемых сроков вывода продуктов на рынок, сформированы несколько крупных межпрограммных проектов, выполняемых в интересах разработки нескольких типов воздушных судов. К таким проектам, в частности, относятся:–конструктивные элементы самолетов из полимерных композитных материалов;–новое поколение авиационных двигателей;–новое поколение интегрированной модульной авионики с открытой архитектурой (применимое также на военных и транспортных самолетах);–конкурентоспособная система послепродажного обслуживания;–новые материалы и методики их сертификации.Важной особенностью развития ОАО «ОАК» является региональный аспект. Концентрация конструкторских, производственных, научных, образовательных ресурсов в специализированных центрах («авиагородах»), расположенных в различных регионах России, и перенос значительной части организаций из Москвы обеспечат значительный синергетический эффект и позволят создать базовые условия для ускоренного развития региональных экономик и самолетостроения в целом.Развитие ОАО «ОАК» позволитсохранить позиции России как государства, самостоятельно обеспечивающего свои потребности во всех видах военной авиационной техники и являющегося одним из крупнейших её экспортеров, войти в число ведущих мировых производителей гражданской авиационной техники, а также выпускать весь необходимый спектр транспортных самолетов. При этом, становясь международным игроком, Корпорация реализует «открытую модель» ведения бизнеса, предусматривающую формирование альянсов разного типа с зарубежными авиастроительными компаниями.Организационная структура Открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» представлена на рисунке (рис. 2). Обеспечение организации взаимодействия вузов России и ОАО «ОАК» возлагается, со стороны вузов на Совет учебнометодического объединения вузов России по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК) и, со стороны ОАО «ОАК», на Департамент управления персоналом ОАО «ОАК».Кадровая политика Открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» направлена на формирование и развитие инновационной и профессиональной команды единомышленников, способной обеспечить динамичное развитие Корпорации. Основной идеологической установкой кадровой политики ОАО «ОАК» является ее открытость и нацеленность на трансформацию Корпорации и отрасли в целом в привлекательного работодателя. Стратегические задачи кадровой политики ОАО «ОАК»: –создание системы непрерывного корпоративного обучения, направленного на формирование управленческих навыков, повышение профессиональной квалификации сотрудников Корпорации, а также обеспечивающего трансляцию корпоративной культуры; Рис. 2. Организационная структура ОАО «ОАК».

–формирование базы профильных учебных заведений, способных обеспечить Корпорацию молодыми специалистами, качество подготовки которых соответствует мировым стандартам;–создание системы ротации, построения карьеры и формирования кадрового резерва, обеспечивающей поступательный профессиональный рост специалистов Корпорации;–реформирование системы оплаты труда и мотивации персонала, а также создание системы, обеспечивающей зависимость вознаграждения от результатов труда;–формирование современной корпоративной культуры –основы привлекательности Корпорации как работодателя, а также системы внутренних коммуникаций, обеспечивающей трансляцию культурных норм.Развитие профессиональных знаний и навыков обеспечивается внедрением системы профессиональных стандартов и инновационных программ в профильных ВУЗах и средних специальных учебных заведениях (в том числев рамках национального проекта «Образование»). Стратегия развития ОАО «ОАК» предусматривает привлечение в отрасль до 50 000 новых сотрудников и обновление состава персонала предприятий Корпорации на 70%.Департаментом управления персоналом ОАО «ОАК» разработана и реализуется программа аудита учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, ведущих подготовку по авиастроительным и сопряженным специальностям.В данной программе участвует 78 учебных заведений высшего профессионального образования, 34 –начального и среднего профессионального образования. Цель работы –формирование комплекса учебных заведений всех уровней профессионального образования в части подготовки и переподготовки специалистов различных направлений разработки, проектирования, сопровождения, испытания, эксплуатации авиационной техники. Одним из основных направлений взаимодействия профильных учебных заведений и предприятий является участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов профильных специальностей с учетом разработанных профессиональных стандартов и компетенций отрасли. Представители ОАО «ОАК» включены в базовые УМО (МАИ, МГТУ) для совместной работы по государственным образовательным стандартам (ГОС) и по развитию системы подготовке специалистов для авиастроительной отрасли.Начиная с 2009 года, ОАО «ОАК» установила долгосрочные отношения сотрудничества с рядом авиационных ВУЗов России, в целях организации и проведения производственной практики студентов и стажировки преподавателей на предприятиях ОАО «ОАК».В 2011 году Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева вошел в число вузовучастников программы ОАО «ОАК» по организации названных практик и стажировок. Между НГТУ и ОАО «ОАК» заключено соответствующее долгосрочное соглашение о сотрудничестве №22210303/11 от 06 апреля 2011 года. Основанием для заключения соглашения стал план обеспечения подготовки специалистов свысшим, средним и начальным профессиональным образованием с учетом потребностей ОАО «ОАК» на 20092015 годы, утвержденный Президентом ОАО «ОАК» и одобренный Военнопромышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации (протокол заседания Военнопромышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации №1сс от 28 января 2009 года, пункт 11). Целью проведения производственной практики студентов и стажировок преподавателей является повышение качества подготовки специалистов профильных специальностей [1] в соответствии с требованиями авиастроительных предприятий и повышение квалификации профессорскопреподавательского состава авиационных вузов.Учебные производственные практики студентов и стажировки преподавателей предусмотрены учебными планами подготовки специалистовсамолетостроителей и планами работы кафедр авиационных вузов по всей России. Однако в новых экономических условиях организация длительных выездных практик и стажировок существенно затруднена вопросом организации проживания практикантов и стажирующихся преподавателей [2]. Подавляющее большинство предприятий авиационной отрасли промышленности не имеет возможности в настоящее время размещать для проживания прибывающие группы студентов и стажирующихся преподавателей. Поэтому организация и проведение выездных производственных практик стала в авиационном образовании редким событием, что существенно ограничивает трудовую и образовательную мобильность персонала авиационной промышленности.Решение названной проблемы было найдено в создании корпоративной образовательной площадки, состоящей из базового авиационного вуза и базового авиационного предприятия, расположенного в одном городе(рис.3).

