Психосемантика времени и пространства в субъективном восприятии студентов с разной направленностью профессиональной подготовки

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коновалова Т. О., Заводчиков Д. П. Психосемантика времени и пространства в субъективном восприятии студентов с разной направленностью профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №4 (Апрель). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1243.htm.
Аннотация. В статье обобщены результаты исследования влияния осваиваемой специальности на репрезентацию времени и пространства студентами. Предметом исследования выступает содержание и организация вербальной и образной репрезентации времени и пространства в сознании студентов с разной направленностью специализации. Целью работы стало выявление различия и сходства характеристик репрезентированности пространства и времени в сознании студентов гуманитарных и технических специальностей. Теоретико-методологическим основанием служат: системный и субъектный подходы, положения когнитивной психологии о ментальных внутренних репрезентирующих структурах. В основание эмпирической части исследования положены теоретико-эмпирические позиции психосемантики. Исследование проводилось со студентами 2–4 курсов Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбурга. Выводы свидетельствуют о существовании на этапе профессиональной подготовки некоторых качественных различий в организации ментальных репрезентаций времени и пространства в связи с направленностью осваиваемой профессиональной деятельности. Последующие эмпирические исследования позволяют уточнить и расширить выводы данного исследования.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коновалова Татьяна Олеговна,аспирантка кафедры психологии профессионального развитияФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургtok4032@gmail.com

Заводчиков Дмитрий Павлович,кандидат педагогических наук, доценткафедры психологии профессионального развитияФГАОУ ВПО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургzavodchikov_d@mail.ru

Психосемантика времени и пространства в субъективном восприятии студентов с разной направленностью профессиональной подготовки

Аннотация. В статье обобщены результаты исследования влияния осваиваемой специальности на репрезентацию времени и пространства студентами.Предметом исследования выступает содержание и организация вербальной и образной репрезентации времени и пространства в сознании студентов с разной направленностью специализации.Целью работы стало выявление различия и сходства характеристик репрезентированности пространства и времени в сознании студентов гуманитарных и технических специальностей.Теоретикометодологическим основанием служат: системный и субъектный подходы, положения когнитивной психологии о ментальных внутренних репрезентирующих структурах. В основание эмпирической части исследования положены теоретикоэмпирические позиции психосемантики.Исследование проводилось состудентами2‬4 курсовРоссийского государственного профессиональнопедагогического университета г.Екатеринбурга.Выводы свидетельствуют о существовании на этапе профессиональной подготовки некоторых качественных различий в организации ментальных репрезентаций времени и пространства в связи с направленностью осваиваемой профессиональной деятельности. Последующие эмпирические исследования позволяют уточнить и расширить выводы данного исследования.Ключевые слова: субъект, время, пространство, ментальные репрезентации, мир профессии, профессиональная направленность.

