Художественно-творческая деятельность школьников в образовательном пространстве современной гимназии
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Останина
С.
А. Художественно-творческая деятельность школьников в образовательном пространстве современной гимназии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №2 (Февраль). – С.
36–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/1214.htm.
Аннотация. Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека. Статья посвящена вопросам творческого развития школьников средствами искусства. Автор рассматривает особенности организации и реализации художественно-творческой деятельности школьников в образовательном пространстве современной гимназии.
Ключевые слова:
творчество, художественно-творческая деятельность, художественное развитие, образовательное пространство
Текст статьи
Останина Светлана Александровна,преподаватель ФБОУВПО «Петрозаводская государственная консерватория (академия) им. А.К.Глазунова», учитель музыки МОУ «Гимназия №37»,г.Петрозаводскostaninasa@mail.ru
Художественнотворческая деятельность школьников в образовательном пространстве современной гимназии
Аннотация. Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека. Статья посвящена вопросам творческого развития школьников средствами искусства. Автор рассматривает особенности организации и реализации художественнотворческой деятельности школьников в образовательном пространстве современной гимназии.Ключевые слова:творчество, художественнотворческая деятельность, художественное развитие, образовательное пространство.
Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека, освоение которой предполагает овладение видами, формами, способами и средствами творческой деятельности. Актуальность изучения проблемы творчества определяется современными тенденциями развития отечественного образования, смысл которого заключается в том, чтобы «взрастить человека свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться не только и не столько в рамках сферы профессиональной деятельности, сколько общечеловеческих ценностей» [1]. В нормативнозаконодательных документах (Закон Российской Федерации «Об Образовании», законопроект «Об образовании РФ», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция духовнонравственного развития и воспитания гражданина России и др.) подчѐркивается значение основного и дополнительного образования детей, способствующихстановлению мотивации к познанию итворчеству, развитию творческих способностей в различных видах и направлениях образовательной деятельности, раскрытию творческого потенциала учащихся, в том числе средствами искусства.В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты творческого развития учащихся. В психологопедагогических исследованиях значительное внимание уделяется становлению творческой личности в условиях целостного педагогического процесса (В.П.Беспалько, В.В.Сериков, М.Н.Скаткин, А.В.Хуторской, В.С.Шубинский и др.); развитию творческих способностей школьников путѐм специальнойорганизации учебнопознавательной деятельности (Д.Б.Богоявленская, Е.А.Глуховская, В.В.Давыдов, А.И.Савенков, И.С.Якиманская и др.); обоснованию принципов, методов и форм активизации творческого потенциала личности в образовательном пространстве учебного заведения (В.И.Андреев, И.П.Волков, В.Т.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, А.В.Морозов и др.).В.И. Андреев определяет учебнотворческую деятельность как «один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебнотворческих задач, ориентированный на максимальное использование самоуправления личности, результат которой обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности, особенно еѐ творческих способностей»[2]. Учебнотворческая деятельность учащихся имеет свои специфические особенности и предполагает:1)процесс деятельности, который характеризуется самостоятельным применением усвоенных ранее знаний, умений, навыков в нетрадиционных условиях; комбинированием известных способов деятельности или переносом их из одной области знаний в другие; созданием новых для учащихся подходов или путей решения поставленной задачи;2)результат деятельности предполагает создание оригинального, субъективно нового продукта, который является итогом свершившегося процесса творческой деятельности.Особый вклад в развитие проблемы учебнотворческой деятельности школьников в области искусства внесли Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, К.Орф, Л.М.Предтеченская, В.Г.Ражников и другие педагоги. Так, Д.Б.Кабалевский разработал новую педагогическую концепцию формирования и развития художественнотворческих способностей школьников, становления творческого потенциала личности каждого ученика вконтексте синтеза искусств. Художник и педагог Б.Н.Неменский подчеркивал необходимость введения искусства в учебновоспитательный процесс образовательных учреждений. Он считал, что нужно не только учить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, но и формировать у них умение творить прекрасное в повседневной деятельности, труде, человеческих отношениях[3].В условиях художественного творчества продуктами деятельности школьников являются: произведения в различных видах искусства (литературы, живописи, музыки и т.д.), собственная трактовка художественных произведений, учебноисследовательские работы в области культуры и искусства, а также открытие знаний и становление творческих способностей вхудожественной деятельности. Направления художественнотворческой деятельности школьников представлены в табл.1.
Таблица 1Направления художественнотворческойдеятельности школьников
НаправлениядеятельностиПроцесс деятельностиРезультат деятельностиХудожественная Сочинение (создание)музыкальных пьес (музыкальное творчество);рассказов, стихов, сказок и т.д. (литературное творчество);танцевальных номеров (хореографическое творчество); рисунков, картин, иллюстраций (изобразительное творчество); театральных номеров(театральное творчество).Исполнениемузыкальных, литературных композиций, театральных постановок, танцевальных номеровПроизведения в различных видах искусства
Интерпретация(собственная трактовка) художественных произведений в процессе исполнительстваИсследовательскаяВыполнение учебноисследовательских работ художественноэстетической направленностиРеферат, доклад, сообщениявобласти культуры и искусстваПроблемнопоисковаяРешение учебных проблемных задачРазрешениепроблемных ситуаций ИгроваяТворческое моделированиеобъектов и явлений окружающей действительности; перевод знаний в активное формирование и развитие практических умений и навыковТворческое художественноеотражение окружающей действительности; психологическая пластичность и способность вживаться в образ на основе творческого воображения
