Динамика карьерных ориентаций в юношеском возрасте
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цариценцева
О.
П. Динамика карьерных ориентаций в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №12 (Декабрь). – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12169.htm.
Аннотация. В статье дается обоснование необходимости организации психологического сопровождения карьеры, как в старшем школьном возрасте, так и на этапе студенчества. Основной акцент в работе сделан на таком структурном компоненте карьеры как карьерные ориентации. Именно этот компонент составляет основу карьерных целей и планов, которые в последующем реализуются в процессе самостоятельного трудового пути. Актуальность сопровождения выбора «карьерных якорей» подтверждается результатами эмпирического исследования динамических и содержательных особенностей карьерных ориентаций в юношеском возрасте. По итогам диагностики проведен сравнительный анализ особенностей выбора приоритетных направлений в карьере на этапе юности и дается объяснение выявленных расхождений по трем группам: старшие школьники, студенты-первокурсники, студенты-выпускники. В заключение работы приведено описание направлений организации психологического сопровождения адекватного выбора карьерных ориентаций юношами и девушками.
Ключевые слова:
студенчество, карьера, карьерные ориентации, юношество, психологическое сопровождение карьеры
Текст статьи
Цариценцева Оксана Петровна,кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургtsaritsentseva. oksana@yandex. ru
Динамика карьерных ориентаций в юношеском возрасте
Аннотация. В статье дается обоснование необходимости организации психологического сопровождения карьеры, как в старшем школьном возрасте, так и на этапе студенчества. Основной акцент в работе сделан на таком структурном компоненте карьеры как карьерные ориентации. Именно этот компонент составляет основу карьерных целей и планов, которые в последующемреализуются в процессе самостоятельного трудового пути. Актуальность сопровождения выбора «карьерных якорей» подтверждается результатами эмпирического исследования динамических и содержательных особенностей карьерных ориентаций в юношеском возрасте. По итогам диагностики проведен сравнительный анализ особенностей выбора приоритетных направлений в карьере на этапе юности и дается объяснениевыявленных расхождений по трем группам: старшие школьники, студентыпервокурсники, студентывыпускники. В заключение работы приведено описание направлений организации психологического сопровождения адекватного выбора карьерных ориентаций юношами и девушками. Ключевые слова:карьера, карьерные ориентации, студенчество, юношество, психологическое сопровождение карьеры.
Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к самостоятельному профессиональному труду и карьере, формированием соответствующей мотивации, иерархии карьерных ориентаций является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов. Актуальность заявленной в названиипроблемы можно описать в двух основных направлениях. Вопервых, на современном этапе развития нашего общества все более актуальными становятся идеи разработки и применения инновационных технологий в различных сферах деятельности. Вопросы качественного обновления особенно важны для системы образования. Современный рынок труда существенно изменил требования к профессионалу и со всей очевидностью показывает необходимость подготовки специалиста, который обладает качествами профессиональной адаптивности и гибкости, мобильности профессионального поведения, способен креативно решать организационные задачи, заинтересован и умеет планировать собственный карьерный путь. В свою очередь, для системыобщего и профессионального образования актуальной задачей выступает пересмотр стандартов подготовки, ориентируясь на изменяющийся рынок труда. Вовторых, и сами учащиеся, особенно те, которые находятся на завершающей стадии обучения (школьного или профессионального), в своих карьерных ориентациях показывают влияние изменений внешней среды. Так, например, угроза безработицы, нежелание организаций принимать на работу молодых специалистов, отмирание профессий, происходящее буквально в течение нескольких лет –все это серьезно усложняет ситуацию профессионального самоопределения старшеклассников и выбор карьерного пути студентов, пытающихся определить свой жизненный путь. Подобное положение на рынке труда вызывает у юношей и девушек тревогу перед предстоящим выбором, ощущение неопределенности будущего. Таким образом, необходимость сопровождения профессионального и карьерного