Актуальность исследования ментальных репрезентаций времени и пространства определяется интересом психологии к изучению неопределенности, интенсивности и динамичности как существенных характеристик современной общественной и личной жизни. Помимо исследования механизмов отражения различных сторон бытия, перед психологией встает вопрос активности субъекта в конструируемой им реальности, поэтому особую задачу представляет поиск общих закономерностей и специфичных отношений в целостном взаимодействии субъекта с пространством и временем собственной жизни. Выборкой, представляющей наибольший интерес для изучения в рамках данной проблемы, можно признать студентов, как возрастную и социальную группу, наиболее остро и быстро реагирующую на изменения.Еслиучесть возрастную специфику (подавляющее большинство студентов можно отнести к юношескому возрасту), то необходимо учитывать формирование мировоззрения и идентичности как основных психологических новообразований. А если рассматривать профессиональное становление, то на этапе профессиональной подготовки у субъекта начинает формироваться особый взгляд на мир, избирательность восприятия, направленность субъекта к определенным аспектам взаимодействия. Подобная избирательность или направленность может формироваться под действием множества факторов. Е.Ю. Артемьева одним из ведущих факторов называет именно вхождение в профессию, которое связано с принятием своей профессии как образа жизни, приобретением особого видения окружающего мира, особой его категоризацией, особым отношениемк ряду объектов, процессов, явлений. Ряд исследований в области профессионального становления и субъективной семантики позволяют сделать выводы о том, что различия в предмете деятельности имеют проекцию и в особенностях принятия объектов мира, не являющихся непосредственно профессионально значимыми. Можно предположить, что восприятие времени и пространства специфически преломляется через восприятие предмета, а также процесс освоения ивыполнения профессиональной деятельности.Таким образом, объектом нашего исследования являются ментальные репрезентации времени и пространства, рассматриваемые как отображение времени и пространства в сознании субъекта в совокупности вербальнолексических и образнографических единиц. Предметисследования‬содержание и организация вербальной и образной репрезентации времени и пространства в сознании студентов с разной направленностью специализации.Цель исследования ‬выявить различия и сходства характеристик репрезентированности пространства и времени в сознании студентов гуманитарных и технических специальностей.Широта, неоднозначность понятий «время» и «пространство» обуславливают трудности методологического и методического обоснования их психологического исследования. Время и пространство в психологии с различных теоретических позиций изучаются через субъективную значимость для человека, через процесс приспособления человека к окружающей действительности, через их представленность в психическом образном плане субъекта, через организацию деятельности.Исходя из заявленных объекта, предмета и цели в данной работе мы опираемся на исследования категорий «время», «пространственновременные характеристики» в рамках психосемантического подхода (Ю.К. Стрелков,О.А. Истомина, Т.Н.Денисова и др.). Внимание психосемантики направлено на моделирование систем значений как структур репрезентации опыта в сознании (Е.Ю.Артемьева, В.П.Серкин).Теоретикометодологическим основанием служат: системный и субъектный подходы, положения когнитивной психологии о ментальных внутренних репрезентирующих структурах. В основание эмпирической части исследования положены теоретикоэмпирические позиции психосемантики.Для исследования были использованы методы, применяемые в психосемантике (свободный ассоциативный эксперимент, метод семантического дифференциала, метод изображения (рисунок) на предлагаемый стимул). В основе выбора лежит представление о том, что мир профессии является групповым инвариантом субъективного отношения профессионалов к пространственным и временным характеристикам деятельности. Формирование этого инварианта происходит посредством совместнойдеятельности и коммуникации, которые опосредованы предметом деятельности, что создает тесную семантическую связь внутри профессиональной группы, а также семантическое отличие от другой профессиональной группы. Выборку составили 4 группы 2гокурса Института электроэнергетикии информатики (профили: компьютерные технологии автоматизации и управления, вычислительная техника, энергохозяйство предприятий, организаций, учреждений и энергосберегающие технологии, электропривод и автоматика) ‬подгруппа «человек ‬знаковая система» и4 группы 3, 4 курсов Института психологии (специальность «Психология труда и организационная психология») ‬подгруппа «человек ‬человек». Всего 66 человек (22 ‬молодые люди и 44 ‬девушки), в возрасте от 18 до 21 года. Исследование носило групповой характер.Поскольку экспликация репрезентаций осуществляется только в ходе эмпирического исследования, без громоздкого теоретического анализа культурного слоя, влияния субкультур и множества иных факторов, нами были выдвинуты следующие ненаправленные гипотезы,отражающие процессы интеграции (общего содержания) и дифференциации (различия в содержании) семантического как проекцияобщих закономерностей развития психического.1.У студентов с разной направленностью осваиваемой специальности существуют общие основания для репрезентаций времени и пространства, представленные в сходной системе семантических оценок, в содержании и организации вербальных и образных единиц репрезентаций.2.У студентов с разной направленностью осваиваемой специальности существуют значимые различия в экспликации репрезентаций на ассоциативном, семантическиоценочном и образном уровнях речемыслительной деятельности.В результате применения ассоциативного эксперимента был получен ряд ассоциаций, из которых нами были выделены ассоциативные семантические универсалии, т.е. те ассоциации, которые можно назвать общими для группы (табл. 1,2). Из таблиц видно, что количество лексических единиц, полученных в ассоциативном эксперименте и семантических универсалий на стимул «время» больше, чем ассоциаций пространства, что может свидетельствовать о ведущей роли времени в отображении единого «пространствавремени».Таблица 1 Частота встречаемости и ранг ассоциаций для подгруппы «человек ‬знаковая система» (N= 38)

РангАссоциацияКоличество представляющих ее лексических единицЧастота встречаемости в выборке (%)На стимул «время»1Часы 88 (21,1)2Деньги 55 (13,2)3Жизнь 44 (10,6)4Быстро 33 (7,9)5Долго 33 (7,9)6Длительное 33 (7,9)7Мало 33 (7,9)8Опоздание 33 (7,9)На стимул «пространство»1Космос 55 (13,2)2Время 55 (13,2)3Бесконечное44 (10,6)4Пустое33 (7,9)5Огромное 33 (7,9)6Система координат33 (7,9)

