Профессиональное самоопределение обучающихся в учреждении дополнительного образования детей
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлов
А.
В. Профессиональное самоопределение обучающихся в учреждении дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №11 (Ноябрь). – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12153.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности учреждения дополнительного образования детей в профессиональном самоопределения ребенка в процессе допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. Представляются выдержки исследования по самоопределению обучающихся учреждения дополнительного образования детей. Также идет речь о сотрудничестве с учреждениями профессионального обучения, возможных направлениях их взаимодействия.
Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, учреждение дополнительного образования детей, допрофессиональная подготовка, профессиональная подготовка
Текст статьи
~ 1~
AwT 12153УДК37.048.45:371.398Павлов Андрей Викторович,кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник кафедры педагогики дополнительного образования детей ГОУ ВПО «Московский институт открытого образования», г. Москваpav@dopedu.ru
Профессиональное самоопределение обучающихсяв учреждении дополнительного образования детей
Аннотация.В статье рассматриваются возможности учреждения дополнительного образования детей в профессиональном самоопределения ребенка в процессе допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. Представляются выдержки исследования по самоопределению обучающихся учреждения дополнительного образования детей. Такжеидет речь о сотрудничестве с учреждениями профессионального обучения, возможных направлениях их взаимодействия. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, учреждение дополнительного образования детей, допрофессиональная подготовка, профессиональная подготовка.
Профессиональное самоопределение, выбор профессии становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития быстроменяющихся общественных отношений. Несмотря на то, что профессиональное самоопределение является неодномоментным актом выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни, стоит обратить внимание на период, когда формируются основные представления личности о будущей профессиональной жизни, а также на потенциал некоторыхсоциальныхинститутов, способствующих этому.В современных условиях общественного развития постановка вопроса воспитания подрастающего поколения в России может и должна исходить из необходимости разработки и адаптации технологий самоопределения жизненной позиции подростков и молодежи средствами построения дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности. В качестве такой среды может выступать учреждение дополнительного образования детей, имеющее для этого определенный образовательный потенциал, который заключается в следующем:–оптимальная насыщенность образовательной среды профильноориентационными ресурсами, удовлетворяющими разнообразные потребности и интересы обучающегося;–нестандартный, нерегламентированный временными рамками образовательный процесс обучения, обуславливающем систематичность и последовательность выбора профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью;–конструктивное взаимодействие педагога и обучающегося на основе сотрудничества, сотворчества и партнерства, актуализирующем собственную инициативу подростка в профессиональном самоопределении;–личностное включение обучающегося в различные формы деятельности (учебную, квазипрофессиональную, учебнопрактическую), обеспеченные моделями обучения (семиотической, имитационной, профессиональной), позволяющимиобучающемуся идентифицировать себя в различных образовательных и профессиональных ролях; свободе выбора обучающимся собственного содержания обучения и темпов его освоения, обуславливающего разработку индивидуальной образовательной траектории.Обладает ли система дополнительного образования детей достаточным охватом для выполнения поставленной задачи? Обратимся к статистике.Так в Москве сейчас ~ 2~
AwT 12153УДК37.048.45:371.398работает более 500 учреждений дополнительного образования детей, 150 из которых находятся в системе Департамента образования города, в которых занимаются 336тыс. детей, т. е.каждый третий ребенок города. А в России –это более 17тыс. учреждений в системах образования, культуры и спорта, не учитывая негосударственные организации. При этом общеобразовательные школы (как правило, центры образования, лицеи, школы полного дня, гимназии) постепенно наращивают мощность работы во второй половине дня по дополнительному образованию детей. Система дополнительного образования детей по стране охватывает примерно 45% школьников через достаточно широкую сеть учреждений, находящихся, в основном, в «шаговой доступности» для населения. Достаточно ли это? Очевидно, нет. При этом сегодня на правительственном уровне поставлена задача охвата дополнительным образованием до 70% школьников, что, не позволит недооценивать его потенциал и значение.