Информационно-коммуникативные основы педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бурова И. В. Информационно-коммуникативные основы педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №5 (Май). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1258.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению значения информации и коммуникации в педагогическом взаимодействии в вузе; затрагиваются вопросы о традиционном и современном представлении информации в образовательном процессе вуза, о развивающем потенциале информации и барьерах информационного потребления ее студентами. Рассматривается коммуникативная стратегия информационного обмена в процессе педагогического взаимодействия в режиме диалога «преподаватель – студент», дана авторская характеристика педагогической коммуникации как средства передачи и приема информации в ситуациях педагогического взаимодействия.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бурова Ирина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им.Н.А.Добролюбова», г. Нижний Новгородira.burowa2013@yandex.ru

Информационнокоммуникативные основы

педагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению значения информации и коммуникации в педагогическом взаимодействии в вузе; затрагиваются вопросы о традиционном и современном представлении информации в образовательном процессе вуза, о развивающем потенциале информации и барьерах информационного потребления ее студентами. Рассматривается коммуникативная стратегия информационного обмена в процессе педагогического взаимодействия в режиме диалога «преподаватель –студент», дана авторская характеристика педагогической коммуникации как средства передачи и приема информации в ситуациях педагогического взаимодействия.

Ключевые слова:информация, информатизация, информационная потребность, педагогическая коммуникация, педагогическое взаимодействие.

Образовательный процесс в вузе является информационно насыщенным. Обмен образовательной информацией и ее усвоение студентами составляют основу данного процесса. Информационнообразовательная деятельность в вузе строится на основе общих принципов получения и обработки информации, что требует рассмотрения некоторых общенаучных положений в данной области.Наступление информационного общества широко обсуждалось в отечественной и зарубежной литературе 70–80х годов ХХ века.Особый интерес представляет идея, в той или иной степени представленная во всех публикациях: в информационном обществе основное внимание должно быть уделено повышению уровня образования, уровня квалификации обучаемых, и не только в плане технической грамотности пользования информационными средствами. Информационное общество требует повышения образованности в плане культуры, производства, общения.Центральным понятием информационного общества выступает понятие информации. В современных условиях существует множество производных от термина «информация». Один из наиболее часто встречающихся в качестве характеристики современного образовательного процесса, связанный с компьютеризацией обучения термин, –«информатизация». Сегодня широко распространено понимание информатизации как системы взаимосвязанных процессов:

‒информационного –обособления и представления в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами любой социально значимой информации;‒познавательного –формирования и поддержки целостной информационной модели мира, позволяющей обществу упреждающее динамичное регулирование своего развития на всех этапах проявления активности –от индивидуальной до общечеловеческих институтов;‒материального –строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации.Многие авторы, изучающие проблемы компьютерного обучения в системе образования, обращают внимание на специфику гуманитарных наук, которые рассматривают все процессы через призму человеческой деятельности ([1–3] и др.). Если понимать информатику как науку о деятельности человека по организации сбора, переработки, хранения и использования сведений, информационное обучение представляется в виде системы, включающей два основных аспекта: а) «компьютерный», связанный со способами накопления, хранения, предъявления учебной информации; б) личностный –присвоение информации, внутреннее ее преобразование в личностные представления, убеждения.Принципиальная особенность компьютерного обучения –ориентация на исследование формального компонента изучаемого явления или объекта. Формализация как общенаучный метод познания связан с построением и исследованием моделей. В.М. Монахов раскрывает сущность этого метода как: а) принципиальное разделение знакового и содержательного аспектов изучаемого объекта; б) возможность формального преобразования знаков и знаковых систем; в) вероятность инверсионного перехода от построения языковой модели к миру (классу возможных миров) и построение новых объектов [4].Безусловно, формализация имеет место в системе образования, способствуя упорядочению и рационализации образовательного процесса. В то же время личностный аспект информационного обучения является приоритетным, так как конечная цель информатизации образования –не построение формализованных инфосистем, а достижение субъектом образования самоизменения, саморазвития.В то же время данный аспект информатизации исследован менее,чем технологический. Один из главных культурноцивилизационных результатов информатизации образования –создание новых видов деятельности, новых отношений, усиление интеллектуальных возможностей человека, предоставление широкого доступа к мировым культурным ценностям.В культуре человечества формируется представление об информации как универсальной ценности, которая существует, передается и хранится в виде организованной системы сигналов,то есть является мерой организации, упорядоченности системы, способствуя снижению энтропии. Нет сигнала без информации, как нет и информации без сигнала. Понятие сигнала используется для обозначения воздействий, вызывающих активное отражение[5]. Примером такого активного отражения может служить познавательная деятельность человека. Система сигналов, как и способы и формы познавательной деятельности складываются в культуре. Для характеристики объема разнообразных сигнальных воздействий, которые может воспринять система в некоторых исследованиях вводится понятие «информабельность»[6, 7]. Информабельностью обладают как биологические, так и социальные системы, так как это свойство обеспечивает им возможность удовлетворять свои потребности и сохранять самодостаточность.Сигнальное воздействие отражаемой системы на отражающую может происходить в непосредственном контакте или в условияхпространственновременной разделенности. Информация, излучаемая объектом, проходит по информационным каналам и принимается субъектом, обусловливая его самоизменения, самопереход от незнания к знанию. В.А. Вергасов подчеркивает, что информационные каналы соединяют разумную деятельность отдельных людей, обеспечивая единство земной ноосферы[8]. При этом каждый отдельный человек представляет собой не только приемник информации, завершающий информационные каналы, ведущие к нему. Он обладает возможностью быть началом других информационных каналов, то есть быть источником информации, передаваемой другим людям.Рассмотрим некоторые значимые социальнопедагогические аспекты проблемы информационной потребности в образовательном процессе вуза.