Таблица 2 Частота встречаемости и ранг ассоциаций в подгруппе «человек‬человек» (N = 28)

РангАссоциацияКоличество представляющих ее лексических единицЧастота встречаемости в выборке (%)На стимул «время»1Часы 1818 (64,3)2Мало, не хватает77 (25)3Деньги 44 (14,3)4Старость 33 (10,7)5Бесконечность 33 (10,7)6Течет

33 (10,7)7Бежит 33 (10,7)8Быстрое 33 (10,7)На стимул «пространство»1Пустота66 (21,4)2Замкнутость 44 (14,3)3Вселенная33 (10,7)4Свобода33 (10,7)5Абстрактность 33 (10,7)

Из содержания ведущих ассоциаций времени в обеих подгруппах видим, что акцент значимости склоняется к отношению ко времени как способу организации жизни человека, как например, «часы», «деньги», «опоздание», но присутствует и когнитивная оценка времени ‬«жизнь». Подчеркивается ограниченность времени («мало»). Время как поток ‬«бежит», «течет», «быстрое» ‬касающийся и жизни человека, которая подходит к своему завершению («старость»). Ассоциацию «деньги» можно объяснить двояко: как стереотипное, устойчивое выражение, либо как метафору, содержащую идеюценности времени для человека. У психологов значительная часть ассоциативных реакций являются общими, что позволяет заметить факт общности лексики, результат формирования представлений в языковой и ментальной картине мира студентов.Содержание часто встречающихся ассоциаций на стимул «пространство» указывает на представление пространства какчегото большого: «бесконечное», «огромное», «космос», «Вселенная». Ассоциация с системой координат может указывать на то, что в восприятии пространства должны присутствовать точки оценивания ‬границы.Пространство воспринимается как нечто, предоставляющее возможности для деятельности ‬«свобода». В целом же содержание ведущих ассоциаций можно определить так: время ‬вектор психического напряжения, движение жизни, а пространство ‬отсутствие ограничений, свобода для человека.Для получения феноменологии представленности времени и пространства на ассоциативном уровне, проведен контентанализ всего массива ассоциаций, полученных от испытуемых. В обеих подгруппах присутствуют ассоциации, указывающие на измеримость времени (единицы, средства и способы измерения). Данный факт можно объяснить выводами психологических исследований об особенностях отражения времени, восприятия времени, где отмечено, что человек ориентируется во времени посредством квантования, «предусматривающего обязательное непрерывное количественное дробление пространства и времени» (В.П.Лисенкова).Время ассоциируется с движением, изменчивостью. Подчеркивается ограниченность времени в системе координат человеческой жизни. Время описывается через события, связанные с жизнью человека. Оно субъективно в силу того, что имеет способность изменять скорость движения: растягиваться или же ускоряться.Таким образом, по ассоциативным реакциям, время разворачиваетсяв пространстве жизни, упорядочивает, придает ему движение. Пространство для испытуемых «безгранично». Оно воплощено в конкретных и объективно воспринимаемых объектах жизнедеятельности человека, объектах природной среды.Пространство представляется как то, на что направлено внимание, деятельность человека и поэтому оно должно быть определенным, измеряемым, объяснимым. Отсюда широко представленная «пространственная» лексика. Эмпирическое исследование подтверждает вывод когнитологов, что современный человекне может отвлечься ни от чувственных элементов восприятия, ни от геометрической концептуализации пространства.Примененная статистическая процедура сравнения данных с помощью критерия χ2, обнаруживает низкую значимость различийв сравнении количества ассоциаций времени и ассоциаций пространства в обеих подгруппах.Метод семантического дифференциала использовался для дополнения содержательного анализа репрезентаций времени и пространства. Для выделения структур субъективного шкалирования времени и пространства, полученных с помощью семантического дифференциала, применена процедура факторного анализа (метод главных компонент с последующим Varimaxвращением). Многофакторные структуры объясним тем, что оценки времени и пространства не имеют однозначных предметов отображения или их проявления настолько разнородны, что субъекту сложно задействовать только определенную систему оценок в их описании.Факторное решение, подвергнутое процедуре Varimaxвращения, показывает трѐхкомпонентную структуру шкал времени. Результаты факторного анализа семантического дифференциала студентов с направленностью «человек ‬знаковая система» показали следующее.По первому фактору время описывается в эмоционально положительном ключе: «радостное», «светлое», «цветное», «яркое»; присутствует когнитивная оценка: «понятное», «реальное»; подчеркивается активность времени и его ощущаемость: «стремительное», «активное»,«объемное», «широкое», «плотное». Таким образом, время оценивается с позиций пребывания человека во времени: человек действует(активность), мыслит (когниция), ощущает, чувствует (эмоциональная оценка).Второй фактор связан с физическим восприятием времени: «большое», «ощущаемое», «глубокое». На этом уровне время для субъекта связано с покоем: «расслабленное», «спокойное», «постоянное», его много, оно не связано с недостатком: «длительное», «обратимое».