Дополнительное образование как составная часть непрерывного образования, призвано выполнять и реализовывать ряд функций. Это и обучение, и позитивный досуг, допрофессиональнаяи профессиональная подготовка, и подготовка к самостоятельному решению семейнобытовых проблем, и формирование готовности личности к непрерывному образованию. Это и развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка и т.п. Дополнительное образование обеспечивает личностную целостность и индивидуальность за счет социальнопрофессиональных и культурнодосуговых проб, позволяющих сформировать представление о своей будущей индивидуальной жизнедеятельности. Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:–наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;–многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;–личностнодеятельностый характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;–личностноориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социальнопсихологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, проявление развития личности в ее стремлении к профессиональному становлению.Более 70% детей соотносят самоопределение (в их понимании) в основном с выбором своей будущей профессии. Как показало проведенное нами исследование, ребенок школьного возраста, особенно в условиях учреждения дополнительного образования, достаточно часто находится в процессе самоопределения в самых разных жизненных ситуациях. Так, в основном дети сами определялись в выборе того или иного вида деятельности (58,3% девочек и 62,8% мальчиков). Существенно повлияли на выбор профильного творческого объединения родители и друзья (36,2% и 35,5% соответственно). Как оказалось, учителя школы в меньшей степени влияют на такой выбор профиля деятельности (5,5% и 1,7%). Роль учреждения дополнительно~ 3~
AwT 12153УДК37.048.45:371.398го образования детей в профессиональном самоопределении, по мнению самих школьников, заключается: в углубленном изучение определенной области знаний (53,7%); в ознакомлении с различными профессиями и учебными заведениями (34,3%); в проведении индивидуальных консультаций и профильных занятий (12%) .Исследовано, что 52% мальчиков связывают свою будущую профессию с избранным видом деятельности в системе дополнительного образования. Девочки в большей степени занимаются в творческом объединении «для души» и лишь 36,5% предполагают связать занятия в профильном творческом объединении с будущей профессией. По мнению ребят, наиболее полно их самоопределению способствует семья (78%), дополнительное образование и в целом система отношений, атмосфера учреждения дополнительного образования детей (58%) и, конечно, друзья (41%) [1].Основу личностнодеятельностной концепции процесса профессионального самоопределения ребенка в системе дополнительного образования детей, точно определяет В.А. Березина в следующих положениях [2, с. 87]:–самоопределяющаяся личность –сложное и многоаспектное педагогическое понятие, характеризующееся личностными проявлениями, способами самостоятельного поведения в системе познания, интегрированного с творческой деятельностью;–самоопределение ребенка –это способ особой саморегуляции деятельности по собственной инициативе;–самоопределение –это двусторонний процесс: с одной стороны, форма самореализации и самоорганизации ребенка, с другой –результат педагогического воздействия в организации его творческой деятельности;–самоопределение –это действия ребенка по отношению к обучению, обществу, труду, ксамому себе. Особенная социокультурная ценность дополнительного образования заключается во взаимодействии полипрофессиональных и поливозрастных общностей, его личностноориентированном, личностнодеятельностном подходах.Обучающиеся объединены здесь в профильные творческие объединения согласно интересам, которые побуждают ребенка к соответствующей деятельности, порождая склонность или переходя в нее. Интересы «возникают из контакта с окружающим миром, средой; особенное влияние на них оказывают окружающие люди, их надо учитывать и формировать» [3, с.117–118]. Ведь дополнительное образование в значительной степени осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность и даже уникальность, а, в конечном счете, результативность. В ситуации, когда по данным специалистов около 65% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какойлибо деятельности, задача педагога создать надлежащие условия, помогающие детям «раскрыться», организовать среду развития творческого потенциала, способностей ребенка. Педагог дополнительного образования зачастую оказывает решающую роль в выборе профессии обучающимся, о чем свидетельствуетнемало примеров из практики. Так практика показывает, что самоопределение ребенка в выборе будущей профессии напрямую зависит от длительности его занятий тем или иным видом деятельности в профильном творческом объединении. Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении 4–6 лет, получают допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку и, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом деятельности, выбранным в системе учреждения дополнительного образования детей.Профессиональное самоопределение в процессе обучения в данном виде образовательного учреждения на разных возрастных этапах имеет свои особенности [4].~ 4~