Рис.3.Корпоративная образовательная площадка ОАО «ОАК»

Создание корпоративной образовательной площадки позволило объединить ограниченные ресурсы вуза и предприятия, использовать одновременно в рамках одного проекта производственные мощности предприятия и жилые площади вузовских общежитий.Для проведения производственных практик студентов и стажировок преподавателей было выбрано наиболее удобное время –июль месяц. В этот период времени снижается нагрузка на студенческие общежития ВУЗов, так как большинство проживающих студентов, сдав сессию, возвращаются к месту постоянного проживания, откуда прибыли на учебу. Кроме того, в июле не проводятся лекционные и практические занятия, поэтому стажировка преподавателя с его отрывом от основного места работы не связана в июле с его заменой на аудиторных занятиях. Участие ОАО «ОАК» позволило эффективно организовать взаимодействие большого количества участников такой практики как в 2009, так и в 2010 и в 2011 годах(рис.4).Таким образом, при координирующей роли ОАО «ОАК», в современных экономических условиях удалось организовать и проводить на постоянной основе мероприятия, развивающие академическую мобильность студентов и преподавателей авиационных вузов, что имеет принципиальное значение.При этом стажировки преподавателей носят длительный характер (более трех недель), с отрывом от основного места работы и с глубоким погружением в новую для преподавателя образовательную и производственную среду. Осуществляется процесс взаимного обогащения новыми учебными, методическими и производственными приемами и материалами.В частности, в ходе стажировки преподавателя НГТУ имени Р.Е.Алексеева в городе Ульяновск в Институте Авиационных Технологий и Управления (ИАТУ) Ульяновского государственного технического университета и в ЗАО«АвиастарСП» было изучено следующее:–особенностиучебного процесса в ИАТУ;–взаимодействие ИАТУ с ЗАО«АвиастарСП» и родственными вузами;–организация всех видов практик в ИАТУ;–работа лаборатории информационных технологий, оснащенная САПР UNIGRAPHICSNX4;–работа лаборатории аэродинамики и гидравлики ИАТУ, в частности работа аэродинамической трубы и гидравлического стенда;–работа библиотеки ИАТУ и методическое обеспечение студентовавиастроителей; –учебные классы и мастерские Ульяновского авиатехнического колледжа;–музей предприятия ЗАО«АвиастарСП»;–работа отдела охраны труда ЗАО«АвиастарСП», производства окончательной сборки, металлургического и заготовительноштамповочного производств, производства изделий из композиционных и полимерных материалов, механосборочного и агрегатносборочное производств,цеха входного контроля ЗАО«АвиастарСП»;–работа управленческих структур ЗАО«АвиастарСП» и взаимодействие названных производств.Итоги участия НГТУ им. Р.Е.Алексеева в программе производственных практик и стажировок преподавателей ОАО «ОАК» в соответствии с долгосрочным соглашением о сотрудничестве №22210303/11 от 06апреля2011 года рассматривались на заседании Совета факультета морской и авиационной техники НГТУ. Опыт участия НГТУ в названной программе был признан весьма успешным, рекомендовано егораспространение на образовательный процесс подготовки кадров в области кораблестроения, океанотехники и системотехники морской инфраструктуры.

Рис.4.Схема организации выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей авиационных ВУЗов по программе ОАО «ОАК» в 2011г.

Ссылки на источники1.Хрунков С.Н.,ГрамузовЕ. М., Сандаков М. Ю.Воспитательная работа со студентами ФМиАТ на ознакомительной плавательной практике// Инновационные технологии современного учебного процесса: стратегия, задачи, внедрение: материалы Всероссийской научнометодической конференции. –Нижний Новгород: НГТУ, 2011. –С. 137–140.2.Хрунков С.Н.,Зуев В.А.Кораблестроительное образование в Нижегородском государственном техническом университете. Развитие и перспективы // Современные технологии в кораблестроительном и авиационном образовании, науке и производстве: материалы Всероссийской научнотехнической конференции. –Нижний Новгород: НГТУ, 2009. –С. 51–53.Khrunkov Sergey,candidate of Technical Sciences, Dean of the Faculty of marine and aircraft technology, of Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alexeyev, Nizhny Novgorodkhrunkov@mail.ruPudalova Elena,head of the interaction with the educational institutions of the Department of Personnel Management Open Joint Stock Company "United Aircraft Corporation" (JSC "UAC"), Moscowe.pudalova@uacrussia.ruOrganization of the process of formation of professional competence in the field of aviation at a field of practical training of students and training of teachers of universitiesAbstract.In the article the principles of the process of professional competencies in the field of aviation at a field of practical training of students and teachers training colleges. Disclosed logistic model of the mobile production practices on a national scale. Shown themes visiting practical training of students and training teachers.Keywords:aircraft, aviation, field practical training, internships, professional.competence.ISSN 2304120X