Рассмотрим особенности художественнотворческой деятельности школьников в образовательном пространстве МОУ«Гимназия №37» г.Петрозаводска. Гимназия является инновационным учебным заведением, экспериментальной площадкой реализации личностноориентированного обучения. Образовательное пространство гимназии включает в себя совокупность целенаправленно организованных видов созидательной деятельности, обеспечивающих его творческиориентированную направленность, является пространством личностного и творческого самоопределения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и предпочтениями.Опираясь на лучшие традиции классической гимназии в отечественном образовании, гимназия стремится реализовать гуманитарную ориентацию процесса обучения, обеспечить духовнонравственное, эстетическое и творческое развитие школьников. В 2007 г. МОУ «Гимназия №37» стала победителем конкурса «Школы, внедряющие инновационные образовательные программы» в рамках реализации Приоритетного Национального проекта «Образование». В учебный план гимназии включены предметы художественноэстетической направленности: «Историкотеоретические основы музыки» (ИТОМ), «Сольфеджио», «Хоровое пение», «Хореография», «Ритмика», «Музыкальный инструмент» (фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, гитара, балалайка, кантеле, инструменты духового оркестра); «Изобразительное искусство» (ИЗО) и «Мировая художественная культура» (МХК). Вниманию учащихся также предлагаются дополнительные образовательные программы: «Музыкальная мозаика», «Разноцветная акварель», «Танцевальный калейдоскоп», «Учусь сочинять», «Рисуем музыку», «Сочиняем хореографическую сказку», «Я танцую», «Маленький маэстро», «Играем вместе», «Исторические аспекты творческой деятельности вразличных видах искусства», «Основы импровизации», «Композиция», «Творческое содружество искусств»; дополнительные образовательные услуги художественноэстетической направленности (хоровые, танцевальные, театральные студиии др.). Данные дисциплины ориентированы на организацию образовательного процесса в контексте междисциплинарной интеграции их содержания и обеспечения учебнометодического сопровождения художественноэстетической направленности.Как известно, отдельные виды художественного творчества не существуют изолированно друг от друга, что выражается в интегративности художественного мышления. Интеграция видов художественной деятельности (музыки, литературы, живописи и др.) наиболее эффективно обеспечивает потребностькаждого школьника свободно проявлять свои способности и выражать интересы. В условиях интеграции художественная деятельность формирует творческую личность ребѐнка, обеспечивает развитие его самосознания, возможности самореализации, формирование положительно устойчивых взаимодействий в сотворчестве со сверстниками и взрослыми. Организация художественнотворческой деятельности школьников в рамках различных предметных дисциплин художественноэстетического цикла гимназии представлена в табл.2. Художественнотворческая деятельность школьников выстраивается последовательно в три этапа: Iэтап –1–3еклассы; IIэтап –4–6еклассы; IIIэтап –7–9еклассы. В младших классах (1–3еклассы) в процессе реализации художественнотворческой деятельности в гимназии школьникам предлагаются факультативные курсы «Музыкальная мозаика», «Разноцветная акварель», «Танцевальный калейдоскоп», «Учусь сочинять», включающие ролевые игры, творческие мастерские и лаборатории. Основной целью данного этапа является формирование интереса и мотивации школьников к творчеству в области искусства, повышение их активности, уверенности в себе, способностей к творческому самовыражению, постановке индивидуальных целей в различных видах учебной и внеучебной художественноэстетической деятельности. Таблица 2Организация художественнотворческой деятельности школьников в гимназии
Виды художественнотворческой деятельностиРезультат художественнотворческой деятельностиПредметные области реализации художественнотворческой деятельностиМузыкальное творчество Создание музыкальных композиций«Музыкальный инструмент, «Сольфеджио», «Хоровое пение», «ИТОМ»Литературное творчество Создание рассказов, стихотворений, сказок на темы музыкальных произведений«ИТОМ», «Сольфеджио», «МХК»
Изобразительное творчествоСоздание цветового фона, рисункакомпозиции, рисункаабстракции к музыкальным произведениям, графическое моделирование музыки«ИТОМ», «Сольфеджио», «Хоровое пение», «Музыкальный инструмент», «ИЗО», «МХК»Танцевальное творчествоСоздание танцевальных номеров и хореографических композиций«Ритмика», «Хореография», «ИТОМ»Театральное творчествоСоздание театральных композиций«Сольфеджио», «ИТОМ», «Хоровое пение», «МХК»
В процессе проведения творческих уроков (урокпутешествие, уроксказка, урокфантазия, урокигра, урокконцерт и др.) раскрываются различные подходы к понятию творчества и личности творца, рассматриваются возможности сознательного управления творческим процессом, обосновываются способности каждого человека к творчеству. При этом мы отмечали положительное эмоциональное отношение учащихся к проблемам творчества, активное участие в их обсуждении, в выполнении творческих заданий. Так, в ходе ролевой игры школьники перевоплощаются в людей творческих профессий (архитектор, художник, дизайнер, скульптор, хореограф, писатель, режиссѐр, актѐр и др.) с целью создания и защиты собственных проектов. Приведѐм некоторые фрагменты минисочинений школьников, написанных после прослушивания органной прелюдии фа минор И.С.Баха. «Если бы я был архитектором, то я бы построил огромный сказочный замок из снега и льда, который переливается разноцветными красками и завораживает всех своим величием и красотой» (Серѐжа Б.). «Если бы я была хореографом, то под эту музыку я бы поставила плавный и грациозный танец для двух влюблѐнных, которые находятся в разлуке, но продолжают любить друг друга» (Марина К.). «Если бы я была режиссѐром, то в моѐм фильме рассказывалось бы о далѐких мирах, затерянных во вселенной. Они, как призрачные звѐзды, одиноко мерцают в тѐмном небе и говорят с нами на своѐм загадочном языке» (Даша К.). Хочется отметить творческую атмосферу подобных уроков, увлечѐнность, заинтересованность учащихся процессом и результатом своей деятельности.Выполняя это задание, школьники поначалу испытывают значительные трудности: им не всегда удается проявить свою индивидуальность в процессе перевоплощения в выбранный имитворческий образ; они не могут удачно найти индивидуальные способы самовыражения средствами определенного вида искусства, обосновать собственную творческую позицию. В дальнейшем школьникиучатся проявлять себя в разнообразных творческих ролях и различных видах искусства, овладевая специфическими способами и приемами художественного творчества; их творческие проекты становятся всѐ более оригинальными и сложными по замыслу, отличаются высоким качеством выполнения, индивидуальностью творческого почерка. Игровая деятельность также является важным направлением художественнотворческой деятельности школьников, способствуя раскрытию их творческих возможностей, развитию оригинального мышления, продуцированию разнообразных идей и замыслов. Будучи внутренне мотивированной деятельностью, она таит в себе огромный потенциал для развития творческих способностей. В этой связи использование учителями игровых технологий даѐт возможность расширить направления творческой художественной деятельности учащихся. Мы используем игровые технологии, как вучебной, так и во внеучебной деятельности школьников. Так, применяя элементы игрового перевоплощения на предмете «Хоровое пение», ученикам 2гокласса предлагается представить себя юными композиторами и сочинить музыкальные зарисовки (образ животного, явления природы и др.). В выполнении этого творческого задания школьники используют уже известные им средства музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, лад и др.), выбирая из них наиболее значимые в решении поставленной перед нимизадачи, и создают словесный образ своего творческого замысла («черновик композитора»), который они впоследствии реализуют в своих импровизациях.