AwT 12153УДК37.048.45:371.398Так в дошкольном возрасте происходит первое знакомство с профессиональной деятельностью, развивается интерес к труду (в его учебнопрактическом значении). Ребенок наблюдает за профессиональной деятельностью взрослого, сравнивает ее внешние признаки и проявления, содержание разной деятельности. Поэтому ярко выраженная предметная среда обучения и развития, а также личность педагога дополнительного образования значительно влияютнамотивацию к той или иной профессиональной деятельности.Особое значение данного этапа –воспитание положительной мотивации к любой деятельности вообще.Особенность младшего школьного возраста –мотивация достижений, для чего в деятельности разнопрофильных кружков или секций есть поистине необъятные возможности –проявить себя есть возможность у каждого ребенка.Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.В среднем школьном возрасте происходит осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии. Учебнопроизводственная деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии.Компоненты профессионального самоопределения подростка отличают: знания о мире профессионального труда и его составляющих, знания о рынке труда и образовательных услуг, знания о собственных способностях и профессионально важных качествах, умения работать с источниками информации о путях продолжения образования и мире профессионального труда; опыт создания личностно значимых продуктов труда, практикоориентированные умения, умения планировать, проектировать и организовывать собственную деятельность; адекватная самооценка, умения оценивать и корректировать собственные поступки и осуществлять самоконтроль.В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самоопределение начинает выступать как важная задача личностного развития, занятия в учреждениях дополнительного образования детей для части обучающихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере (или сферах) деятельности, которые оцениваются ими как наиболее вероятные направления освоения профессии.Ситуация, когда в учреждения дополнительного образования посещают дети старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра приводит к тому, что в них социальнопрофессиональная и культурнодосуговая ориентация становятся длительными процессами постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения к профессии или хобби путем многочисленных проб в сфере практической деятельности, через углубление и расширение содержания образования, через освоение ребенком способов деятельности, и представляет собой профилизацию (профессионализацию). Профильная ориентация позволяет ребенку обоснованно и ответственно подойти к построению индивидуальной траектории собственного развития и ценностной ориентации, выбору уровня и формы обучения, конкретных образовательных учреждений.Особое значение приобретает возможность выбора наиболее подходящего вида деятельности для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В связи с этим приобретает значительную целесообразность нацеленной профориентации в ~ 5~
AwT 12153УДК37.048.45:371.398учреждении дополнительного образования детей, помощь детям и родителям при подборе занятий. Многие учреждения дополнительного образования детей работают сегодня в тесном взаимодействии с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Известен опыт делового сотрудничества учреждений профессионального образования и учреждений дополнительного образования детей не только в Москве, но и многих городах России.Основными направлениями взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и учреждений профессионального образования являются.1.Оказание информационнометодической поддержки.2.Совместные мероприятия: выставки, фестивали, круглые столы и т. д.3.Программнометодическое обеспечение деятельности.4.Организация мероприятий по реализации городских программ.5.Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников.6.Профориентационная деятельность.Исходя из тенденций развития системы дополнительного образования, на первый план здесь выходит взаимодействие по профориентационной направленности. Вместе с тем общеобразовательной школе трудно конкурировать с данными учреждениями в профориентационной деятельности в силу их образовательного потенциала. Поэтому усиливается роль взаимодействия учреждений дополнительного образования и учреждений профессионального обучения в осознанном выборе школьниками профессии, и в целом, в профессиональном самоопределении, и становлении личности школьника.Конечно, особенность профилизации в учреждениях дополнительного образования детей привлекает обучающихся и их родителей для успешного поступления в учреждения профессионального образования. Сегодня, учреждения дополнительного образования детей интересуют учреждения профессионального образования как эффективнаяформа привлечения абитуриентов.Стоит отметить, что нередко педагогами дополнительного образования являются преподаватели учебных заведений профессионального обучения (лицеи, техникумы, колледжи, вузы и др.), что положительно влияет на предпрофессиональную и начальную профессиональную подготовку детей.