Третий факторпредставляет время как глобальный, неделимый, необратимый процесс, характеризующийся определенной «этапность» и динамикой.Можно отметить, что полученные результаты вцелом соответствуют содержательному анализу ментальной репрезентации времени, полученному на основании данных ассоциативного эксперимента, а именно,параметрам описания «оценка субъектом своего восприятия и значения описываемого» и «соотнесенность с существованием человека».Результаты факторного анализа семантического дифференциала студентов с направленностью «человек‬человек»: в первый фактор вошли шкалы времени, отражающие его активность: двешкалы представлены отрицательными полюсами: «длительное» и « замкнутое», т.е. при выборе полюса биполярной шкалы респонденты более склонны в оценках к полюсам «открытое» и «мгновенное»; остальные шкалы имеют положительный полюс: «стремительное», «активное», «ритмичное»; присутствует эмоциональная оценка: «светлое», «радостное» «цветное», «яркое»; восприятие времени на физическом уровне: «глубокое», «объемное», «широкое», «ощущаемое», «плотное». Второй фактор отражает эмоциональную оценку времени, которая носит положительный характер. Он представлен следующими шкалами:«частное», «понятное», «радостное», «реальное», «спокойное», «близкое». При этом мы снова видим, что выбраны шкалы, отражающие активность и физическое ощущение времени: «большое», «близкое», «стремительное», «ощущаемое». Третий фактор содержит шкалы, характеризующие атрибуты времени: «непрерывное», «неделимое», «необратимое», «постоянное». Таким образом, факторное отображение шкал оценивания указывает на присутствие оценок времени как субъективноэмоционального явления, т.к. второй фактор описывает время как «радостное, спокойное и близкое». Фактор 1 дополняет субъективные оценки восприятием времени как «светлого», «цветного» и «яркого».Время воспринимается, как единый и однонаправленный процесс. В понимании студентов оно «непрерывное», «неделимое», «необратимое», «постоянное». Подчеркивается активностная характеристика времени: «мгновенное», «стремительное», «активное», «ритмичное», т.е. определена связь времени и деятельности. Упорядоченность времени, возможно, означает, что распределение событий, целей в жизни позволяет человеку не чувствовать напряжения (фактор3). В сознании время представлено в атрибутах, воспринимается как активное и эмоциональнопозитивное. Результаты оценивания времени с применением факторного анализа в целом соответствуют и репрезентируют обнаруженные описания времени в ассоциациях. Однако есть разница в эмоциональной оценке. Если в ассоциациях время описывается через такие слова, как «нервы», «раздражение», «грусть», «утрата», «тревожно», то в СД представлена положительная эмоциональная оценка времени. Мы предполагаем, что восприятие времени, отраженное в ассоциативном эксперименте, связано с актуальным эмоциональным состоянием субъекта, в то время как в СД такой связи нет.При факторном анализе пространства, не удалось получить интерпретируемых факторов. Можно предположить, что это связано с тем, что пространство в своих «глобальных», обобщенных характеристиках менее дискретно, чем время, пространство является более сложным образом, и, как следствие, сложнее поддается дифференциации. Это предположение, как будет показано ниже, подтверждают и рисунки, в которых образ времени изображается в основном цельными композициями, а образ времени представляется с помощью отдельных изображений.Рисунки, полученные в ходе исследовании, содержаткак отдельные образы или абстракции, так и совокупность двух или более образов, заключенных в композиции. В каждом образе зафиксировано определенное количество графических единиц, через которое изображались образы «время» и «пространство». Единицей анализа выступает визуальное изображение, которое распознается в соответствии с подписями и комментариями к рисункам.