Своеобразное игровое перевоплощение осуществляется на предмете «Ритмика». Участвуя в игре «Узнай свой жанр», ученики 1го класса выбирают один из трѐх жанров (песня, танец, марш). Когда начинает звучать музыка определѐнной жанровой разновидности, школьники откликаются на неѐ тем видом деятельности, который этому жанру соответствует. Исполнители с удовольствием поют, танцуют и маршируют, а ученики в роли зрителей с радостью определяют, какой жанр «пришѐл к ним в гости». На уроках сольфеджио применяются такие виды игр, как «Музыкальное лото» и «Музыкальный алфавит». В программы уроков хора и индивидуальныхзанятий на музыкальном инструменте включаются игрыимпровизации «Мелодическое (ритмическое) эхо», «Беседа», «Дразнилка», «Вопрос –ответ», «Музыкальный кроссворд» и другие, что повышает творческую активность школьников и делает процесс обучения успешным.При разработке творческих заданий важным является учѐт индивидуальных психологовозрастных особенностей школьников, опыта их творческой деятельности, что позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в зависимости от личностных возможностей учеников. Все креативные задачи выстраиваются по уровню сложности, возрастающему по мере творческого развития школьников; предполагают вариативность по форме и способам выполнения, позволяющимучащимся с разных позиций решать творческую проблему.Художественнотворческая деятельность организуется нами таким образом, чтобы содержание учебного материала не преподносилось учителем в виде готовой информации, требующей лишь репродуктивных действий школьников, а представлялось в виде заданий открытого типа, подразумевающих поиск решений, переосмысление вариантов, выбор приѐмов и средств, использованиеметодовкомбинирования, то есть предполагало творческий процесс. Каждый учебный предмет художественноэстетической направленности обладает специальными возможностями для создания проблемныхтворческих ситуаций, предполагающих необходимость творческого поиска.Таким образом, к концу 3гокласса учащиеся начинают проявлять устойчивый интерес к творческой художественной деятельности; активно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, концертах, презентациях творческих проектов по искусству; значительно повышается продуктивность и успешность их творчества в различных видах учебной и внеучебной художественной деятельности.На втором этапе обучения (4–6еклассы) мы включаем курсы по выбору («Рисуем музыку», «Сочиняем хореографическую сказку», «Я танцую», «Маленький маэстро», «Играем вместе»), дополнительные образовательные услуги художественноэстетической направленности (хоровые, танцевальные, театральные студии и др.), которые ориентированы на формирование ценностносмыслового отношения учащихся к творчеству; освоение опыта художественнотворческой деятельности в различных еѐ видах; на творческий поиск в раскрытии своей индивидуальности. На данном этапе решаются следующие задачи: –формирование у учащихся системы теоретических знаний, практических умений и навыков в различных видах художественной деятельности с использованием современных педагогических технологий творчества (проблемное и проектное обучение, технология «Портфель ученика», игровые технологии, мастерклассы и др.);–обучение школьников творческим приемам, способам и методам организации и реализации художественной деятельности;
–создание условий, стимулирующих учащихся к проявлению творческой индивидуальности, становлению самостоятельной творческой позиции, творческому самовыражению в различных видах художественного творчества. На втором этапе значительное внимание уделяется осуществлению различных направлений художественноэстетической деятельности, ведущими из которых являются:–исполнение музыкальных, литературных, танцевальных и театральных композиций, которое представляет собой процесс воссоздания художественных образов средствами исполнительства, т.е. интерпретацию;–сочинение (создание) собственных произведений в различных видах искусства.Поначалу учащиеся включаются в исполнительскую творческую деятельность, используя консультативную поддержку со стороны учителя; им необходима помощь в поиске способов и средств организации своей деятельности, в выражении собственной творческой позиции в танце. Во многом они действуют по определѐнному алгоритму, не проявляя инициативы в творчестве и не раскрывая своей индивидуальности. Вдальнейшем в процессе исполнительской деятельности школьники учатся не просто воспроизводить уже известные художественные композиции, а самостоятельно находить оригинальные варианты интерпретаторских решений, представлять исполнительский образ, творчески реализовывать художественный замысел, выстраивая и воплощая свой индивидуальный путь понимания и осознания произведений искусства. Приведѐм некоторые фрагменты высказываний школьников об исполнительской деятельности. «Исполняя на конкурсе своѐ любимое музыкальное произведение (Е.Дога,«Вальс»), я старалась передать слушателям свои чувства и настроение, показать своѐ понимание его смысла; мне очень хочется, чтобы эта музыка понравилась всем так же, как нравится она мне» (Аня М., 7йкласс). «Участвуя в фестивале «Лейся песня» хор нашего класса исполнял свой вариант всем известной и любимой песниИ.Дунаевского «Весѐлый ветер», и я думаю, что наше исполнение было ярким, радостным и вселяющим надежду на лучшее» (Оля Р., 9йкласс).Эти и другие многочисленные высказывания школьников свидетельствуют о том, что при создании интерпретаций произведений искусств постижение художественного замысла исполняемых композиций происходит через творческое самовыражение, самоактуализацию личности в процессе создания новой реальности, отражающей неповторимое проявление внутреннего мира исполнителя; все богатство палитры художественного произведенияпреломляется через его индивидуальность, ценности, смыслы.Второе направление художественной творческой деятельности –сочинение (создание) школьниками собственных произведений в различных видах художественного творчества:музыкальном, литературном, изобразительном, танцевальном, театральном. Процесс художественного отображения действительности в произведениях искусства может быть непродолжительным (импровизация) и более долговременным. В ходе исследования выяснилось, что ученики начальной школы отдают предпочтение импровизационным сочинениям в различных видах искусства;школьники средних и старших классов в большинстве случаев увлечены поэтапным созданием художественных образов. Настя Б., ставшая победителем республиканского конкурса юных композиторов «Музыка –душа моя» (2002 г.) в номинации «За оригинальность трактовки музыкального жанра», отметила в своѐм интервью: «Мне очень нравится сочинять музыку разных жанров и направлений; раньше я даже не могла представить, что сочинение музыки окажется таким интересным и увлекательным занятием. Я люблю участвовать в различных конкурсах и фестивалях и хочу сочинить ещѐ много красивых музыкальных пьес» (4йкласс).