Профессиональное самоопределение ребенка в системе дополнительного образования может быть эффективным при наличии определенных социальнопедагогических условий среды учреждения. Социальные условия –это введение обучающихся в оценку и решение проблемы профессионального самоопределения, осознание и принятие ими данной проблемы как социально значимой. Педагогические условия –целенаправленность профессионального самоопределения личности, поэтапная самооценка приобретенных знаний, умений и навыков самоопределения ребенка, анализ итоговых результатов формирования умений самоопределения. Таким образом, формирование профессионального самоопределения обучающегося должно осуществляться на основе совершенствования процесса предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования детей при обеспечении педагогических условий: –создание образовательной среды предпрофильной подготовки, объединяющей профильноориентационные ресурсы социума, выступающей основой для совершенствования содержания предпрофильной подготовки; –осуществление непрерывного психологопедагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка по направлениям деятельности (аналити~ 6~
AwT 12153УДК37.048.45:371.398кодиагностическое, просветительское, консультативное, организационное), обусловливающего согласованность внешних и внутренних ресурсов саморазвития подростка; –разработку инструмента оценивания интегрированных результатов профессионального самоопределения обучающегося, позволяющего отслеживать промежуточные достижения сформированности готовности к выбору профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью.На наш взгляд, профессиональное самоопределение обучающихся затрудняет ряд факторов. Прежде всего, это перегрузка обязательными школьными занятиями и домашними заданиями. Вовторых, недооценка значительной группой учителей развивающего потенциала дополнительного образования и достижений самих детей в этой области. Втретьих, несформированность у значительной части школьников (35–45%) образовательных потребностей и интересов.Система дополнительного образования, как образовательная сфера, обеспечивающая творческое развитие личности ребенка и его профессиональное самоопределение, должна активно помогать ребенку не только сделать правильный выбор будущей профессиональной деятельности, но и дать, по возможности, уже в стенах учреждения дополнительного образования начальное профессиональное образование. К тому же учреждения дополнительного образования имеют гораздо большие по сравнению с общеобразовательными учреждениями возможности по введению новых образовательных программ, их варьированию и увеличению сроков обучения по ним, привлечению к обучению специалистов различных областей.Профессиональное самоопределение, подготовка к выбору профессии является сложной психологопедагогической проблемой, требующей комплексного подхода, не принимающей универсальных рецептов, решение которой может быть найдено в слаженной работе разных социальных институтов.
Ссылки на источники1.Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования / Под ред. А.П. Тряпициной. –СПб.: КАРО, 2005. –160 с.2.Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования. –М.: АНО «Диалог культур», 2007. –512 с.3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.–СПб.: Питер, 2002. –720 с.4.Зеер Э.Ф.Психология профессий. –М.:Академический проект; Фонд «Мир», 2008. –336 с.
PavlovAndrey,Сandidate of Pedagogic Sciences, Senior ResearchscientistDepartment pedagogic of additional education of Moscow Institute of Open Education, Moscowpav@dopedu.ruProfessional self identity in the medium institutions of additional education for childrenAnnotation.This paper discusses the possible establishment of additional education in the professional identity of the child in preprofessional and initial training. Excerpt of research on selfdetermination of students hoopoe. Also refers to cooperation hoopoe and the UPR, the possibility of their interaction.Keywords: professional selfdetermination, the establishment of additional education of children, preprofessional training, professional training.
AwT 12153УДК37.048.45:371.398Павлов Андрей Викторович,кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник кафедры педагогики дополнительного образования детей ГОУ ВПО «Московский институт открытого образования», г. Москваpav@dopedu.ru
Профессиональное самоопределение обучающихсяв учреждении дополнительного образования детей
Аннотация.В статье рассматриваются возможности учреждения дополнительного образования детей в профессиональном самоопределения ребенка в процессе допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. Представляются выдержки исследования по самоопределению обучающихся учреждения дополнительного образования детей. Такжеидет речь о сотрудничестве с учреждениями профессионального обучения, возможных направлениях их взаимодействия. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, учреждение дополнительного образования детей, допрофессиональная подготовка, профессиональная подготовка.