Информация сама по себе содержит потенциальные возможности для личностного развития. Но традиционное отношение к информации в высшем учебном заведении сохраняет приоритет ее транслирования в учебном процессе, что противоречит современной методологии образования и вносит определенные ограничения в решение задач развития будущего специалиста.Как материалы педагогических публикаций, так и наши собственныенаблюдения позволяют привести в качестве распространенного примера следующую учебную ситуацию в вузе: учебная информация предлагается без целевой установки, соответствующей организации наглядности, актуализации эмоциональной сферы студентов и активизации их личностного и интеллектуального потенциала. Примерами таких ситуаций являются: а) студент заучивает параграф или абзац из книги, не вникая в его сущность и смысл,фактическине понимая содержания; б) лектор начинает лекцию словами: «Итак, рассмотрим тему..., проведем подстановку...»и т. д.Нет постановки цели, активизирующих вопросов, актуализации личностных потребностей и возможностей студентов. В результате повсеместно наблюдаемой подобной организации занятий мы вправе предположить, что информация при традиционном отношении не подвергается анализу, систематизациии структурированию, которые необходимы для выбора метода ее представления и передачи в учебном процессе. Предполагается лишь некоторая сумма знаний, транслируемая преподавателем во время лекции, не имеющая системных и качественных характеристик. Сегодня отношение к информации вобразовании меняется в сторону видения в ней не только знания, но и системы, поддающейся оценке с помощью количественных и качественных критериев с точки зрения личностного развития студентов. Информация, понимаемая с точки зрения развивающего образовательного процесса, представляет собой не только знания, но и те компоненты воздействия, которые влияют на сознание, на механизмы, управляющие восприятием, мышлением и поведением личности. Эти информационные компоненты требуют систематизации. В зависимости от целей обучения информация может участвовать в различных функциях педагогического общения: контактной, побудительной, координационной, эмотивной и т. д.