На предметных дисциплинах «Сольфеджио» и «Хоровое пение» школьники импровизируют и сочиняют различные ритмические модели, варианты мелодий, формы многоголосия. Так, Таня С. (3йкласс) в процессе подготовки домашнего задания сочинила музыкальную сказку «Легенда о музыке». Она выразительно и с большим удовольствием читала текст своей сказки и сопровождала чтение вокальной и инструментальной музыкальной импровизацией, характеризующей еѐ основных героев: краб До, подводный конѐк Ре, золотая рыбка Ми, летающая рыбка Фа, медуза Соль, осьминог Ля и дельфинчик Си. Примером коллективного творчества является сказка «Два рояля», сочинѐнная и театрализованная учениками 5класса. Школьники показали целое костюмированное представление, придумали декорации к своему произведению, красочно оформили учебный кабинет.В гимназии регулярно проводятся презентации творческих работ учащихся, лучшие из которых представляются на городские и республиканские конкурсы. Участие в творческих презентациях позволяет школьникам реализовать свои потенциальные возможности, воспитывает художественный вкус, способствует развитию общей культуры гимназистов. Содной стороны, это является итогом проделанной работы, а с другой –стимулом к дальнейшему развитию творческих проявлений учащихся.Таким образом, к моменту завершения второго этапа творческое самовыражение, раскрытие собственной творческой позиции в процессе осуществления художественноэстетической деятельности становится потребностью школьников. У них создается целостное представление о творческом процессе и его особенностях, начинает складываться устойчивая система индивидуальных, присущих только им способов, приемов и средств, в осуществлении творческой деятельности. У школьников развиваются способность к анализу, рефлексии собственного творчества, определяются перспективы формирования индивидуального творческого стиля деятельности.Третий (заключительный) этап (7–9еклассы) включает организацию факультативных курсов «Исторические аспекты творческой деятельности в различных видах искусства», «Основы импровизации», «Композиция», «Творческое содружество искусств». В рамках третьего этапа активно используются такие формы уроков, как коллоквиум, диспут, проблемная лекция, семинар и др. При подготовке к ним школьникам предлагается определѐнный круг вопросов, они должны самостоятельно выявить для себя проблему, найти оригинальные пути и способы еѐ решения, спрогнозировать возможные последствия своих «открытий». Важными направлениями художественнотворческой деятельности школьников в гимназии являются исследовательская и проблемнопоисковая деятельность в области искусства, что обеспечивает развитие их познавательной активности, формирование умений самостоятельно приобретать знания и использовать их на практике, организовывать свою деятельность согласно собственным интересам и предпочтениям. Приведем фрагмент творческой мастерской «Мое восприятие музыки», основанной на элементах проблемного обучения. Школьникам предлагался вербальный ряд (зима, снег, холодно, темно, зимняя дорога, бескрайняя русская равнина) для воплощения художественного образа средствами музыкальной выразительности. На основе этого в своих интерпретациях учащиеся создавали индивидуальный музыкальный образ, раскрывающий особенности их внутреннего восприятия мира, активизируя творческое воображение, способствуя раскрытию индивидуальной творческойпозиции.Так, Костя Р. написал: «Моѐ произведение на предложенную тему по характеру печальное и тревожное; оно звучит в миноре у флейты и скрипки всопровождении фортепиано, в медленном темпе». Наташа М. представила совсем иной вариант решения задания: «Мне кажется, что образ зимней природы можно передать с помощью таких музыкальных инструментов как орган, арфа и колокольчики. Они будут играть в среднем и высоком регистрах, вумеренном темпе; их звучание будет величественным и торжественным». Таким образом, ученики, решая одну и ту же задачу, демонстрировали собственное понимание художественного образа и индивидуальную манеру самовыражения.На следующем этапе урока школьники слушали сочинения двух русских композиторов Г.В.Свиридова «Тройка» и П.И.Чайковского «На тройке»; участвовали в обсуждении, сравнивая прослушанные музыкальные произведения, отмечая, что они «такие разные», «непохожие друг на друга», «хотя с одним и тем же названием». Так происходило постижение стилевых особенностей музыкальных произведений, школьники начинали более полно и ясно представлять суть творческой манеры письма авторов, раскрывающую их глубоко индивидуальный внутренний мир. В процессе таких творческих мастерскиху учащихся начинало складываться ясное представление об индивидуальном творческом стиле деятельности композиторов.Показателем увлечѐнности учащихся творчеством, является их активное участие во всех творческих мероприятиях, что способствует обогащению творческиориентированной среды гимназии; становлению и развитию творческой личности школьников. По результатам творческой деятельности гимназистов были созданы сборники музыкальных и литературных сочинений, альбомы рисунков, банк учебноисследовательскихработ. Школьники с увлечением создают портфолио своих достижений. Творческие коллективы и отдельные ученики гимназии в разные годы добились высоких результатов, став лауреатами и дипломантами городских и республиканских конкурсов и фестивалей.Использование проблемных творческих заданий, активных методов обучения, проведение творческих мастерских в процессе помогают полнее раскрыть индивидуальные креативные возможности учащихся, активизируют их творческий поиск, способствуют развитию инициативы, самостоятельности и играют важную роль в формировании творческого стиля художественноэстетической деятельности.К окончанию 9гокласса практически все школьники достигают высокого уровня мотивации к различным видам художественнотворческой деятельности, овладения методами, приемами и средствами ее организации и реализации, демонстрируя при этом нестандартность мышления, развитое творческое воображение, способность к генерированию большого числа оригинальных идей в процессе решения творческих задач. Им становятся свойственны потребность в творческом самовыражении, проявление творческой индивидуальности, умение самостоятельно планировать свою деятельность, проявление рефлексирующего уровня художественного сознания, критическиоценочное отношение к результатам собственного художественного творчества, определение перспективы формирования индивидуального творческого стиля художественноэстетической деятельности.
Ссылки на источники1.МорозовА.В., ЧернилевскийД.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие.–М.: Академический проект, 2004. –560 с.2.АндреевВ.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. –Казань: Издво Казанского университета, 1988. –238 с.3.НеменскийБ.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1987. –255 с.