Профессиональное самоопределение, выбор профессии становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития быстроменяющихся общественных отношений. Несмотря на то, что профессиональное самоопределение является неодномоментным актом выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной жизни, стоит обратить внимание на период, когда формируются основные представления личности о будущей профессиональной жизни, а также на потенциал некоторыхсоциальныхинститутов, способствующих этому.В современных условиях общественного развития постановка вопроса воспитания подрастающего поколения в России может и должна исходить из необходимости разработки и адаптации технологий самоопределения жизненной позиции подростков и молодежи средствами построения дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности. В качестве такой среды может выступать учреждение дополнительного образования детей, имеющее для этого определенный образовательный потенциал, который заключается в следующем:–оптимальная насыщенность образовательной среды профильноориентационными ресурсами, удовлетворяющими разнообразные потребности и интересы обучающегося;–нестандартный, нерегламентированный временными рамками образовательный процесс обучения, обуславливающем систематичность и последовательность выбора профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью;–конструктивное взаимодействие педагога и обучающегося на основе сотрудничества, сотворчества и партнерства, актуализирующем собственную инициативу подростка в профессиональном самоопределении;–личностное включение обучающегося в различные формы деятельности (учебную, квазипрофессиональную, учебнопрактическую), обеспеченные моделями обучения (семиотической, имитационной, профессиональной), позволяющимиобучающемуся идентифицировать себя в различных образовательных и профессиональных ролях; свободе выбора обучающимся собственного содержания обучения и темпов его освоения, обуславливающего разработку индивидуальной образовательной траектории.Обладает ли система дополнительного образования детей достаточным охватом для выполнения поставленной задачи? Обратимся к статистике.Так в Москве сейчас ~ 2~
AwT 12153УДК37.048.45:371.398работает более 500 учреждений дополнительного образования детей, 150 из которых находятся в системе Департамента образования города, в которых занимаются 336тыс. детей, т. е.каждый третий ребенок города. А в России –это более 17тыс. учреждений в системах образования, культуры и спорта, не учитывая негосударственные организации. При этом общеобразовательные школы (как правило, центры образования, лицеи, школы полного дня, гимназии) постепенно наращивают мощность работы во второй половине дня по дополнительному образованию детей. Система дополнительного образования детей по стране охватывает примерно 45% школьников через достаточно широкую сеть учреждений, находящихся, в основном, в «шаговой доступности» для населения. Достаточно ли это? Очевидно, нет. При этом сегодня на правительственном уровне поставлена задача охвата дополнительным образованием до 70% школьников, что, не позволит недооценивать его потенциал и значение.Дополнительное образование как составная часть непрерывного образования, призвано выполнять и реализовывать ряд функций. Это и обучение, и позитивный досуг, допрофессиональнаяи профессиональная подготовка, и подготовка к самостоятельному решению семейнобытовых проблем, и формирование готовности личности к непрерывному образованию. Это и развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка и т.п. Дополнительное образование обеспечивает личностную целостность и индивидуальность за счет социальнопрофессиональных и культурнодосуговых проб, позволяющих сформировать представление о своей будущей индивидуальной жизнедеятельности. Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:–наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;–многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;–личностнодеятельностый характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;–личностноориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социальнопсихологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, проявление развития личности в ее стремлении к профессиональному становлению.Более 70% детей соотносят самоопределение (в их понимании) в основном с выбором своей будущей профессии. Как показало проведенное нами исследование, ребенок школьного возраста, особенно в условиях учреждения дополнительного образования, достаточно часто находится в процессе самоопределения в самых разных жизненных ситуациях. Так, в основном дети сами определялись в выборе того или иного вида деятельности (58,3% девочек и 62,8% мальчиков). Существенно повлияли на выбор профильного творческого объединения родители и друзья (36,2% и 35,5% соответственно). Как оказалось, учителя школы в меньшей степени влияют на такой выбор профиля деятельности (5,5% и 1,7%). Роль учреждения дополнительно~ 3~
AwT 12153УДК37.048.45:371.398го образования детей в профессиональном самоопределении, по мнению самих школьников, заключается: в углубленном изучение определенной области знаний (53,7%); в ознакомлении с различными профессиями и учебными заведениями (34,3%); в проведении индивидуальных консультаций и профильных занятий (12%) .Исследовано, что 52% мальчиков связывают свою будущую профессию с избранным видом деятельности в системе дополнительного образования. Девочки в большей степени занимаются в творческом объединении «для души» и лишь 36,5% предполагают связать занятия в профильном творческом объединении с будущей профессией. По мнению ребят, наиболее полно их самоопределению способствует семья (78%), дополнительное образование и в целом система отношений, атмосфера учреждения дополнительного образования детей (58%) и, конечно, друзья (41%) [1].