выбора на этапе юношества очевидна, так как именно в этот период формируются карьерные ориентации, которые составляют основу карьерных целей и планов, а от них, соответственно, зависит успешность карьернопрофессионального развития в целом. Следовательно, поиск путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, находящихся на этапе выбора профессионального пути и карьерыне может оставаться без внимания. Дляэффективного оказания психологического воздействия психологу важно знать закономерности и возможные проблемы в выборе карьерных ориентаций на этапе юности. Психологические исследования в области карьернопрофессионального развития личности достаточно разнообразны. Проблема самоопределения личности рассмотрена в трудах таких ученых как С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. В. Петровский, А. С. Чернышева, И. В. Дубровина, М. Р. Гинзбург, Т. В. Снегирева, А. А. Туровская, Т. А. Араканцева, Н. С. Пряжников, А. К. Осницкий, Е. М. Борисова, Е. А. Климов, Н. В. Гришина, В. В. Новиков, Д. Майерс, О. С. Газман и др. Профессиональному самоопределению в юношеском возрасте посвящены работы С. С. Гришпун, Е. А. Климова, Ю. П. Ветрова, Л. И. Божович, Л. Л. Кондратьевой, Н.И. Крылова, А. И. Подольского, Т. А. Решетовой, Д. И. Фельдшейна, П.А.Шавира и др. Формирование профпригодности и проблему профотбора изучаютК. М. Гуревич, Ю. М. Забродин, В. П. Зинченко, К. К. Платонов, Ю. К. Стрелков, В.Д.Шадриков и др. Исследования в области профессионального развития и профессиональной типологии личности представлены М. Я. Басовым, А. П. Лазурским, Е.С.Романовой и др.В области карьеры изучаются такие аспекты как: изучение траектории движения человека в профессиональном пространстве (Ю. В. Укке, 1971; П. Синисало, 1987; Н.С.Пряжников, 1996, А. К. Маркова, 1996; Л. М. Митина, 1996; Е. А. Могилевкин, 2007; Л. Б. Шнейдер, 2006; Т. Х. Невструева, Т. Г. Гнедина, 2006; В. П. Осоков 2003);гендерные исследования карьеры (О. А. Гаврилица, 1988; В. Г. Горчакова, 2000; Г. В. Турецкая, 2001;М. В. Сафонова, 1999; Т. Ю. Гайнутдинова 2003; С.Т.Джанерьян 1999, 2005;О. М. Разумникова 2004); психология управления и организационная психология (А.Я.Кибанов, 1997; Д. М. Иванцевич, А. А. Лобанов, 1995; А. П. Егоршин, 1999;Т.Ю.Базаров, 2002; В. А. Поляков, 1995; Е. Г. Молл, 1999; П. В. Журавлев, 2007) [1]. В нашем исследовании, как мы ранее отметили, акцент сделан на начальных этапах развития карьеры, а именно, периоде юношества. Содной стороны, имеются многочисленные работы, посвященные начальным этапам карьеры (И. А. Новикова, Е. Н. Полянская, 2002; Н. Л. Кирт 2000; А. М. Шевелева 2000; Н. Л. Кирт 2000; Д.А.Ткач, 2004и др.). Однако динамика и специфика содержания карьерных ориентаций в период юношества не была предметом исследований. Таким образом, цель нашего исследования заключается в выявлении динамических и содержательных особенностей карьерных ориентаций в юношеском возрасте. Объект исследования –карьерные ориентации юношей и девушек. Предмет исследования –особенности развития, динамика и психологическое содержание карьерных ориентаций в юношеском возрасте. На основании обозначенной цели исследования, задачи были сформулированы следующим образом: –определить сущностьи содержание понятий карьера, карьерные ориентации;–изучить особенности карьерных ориентаций старшеклассников; –выявить особенности карьерных ориентаций учащихся первого курса вуза;
Динамика карьерных ориентаций в юношеском возрасте
Аннотация. В статье дается обоснование необходимости организации психологического сопровождения карьеры, как в старшем школьном возрасте, так и на этапе студенчества. Основной акцент в работе сделан на таком структурном компоненте карьеры как карьерные ориентации. Именно этот компонент составляет основу карьерных целей и планов, которые в последующемреализуются в процессе самостоятельного трудового пути. Актуальность сопровождения выбора «карьерных якорей» подтверждается результатами эмпирического исследования динамических и содержательных особенностей карьерных ориентаций в юношеском возрасте. По итогам диагностики проведен сравнительный анализ особенностей выбора приоритетных направлений в карьере на этапе юности и дается объяснениевыявленных расхождений по трем группам: старшие школьники, студентыпервокурсники, студентывыпускники. В заключение работы приведено описание направлений организации психологического сопровождения адекватного выбора карьерных ориентаций юношами и девушками. Ключевые слова:карьера, карьерные ориентации, студенчество, юношество, психологическое сопровождение карьеры.
Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к самостоятельному профессиональному труду и карьере, формированием соответствующей мотивации, иерархии карьерных ориентаций является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов. Актуальность заявленной в названиипроблемы можно описать в двух основных направлениях. Вопервых, на современном этапе развития нашего общества все более актуальными становятся идеи разработки и применения инновационных технологий в различных сферах деятельности. Вопросы качественного обновления особенно важны для системы образования. Современный рынок труда существенно изменил требования к профессионалу и со всей очевидностью показывает необходимость подготовки специалиста, который обладает качествами профессиональной адаптивности и гибкости, мобильности профессионального поведения, способен креативно решать организационные задачи, заинтересован и умеет планировать собственный карьерный путь. В свою очередь, для системыобщего и профессионального образования актуальной задачей выступает пересмотр стандартов подготовки, ориентируясь на изменяющийся рынок труда. Вовторых, и сами учащиеся, особенно те, которые находятся на завершающей стадии обучения (школьного или профессионального), в своих карьерных ориентациях показывают влияние изменений внешней среды. Так, например, угроза безработицы, нежелание организаций принимать на работу молодых специалистов, отмирание профессий, происходящее буквально в течение нескольких лет –все это серьезно усложняет ситуацию профессионального самоопределения старшеклассников и выбор карьерного пути студентов, пытающихся определить свой жизненный путь. Подобное положение на рынке труда вызывает у юношей и девушек тревогу перед предстоящим выбором, ощущение неопределенности будущего. Таким образом, необходимость сопровождения профессионального и карьерного выбора на этапе юношества очевидна, так как именно в этот период формируются карьерные ориентации, которые составляют основу карьерных целей и планов, а от них, соответственно, зависит успешность карьернопрофессионального развития в целом. Следовательно, поиск путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам, находящихся на этапе выбора профессионального пути и карьерыне может оставаться без внимания. Дляэффективного оказания психологического воздействия психологу важно знать закономерности и возможные проблемы в выборе карьерных ориентаций на этапе юности. Психологические исследования в области карьернопрофессионального развития личности достаточно разнообразны. Проблема самоопределения личности рассмотрена в трудах таких ученых как С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, А. В. Петровский, А. С. Чернышева, И. В. Дубровина, М. Р. Гинзбург, Т. В. Снегирева, А. А. Туровская, Т. А. Араканцева, Н. С. Пряжников, А. К. Осницкий, Е. М. Борисова, Е. А. Климов, Н. В. Гришина, В. В. Новиков, Д. Майерс, О. С. Газман и др. Профессиональному самоопределению в юношеском возрасте посвящены работы С. С. Гришпун, Е. А. Климова, Ю. П. Ветрова, Л. И. Божович, Л. Л. Кондратьевой, Н.И. Крылова, А. И. Подольского, Т. А. Решетовой, Д. И. Фельдшейна, П.А.Шавира и др. Формирование профпригодности и проблему профотбора изучаютК. М. Гуревич, Ю. М. Забродин, В. П. Зинченко, К. К. Платонов, Ю. К. Стрелков, В.Д.Шадриков и др. Исследования в области профессионального развития и профессиональной типологии личности представлены М. Я. Басовым, А. П. Лазурским, Е.С.Романовой и др.В области карьеры изучаются такие аспекты как: изучение траектории движения человека в профессиональном пространстве (Ю. В. Укке, 1971; П. Синисало, 1987; Н.С.Пряжников, 1996, А. К. Маркова, 1996; Л. М. Митина, 1996; Е. А. Могилевкин, 2007; Л. Б. Шнейдер, 2006; Т. Х. Невструева, Т. Г. Гнедина, 2006; В. П. Осоков 2003);гендерные исследования карьеры (О. А. Гаврилица, 1988; В. Г. Горчакова, 2000; Г. В. Турецкая, 2001;М. В. Сафонова, 1999; Т. Ю. Гайнутдинова 2003; С.Т.Джанерьян 1999, 2005;О. М. Разумникова 2004); психология управления и организационная психология (А.Я.Кибанов, 1997; Д. М. Иванцевич, А. А. Лобанов, 1995; А. П. Егоршин, 1999;Т.Ю.Базаров, 2002; В. А. Поляков, 1995; Е. Г. Молл, 1999; П. В. Журавлев, 2007) [1]. В нашем исследовании, как мы ранее отметили, акцент сделан на начальных этапах развития карьеры, а именно, периоде юношества. Содной стороны, имеются многочисленные работы, посвященные начальным этапам карьеры (И. А. Новикова, Е. Н. Полянская, 2002; Н. Л. Кирт 2000; А. М. Шевелева 2000; Н. Л. Кирт 2000; Д.А.Ткач, 2004и др.). Однако динамика и специфика содержания карьерных ориентаций в период юношества не была предметом исследований. Таким образом, цель нашего исследования заключается в выявлении динамических и содержательных особенностей карьерных ориентаций в юношеском возрасте. Объект исследования –карьерные ориентации юношей и девушек. Предмет исследования –особенности развития, динамика и психологическое содержание карьерных ориентаций в юношеском возрасте. На основании обозначенной цели исследования, задачи были сформулированы следующим образом: –определить сущностьи содержание понятий карьера, карьерные ориентации;–изучить особенности карьерных ориентаций старшеклассников; –выявить особенности карьерных ориентаций учащихся первого курса вуза;