Ostanina Svetlana,Lecturer of Petrozavodsk State Conservatoire (Academy) named after A.K. Glazunov, teacher of music ofPetrozavodsk Gymnasium No. 37ostaninasa@mail.ru
Artistic and creative activity of students in the educational space of a modern gymnasiumAbstract. Creativity is one of the most important spheres of human life. This article is devoted to the creative development of schoolchildren by means of art. The author analyses the peculiarities of organization and realization of artistic and creative activities of students in the educational space of a modern gymnasium.Keywords:creativity, artistic and creative activities, artistic development, educational space.
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»
Художественнотворческая деятельность школьников в образовательном пространстве современной гимназии
Аннотация. Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека. Статья посвящена вопросам творческого развития школьников средствами искусства. Автор рассматривает особенности организации и реализации художественнотворческой деятельности школьников в образовательном пространстве современной гимназии.Ключевые слова:творчество, художественнотворческая деятельность, художественное развитие, образовательное пространство.
Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека, освоение которой предполагает овладение видами, формами, способами и средствами творческой деятельности. Актуальность изучения проблемы творчества определяется современными тенденциями развития отечественного образования, смысл которого заключается в том, чтобы «взрастить человека свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться не только и не столько в рамках сферы профессиональной деятельности, сколько общечеловеческих ценностей» [1]. В нормативнозаконодательных документах (Закон Российской Федерации «Об Образовании», законопроект «Об образовании РФ», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция духовнонравственного развития и воспитания гражданина России и др.) подчѐркивается значение основного и дополнительного образования детей, способствующихстановлению мотивации к познанию итворчеству, развитию творческих способностей в различных видах и направлениях образовательной деятельности, раскрытию творческого потенциала учащихся, в том числе средствами искусства.В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты творческого развития учащихся. В психологопедагогических исследованиях значительное внимание уделяется становлению творческой личности в условиях целостного педагогического процесса (В.П.Беспалько, В.В.Сериков, М.Н.Скаткин, А.В.Хуторской, В.С.Шубинский и др.); развитию творческих способностей школьников путѐм специальнойорганизации учебнопознавательной деятельности (Д.Б.Богоявленская, Е.А.Глуховская, В.В.Давыдов, А.И.Савенков, И.С.Якиманская и др.); обоснованию принципов, методов и форм активизации творческого потенциала личности в образовательном пространстве учебного заведения (В.И.Андреев, И.П.Волков, В.Т.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, А.В.Морозов и др.).В.И. Андреев определяет учебнотворческую деятельность как «один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебнотворческих задач, ориентированный на максимальное использование самоуправления личности, результат которой обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности, особенно еѐ творческих способностей»[2]. Учебнотворческая деятельность учащихся имеет свои специфические особенности и предполагает:1)процесс деятельности, который характеризуется самостоятельным применением усвоенных ранее знаний, умений, навыков в нетрадиционных условиях; комбинированием известных способов деятельности или переносом их из одной области знаний в другие; созданием новых для учащихся подходов или путей решения поставленной задачи;2)результат деятельности предполагает создание оригинального, субъективно нового продукта, который является итогом свершившегося процесса творческой деятельности.Особый вклад в развитие проблемы учебнотворческой деятельности школьников в области искусства внесли Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, К.Орф, Л.М.Предтеченская, В.Г.Ражников и другие педагоги. Так, Д.Б.Кабалевский разработал новую педагогическую концепцию формирования и развития художественнотворческих способностей школьников, становления творческого потенциала личности каждого ученика вконтексте синтеза искусств. Художник и педагог Б.Н.Неменский подчеркивал необходимость введения искусства в учебновоспитательный процесс образовательных учреждений. Он считал, что нужно не только учить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, но и формировать у них умение творить прекрасное в повседневной деятельности, труде, человеческих отношениях[3].В условиях художественного творчества продуктами деятельности школьников являются: произведения в различных видах искусства (литературы, живописи, музыки и т.д.), собственная трактовка художественных произведений, учебноисследовательские работы в области культуры и искусства, а также открытие знаний и становление творческих способностей вхудожественной деятельности. Направления художественнотворческой деятельности школьников представлены в табл.1.
Таблица 1Направления художественнотворческойдеятельности школьников
НаправлениядеятельностиПроцесс деятельностиРезультат деятельностиХудожественная Сочинение (создание)музыкальных пьес (музыкальное творчество);рассказов, стихов, сказок и т.д. (литературное творчество);танцевальных номеров (хореографическое творчество); рисунков, картин, иллюстраций (изобразительное творчество); театральных номеров(театральное творчество).Исполнениемузыкальных, литературных композиций, театральных постановок, танцевальных номеровПроизведения в различных видах искусства
Интерпретация(собственная трактовка) художественных произведений в процессе исполнительстваИсследовательскаяВыполнение учебноисследовательских работ художественноэстетической направленностиРеферат, доклад, сообщениявобласти культуры и искусстваПроблемнопоисковаяРешение учебных проблемных задачРазрешениепроблемных ситуаций ИгроваяТворческое моделированиеобъектов и явлений окружающей действительности; перевод знаний в активное формирование и развитие практических умений и навыковТворческое художественноеотражение окружающей действительности; психологическая пластичность и способность вживаться в образ на основе творческого воображения