Основу личностнодеятельностной концепции процесса профессионального самоопределения ребенка в системе дополнительного образования детей, точно определяет В.А. Березина в следующих положениях [2, с. 87]:–самоопределяющаяся личность –сложное и многоаспектное педагогическое понятие, характеризующееся личностными проявлениями, способами самостоятельного поведения в системе познания, интегрированного с творческой деятельностью;–самоопределение ребенка –это способ особой саморегуляции деятельности по собственной инициативе;–самоопределение –это двусторонний процесс: с одной стороны, форма самореализации и самоорганизации ребенка, с другой –результат педагогического воздействия в организации его творческой деятельности;–самоопределение –это действия ребенка по отношению к обучению, обществу, труду, ксамому себе. Особенная социокультурная ценность дополнительного образования заключается во взаимодействии полипрофессиональных и поливозрастных общностей, его личностноориентированном, личностнодеятельностном подходах.Обучающиеся объединены здесь в профильные творческие объединения согласно интересам, которые побуждают ребенка к соответствующей деятельности, порождая склонность или переходя в нее. Интересы «возникают из контакта с окружающим миром, средой; особенное влияние на них оказывают окружающие люди, их надо учитывать и формировать» [3, с.117–118]. Ведь дополнительное образование в значительной степени осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность и даже уникальность, а, в конечном счете, результативность. В ситуации, когда по данным специалистов около 65% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какойлибо деятельности, задача педагога создать надлежащие условия, помогающие детям «раскрыться», организовать среду развития творческого потенциала, способностей ребенка. Педагог дополнительного образования зачастую оказывает решающую роль в выборе профессии обучающимся, о чем свидетельствуетнемало примеров из практики. Так практика показывает, что самоопределение ребенка в выборе будущей профессии напрямую зависит от длительности его занятий тем или иным видом деятельности в профильном творческом объединении. Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении 4–6 лет, получают допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку и, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом деятельности, выбранным в системе учреждения дополнительного образования детей.Профессиональное самоопределение в процессе обучения в данном виде образовательного учреждения на разных возрастных этапах имеет свои особенности [4].~ 4~
AwT 12153УДК37.048.45:371.398Так в дошкольном возрасте происходит первое знакомство с профессиональной деятельностью, развивается интерес к труду (в его учебнопрактическом значении). Ребенок наблюдает за профессиональной деятельностью взрослого, сравнивает ее внешние признаки и проявления, содержание разной деятельности. Поэтому ярко выраженная предметная среда обучения и развития, а также личность педагога дополнительного образования значительно влияютнамотивацию к той или иной профессиональной деятельности.Особое значение данного этапа –воспитание положительной мотивации к любой деятельности вообще.Особенность младшего школьного возраста –мотивация достижений, для чего в деятельности разнопрофильных кружков или секций есть поистине необъятные возможности –проявить себя есть возможность у каждого ребенка.Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.В среднем школьном возрасте происходит осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии. Учебнопроизводственная деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии.Компоненты профессионального самоопределения подростка отличают: знания о мире профессионального труда и его составляющих, знания о рынке труда и образовательных услуг, знания о собственных способностях и профессионально важных качествах, умения работать с источниками информации о путях продолжения образования и мире профессионального труда; опыт создания личностно значимых продуктов труда, практикоориентированные умения, умения планировать, проектировать и организовывать собственную деятельность; адекватная самооценка, умения оценивать и корректировать собственные поступки и осуществлять самоконтроль.В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самоопределение начинает выступать как важная задача личностного развития, занятия в учреждениях дополнительного образования детей для части обучающихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере (или сферах) деятельности, которые оцениваются ими как наиболее вероятные направления освоения профессии.Ситуация, когда в учреждения дополнительного образования посещают дети старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра приводит к тому, что в них социальнопрофессиональная и культурнодосуговая ориентация становятся длительными процессами постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения к профессии или хобби путем многочисленных проб в сфере практической деятельности, через углубление и расширение содержания образования, через освоение ребенком способов деятельности, и представляет собой профилизацию (профессионализацию). Профильная ориентация позволяет ребенку обоснованно и ответственно подойти к построению индивидуальной траектории собственного развития и ценностной ориентации, выбору уровня и формы обучения, конкретных образовательных учреждений.Особое значение приобретает возможность выбора наиболее подходящего вида деятельности для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В связи с этим приобретает значительную целесообразность нацеленной профориентации в ~ 5~