Рассматривая развивающий потенциал информации в аспекте гуманизации педагогического процесса, т. е.с точки зрения его диалогического характера, с позиций педагогического общения как ведущей технологии его организации, мы обнаруживаем четко выраженную тенденцию ковсе большей востребованности коммуникативной компетенции в педагогической деятельности преподавателя. Она подразумевает формирование знаний, умений и навыков обращения с информацией. Коммуникация понимается как обмен информацией посредством знаковой системы языка. Эта тенденция поддержана интерпретирующей социологией, которая в качестве основания для полноценного взаимодействиярассматривает полноценную субъективную (прежде всего –речевую)коммуникацию [9]. В процессе обучения происходит не только движение или обмен информацией, но активный обмен ею, характеризующий взаимодействие. То есть, как отмечают В.В. Петров и Ю.Н. Караулов, посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга [10]. Так, преподаватель с помощью мимики и интонации в силах управлять аудиторией, регулировать распределение внимания. Развивающий потенциал информации реализуется, таким образом, в значительной степени посредством интерактивной стороны обучения, которая отражает взаимодействие людей, является неотъемлемой частью учебного процесса.Проблемамногозначностиинформации в учебном процессе с неизбежностью приводит квопросу об увеличении ее объемов. Отметим, что стихийный поступательный рост объемов учебной информации не отражается положительно на ее качестве. Раскрытие развивающего потенциала информации связано с повышением качества подготовки специалистов в вузе, повышением уровня его заинтересованности в предмете, видением в нем развивающего потенциала. А это, в свою очередь, ведет к появлению качественных параметров измерения процесса формирования знаний, умений и навыков, а также критериев оценки значимости различных факторов, определяющих качество формирования специалиста в вузе.Информация является составляющей учебного процесса и входит в структуру связей, существующих в учебном процессе. Она входит в группу измерений обобщенных параметров специалиста, к которым относятся:‒уровень научнотеоретической подготовки;‒уровень практической подготовки;‒уровень развития организаторских способностей.Проблема потребления информации в сфере образованияносит социальнопедагогический характер, так как сопряжена с распространением в учебном процессе способов поиска, восприятия и использования информации, распространяемой многочисленными источниками, имеющими социокультурную природу.

Формирование определенных социальных параметров личности зависит от качества информационного взаимодействия. Принимая во внимание, что одной из целей образовательного процесса является передача знаний (как было отмечено выше, знания связаны с информацией, с ее помощью осуществляется переход от незнания к знанию), отметим один из существенных моментов в образовательном процессе, который можно регулировать в процессе педагогического взаимодействия. Это феномены потребления и непотребления личностью информации.Понятие о потреблении и непотреблении информации становится особенно важным в рамках образовательного процесса и образовательной среды. Речь идет не только о способах подачи информации в учебном процессе, но и о способностях личности к восприятию информации, личностному отношению к ней. Поэтому в настоящее время высшее образование все больше и больше сталкивается с проблемой развития информационной культуры в среде высшего образования.Полнота реализации информационной потребности зависит от взаимодействия двух групп факторов –субъективных и объективных. К субъективным относятся: способность человека к поиску информации, ее селекции; степень его активности в этих двух процессах; умение преодолевать существующие в информационном взаимодействии барьеры, особенно тотальноключевые –знаковый, тезаурусный, контрсуггестивный, ситуативный, темпоральный.Объективных факторов множество. В данном случае мывыделим один ведущий для образовательного процесса вуза–состояние инфопотенциала, инфоресурса. Потенциальность здесь подчеркнута в связи с тем, что извлечение информации и дальнейший перевод ее в метасредство познания зависят от степени реализации инфопотребности: человек, не вооруженный необходимыми способами поиска, селекции и извлечения информации, может оказаться не в состоянии ее обнаружить, она так и останется в инфофонде ожидания своего будущего потребителя.