Рассмотрим особенности художественнотворческой деятельности школьников в образовательном пространстве МОУ«Гимназия №37» г.Петрозаводска. Гимназия является инновационным учебным заведением, экспериментальной площадкой реализации личностноориентированного обучения. Образовательное пространство гимназии включает в себя совокупность целенаправленно организованных видов созидательной деятельности, обеспечивающих его творческиориентированную направленность, является пространством личностного и творческого самоопределения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и предпочтениями.Опираясь на лучшие традиции классической гимназии в отечественном образовании, гимназия стремится реализовать гуманитарную ориентацию процесса обучения, обеспечить духовнонравственное, эстетическое и творческое развитие школьников. В 2007 г. МОУ «Гимназия №37» стала победителем конкурса «Школы, внедряющие инновационные образовательные программы» в рамках реализации Приоритетного Национального проекта «Образование». В учебный план гимназии включены предметы художественноэстетической направленности: «Историкотеоретические основы музыки» (ИТОМ), «Сольфеджио», «Хоровое пение», «Хореография», «Ритмика», «Музыкальный инструмент» (фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, гитара, балалайка, кантеле, инструменты духового оркестра); «Изобразительное искусство» (ИЗО) и «Мировая художественная культура» (МХК). Вниманию учащихся также предлагаются дополнительные образовательные программы: «Музыкальная мозаика», «Разноцветная акварель», «Танцевальный калейдоскоп», «Учусь сочинять», «Рисуем музыку», «Сочиняем хореографическую сказку», «Я танцую», «Маленький маэстро», «Играем вместе», «Исторические аспекты творческой деятельности вразличных видах искусства», «Основы импровизации», «Композиция», «Творческое содружество искусств»; дополнительные образовательные услуги художественноэстетической направленности (хоровые, танцевальные, театральные студиии др.). Данные дисциплины ориентированы на организацию образовательного процесса в контексте междисциплинарной интеграции их содержания и обеспечения учебнометодического сопровождения художественноэстетической направленности.Как известно, отдельные виды художественного творчества не существуют изолированно друг от друга, что выражается в интегративности художественного мышления. Интеграция видов художественной деятельности (музыки, литературы, живописи и др.) наиболее эффективно обеспечивает потребностькаждого школьника свободно проявлять свои способности и выражать интересы. В условиях интеграции художественная деятельность формирует творческую личность ребѐнка, обеспечивает развитие его самосознания, возможности самореализации, формирование положительно устойчивых взаимодействий в сотворчестве со сверстниками и взрослыми. Организация художественнотворческой деятельности школьников в рамках различных предметных дисциплин художественноэстетического цикла гимназии представлена в табл.2. Художественнотворческая деятельность школьников выстраивается последовательно в три этапа: Iэтап –1–3еклассы; IIэтап –4–6еклассы; IIIэтап –7–9еклассы. В младших классах (1–3еклассы) в процессе реализации художественнотворческой деятельности в гимназии школьникам предлагаются факультативные курсы «Музыкальная мозаика», «Разноцветная акварель», «Танцевальный калейдоскоп», «Учусь сочинять», включающие ролевые игры, творческие мастерские и лаборатории. Основной целью данного этапа является формирование интереса и мотивации школьников к творчеству в области искусства, повышение их активности, уверенности в себе, способностей к творческому самовыражению, постановке индивидуальных целей в различных видах учебной и внеучебной художественноэстетической деятельности. Таблица 2Организация художественнотворческой деятельности школьников в гимназии
Виды художественнотворческой деятельностиРезультат художественнотворческой деятельностиПредметные области реализации художественнотворческой деятельностиМузыкальное творчество Создание музыкальных композиций«Музыкальный инструмент, «Сольфеджио», «Хоровое пение», «ИТОМ»Литературное творчество Создание рассказов, стихотворений, сказок на темы музыкальных произведений«ИТОМ», «Сольфеджио», «МХК»
Изобразительное творчествоСоздание цветового фона, рисункакомпозиции, рисункаабстракции к музыкальным произведениям, графическое моделирование музыки«ИТОМ», «Сольфеджио», «Хоровое пение», «Музыкальный инструмент», «ИЗО», «МХК»Танцевальное творчествоСоздание танцевальных номеров и хореографических композиций«Ритмика», «Хореография», «ИТОМ»Театральное творчествоСоздание театральных композиций«Сольфеджио», «ИТОМ», «Хоровое пение», «МХК»
В процессе проведения творческих уроков (урокпутешествие, уроксказка, урокфантазия, урокигра, урокконцерт и др.) раскрываются различные подходы к понятию творчества и личности творца, рассматриваются возможности сознательного управления творческим процессом, обосновываются способности каждого человека к творчеству. При этом мы отмечали положительное эмоциональное отношение учащихся к проблемам творчества, активное участие в их обсуждении, в выполнении творческих заданий. Так, в ходе ролевой игры школьники перевоплощаются в людей творческих профессий (архитектор, художник, дизайнер, скульптор, хореограф, писатель, режиссѐр, актѐр и др.) с целью создания и защиты собственных проектов. Приведѐм некоторые фрагменты минисочинений школьников, написанных после прослушивания органной прелюдии фа минор И.С.Баха. «Если бы я был архитектором, то я бы построил огромный сказочный замок из снега и льда, который переливается разноцветными красками и завораживает всех своим величием и красотой» (Серѐжа Б.). «Если бы я была хореографом, то под эту музыку я бы поставила плавный и грациозный танец для двух влюблѐнных, которые находятся в разлуке, но продолжают любить друг друга» (Марина К.). «Если бы я была режиссѐром, то в моѐм фильме рассказывалось бы о далѐких мирах, затерянных во вселенной. Они, как призрачные звѐзды, одиноко мерцают в тѐмном небе и говорят с нами на своѐм загадочном языке» (Даша К.). Хочется отметить творческую атмосферу подобных уроков, увлечѐнность, заинтересованность учащихся процессом и результатом своей деятельности.Выполняя это задание, школьники поначалу испытывают значительные трудности: им не всегда удается проявить свою индивидуальность в процессе перевоплощения в выбранный имитворческий образ; они не могут удачно найти индивидуальные способы самовыражения средствами определенного вида искусства, обосновать собственную творческую позицию. В дальнейшем школьникиучатся проявлять себя в разнообразных творческих ролях и различных видах искусства, овладевая специфическими способами и приемами художественного творчества; их творческие проекты становятся всѐ более оригинальными и сложными по замыслу, отличаются высоким качеством выполнения, индивидуальностью творческого почерка. Игровая деятельность также является важным направлением художественнотворческой деятельности школьников, способствуя раскрытию их творческих возможностей, развитию оригинального мышления, продуцированию разнообразных идей и замыслов. Будучи внутренне мотивированной деятельностью, она таит в себе огромный потенциал для развития творческих способностей. В этой связи использование учителями игровых технологий даѐт возможность расширить направления творческой художественной деятельности учащихся. Мы используем игровые технологии, как вучебной, так и во внеучебной деятельности школьников. Так, применяя элементы игрового перевоплощения на предмете «Хоровое пение», ученикам 2гокласса предлагается представить себя юными композиторами и сочинить музыкальные зарисовки (образ животного, явления природы и др.). В выполнении этого творческого задания школьники используют уже известные им средства музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, лад и др.), выбирая из них наиболее значимые в решении поставленной перед нимизадачи, и создают словесный образ своего творческого замысла («черновик композитора»), который они впоследствии реализуют в своих импровизациях.