Первым этапом обработки данных было выделение общих для обеих подгрупп графических единиц. Кроме того, из всего перечня общих единиц нами были отобраны для анализа только те, частота встречаемости которых больше 3. В противном случае, образ может восприниматься как случайный. Таким образом, на стимул «время» получено 12 графических единиц (табл. 3), на стимул «пространство» ‬10 (табл.4).

Таблица 3

Общие графические образы, полученные на основе анализа рисунков времени в обеих подгруппах

Графические образыКоличество представленных единиц«Человек‬человек»«Человек ‬знаковая система»Часы1614Солнце 610Река 72Растения47Стрела 35Геометрические фигуры 33Дорога 34Звезды 52Человек 33Облака 24Цифры 13Онтогенез 14

Таблица 4Общие графические образы, полученные на основе анализа рисунков пространства в обеих подгруппах

Графические образыКоличество представленных единиц«Человек‬человек»«Человек ‬знаковая система»Солнце 613Планета

47Человек 75Геометрические фигуры 36Звезды 411Земной шар 42Животные 24Дерево 33Цветок 33Комната31

Отсюда видим, что в образе времени существенным признаком является связанность с изменениями, ощущением возраста, непрерывностью и «заданностью» возрастных изменений. Основополагающий признак изменений присутствует в теме «природных изменений» (например, рост растений, дерево в четырех временах года). Но эти изменения, в отличие от возрастных, носят не линейный, а цикличный характер, указывая не только на непрерывность хода времени, но и на повторяемость явлений во времени. Использование астрономических объектов для изображения времени, указывает, что время ‬нечто определяемое через явления их сменяемости друг другом в сутках, месяцах, явления общие для всего на Земле.Качественной особенностью образов реки, дороги, стрелы является идея протяженности и движения времени, что может быть связано с общими представлениями течения, однонаправленности и измеряемости («цифры») времени.Таким образом,анализ содержания образной репрезентации времени, полученной в рисунках, позволяет отметить, что содержание представлений времени достаточно определенно. С одной стороны, время репрезентировано в конкретнопространственном отдельном объекте ‬часах с круглым циферблатом, свидетельствующей об устойчивости и социальной отнесенности этих представлений об измеримости времени.С другой стороны, время репрезентируется в основных свойствах, характеристиках, определяемых через пространственные параметры: движение,изменения, направленность движения как линейная, так и цикличная с различными «квантами», единицами отсчета. Схожие результаты были получены у М.Н. Семеновой при изучении ментальных репрезентацийвремени и пространства.Пространство, так же как и время, изображается с помощью астрономических объектов, объектов живой природы. В изображении пространства четко прослеживается принадлежность человеку:«Земной шар», как нечто глобальное, принадлежащее всем («общее» в шкалах семантического дифференциала) и «комната», как часть чегото большого, общего, принадлежащая конкретному человеку («частное» в шкалах семантического дифференциала).Для статистической обработки результатов был использован угловой коэффициент Фишера. Значение φ*эмп. представлено в табл.5 и 6. Таблица 5Значение φ*эмп. для графических образов времени

Графический образφ*эмп.Часы1.642Солнце0.462Река2.337Растения0.446Стрела (ки)0.313Геометрические фигуры0.385Дорога0.024Звезды1.642Человек0.385Облака0.486Цифры0.755Онтогенез1.116