Инфоресурс представляет собой объем и содержание информации, которыемогут быть извлеченыиз инфофонда в ходе реализации инфопотребности ииспользованыдля достижения конкретных целей конкретного вида деятельности. Инфоресурс зависит от объема и содержания инфопотребности. Они при ее реализации определяют объем и содержание информации, которыедолжныбыть или будут извлеченыиз инфофонда. При этом существенна следующая оговорка: при реализации инфопотребности лучше «перебрать», чем «недобрать». Избыток информации при использовании ее в качестве метасредства не окажет негативного воздействия на достижение целей познавательной деятельности, в то время как недостаток способен самым существенным образом затормозить этот процесс.Для построения образовательного процесса в вузе актуально следующее положение: объем и содержание социальной деятельности (в нашем случае –педагогического взаимодействия)определяют объем и содержание инфопотребности, которая, в свою очередь, определяет объем и содержание инфоресурса данной инфосистемы. Осознав, сколько и какой информации потребуется для достижения поставленных целей, человек ищет именно столько и именно такую информацию. Поэтомуобразовательный процесс должен включать в себя технологии взаимодействия, основанные на соблюдении точных соответствий в системе работы с информацией.Преградой в инфопотреблении может стать сам человек, когда он не желает воспользоваться предлагаемой ему информацией. Причина в данном случае заключается в том, что, говоря словами Б.Ф.Поршнева, информация у человека проходит через фильтр доверия и недоверия. Она может бытьистинной и полезной, но все же остаться не принятой. Или наоборот, являясь ложной и вредной, информация может быть воспринята в силу доверия к ней со стороны человека [11].Недоверие к информации–это не единственный барьер при ее принятии. Разные авторы предлагают несколько систем таких барьеров. Остановимся на барьерах, которые в психологии характеризуются как тотальноключевые, так как они сохраняют свое негативное значение при любом виде инфовзаимодействия и часто встречаются в образовательном процессевуза. Знаковый(языковой) барьер.Возникает в том случае, когда субъект, предлагающий информацию, облекает ее в форму, которая не доступна воспринимающему. Он не может извлечь содержание из знаковой оболочки, поскольку не в состоянии «вскрыть» ее. Для преодоления знакового барьера необходимо прибегнуть к помощи посредника, способного перевести содержание информации из незнакомой (закрытой) знаковой формы.Тезаурусныйбарьер. Известны ситуации, когда все (или почти все) слова знакомы и понятны, понятны и их соединения, но в целом смысл остается неясным, так как в информации идет речь о вещах, для понимания которых необходим определенный запас предварительных сведений, знаний, то есть тезаурус. Проблема соотношений тезауруса и информации имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение. Если на одних участкахобщественной жизни ее влияние ощущается в неявном виде, то огромное количество других участков самым недвусмысленным образом зависит именно от характера связей в системе «информация –тезаурус». В частности, в высшем образовании тезаурусный барьер имеет значение в связи с большим объемом культурологических, социологических, экономических и других сведений, требующих особенных фоновых знаний и от преподавателя, и от студента. Информация, передаваемая обучающим обучаемому в процессе педагогического взаимодействия, предполагает наличие некоторой суммы предварительных знаний, отражающих прошедшие этапы взаимодействия. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о какомто объеме полученной ранее информации, а о таком необходимом ее объеме, который обусловливает успешное протекание процесса взаимодействия, в данном случае–обучения. «Критическая масса» тезауруса здесь должна быть такой, чтобы вновь предлагаемая информация былапонятной и не ограничивалась дублирование тезауруса, а дополняла, наращивала его в той или иной части. Если же «критическая масса» не отвечает этим двум условиям, то в обоих случаях количество потребляемой информации будет близко к нулю: в первом в связи с тем, что она не будет понятна, во втором–в связи с тем, что она предварительно известна, то есть, потреблена прежде.Преодоление тезаурусного барьера возможно при условии учета«критической массы» тезауруса обучаемых, чтобы предлагаемая информация одновременно и достигала ее, и не превосходила. Контрсуггестивный барьервозникает в том случае, когда знаковая оболочка вскрыта, информация соответствует критическому объему тезауруса, но, тем не менее, не потреблена, не использован потребителем, так как он не согласен с тем, что предлагается винформации, что пытаются внушить емучерез передаваемую информацию.