AwT 12153УДК37.048.45:371.398учреждении дополнительного образования детей, помощь детям и родителям при подборе занятий. Многие учреждения дополнительного образования детей работают сегодня в тесном взаимодействии с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Известен опыт делового сотрудничества учреждений профессионального образования и учреждений дополнительного образования детей не только в Москве, но и многих городах России.Основными направлениями взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и учреждений профессионального образования являются.1.Оказание информационнометодической поддержки.2.Совместные мероприятия: выставки, фестивали, круглые столы и т. д.3.Программнометодическое обеспечение деятельности.4.Организация мероприятий по реализации городских программ.5.Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников.6.Профориентационная деятельность.Исходя из тенденций развития системы дополнительного образования, на первый план здесь выходит взаимодействие по профориентационной направленности. Вместе с тем общеобразовательной школе трудно конкурировать с данными учреждениями в профориентационной деятельности в силу их образовательного потенциала. Поэтому усиливается роль взаимодействия учреждений дополнительного образования и учреждений профессионального обучения в осознанном выборе школьниками профессии, и в целом, в профессиональном самоопределении, и становлении личности школьника.Конечно, особенность профилизации в учреждениях дополнительного образования детей привлекает обучающихся и их родителей для успешного поступления в учреждения профессионального образования. Сегодня, учреждения дополнительного образования детей интересуют учреждения профессионального образования как эффективнаяформа привлечения абитуриентов.Стоит отметить, что нередко педагогами дополнительного образования являются преподаватели учебных заведений профессионального обучения (лицеи, техникумы, колледжи, вузы и др.), что положительно влияет на предпрофессиональную и начальную профессиональную подготовку детей.Профессиональное самоопределение ребенка в системе дополнительного образования может быть эффективным при наличии определенных социальнопедагогических условий среды учреждения. Социальные условия –это введение обучающихся в оценку и решение проблемы профессионального самоопределения, осознание и принятие ими данной проблемы как социально значимой. Педагогические условия –целенаправленность профессионального самоопределения личности, поэтапная самооценка приобретенных знаний, умений и навыков самоопределения ребенка, анализ итоговых результатов формирования умений самоопределения. Таким образом, формирование профессионального самоопределения обучающегося должно осуществляться на основе совершенствования процесса предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования детей при обеспечении педагогических условий: –создание образовательной среды предпрофильной подготовки, объединяющей профильноориентационные ресурсы социума, выступающей основой для совершенствования содержания предпрофильной подготовки; –осуществление непрерывного психологопедагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка по направлениям деятельности (аналити~ 6~
AwT 12153УДК37.048.45:371.398кодиагностическое, просветительское, консультативное, организационное), обусловливающего согласованность внешних и внутренних ресурсов саморазвития подростка; –разработку инструмента оценивания интегрированных результатов профессионального самоопределения обучающегося, позволяющего отслеживать промежуточные достижения сформированности готовности к выбору профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью.На наш взгляд, профессиональное самоопределение обучающихся затрудняет ряд факторов. Прежде всего, это перегрузка обязательными школьными занятиями и домашними заданиями. Вовторых, недооценка значительной группой учителей развивающего потенциала дополнительного образования и достижений самих детей в этой области. Втретьих, несформированность у значительной части школьников (35–45%) образовательных потребностей и интересов.Система дополнительного образования, как образовательная сфера, обеспечивающая творческое развитие личности ребенка и его профессиональное самоопределение, должна активно помогать ребенку не только сделать правильный выбор будущей профессиональной деятельности, но и дать, по возможности, уже в стенах учреждения дополнительного образования начальное профессиональное образование. К тому же учреждения дополнительного образования имеют гораздо большие по сравнению с общеобразовательными учреждениями возможности по введению новых образовательных программ, их варьированию и увеличению сроков обучения по ним, привлечению к обучению специалистов различных областей.Профессиональное самоопределение, подготовка к выбору профессии является сложной психологопедагогической проблемой, требующей комплексного подхода, не принимающей универсальных рецептов, решение которой может быть найдено в слаженной работе разных социальных институтов.
Ссылки на источники1.Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования / Под ред. А.П. Тряпициной. –СПб.: КАРО, 2005. –160 с.2.Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования. –М.: АНО «Диалог культур», 2007. –512 с.3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.–СПб.: Питер, 2002. –720 с.4.Зеер Э.Ф.Психология профессий. –М.:Академический проект; Фонд «Мир», 2008. –336 с.
PavlovAndrey,Сandidate of Pedagogic Sciences, Senior ResearchscientistDepartment pedagogic of additional education of Moscow Institute of Open Education, Moscowpav@dopedu.ruProfessional self identity in the medium institutions of additional education for childrenAnnotation.This paper discusses the possible establishment of additional education in the professional identity of the child in preprofessional and initial training. Excerpt of research on selfdetermination of students hoopoe. Also refers to cooperation hoopoe and the UPR, the possibility of their interaction.Keywords: professional selfdetermination, the establishment of additional education of children, preprofessional training, professional training.