Своеобразное игровое перевоплощение осуществляется на предмете «Ритмика». Участвуя в игре «Узнай свой жанр», ученики 1го класса выбирают один из трѐх жанров (песня, танец, марш). Когда начинает звучать музыка определѐнной жанровой разновидности, школьники откликаются на неѐ тем видом деятельности, который этому жанру соответствует. Исполнители с удовольствием поют, танцуют и маршируют, а ученики в роли зрителей с радостью определяют, какой жанр «пришѐл к ним в гости». На уроках сольфеджио применяются такие виды игр, как «Музыкальное лото» и «Музыкальный алфавит». В программы уроков хора и индивидуальныхзанятий на музыкальном инструменте включаются игрыимпровизации «Мелодическое (ритмическое) эхо», «Беседа», «Дразнилка», «Вопрос –ответ», «Музыкальный кроссворд» и другие, что повышает творческую активность школьников и делает процесс обучения успешным.При разработке творческих заданий важным является учѐт индивидуальных психологовозрастных особенностей школьников, опыта их творческой деятельности, что позволяет отрегулировать темп выполнения заданий в зависимости от личностных возможностей учеников. Все креативные задачи выстраиваются по уровню сложности, возрастающему по мере творческого развития школьников; предполагают вариативность по форме и способам выполнения, позволяющимучащимся с разных позиций решать творческую проблему.Художественнотворческая деятельность организуется нами таким образом, чтобы содержание учебного материала не преподносилось учителем в виде готовой информации, требующей лишь репродуктивных действий школьников, а представлялось в виде заданий открытого типа, подразумевающих поиск решений, переосмысление вариантов, выбор приѐмов и средств, использованиеметодовкомбинирования, то есть предполагало творческий процесс. Каждый учебный предмет художественноэстетической направленности обладает специальными возможностями для создания проблемныхтворческих ситуаций, предполагающих необходимость творческого поиска.Таким образом, к концу 3гокласса учащиеся начинают проявлять устойчивый интерес к творческой художественной деятельности; активно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, концертах, презентациях творческих проектов по искусству; значительно повышается продуктивность и успешность их творчества в различных видах учебной и внеучебной художественной деятельности.На втором этапе обучения (4–6еклассы) мы включаем курсы по выбору («Рисуем музыку», «Сочиняем хореографическую сказку», «Я танцую», «Маленький маэстро», «Играем вместе»), дополнительные образовательные услуги художественноэстетической направленности (хоровые, танцевальные, театральные студии и др.), которые ориентированы на формирование ценностносмыслового отношения учащихся к творчеству; освоение опыта художественнотворческой деятельности в различных еѐ видах; на творческий поиск в раскрытии своей индивидуальности. На данном этапе решаются следующие задачи: –формирование у учащихся системы теоретических знаний, практических умений и навыков в различных видах художественной деятельности с использованием современных педагогических технологий творчества (проблемное и проектное обучение, технология «Портфель ученика», игровые технологии, мастерклассы и др.);–обучение школьников творческим приемам, способам и методам организации и реализации художественной деятельности;
–создание условий, стимулирующих учащихся к проявлению творческой индивидуальности, становлению самостоятельной творческой позиции, творческому самовыражению в различных видах художественного творчества. На втором этапе значительное внимание уделяется осуществлению различных направлений художественноэстетической деятельности, ведущими из которых являются:–исполнение музыкальных, литературных, танцевальных и театральных композиций, которое представляет собой процесс воссоздания художественных образов средствами исполнительства, т.е. интерпретацию;–сочинение (создание) собственных произведений в различных видах искусства.Поначалу учащиеся включаются в исполнительскую творческую деятельность, используя консультативную поддержку со стороны учителя; им необходима помощь в поиске способов и средств организации своей деятельности, в выражении собственной творческой позиции в танце. Во многом они действуют по определѐнному алгоритму, не проявляя инициативы в творчестве и не раскрывая своей индивидуальности. Вдальнейшем в процессе исполнительской деятельности школьники учатся не просто воспроизводить уже известные художественные композиции, а самостоятельно находить оригинальные варианты интерпретаторских решений, представлять исполнительский образ, творчески реализовывать художественный замысел, выстраивая и воплощая свой индивидуальный путь понимания и осознания произведений искусства. Приведѐм некоторые фрагменты высказываний школьников об исполнительской деятельности. «Исполняя на конкурсе своѐ любимое музыкальное произведение (Е.Дога,«Вальс»), я старалась передать слушателям свои чувства и настроение, показать своѐ понимание его смысла; мне очень хочется, чтобы эта музыка понравилась всем так же, как нравится она мне» (Аня М., 7йкласс). «Участвуя в фестивале «Лейся песня» хор нашего класса исполнял свой вариант всем известной и любимой песниИ.Дунаевского «Весѐлый ветер», и я думаю, что наше исполнение было ярким, радостным и вселяющим надежду на лучшее» (Оля Р., 9йкласс).Эти и другие многочисленные высказывания школьников свидетельствуют о том, что при создании интерпретаций произведений искусств постижение художественного замысла исполняемых композиций происходит через творческое самовыражение, самоактуализацию личности в процессе создания новой реальности, отражающей неповторимое проявление внутреннего мира исполнителя; все богатство палитры художественного произведенияпреломляется через его индивидуальность, ценности, смыслы.Второе направление художественной творческой деятельности –сочинение (создание) школьниками собственных произведений в различных видах художественного творчества:музыкальном, литературном, изобразительном, танцевальном, театральном. Процесс художественного отображения действительности в произведениях искусства может быть непродолжительным (импровизация) и более долговременным. В ходе исследования выяснилось, что ученики начальной школы отдают предпочтение импровизационным сочинениям в различных видах искусства;школьники средних и старших классов в большинстве случаев увлечены поэтапным созданием художественных образов. Настя Б., ставшая победителем республиканского конкурса юных композиторов «Музыка –душа моя» (2002 г.) в номинации «За оригинальность трактовки музыкального жанра», отметила в своѐм интервью: «Мне очень нравится сочинять музыку разных жанров и направлений; раньше я даже не могла представить, что сочинение музыки окажется таким интересным и увлекательным занятием. Я люблю участвовать в различных конкурсах и фестивалях и хочу сочинить ещѐ много красивых музыкальных пьес» (4йкласс).