Таблица 6Значение φ*эмп. для графических образов пространства

Графический образφ*эмпСолнце1.152Планета1.014Человек1.217Геометрические фигуры0.61Звезды1.441Земной шар1.249Животные1.249Дерево/деревья0.385Цветок0.385Комната1.373Таким образом,втабл.5 видим, что в целом различий между восприятием времени студентами с профнаправленностью «человекчеловек» и «человекзнаковая система» не обнаружено. Однако небольшие различия все же имеются. Так образы «часы» и «звезды» попали в зону неопределенности, а графический образ «река» ‬в зону значимости,т.е. студентыпсихологи чаще выбирают данные графические образы для изображения времени. Эти образы связаны с течением, цикличностью времени, на вербальном уровне студентыпсихологи так же чаще подчеркивают нехватку, ограниченность временного ресурса.Втабл.6 видим, что различий между восприятием пространства студентами с профессиональной направленностью «человекчеловек» и «человек‬знаковая система» не обнаружено.Итак, ментальные репрезентации времени и пространства рассмотрены нами в вербальном и образном аспектах. Можно сказать, что вербальное описание времени в ментальной репрезентации более разнообразно и согласовано, чем вербальное описание пространства. Из содержания ведущих ассоциаций времени видно, что акцент значимости склоняется к отношению ко времени как способу организации жизни человека, подчеркивается его ограниченность. Большая часть ассоциаций указывает на движение времени. Время описывается через события, связанные с жизнью человека. Время имеет единицы, средства и способы измерения. Пространство воплощено в конкретных и объективно воспринимаемых объектах жизнедеятельности человека, объектах природной среды. В семантическом дифференциале, где такое воплощение невозможно, при факторном анализе пространства не удалось получить интерпретируемых факторов.Факторное отображениешкал семантического дифференциала показало: время воспринимается, как единый и однонаправленный процесс. Подчеркивается активностная характеристика времени, оно упорядоченно. В сознании время представлено в атрибутах, воспринимается как активное и эмоциональнопозитивное. Время оценивается с позиций пребывания человека во времени: человек действует (активность), мыслит (когниция), чувствует (эмоциональная оценка).Результаты оценивания времени с применением факторного анализа в целом соответствуют и репрезентируют обнаруженные описания времени в ассоциациях. Однако есть разница в эмоциональной оценке. Графически время репрезентируется не только как соотнесенное с существованием человека, но в образе времени существенным его признаком выступает связанность с изменениями, ощущением возраста, непрерывностью. В рисунках, так же как в ассоциациях, наблюдается идея протяженности и движения времени, что может быть связано с общими представлениями течения, однонаправленности и измеряемости времени.Ментальные репрезентации времени и пространства были рассмотрены нами как результат вхождения субъекта в профессию, профессиональную среду. Содержательные характеристики могут быть описаны посредством качественных, психосемантических методов как актуализация значений и значимости времени и пространства для субъекта деятельности.Различий в экспликации репрезентации на вербальном (ассоциативные реакции и семантический дифференциал) и невербальном (рисунок) уровнях не обнаружено.На основании результатов эмпирического исследования можно утверждать, что на этапе профессиональной подготовки существуют некоторые качественные различия в организации ментальных репрезентаций времени и пространства в связи с направленностью осваиваемой профессиональной деятельности. Однаков интерпретации результатов невозможно четко отделить направленность личности от профессиональной направленности. И на вербальном, и на невербальном уровне нет четкого отражения именно профессионально обусловленных образов. Возможно, это связано с тем, что участники нашего исследования еще недостаточно освоили свою профессиональную деятельность, не имеют опыта в самостоятельном ее выполнении. Последующие эмпирические исследования позволят уточнить и расширить выводы данного исследования.

Ссылки на источники1.Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. ‬М.: Наука: Смысл, 1999. ‬350 с.2.Лисенкова В.П. Об особенностях отражения пространства и времени человеком// Психологический журнал.‬1981. ‬Т.2. ‬№1. ‬С.113‬119.3.Петренко В.Ф. Основы психосемантики. ‬СПб.: Питер, 2005. ‬480с.4.Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта // Психология. Журнал высшей школы экономики.‬2005. ‬Т.2. ‬№2. ‬С.3‬23.5.Семенова М.Н. Ментальные репрезентации времени и пространства: дис. …канд. психол. наук.‬Пермь, 2007. ‬213 с.

Konovalova Tatyana,Graduate student, the Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburgtok4032@gmail.comZavodchikov Dmitriy,Ph.D., Associate Professor, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburgzavodchikov_d@mail.ruPsychosemantics time and space in the subjective perceptions of students with different orientation trainingAbstract:This paper summarizes the results of a study on the impact of mastered specialty representation of space and time students.The subject of research is the content and organization of verbal and figurative representation of time and space in the minds of students with different areas of specialization.The aim of the work was to identify differences and similarities reprezentirovannosti characteristics of space and time in the minds of students of humanities and technical disciplines. Theoretical and methodological grounds are: systemic and subjective approaches of cognitive psychology of mental represented the internal structures. At the base of empirical research is theoretical and empirical positions psychosemantics. The study was conducted on students 24 courses of the Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg.The findings indicate the existence at the stage of training some qualitative differences in the organization of mental representations of space and time due to the orientation mastered professional activities. Further empirical studies will clarify and extend the findings of this study.Key words:subject, time, space, mental representations, the world trade, professional orientation.