Ситуативный барьервозникает в условиях невозможности использования человеком полученной информации. Темпоральный барьер, который не способен полностью преодолеть как обучающий, так и обучающийся,связан с ошибками в инфодеятельности, зависящими от кодирования информации и от психофизиологических факторов личности, перерабатывающей информацию (это касается как личности студента, так и преподавателя).Очевидно, что передача информации осуществляется не только непосредственно от объекта, существующего в реальности, но с помощью посредников. Системы, связанные информационным каналом, могут достаточно сильно отличаться друг от друга (в частности, это касается и субъектов образовательного процесса –преподавателя и студента). Объединяющим их элементом выступает код. Информация всегда кодирована, и способ кодирования в образовательном процессе играет большую роль в эффективностиее усвоения, переработки и использования (осмысления). Наиболее общим кодом выступает язык, на котором осуществляется коммуникация в образовательном процессе, что требует рассмотрения закономерностей педагогической коммуникации, обеспечивающей взаимодействие в образовательном процессе вуза.

Коммуникация –универсальное понятие, которое сегодня используется многими науками (психологией, социологией, информатикой, философией, лингвистикой и др.). В самом общем виде ее можно определить как комплекс явлений, связанных с обменом информацией между людьми через посредство универсальной системы звуковых и графических знаков, чаще всего –языка,а также невербальных знаков (жестовых, мимических, интонационных и пр.). Коммуникация в образовательном процессе вуза представляет многозначный интерес. В первую очередь с точки зрения ее значения для пониманияинформации ивозможности вступать в отношения с другими людьми. Таким образом, коммуникация имеет множественное значение: социальное (способствует выстраиванию многочисленных межличностных отношений) и интеллектуальноразвивающее (в планеразвития вербального и невербального интеллекта с помощью переноса и понимания информации). В образовательном процессе вуза преобладает языковая вербальная коммуникация. Невербальная коммуникацияв свете современных научных представлений также относится к языковой (в значении знаковой), хотя осуществляется иными знаками [12].Языковаявербальная коммуникация универсальна, поскольку она обслуживает все сферы умственной и физической деятельности людей. Она первична, так как на ней базируется само мышление человека.Невербальная используется в специальных ситуациях, или как вспомогательная по отношению к вербальной (жесты и т. п.). В современных условиях обмен информацией между коммуникантами нередко осложняется наличием своеобразных «посредников», выполняющих особые вспомогательные коммуникативные операции. Они отчасти напоминают процессы кодирования –декодирования, так как сводятся к определенным преобразованиям формы языковых сообщений при стремлении сохранить неизменное содержание (семантическую информацию). Таким «перекодированием» является чтение вслух, запись речи, перевод с одного языка на другой. Интерпретация информации также выступает своеобразным перекодированием в области смысла –переходом от смысла, заложенного автором к субъективному личностному смыслу воспринимающего, что делает информацию близкой и значимой для человека.Явления языковой коммуникации, происходящие в пределах определенного языкового коллектива (группы лиц, пользующихся одной и той же системой знаков для обмена информацией), распадаются на элементарные акты, в каждом из которых участвуют как минимум два коммуниканта: один осуществляет передачу или отправление сообщения, другой –его прием или получение. Слова «передача», «прием», «отправление», «получение» употребляются в весьма широком диапазоне значений, поэтому при описании они заменяются специальными терминами, которые мы будем использовать в данном разделе. Передача языковых сообщений именуется трансмиссией, а прием –рецепцией. Соответственно, передающего и принимающего субъектов называют трансмиссором и реципиентом,а коммуникативные явления, прямо или косвенно относящиеся к передаче и принятию информации,–трансмиссионными и рецептивными(Э. П. Шубин).Языковая коммуникация выступает центральным звеном в современной системе вузовского образования, а такженеобходимым условием осознания воспринимаемой студентами информации. Языковая (вербальная) коммуникация как элемент образовательного процесса вуза и, в частности, как средство педагогического взаимодействия, не получила достаточно полного раскрытия как самостоятельный предмет научного исследования. Однако труды психолингвистов, филологов, лингвистов, специалистов в сфере массовой коммуникации позволяют рассмотреть компоненты языковой коммуникации, что весьма значимо в контексте рассматриваемого вопроса обинформационнокоммуникативных основах педагогического взаимодействия.В лингвистике и теориикоммуникации известно, что возможность участия в языковой коммуникации обеспечивается суммой психофизиологических характеристик человека (или коммуникативной «обученностью»), которую можно назвать коммуникатором. Обобщая мнение исследователей, отметим, что коммуникатор –это именно то, что должно быть создано у обучаемого, чтобы он мог участвовать в обмене информацией. Очевидно, что для участия в учебном процессе, построенномглавным образомна языковой коммуникации, необходимо создать коммуникатор, способствующий полноценному, эффективному обмену профессиональной информацией в учебном процессе вуза. Основа для этого –способность человека к осознанию поступающей из внешнего мира информации. Если рассматривать сознание как некоторый обобщенный коммуникатор в информационных обменах человека с миром, то главной педагогической задачей при реализациипедагогического взаимодействия в образовательном процессе вуза является выявление механизмов и средств, с помощью которых сознание человеканачинает действовать как эффективный коммуникатор. Эффективность педагогического взаимодействия в значительной степени определяется культурой коммуникатора преподавателя, то есть,достаточно прочно усвоенными средствами и формами коммуникации, приводящей к пониманию транслируемой преподавателем информации.