На предметных дисциплинах «Сольфеджио» и «Хоровое пение» школьники импровизируют и сочиняют различные ритмические модели, варианты мелодий, формы многоголосия. Так, Таня С. (3йкласс) в процессе подготовки домашнего задания сочинила музыкальную сказку «Легенда о музыке». Она выразительно и с большим удовольствием читала текст своей сказки и сопровождала чтение вокальной и инструментальной музыкальной импровизацией, характеризующей еѐ основных героев: краб До, подводный конѐк Ре, золотая рыбка Ми, летающая рыбка Фа, медуза Соль, осьминог Ля и дельфинчик Си. Примером коллективного творчества является сказка «Два рояля», сочинѐнная и театрализованная учениками 5класса. Школьники показали целое костюмированное представление, придумали декорации к своему произведению, красочно оформили учебный кабинет.В гимназии регулярно проводятся презентации творческих работ учащихся, лучшие из которых представляются на городские и республиканские конкурсы. Участие в творческих презентациях позволяет школьникам реализовать свои потенциальные возможности, воспитывает художественный вкус, способствует развитию общей культуры гимназистов. Содной стороны, это является итогом проделанной работы, а с другой –стимулом к дальнейшему развитию творческих проявлений учащихся.Таким образом, к моменту завершения второго этапа творческое самовыражение, раскрытие собственной творческой позиции в процессе осуществления художественноэстетической деятельности становится потребностью школьников. У них создается целостное представление о творческом процессе и его особенностях, начинает складываться устойчивая система индивидуальных, присущих только им способов, приемов и средств, в осуществлении творческой деятельности. У школьников развиваются способность к анализу, рефлексии собственного творчества, определяются перспективы формирования индивидуального творческого стиля деятельности.Третий (заключительный) этап (7–9еклассы) включает организацию факультативных курсов «Исторические аспекты творческой деятельности в различных видах искусства», «Основы импровизации», «Композиция», «Творческое содружество искусств». В рамках третьего этапа активно используются такие формы уроков, как коллоквиум, диспут, проблемная лекция, семинар и др. При подготовке к ним школьникам предлагается определѐнный круг вопросов, они должны самостоятельно выявить для себя проблему, найти оригинальные пути и способы еѐ решения, спрогнозировать возможные последствия своих «открытий». Важными направлениями художественнотворческой деятельности школьников в гимназии являются исследовательская и проблемнопоисковая деятельность в области искусства, что обеспечивает развитие их познавательной активности, формирование умений самостоятельно приобретать знания и использовать их на практике, организовывать свою деятельность согласно собственным интересам и предпочтениям. Приведем фрагмент творческой мастерской «Мое восприятие музыки», основанной на элементах проблемного обучения. Школьникам предлагался вербальный ряд (зима, снег, холодно, темно, зимняя дорога, бескрайняя русская равнина) для воплощения художественного образа средствами музыкальной выразительности. На основе этого в своих интерпретациях учащиеся создавали индивидуальный музыкальный образ, раскрывающий особенности их внутреннего восприятия мира, активизируя творческое воображение, способствуя раскрытию индивидуальной творческойпозиции.Так, Костя Р. написал: «Моѐ произведение на предложенную тему по характеру печальное и тревожное; оно звучит в миноре у флейты и скрипки всопровождении фортепиано, в медленном темпе». Наташа М. представила совсем иной вариант решения задания: «Мне кажется, что образ зимней природы можно передать с помощью таких музыкальных инструментов как орган, арфа и колокольчики. Они будут играть в среднем и высоком регистрах, вумеренном темпе; их звучание будет величественным и торжественным». Таким образом, ученики, решая одну и ту же задачу, демонстрировали собственное понимание художественного образа и индивидуальную манеру самовыражения.На следующем этапе урока школьники слушали сочинения двух русских композиторов Г.В.Свиридова «Тройка» и П.И.Чайковского «На тройке»; участвовали в обсуждении, сравнивая прослушанные музыкальные произведения, отмечая, что они «такие разные», «непохожие друг на друга», «хотя с одним и тем же названием». Так происходило постижение стилевых особенностей музыкальных произведений, школьники начинали более полно и ясно представлять суть творческой манеры письма авторов, раскрывающую их глубоко индивидуальный внутренний мир. В процессе таких творческих мастерскиху учащихся начинало складываться ясное представление об индивидуальном творческом стиле деятельности композиторов.Показателем увлечѐнности учащихся творчеством, является их активное участие во всех творческих мероприятиях, что способствует обогащению творческиориентированной среды гимназии; становлению и развитию творческой личности школьников. По результатам творческой деятельности гимназистов были созданы сборники музыкальных и литературных сочинений, альбомы рисунков, банк учебноисследовательскихработ. Школьники с увлечением создают портфолио своих достижений. Творческие коллективы и отдельные ученики гимназии в разные годы добились высоких результатов, став лауреатами и дипломантами городских и республиканских конкурсов и фестивалей.Использование проблемных творческих заданий, активных методов обучения, проведение творческих мастерских в процессе помогают полнее раскрыть индивидуальные креативные возможности учащихся, активизируют их творческий поиск, способствуют развитию инициативы, самостоятельности и играют важную роль в формировании творческого стиля художественноэстетической деятельности.К окончанию 9гокласса практически все школьники достигают высокого уровня мотивации к различным видам художественнотворческой деятельности, овладения методами, приемами и средствами ее организации и реализации, демонстрируя при этом нестандартность мышления, развитое творческое воображение, способность к генерированию большого числа оригинальных идей в процессе решения творческих задач. Им становятся свойственны потребность в творческом самовыражении, проявление творческой индивидуальности, умение самостоятельно планировать свою деятельность, проявление рефлексирующего уровня художественного сознания, критическиоценочное отношение к результатам собственного художественного творчества, определение перспективы формирования индивидуального творческого стиля художественноэстетической деятельности.
Ссылки на источники1.МорозовА.В., ЧернилевскийД.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие.–М.: Академический проект, 2004. –560 с.2.АндреевВ.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. –Казань: Издво Казанского университета, 1988. –238 с.3.НеменскийБ.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя.– М.: Просвещение, 1987. –255 с.
Ostanina Svetlana,Lecturer of Petrozavodsk State Conservatoire (Academy) named after A.K. Glazunov, teacher of music ofPetrozavodsk Gymnasium No. 37ostaninasa@mail.ru
Artistic and creative activity of students in the educational space of a modern gymnasiumAbstract. Creativity is one of the most important spheres of human life. This article is devoted to the creative development of schoolchildren by means of art. The author analyses the peculiarities of organization and realization of artistic and creative activities of students in the educational space of a modern gymnasium.Keywords:creativity, artistic and creative activities, artistic development, educational space.
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»