Основываясь на различных определениях и характеристиках коммуникации, сложившихся в педагогике и психологии, педагогическую коммуникацию правомерно трактовать как педагогически организованное средство передачи и приема информации в ситуациях педагогического взаимодействия. По своей сути педагогическая коммуникация выступает как органическая часть педагогики, которая трактуется как совокупность путей, средств и способов организации учебновоспитательной деятельности на основе приема, усвоения и передачи информации для разностороннего развития учащихся; как руководство к действию педагогов; как механизм управленияпроцессом образования. Педагогическая коммуникация синтезирует в себе элементы мировоззренческих, нравственных, профессиональных, эмоциональноволевых и физических свойств личности, которые оказывают значительное влияние на прием, усвоение, использование и передачу учебновоспитательной информации.

Объем передаваемой и получаемой информации, в случае ее правильного дозирования и варьирования ее характера способствует повышению эффективности педагогической коммуникации. Значимость информации для результативности образовательного процесса в вузе заключается в том, чтобысоздать условия,в которых студент захотел бы знать и уметь, пропустив через себя необходимую информацию.Педагогическое взаимодействие полифункционально. Коммуникативная стратегия взаимодействия «преподаватель –студент» определяется преподавателем, управляющим процессом познавательной деятельности, создающим атмосферу доброжелательного и активного речевого общения. Это выраженная стратегия партнерства, кооперации: участники общения находятся как бы по одну сторону деятельности, их отношения опосредованы общей целью и общим участием в выполнении своих ролей. Взаимовлияние очевидно: коммуникативная стратегия в чемто предопределяет функции педагогического общения, в чемто обусловливаетсяими. Функции педагогического общения соотносимы с функциями преподавателя. Речевая форма реализации функций общения –диалог, в котором происходит информационный контакт субъектов общения, каждый из которых обращается именно к этому партнеру, слушателю. Если в процессе общения обеспечена их равноправность, возможно возникновение соразмышления, сотворчества участников общения. Это позволяетрассматривать культурные способы вербального и невербального общения как образовательнодидактическиеусловияосуществления педагогического взаимодействия.

Ссылки на источники1.АнаньевЮ. В. Культура как интегратор социума.–Нижний Новгород: Издво ННГУ, 1996. –172 с.2.АсмоловА. Г. Кризис современной педагогики// Вузовская педагогика в информационном обществе: материалы семинара 28–31 января 1998.–Голицыно, 1998. –С. 34–48.3.ВербицкийА.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. –М.: Высшая школа, 1991. –207 с. 4.МонаховВ. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.–Волгоград: Перемена, 1995. –236 с.5.ВеличковскийБ. М. Образ мира как гетерархия систем отсчета// А. Н. Леонтьев и современная психология / Подред. В. П. Зинченко, О.В.Овчинниковой, О. К. Тихомирова.–М.: АПН СССР, 1983. –С. 12–23.6.БурыйШмарянО. Е., ШибаеваЕ.С.Планирование и учет работы органов НТИ по справочноинформационному обеспечению специалистов. –М.: ИПКИР, 1979.–67 с.7.Васильев, В. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой.–Воронеж: ИздвоВГУ, 1990.–140 с.8.ВергасовВ. М. Критерии оценки качества лекции по экономической и научнотехнической тематике.–Киев: Знание, 1981. –20 с.9.СлавскаяА. Н. Личность как субъект интерпретации. –Дубна: Феникс+, 2002. –240с. 10.ПетровВ. В. Караулов Ю. Н. Вступительная статья// Дейк ваннТ.А. Язык. Познание. Коммуникация.–М.: Прогресс, 1989.–С. 5–11.11.ПоршневБ.Ф. Социальная психология и история. –М.: Наука, 1996. –213 с.12.КондратьевС. В. Психология становления социальной сущности человека (вопросы теории). –Волгоград: Перемена, 1999. –168 с.

BurovaIrina,Ph.D., assistant professor of psychology and pedagogy of Nizhny Novgorod State Linguistic University after N. Dobrolyubov, Nizhny Novgorodira.burowa2013@yandex.ruInformationalcommunicative bases of the pedagogical cooperation in the educational system of the universityAnnotation. This article is dedicated to the importance of information and communication in the educational system of the university;it touches the points of the traditional and contemporary ways to present the information in the educational system of the university, developmental potential of information and the informational barriers faced by the students. We examine the communicative strategy in the process of the dialogical pedagogical cooperation in the system “teacher –student”, give the unique author’s characteristics of the pedagogical communication as the way of accepting the information in the situation of the pedagogical cooperation. Кeywords: information, informatization,informational necessity, pedagogical communication, pedagogical cooperation.